А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

В идеологическом отношении режим никогда не был ближе к своим «истокам»: нападки на оппозиционных интеллигентов, на «международную плутократию и еврейский капитал, навязывающие деколонизацию европейским народам», носили явно фашистский характер Завязывались контакты с европейскими праворадикальными организациями.
С другой стороны, салазаризм пытался выдать свою африканскую политику за «общенациональное дело», сыграть на колониалистских предрассудках. Салазар подчеркивал, что он остается у власти только из-за африканской войны.
Португальский премьер был опытным и ловким политиком, умело лавировавшим ежду разнородными группировками правящей элиты: республиканцами и монархистами, антиклерикалами и католиками, приверженцами индустриализации и «аграриями».
В 1964–1965 годах наметился известный спад демократического движения. Основными причинами были стабилизация военного положения в Анголе, а также новый экспортный бум в колониях, приносивших португальцам немалый доход. С другой стороны, португальское правительство приняло (хотя и в урезанном виде) некоторые положения «колониальной программы» либералов. Была несколько расширена компетенция местных законодательных собраний. Всем жителям империи дали права португальских граждан. Больше внимания стало уделяться народному просвещению.
Португальские колонизаторы стремились побыстрее создать африканскую элиту, на которую моглибы опереться.
Наконец, стремясь заручиться поддержкой извне, португальское правительство отказывалось от своего традиционного «протекционизма» и предоставило иностранному капиталу значительные льготы. Тем не менее начиная с 1961 года, Португалия находилась в почти полной изоляции в ООН и других международных органах. Ухудшились отношения с США: Салазар угрожал даже покинуть НАТО и отказался продлить срок соглашения об американских военных базах на Азорских островах.
В 1968 году, после вызванного падением со стула обширного кровоизлияния в мозг, Салазара фактически отстранили от власти. Однако его престиж был настолько высок, что никто не осмеливался сообщить престарелому премьеру, уже не слишком хорошо ориентировавшемуся в окружающей действительности, что он больше не премьер. В больничной палате Салазара до самой его смерти в 1970 году устраивались фиктивные «заседания Совета министров».
Салазар мало походил на классического диктатора: он редко выступал с речами, с трудом терпел массовые шествия и демонстрации, считая подобное политической демагогией. Формально все это время он продолжал оставаться профессором в отпуске и перед началом каждого учебного года направлял ректору Коимбрского университета очередное письмо с просьбой освободить его от чтения лекций и продлить отпуск без сохранения содержания. Пережив несчастливую любовь в юности, Салазар так никогда и не женился: проблемы политического влияния родственников «вождя», остро стоявшей, к примеру, в соседней Испании, в Португалии не было.
Много написано об отсутствии в португальском фашизме культа вождя, существуют десятки легенд о «скромности», «умеренности», «аскетизме» Салазара. Действительно, Португалией управлял «простой профессор», председатель Совета министров доктор Салазар, живший уединенно и редко выступавший перед «массами». В отличие от диктаторов Италии, Германии, Испании, Салазар (по крайней мере, до 1945 года) не выдавал себя сторонником демократии, пусть даже «органической» или «регулируемой». Термин «авторитарная демократия», который использовал Муссолини, Салазар объявил неприменимым к португальскому «новому государству». Более того, он даже выражал соболезнование своим европейским коллегам, которые, хотя и правят с помощью «великолепной элиты» высших фашистских сановников, все же вынуждены «бросать кость» толпе, с помощью которой они «устанавливали свою диктатуру». Свое «Новое государство» Салазар характеризовал как «господство интеллекта», «мышления», при котором «инстинкты» (их носителями являются массы), подчинены «разуму» («образованному классу»).
ТРУХИЛЬО РАФАЭЛЬ ЛЕОНИДАС
(1891–1961)

Диктатор Доминиканской Республики, в 1930–1961 годах (в 1930–1938 и 1942–1952 годах официально занимал президентский пост). Убит в результате заговора.
Трухильо родился 24 октября 1891 года в бедной семье. Рафаэль Леонидас не получил образования, с ранних лет зарабатывал на жизнь чем придется. Не брезговал и мелким воровством.
Вторая половина XIX века в Доминиканской Республике прошла под знаком ожесточенной борьбы различных кланов, группировок и партий за власть. В 1904 году США установили свой полный контроль над Доминиканской Республикой. В 1916 году ее оккупировала американская морская пехота. Национальная армия была распущена. Вместо нее под контролем американцев и при непосредственном участии офицерского корпуса США была создана национальная гвардия.
В эту гвардию в 1918 году и вступил Трухильо. До этого он имел среди местных жителей репутацию конокрада и контрабандиста. Место в национальной гвардии давало прежде всего определенную социальную защищенность. По словам одного американского журналиста, биографа Трухильо, «в обычные времена Трухильо, вероятно, окончил бы свое существование на виселице, или просто погиб бы как безвестный сельский бандит, но американская интервенция открыла широкие возможности именно для людей подобного рода».
Национальная гвардия под патронажем американцев занималась подавлением народных восстаний, вспыхивавших то в одном, то в другом районе. Трухильо отличался особой жестокостью, перед которой содрогались даже сослуживцы-каратели. Это не осталось незамеченным: его повысили по службе, а затем отправили на учебу в американскую военную школу.
После окончания учебы Трухильо был произведен в капитаны. В 1924 году войска США покинули Доминиканскую Республику, но на ключевых постах в государстве остались их ставленники. К этому времени полковник Трухильо занимал должность начальника штаба вооруженных сил. Когда же национальная гвардия реорганизовалась в армию, он стал ее командующим.
В 1930 году в стране состоялись выборы. В результате умелой фальсификации результатов голосования Трухильо был избран на пост президента. В стране сразу же установилась жесткая военная диктатура, вскоре превратившаяся в кровавую деспотию. Десятки тысяч недовольных его политикой были расстреляны или заключены в тюрьмы. «Эра Трухильо» продлилась до мая 1961 года. Полуграмотный полковник, а в прошлом контрабандист стал полновластным хозяином страны, получил возможность устанавливать собственные порядки.
За 31 год своего господства он четырежды переизбирался на пост президента при единодушной поддержке избирателей. В 1930–1938 и 1942–1952 годах он официально занимал этот пост, а в 1952 году номинальным президентом стал родной брат Трухильо — Эктор, но фактическим хозяином страны всегда оставался Рафаэль Леонидас, занимавший предусмотрительно пост главы вооруженных сил.
Конгресс присвоил Трухильо звания генералиссимуса, адмирала флота, титулы «Благодетель отечества», «Восстановитель независимости», «Освободитель нации», «Покровитель изящных искусств и литературы», «Первый студент», «Первый врач», «Первый доктор наук».
За многие годы неограниченной власти Трухильо превратился в самого крупного и могущественного бизнесмена Доминиканской Республики. Сбыт соли, мяса, табака, многие отрасли промышленности, значительная часть производства сахара были под его контролем. Он получал 30 миллионов долларов чистого годового дохода.
Трухильо скупил все самые лучшие земли в собственной стране, имел недвижимость за границей. Если какой-нибудь доминиканский фермер протестовал и отказывался продавать диктатору свой участок земли, то спустя несколько дней это делала его вдова.
Находясь у власти, Трухильо не забыл и о своих родственниках. Его братья, дети, дяди, племянники и другая многочисленная родня занимали в стране посты министров, послов, депутатов, а также многие другие высокие государственные должности. Трухильо имел право отстранять от должности любого чиновника, распускать конгресс и увольнять его отдельных членов, избранных народом. В личном специальном сейфе у него хранились заранее подписанные и заверенные печатью распоряжения об отставке каждого из депутатов и сенаторов, а также высших должностных лиц, в которых следовало лишь проставить дату.
Вся жизнь в стране контролировалась армией и полицией, почти половина бюджета страны расходовалась на содержание «сил порядка». «Доминиканцев сажают в тюрьмы даже за жалобы на плохую погоду», — писала в одном из своих номеров газета «Тайме». Все партии и движения были запрещены, кроме партии Трухильо «Партидо Доминикано». Человек, поступивший на государственную службу, автоматически становился членом этой партии и был обязан отчислять 10 процентов своей зарплаты в качестве партвзносов.
С точки зрения Трухильо, политика имела три аспекта: дипломатический, экономический и внутриполитический (охрана общественного порядка в стране).
Диктатор-генералиссимус считал, что для достижения этих целей годятся любые средства: убийства, провокации, похищения, заточения в подземных казематах. «Тот, кто не мой друг, мой враг, и, следовательно, он за это поплатится», — любил повторять Трухильо.
Неразборчивость диктатора в средствах приводила порой к страшным результатам. В 1937 году началась необъявленная по сути война с Гаити. Дело в том, что в течение многих лет тысячи гаитян ежегодно отправлялись в Доминиканскую Республику на сезонную работу — рубить сахарный тростник. Так было и в 1937 году. В конце сентября — начале октября (главные события разыгрались 2 октября) правительство Трухильо, не зная, как вывести страну из затяжного экономического кризиса, решило прибегнуть к испытанному способу — найти «козла отпущения», свалить вину на гаитян, якобы самовольно наводнивших Санто-Доминго.
Над гаитянами, прибывшими в поисках работы в Санто-Доминго, учинили кровавую расправу: были убиты более 20 000 ни в чем не повинных людей. Буря возмущения вспыхнула в Гаити. Под нажимом общественного мнения правительство Доминиканской Республики согласилось расследовать причины кровавых событий, однако независимую комиссию на место кровопролития не допустило. Трухильо ограничился выражением соболезнования и выплатой компенсации семьям погибших. Гаити потребовало 750 000 долларов — из расчета по 35 долларов за каждого убитого Трухильо долго торговался и наконец дал согласие выплатить 500 000 долларов.
В 1946 году сельскохозяйственные рабочие плантации «Ла-Романья» осмелились объявить забастовку. Трухильо отдал приказ арестовать всех ее участников. Спустя несколько дней было объявлено, что организаторы забастовки покончили с собой в тюрьме с целью избежать суда. В 50-х годах много шума наделало таинственное исчезновение профессора Галиндеса.
12 марта 1956 года профессор исчез средь бела дня в Нью-Йорке, по дороге из университета домой. Родные Галиндеса, а затем университетская администрация забили тревогу. В результате расследования, проведенного ФБР, было установлено, что профессора похитили агенты спецслужбы Трухильо, которые, возможно, сожгли его в топке парохода, направляющегося в Доминиканскую Республику, или выбросили его за борт на съедение акулам. Таким образом Трухильо отомстил профессору за изданную в США книгу, в которой тот нелицеприятно отозвался о генералиссимусе.
Не менее жестоко поступили и с лидером коммунистического движения Доминиканской Республики Фредди Вальдесом Его затащили на горную вершину, обвязали вокруг шеи веревку и столкнули в пропасть. Доведя таким образом Вальдеса до умопомешательства, его вернули в тюрьму, где лишь спустя несколько лет — 27 января 1950 года повесили.
Антикоммунизм был официальной идеологией режима, правившего в Доминиканской Республике. В марте 1936 года, несмотря на трения между двумя марионеточными государствами, Трухильо посетил Гаити и подписал гаитяно-доминиканскую конвенцию о борьбе с коммунизмом.
Трухильо пробовал влиять на внутреннюю жизнь Гаитянского государства. В 1941 году его поддержка и деньги помогли тогдашнему послу Гаити в Вашингтоне Эли Леско стать президентом Гаити. Они познакомились еще в 1933 году, когда Леско был министром внутренних дел Гаити. Прибыв в Санто-Доминго в качестве посла в 1934 году, Леско фактически поступил на службу к Трухильо. Генералиссимус воспылал безграничной любовью к посланнику соседней страны и даже подарил ему золотой револьвер и роскошный автомобиль. Особую щедрость по отношению к Леско Трухильо проявил, когда тот прокутил 35 000 долларов, полученных от своего правительства на закупку партии оружия. Трухильо покрыл недостачу.
К концу Второй мировой войны диктаторы по каким-то причинам превратились в смертельных врагов. В октябре 1944 года Трухильо пытался организовать убийство Леско, а в 1945 году, когда президент Гаити решил продлить свое пребывание у власти, Трухильо в отместку опубликовал свою переписку с ним за 1937–1945 годы, из которой следовало, что гаитянский президент действительно долгие годы был у доминиканского диктатора на содержании.
Когда власть на Гаити захватила военная хунта во главе с полковником Маглуаром, Трухильо поддержал узурпаторов. В феврале 1951 года Маглуар и Трухильо встретились и подписали совместное коммюнике о дружбе и борьбе против коммунизма.
Любопытная деталь, когда два президента по латиноамериканскому обычаю обнялись, чтобы похлопать друг друга по спине, Маглуар нащупал за поясом Трухильо пистолет 38-го калибра. Позднее Трухильо говорил, что трость, которую держал в руках Маглуар, была не чем иным, как замаскированным пистолетом.
Ничем не прикрытая жестокость Трухильо вызывала рост недовольства в стране. В 1954 году забастовал 20-тысячный коллектив одного из сахарных предприятий В 1956 году вспыхнуло вооруженное восстание, которое было жестоко подавлено. В 1958 году с участием военных был устроен правительственный заговор. В немалой степени активизации движения сопротивления диктатуре Трухильо способствовало то обстоятельство, что именно в то время, в конце 50-х, произошло падение диктаторских режимов в Перу, Колумбии, Венесуэле, на Кубе.
14 июня 1959 года в Констансе высадилась вооруженная группа патриотов-эмигрантов. Завязался бой с войсками Трухильо. Сам же диктатор обратился к народу и во всеуслышание заявил, что имеет место «кубинская агрессия». Была мобилизована 10-тысячная армия из резервистов. Одновременно Трухильо в срочном порядке стал закупать оружие, формировать «антикоммунистический иностранный легион».
В августе 1960 года в Санто-Доминго прибыли американские советники. По их рекомендации Трухильо Эктор оставил пост президента «по состоянию здоровья» и его сменил вице-президент Республики Балагер. Сам Трухильо был назначен представителем Доминиканской Республики в ООН (правда, туда он так ни разу и не выехал).
Однако политический кризис в стране не был решен. Конфликт лишь на время удалось притушить. После свержения диктатур в странах Латинской и Центральной Америки происходит смена политических элит. США это понимали и предложили Трухильо сменить правительство на новое, более респектабельное. Однако Трухильо не поддался уговорам и вступил в интенсивные переговоры со своими людьми в Вашингтоне. Тем временем в условиях кризиса диктатур по Бразилии, Чили, Никарагуа прокатились революции.
Властные круги в США поняли всю бессмысленность диктатуры Трухильо. В результате маневров госдепартамента с целью «оздоровления» обстановки в оппозиционных Трухильо кругах возник заговор. Операцию по устранению Трухильо взяло под контроль ЦРУ. Ее проведение было назначено на 30 мая 1961 года.
В этот день Трухильо отправился на автомобиле в одно из своих загородных имений. По пути следования кортежа была устроена вооруженная засада. Завязалась перестрелка, в которой Трухильо был убит.
ХАЙЛЕ СЕЛАССИЕ I
(1892–1975)

Император Эфиопии в 1930–1974 годах. До коронации Тэфэри Мэконнын возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во время итало-эфиопской войны 1935–1936 годов. В сентябре 1974 года низложен. В августе 1975 года убит (задушен военными армии Менгисту Хайле Мариама).
Хайле Селассие I (в переводе с амхарского — мощь, сила Троицы) родился 23 июля 1892 года. «Лев — победитель из колена Иудова, избранник Бога, царь царей Эфиопии» — таков был титул этого властелина над 30-миллионным населением. Первые уроки закулисных интриг, придворного соперничества, чинопочитания, властолюбия и управления людьми он получил еще от своего отца, раса Мэконнына, влиятельного губернатора про винции Харэрге, крупного военачальника и дипломата, которому многие в Эфиопии прочили престол в случае ухода из жизни царствовавшего тогда Менелика II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122