А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Потери венгерской армии (убитые, тяжелораненые, пленные) иностранные обозреватели оценивали тогда в 100–140 тысяч человек. Остатки армии — по разным подсчетам, от 20 до 60 тысяч человек — были частично возвращены на родину, а частично использовались на Украине в качестве оккупационных сил и на охране железнодорожного транспорта в Польше.
В связи с 75-летием фюрер подарил венгерскому другу яхту. Поблагодарив фюрера за подарок и поздравление, Хорти попросил возвратить на родину остатки венгерских войск, мотивируя это тем, что Венгрия нуждается в них для защиты своих границ. Хорти не мог не замечать растущую мощь советско-англо-американской коалиции. Поражение 2-й венгерской армии под Воронежем, осложнение взаимоотношений с гитлеровской Германией толкали его к принятию шагов по установлению контактов с правительствами Англии и США с целью заключения с ними сепаратного соглашения. Окружение Хорти еще надеялось, что в страну войдут именно войска США и Великобритании. Однако быстрое продвижение Советской Армии к границам Венгрии разрушило все надежды Хорти и его правительства на англо-американскую оккупацию страны.
17 марта 1944 года Хорти в сопровождении министров иностранных дел и обороны, а также начальника генштаба отправился к Гитлеру в его штаб-квартиру. Встреча в Клесхейме оказалась драматической. Фюрер настоял на «союзнической оккупации» Венгрии.
С войсками вермахта Венгрию наводнили агенты гестапо и СС, а также служба безопасности (СД), которые, имея от Кальтенбруннера специальный список почти на 400 ненадежных венгерских политических деятелей, депутатов парламента, журналистов, социал-демократов и руководителей профсоюзов, приступили к их арестам. Среди арестованных оказались и 9 депутатов верхней и 13 — нижней палаты парламента. Премьер-министр Каллаи избежал ареста только благодаря тому, что успел по подземным коридорам покинуть королевский замок и укрыться в турецком посольстве. Граф Бетлен также был вынужден скрываться от гестапо.
Вернувшись в оккупированный Будапешт, в окруженный германскими войсками королевский замок, Хорти 19 марта 1944 года собрал заседание Коронного Совета, где подробно доложил об обстоятельствах клесхеймских «переговоров». Хорти сообщил также, что фюрер заверил его, что в отличие от Чехии, которая «всегда принадлежала империи», Венгрию он не собирается превращать в провинцию. Он довел до сведения Коронного Совета, что новый посол Германии при первой же встрече с ним заявил «Рейх не доверяет правительству Каллаи». Со своей стороны Хорти выразил полное доверие правительству, но тем не менее, имея на руках заявление премьера об отставке, он фактически подчинился гитлеровскому давлению и согласился на формирование нового кабинета. По сути, Хорти капитулировал и своим именем и авторитетом покрывал перед внешним миром германскую агрессию и насилие.
Коронный Совет поддержал Хорти в его решении не покидать пост главы государства. Это означало, что, несмотря на оккупацию страны, венгерская государственность де-юре была сохранена и Хорти по-прежнему оставался правителем.
Многие венгерские дипломаты за рубежом в знак протеста против оккупации подали в отставку. В стране полновластными хозяевами стали Везенмайер, командующий войсками СС и начальник полиции. Хорти назначил премьер-министром отставного генерала Деме Стояи, пользовавшегося доверием немцев.
После назначения нового премьера и образования правительства Хорти на некоторое время укрылся в замке. Немцы провели тотальную мобилизацию в армию, отправили на фронт новые эшелоны с войсками, начали депортацию евреев.
Наместник Гитлера Везенмайер уже 25 мая доложил в Берлин об отправке в Германию около 140 000 евреев. В целом из Венгрии, согласно немецким сведениям, до 11 июля было депортировано 437 402 человека. Только после многочисленных обращений к Хорти руководителей венгерских церквей и лидеров оппозиционных партий, а также Папы Римского, шведского короля и иностранных дипломатов регент приостановил депортацию.
О событиях последних месяцев в Венгрии 25 сентября 1944 года следующим образом писал журналист Рене Пейс, автор передовой статьи в швейцарском «Журнал де Женев»: «Адмирал Хорти разочаровал многих своих сторонников, согласившись на все требования Германии. Из страха перед большевизмом, из опасения за свое личное благополучие он доверил власть Стояи, который повел чисто гитлеровскую политику. Судя по прежним действиям Хорти, не следует рассчитывать на то, что он последует примеру короля Михая и Маннергейма. Венгрия пожинает сегодня плоды его политики».
Хорти теперь стремился выйти из войны. Он послал четырех человек в Москву для ведения предварительных переговоров об условиях перемирия. 11 октября делегация в Москве получила окончательное согласие на принятие условий и подписание предварительного соглашения о перемирии. В тот же день делегация подписала его. В соответствии с ними Венгрия должна была отвести свои войска с фронта, а после подписания соглашения о перемирии объявить войну Германии и выступить вместе с Советской Армией.
По венгерскому радио было передано «Обращение» Хорти к народу Хорти сказал: «Сегодня каждому здравомыслящему человеку очевидно, что Германский рейх войну проиграл». Далее он подчеркнул, что ни одна нация не обязана жертвовать собой ради своего союзника. Отмечая, что гитлеровцы лишили венгерский народ самого ценного — свободы и независимости, Хорти заявил: «Я принял решение сохранить честь венгерской нации даже в глазах бывшей союзницы и довел до сведения здешнего представителя Германского рейха, что мы заключили предварительное соглашение о перемирии с бывшим противником и прекращаем против него боевые действия».
Объявление о перемирии явилось полной неожиданностью для гитлеровцев. Воззвание Хорти в народе было встречено с большим воодушевлением. Из тюрем начали выпускать политзаключенных, арестованных гитлеровцами, активизировались подпольщики, готовые реализовать призыв правителя. Антифашистские силы подполья готовились к национальному сопротивлению. Как отмечалось в корреспонденции шведского журналиста из Будапешта по Лондонскому радио, «после оглашения декларации Хорти на улицы Будапешта высыпали жители и десятки тысяч беженцев из зон военных действий. Незнакомые люди обнимали друг друга, повсюду раздавались приветственные возгласы в честь мира, союзников и Советского Союза. Вдруг появились немецкие танки, которые стали беспорядочно стрелять в толпу. Те, у кого было оружие, и солдаты, поддержанные полицией и военными формированиями, вступили в борьбу с немецкими солдатами и танками».
Силы, однако, были неравны. Оккупанты быстро подавили сопротивление жителей.
Вслед за этим немцы овладели центральной радиостанцией и телефонным узлом. Венгерская столица оказалась в руках гитлеровцев, сосредоточивших там накануне крупные силы, включая более 600 танков. Хорти укрылся в замке. 16 октября он сдался немцам: регент подписал документ о сложении с себя обязанностей главы государства и назначении премьер-министром Салаши — самозванного венгерского «фюрера».
Итак, Хорти не удалось вывести страну из войны. С его арестом и вынужденным отказом от власти, собственно, и завершился более чем 24-летний период его правления, настал конец той эпохи в истории Венгрии, который носил название «хортистский период», или «хортистская эпоха».
Вместе с семьей Хорти был размещен в охотничьем замке Хиршберг под Вайлхаймом, где содержался под охраной эсэсовцев. 1 мая 1945 года он был освобожден американцами.
Командование 7-й армии США взяло Хорти под стражу. Предстояло 6-месячное пребывание в различных лагерях депортированных, расположенных на территории Германии и Бельгии. В конце сентября Хорти был переведен в Нюрнбергскую тюрьму.
Он привлекался для выяснения различных обстоятельств периода войны. Его не только допрашивали, но и вели с ним беседы представители различных ведомств союзных государств, в ходе которых он имел возможность оценивать свои поступки, анализировать венгерскую внешнюю политику. Хорти полностью убежден в том, что «у Венгрии не было выбора между сопротивлением и нейтралитетом» в этой войне, — «сопротивление для нее означало бы ликвидацию национального существования». 18 декабря 1945 года американские власти отпустили бывшего регента на свободу.
Хорти и его семья еще почти четыре года оставались в Баварии. Затем они поселились в португальском городе Эшториле.
9 февраля 1957 года, на 89-м году жизни Хорти скончался. Он был похоронен в Лиссабоне на английском военном кладбище.
Хорти не смог вернуться на родину, однако его желание все же исполнилось. 4 сентября 1993 года в Венгрии состоялась церемония перезахоронения останков Хорти в семейном склепе в Кендереше, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
(1870–1924)

Выдающийся государственно-политический деятель России, основатель Советского государства. Возглавил Октябрьское восстание в Петрограде (1917). Председатель Совета Народных Комиссаров (с 1917 года). Одобрил создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В 1922 году заболел и не участвовал в политической деятельности.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в Симбирске, небольшом волжском городе. Отец его, Илья Николаевич Ульянов, был инспектором, а позднее попечителем народных училищ губернии. Он придерживался либерально-консервативных взглядов. За заслуги получил чин действительного статского советника (1874) и звание потомственного дворянина.
В 1863 году, будучи преподавателем математики и физики в пензенской гимназии, Илья Николаевич женился на Марии Александровне Бланк, имевшей, по-видимому, немецкие корни. Отец ее, Александр Дмитриевич, был врачом. Мать Владимира кроме русского и немецкого, также владела английским и французским языками, неплохо музицировала.
В рукописных воспоминаниях его старшей сестры Анны рассказывается, что Володя в детстве был низкорослым, у него были слабые ноги и огромная голова, вследствие чего он часто падал. Володя научился ходить только в три года. Упав в очередной раз, он от досады бился головой об пол. Родители опасались, что ребенок может оказаться умственно отсталым. К счастью, они ошиблись.
В то же время он мог быть и резвым, немного проказничал. Володя отличался желанием разрушать, что расстраивало его интеллигентных родственников. В возрасте трех лет он растоптал коллекцию театральных афиш своего брата. Позже старший брат Александр станет примером для Володи. Александр поступил в Петербургский университет, где увлекся революционными идеями. Ульянов вошел в группу, готовившую покушение на царя Александра III. Но заговор был раскрыт. Старания матери спасти сына — отец умер годом раньше — оказались напрасными: Александр взял всю вину на себя и 8 мая 1887 года вместе с четырьмя своими товарищами был повешен.
Смерть отца, смерть брата Володя испытал сильнейшее психологическое потрясение. Он потерял веру не только в государство, но и в Бога. К тому же от семьи Ульяновых отвернулись многие из тех, кого считали прежде друзьями. Понимание проявил лишь директор гимназии Владимир Керенский, который был одновременно и опекуном Володи. Он порекомендовал юноше, закончившему гимназию с золотой медалью, поступать на юридический факультет не в Петербурге, а в Казани. Ульянов последовал этому совету. Но уже в декабре был исключен из университета за участие в демократическом движении студенчества. Официальная легенда утверждает, что на вопрос почему вы бунтуете, молодой человек, ведь перед вами каменная стена, — он ответил да, стена, но прогнившая, толкни ногой, и упадет.
Владимир с матерью, братьями и сестрами уехал в Кукушкино, имение деда, расположенное в 45 километрах от Казани. Владимир Ульянов провел здесь период с декабря 1887 по ноябрь 1888 года. Он много читал. Увлекался революционным радикализмом Чернышевского. Позже обратился к произведениям К. Маркса, чей «Капитал», наряду с трудами Плеханова, основательно проработал. Начиная с января 1889 года он, по собственному свидетельству, стал сторонником марксизма.
В 1890 году Владимир Ульянов получил разрешение на сдачу экзаменов экстерном за полный курс юридического факультета при Петербургском университете, где в свое время учился его старший брат Александр. В следующем году он выдержал экзамен на звание кандидата и был допущен к работе адвоката в самарском суде. В 1892–1893 годах Ульянов работал помощником присяжного поверенного в Самаре. В конце 1893 года он решил отправиться в Петербург. Увлеченный идеями марксизма, чрезвычайно популярными в среде интеллигенции, Ульянов ведет просветительскую работу в народе — руководит рабочими кружками. Рабочие были захвачены «чрезвычайной силой духа» своего наставника, очень скоро в этом кругу он, несмотря на свои 24 года, стал носить кличку «Старик».
В 1894–1895 годах он написал первые крупные работы — «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», в которых он применяет марксизм к анализу современной российской действительности.
Здесь впервые проявился основной принцип политической полемики Ленина. На протяжении всей жизни он никогда не удовлетворялся высказыванием по предмету дискуссии, а в ходе критики быстро переходил к оскорблениям личного характера, добиваясь полного морального уничтожения оппонента.
В 1894 году на вечеринке в честь масленицы, «где марксисты ели блины, рассуждая о будущем России», Ульянов познакомился с курсисткой Надеждой Крупской, полностью разделявшей его взгляды и убеждения. Через четыре года, после недолгих и не слишком романтических встреч, она стала его женой. В апреле 1895 года Ульянов выехал за границу для установления связей с группой «Освобождение труда», созданной в Женеве русскими социал-демократами во главе с Г. В. Плехановым.
После того как Ульянов вернулся в Россию, доставив в чемодане с двойным дном нелегальную литературу, царская полиция неусыпно следила за ним. Несмотря на это, ему удалось установить в Вильне, Петербурге и Москве связи с женевской группой «Освобождение труда» и наладить регулярное поступление корреспонденции в Швейцарию.
В сентябре 1895 года талантливый юрист стал одним из организаторов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» — прообраза будущей коммунистической партии. В декабре было подготовлено издание давно задуманной газеты «Дело рабочего», тайная типография народников готова была приступить к набору. Ульянов уже правил пробные оттиски первого номера, когда в ночь на 20 декабря нагрянула полиция.
Почти все члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» были арестованы. Среди них — Ульянов и Надежда Крупская. За антиправительственную деятельность Ленин был сослан в Сибирь. Три года пребывания в Шушенском оказались весьма плодотворными. В Ульянов успел написать более 30 работ, посвященных анализу социально-экономической и политической ситуации в России, разработал план дальнейшей революционной борьбы.
Когда закончился срок ссылки Ульянов, несмотря на то что пребывание в Петербурге было ему запрещено, отправился туда вместе с Мартовым. Арест последовал немедленно. Однако уже через несколько недель его освободили. По меньшей мере, история российской социал-демократии пошла бы другим путем, если бы Ленина в тот момент вновь сослали. 29 июля 1900 года он пересек австрийскую границу и направился в Швейцарию.
В Женеве Ульянов начал выпускать первую общерусскую марксистскую газету «Искра», которая нелегально переправлялась в Россию. Первый номер «Искры» вышел в Лейпциге 21 декабря 1900 года. Девизом газеты стали слова Пушкина, посвященные декабристам: «Из искры возгорится пламя». Экземпляры, напечатанные на тонкой бумаге, были подготовлены к отправке в подвалах «Форвертс» в Берлине и тайно перевезены через границу. В России газета силами пропагандистов «рассеивалась» повсеместно: на улицах и на предприятиях, в казармах и в театрах, на почтамтах и т д.
В январе 1901 года Ульянов впервые подписал одно из своих писем Плеханову псевдонимом Ленин. Использовавшийся для маскировки инициал «Н» позднее уступил место буквам «В. И.», соответствующим действительности. О подлинном происхождении псевдонима «Ленин» остается только догадываться. По крайней мере сам Ульянов об этом предпочитал не говорить.
Чувствуя организационную слабость Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), созданной в 1898 году, Ленин предложил план ее реорганизации на основе жесткого централизма и подчинения меньшинства большинству.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122