А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Развивались и совершенствовались и другие рода войск.
В результате всех этих перемен увеличилась ударная и огневая мощь стрелковых и танковых соединений, повысилась маневренность танковых и механизированных войск, возросла возможность маневра артиллерией, эффективней стала действовать авиация.
Изменился способ формирования резервов. Они стали создаваться за счет выведенных из боя, уже имевших опыт формирований, а также переброски кадровых дивизий из Закавказья и с Дальнего Востока.
Широкое внедрение в войска радиосвязи улучшило надежность и оперативность управления ими в бою.
Возросшая протяженность фронта и крупные перегруппировки войск привели к возрастанию оперативных перевозок. К началу 1943 г. подвижность Красной Армии возросла за счет поставок по ленд-лизу и увеличения выпуска на отечественных автозаводах.
Наша армия становилась все более грозной силой для врага. В то же время с вступлением Германии в «тотальную войну» снижалось качество войск вермахта из-за сокращения в дивизиях вооружения, личного состава и, прежде всего, военных кадров, имевших опыт боев 1940— 1942 гг.
Совокупность всех этих причин позволила Красной Армии, начиная с контрнаступления под Сталинградом, достаточно успешно вести крупные наступательные операции. Постепенно происходил отход от линейной тактики прежних лет. Мощные ударные группировки создавались на направлениях главных ударов. Подготовка к наступлению велась в полной секретности. Сильный первоначальный удар обеспечивал прорыв тактической зоны обороны врага, а вторые эшелоны и резервы развивали успех. Стратегические наступательные операции начали осуществляться и группой фронтов методом последовательно проводимых операций.
Классическим примером роста военного искусства и боевых возможностей Красной Армии является Сталинградская стратегическая наступательная операция. Несмотря на незначительное общее превосходство над противником в силах и средствах, советское командование создало мощные ударные группировки на направлении главных ударов. Маршал A.M. Василевский писал:
«В качестве примера можно привести Юго-Западный фронт, ширина полосы которого составляла 250 км. На участке прорыва шириной в 22 км (около 9% общей протяженности фронта) было сосредоточено до 50% стрелковых дивизий, все танковые и кавалерийские корпуса, 85% артиллерии усиления. В интересах этой группировки действовала и вся операция фронта. Аналогичным образом создавались группировки на Донском и Сталинградском фронтах».
Разгром противника под Сталинградом свидетельствовал о возросшем уровне советского военного искусства.
Накоплению опыта ведения боя способствовала и система подготовки командных кадров, созданная в годы войны. В 1941 —1945 гг. Академия Генерального штаба выпустила 708 человек для кадров оперативно-стратегического звена, Военная академия им. М.В. Фрунзе — 8292 офицера и генерала. Подготовку командных кадров к 1945 г. вели уже 23 академии, 329 училищ, 210 краткосрочных курсов. В Курской битве советские военачальники показали достаточно зрелый уровень искусства вождения войск, а офицеры — боевого мастерства. Успеху способствовало повышение огневой мощи и подвижности войск.
«Если психологический перелом в Красной Армии произошел после Сталинграда, — пишет английский историк Р. Кросс, — то после Курска советские войска не только овладели инициативой, чтобы уже не отдавать ее, но и демонстрировали свое постоянно растущее материальное превосходство».
Действительно, в битве под Курском Красная Армия показала силу своей военной техники и военного искусства. Заблаговременно была создана глубокая (до 300 км), устойчивая в противотанковом и противовоздушном отношениях оборона. Большое количество подвижных войск в составе трех фронтов (Центрального, Воронежского и Степного) делают оборону активной. Для повышения ее устойчивости впервые были использованы артиллерийский корпус и дивизии прорыва. Было обеспечено значительное превосходство в силах над противником, особенно в артиллерии, отработаны вопросы взаимодействия между фронтами, наземных войск — с авиацией. В ходе сражения стойкая оборона сочеталась с контрударами силами фронтов и стратегических резервов. Умело выбранный момент для перехода в контрнаступление при господстве в воздухе советской авиации обеспечил успех. Широко применялось массирование средств на направлении главного удара (на участке прорыва гвардейской 11-й армии— 30% протяженности фронта армии — было сосредоточено 90% войск и все танки).
Результаты Курской битвы общеизвестны. После нее Красная Армия безостановочно повела стратегическое наступление на запад, применяя метод последовательных, а в конце войны и одновременных стратегических операций на различных направлениях.
Советское командование овладело такими формами боевых действий, как операции на окружение, форсирование водных преград с ходу, умело применяло оперативную маскировку при подготовке и ведении военных действий. Наступавшие группы фронтов (по 2—4) научились наносить глубокие удары, окружать крупные группировки врага. Так, под Корсунь-Шевченковским было окружено 10 дивизий, под Кишиневом— 18, восточнее Минска— 100-тысячная группировка, в районе Будапешта— 188-тысячная группировка войск неприятеля.
Сократились сроки наступательных операций. Если под Сталинградом для разгрома армии Паулюса потребовалось почти 2,5 месяца, то Ясско-Кишиневская группировка противника была разбита за 10 дней, и безвозвратные потери советских войск при этом составили 1%.
В 1943—1945 гг. шло непрерывное наращивание вооружения и боевой техники в нашей действующей армии. При этом удельный вес новых образцов оружия увеличивался и к концу войны достиг: в стрелковом вооружении — 42,3%, артиллерии — 83%, танках — более 80%, авиации — 67%.
С увеличением боевой мощи советских вооруженных сил возрастали масштабы стратегического наступления. Так, в кампаниях 1944 г. 7—10 фронтов одновременно наступали в полосе 2200—3000 км.
Советские полководцы научились творчески применять опыт проведенных ими операций. Характерен пример полководческого роста Маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина, командовавшего Южным, 4-м и 3-м Украинскими фронтами. Так, в Мелитопольской операции (октябрь 1943 г.) главный удар наносился севернее Мелитополя, но успеха не было. В то же время разведка доложила, что противник ослабляет позиции южнее города, перебрасывая войска на север. Перенесли главный удар на этот участок — легко прорвали оборону и овладели Мелитополем. В Крымской операции (апрель — май 1944 г.) командование фронта учло этот урок. На Перекопском перешейке имитировалась подготовка к главному удару, а нанесен он был с сивашского плацдарма, откуда враг его не ждал. Этот прием был еще более удачно использован в Ясско-Кишиневской операции (август 1944 г.), когда главный удар наносился с небольшого кицканского плацдарма, а противник был убежден в том, что основные усилия фронта будут сосредоточены на кишиневском направлении. И этот пример не единичен. Каждый полководец вырабатывал свой почерк, творчески исходя из своего военного опыта.
Успехи Красной Армии в 1944—1945 гг. необыкновенно подняли моральный дух всего народа и советских воинов. Вера в победу, в неминуемый скорый разгром гитлеровского вермахта, в уничтожение фашизма воодушевляла всех.
Советско-германский фронт абсолютно превосходил фронты союзников по интенсивности сражений, политическим и военно-стратегическим результатам боевых действий. Здесь сражения развертывались на огромнейших пространствах; в них участвовали миллионы людей, армады военной техники. В битве под Москвой, например, с обеих сторон участвовало 3 миллиона человек. Она длилась с 30 сентября 1941 г. до 20 апреля 1942 г. на фронте протяженностью до 2000 км. В результате этой решающей битвы советские войска отбросили противника на 100—250 км на запад, уничтожили 500 тысяч вражеских солдат и офицеров, 1300 танков, 2500 орудий. Победа под Москвой развеяла миф о непобедимости фашистского вермахта, сорвала план гитлеровского блицкрига. Противник был вынужден перейти к обороне по всему фронту. А Япония и Турция воздержались от подготовленного нападения на СССР.
Незабываемой страницей истории останется Сталинградская битва. Она внесла огромный вклад в достижение победы над лютым врагом, обозначила коренной перелом в Великой Отечественной и во всей Второй мировой войне. Здесь, в степях между Волгой и Доном, были разгромлены и взяты в плен отборные войска гитлеровского вермахта — удар небывалой силы по фашистскому рейху. Беспрецедентны масштабы этого грандиозного сражения. Битва на Волге длилась более полугода (17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.) и развертывалась на территории около 100 тысяч кв. км при протяженности фронта 400—850 км. Враг потерял 1,5 миллиона человек (более 25% всех действовавших на советско-германском фронте войск вермахта), свыше 3 тысяч танков, около 4400 самолетов, более 12 тысяч орудий. Стратегическая инициатива перешла к советскому командованию и удерживалась им до конца войны.
Победа под Сталинградом оказала очень важное влияние на международную обстановку в мире. Она сорвала планы нападения на СССР Японии и Турции, заставив их сохранять нейтралитет. Она привела к новому мощному подъему народно-освободительного движения против фашистской тирании. Удвоились силы тех, кто и ранее не склонял головы перед гитлеровскими захватчиками. Слово Сталинград передавалось из уст в уста как призыв к сопротивлению, как знак победы.
Наша победа под Сталинградом была восторженно принята всеми, кто сражался против фашизма. Президент США Франклин Рузвельт, оценивая этот подвиг советских войск, утверждал: «Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии». «Это действительно изумительная победа», — констатировал в феврале 1943 г. премьер-министр Англии Уинстон Черчилль.
Катастрофа войск рейха под Сталинградом вызвала растерянность и замешательство в стане врага. В этой битве не только были перемолоты отборные гитлеровские войска — здесь выдохся наступательный порыв вермахта, был сломлен моральный дух фашизма.
Еще большее военно-политическое и стратегическое значение имела Курская битва. Она продемонстрировала перед всем миром способность советского государства своими силами разгромить мощную военную машину третьего рейха. В этом величайшем сражении, длившемся почти 2 месяца, участвовало 4 миллиона человек. За 50 дней боев враг потерял более полумиллиона своих солдат и офицеров, 3 тысячи орудий, 1500 танков, 3700 самолетов. Советская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе, смертельный удар был нанесен танковым войскам вермахта.
Победа под Курском показала всему миру возросшие силы Красной Армии и превосходство ее военного искусства над вермахтом. Попытка немецкого командования захватить стратегическую инициативу в этой битве не удалась.
После такого разгрома гитлеровское командование вынуждено было отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всех фронтах Второй мировой войны. Сложились благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления Красной Армии.
Восторженно встретило победу нашей армии на Курской дуге мировое сообщество.
«Великое советское наступление, которое началось летом 1943 г. под Курском и Орлом, — указывалось в официальном труде военного министерства США (1945), — продолжалось непрерывно до следующей весны, когда нацистские захватчики были окончательно изгнаны из Южной России».
Премьер-министр Англии У. Черчилль не мог не признать, что «три огромные сражения — за Курск, Орел и Харьков, все проведенные в течение двух месяцев, ознаменовали крушение германской армии на Восточном фронте».
Решающее влияние нашей победы под Курском на положение фашистской Германии, на весь дальнейший ход войны признавали и в третьем рейхе.
Гудериан писал в своих мемуарах:
«В результате провала наступления „Цитадель“ мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя».
Битва под Курском и последующее сражение на Днепре завершили коренной перелом в ходе Второй мировой войны в пользу стран антигитлеровской коалиции.
Итак, коренной перелом в ходе войны произошел благодаря великим ее сражениям 1941 —1943 гг. на советско-германском фронте, в которых Красная Армия нанесла врагу сокрушительные удары, вырвала у него стратегическую инициативу и неудержимо погнала его на запад.
Немалую роль в войне сыграли советские партизаны, смело действовавшие в тылу врага, на оккупированных им территориях СССР.
Всенародное движение против гитлеровских захватчиков развернулось с первых дней Великой Отечественной войны. Советские люди, оказавшиеся в зонах оккупации, не желали покориться ненавистному врагу и его «новому порядку». Повсюду создавались партизанские отряды, объединявшие мужчин и женщин, стариков и молодежь — всех, кто мог носить оружие и желал сражаться с захватчиками.
Партизаны устраивали взрывы во вражеских гарнизонах, поджигали склады, выводили из строя линии связи и коммуникации.
Во многих оккупированных районах Российской Федерации, Белоруссии и Украины возникали так называемые партизанские края — территории, освобожденные и длительное время удерживаемые партизанами. Они служили плацдармами для развертывания партизанских действий, в них восстанавливались органы советской власти, медицинское, культурно-просветительское, бытовое и другие виды обслуживания населения. В 1943 г. партизаны контролировали во вражеском тылу свыше 200 тысяч кв. км — территорию, равную площади Англии, Дании и Бельгии, вместе взятых. В 1943 г. партизаны начали проводить обширные операции, согласованные по месту и времени с действиями Красной Армии, захватывали населенные пункты, переправы через реки, узлы дорог и удерживали их до прихода советских войск.
Особую роль в развертывании всенародной борьбы на захваченной фашистами территории и в дезорганизации нацистского «нового порядка» играли рейды крупных партизанских соединений в глубокий тыл врага. В 1943—1944 гг. было произведено свыше 40 таких рейдов, в них участвовало более 100 партизанских формирований. Для охраны своих коммуникаций и борьбы с партизанами немецко-фашистское командование помимо охранных и полицейских сил держало в зонах оккупации со второй половины 1942 г. до 10% своих регулярных войск.
Партизанское движение стало очень важным военно-патриотическим фактором ускорения победы СССР в Великой Отечественной войне.
Победу готовило и ускоряло и хорошо слаженное военное хозяйство, созданное в СССР. Сравнивая экономику СССР и Германии в годы войны, надо помнить, что промышленная база фашистской Германии, с учетом оккупированных ею стран, к началу агрессии против Советского Союза превосходила промышленную базу СССР в 1,5—2 раза (а по заводским станкам и добыче угля — в 2,5 раза). В дальнейшем, вплоть до 1945 г., германская промышленность превосходила советскую в производстве электроэнергии в 1,8 раза, в добыче угля— в 4,8, в выпуске стали— в 2,6 раза. И все же Советский Союз обогнал Германию по производству вооружения. Всего за войну — с 1 июля 1941 г. по 1 сентября 1945 г. — наша военная промышленность выпустила 894 тысячи артиллерийских орудий и минометов, 102,8 тысячи танков и САУ, 112,1 тысячи боевых самолетов, тогда как Германия— с сентября 1939г. по апрель 1945 г. — произвела 398,7 тысячи орудий и минометов, 46,3 тысячи танков и штурмовых орудий, 89,5 тысячи боевых самолетов. Следовательно, даже в тяжелейших условиях войны и громадных потерь экономика СССР оказалась способной не только обеспечить фронт всем необходимым, но и неуклонно увеличивать выпуск необходимого вооружения.
Продукция отечественной военной промышленности непрерывным потоком шла на фронт и использовалась там полностью. Так, если в конце 1941 г. в действующей армии имелось свыше 1700 танков, около 22 222 орудий и минометов, почти 2500 боевых самолетов, то к концу 1942 г. количество танков и САУ возросло до 6000, артиллерийских орудий — до 72,5 тысячи, боевых самолетов стало более 3000, а к началу 1945 г. эти показатели поднялись по танкам — до 11 000, по артиллерийским орудиям — до 100 тысяч, по самолетам— до 14,5 тысячи. Это был мощный арсенал победы. Он полностью работал на быстрейший разгром третьего рейха.
В годы войны это признавали и руководители военного производства США. Так, в итоговом «Обзоре военного производства США за 1940—1945 гг.», подготовленном американским управлением военного производства, говорится:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39