А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

«Прибытие Чиано в Берлин. Торжественное заключение союза с Японией»…
Да, Япония вновь напомнила о себе в Европе, хотя ее политическое бытие было напряженным и само по себе…
После отставки кабинета Хиранумы в результате шока от советско-германского пакта в Японии сменилось еще два кабинета — Нобуюки Абэ и Мацумаса Ионаи.
Ионаи к середине 40-го года потерял в Японии поддержку «верхов», и армия спровоцировала правительственный кризис — военный министр генерал Хата ушел в отставку, а никто из генералитета не согласился заменить его в кабинете Ионаи.
В результате 16 июля ушел в отставку сам Ионаи, и 22 июля его сменил принц Фумимаро Коноэ, уже бывший премьером полтора года назад. Министром иностранных дел во втором кабинете Коноэ стал Ёсуке Мацуока…
Коноэ, имевший репутацию «меланхоличного принца», принадлежал к старейшей аристократической фамилии и считался также баловнем судьбы, романтиком и фантазером…
Однако «фантазии» его были не только масштабными, но и удивительно разумными. В 1940 году ему было почти пятьдесят (он родился в 1891 году), а развитой японец такого возраста являл собой удачный синтез вековых традиций и нового знания…
А Коноэ был развитым японцем. Уже в молодости, через год после окончания университета, он опубликовал эссе под названием «Отказ от мира с Англией и Америкой в центре»…
Ее кое-кто считал незрелой, однако молодой принц обвинял атлантистов-англосаксов в том, что они, самочинно присвоив себе монополию на трактовку понятий «гуманизм» и «демократия», пользуются этой монополией своекорыстно…
Воля твоя, уважаемый читатель, но такие мысли доказывают очень зрелый взгляд на происходящее в мире XX века… Со временем воззрения Коноэ в этом направлении лишь развились и окрепли, поэтому он был идейно ориентирован на союз с Германией и с СССР…
В окружении Коноэ не только как советский разведчик, член группы Зорге, но и как политический советник успешно действовал Ходзуми Одзаки.
А сам Зорге был активным последователем идей германского геополитика Карла Хаусхофера и способствовал распространению этих идей в Японии…
А основной мыслью Хаусхофера была мысль о необходимости стратегического союза Германии, России и Японии. Такой союз был бы разумен и с позиций укрепления национальных обществ трех стран, и с позиций противодействия лицемерному, своекорыстному космополитизму атлантистов и вообще Золотой плутократической Элиты…
Одним же из приверженцев концепций генерала Хаусхофера в Германии был ее рейхсканцлер Адольф Гитлер…
В Америке знали как о подобных идеях, так и о том, что их реализация означает для планов и устремлений Золотого Интернационала… 21 июля, выступая против ограничения экспорта в Японию, государственный секретарь Корделл Хэлл заявил:
— Не будем выносить такой резолюции, чтобы не вызвать у японцев патриотического сплочения, и не будем толкать Японию в объятия России…
ЯПОНИЯ, впрочем, была не так уж наивна, и, не отказываясь от широкого импорта из США, устами своего посла в Москве Того предложила России заключить пакт о нейтралитете… Москва и Токио начали готовиться к переговорам…
Одновременно Коноэ обратился и к Берлину. В Токио вели беседы посол Отт и Мацуока, а в Берлине —Риббентроп и посол Курусу.
В начале сентября в Токио отправился специальный посол Генрих Штамер на переговоры с Мацуокой…
— Мы предлагаем вам заключить союзный договор, — сообщил Штамер Мацуоке в присутствии Отта.
— На каких условиях?
— Вы сковываете Америку так, чтобы она не помышляла о подключении к войне в Европе, а мы обеспечиваем вам поддержку вооружениями, материалами и содействуем вашим планам в Восточной Азии…
— И все?
— Нет… Мы взаимно гарантируем друг другу поддержку в том случае, если одна из сторон окажется в состоянии войны с Россией… Германия обеспечит также участие в союзе Италии…
— Да, это вполне приемлемо и в целом совпадает с нашими подходами…
19 и 20 сентября Риббентроп встретился в Риме с дуче, и после этого все было решено окончательно. Гальдер 23 сентября записал: «Очевидно, в течение этой недели будет заключен японо-германо-итальянский пакт. Договор вступит в силу в случае вмешательства нового противника в войну в Европе или в Азии. Этот союз направлен против Америки и России».
А 27 сентября 1940 года в 20 часов 15 минут по берлинскому времени Риббентроп, Чиано и Курусу в присутствии Гитлера поставили свои подписи под Тройственным пактом.
Преамбула договора гласила: «Правительство Великой Японской империи, правительство Германии и правительство Италии, признавая предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставление каждому государству занять свое место в мире, считают основным принципом создание и поддержание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в районах Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций…»
«Великим» «англосаксонским» (тоже в кавычках, ибо точнее было называть их космополитическими) «демократиям» такой поворот дел был как нож к горлу уже потому, что они считали своим местом в мире весь мир, и никому другому предоставлять место под солнцем не желали. Ведь солнце над планетой было одно. И оно уже — не заходя — светило лишь над одной державой — Британской империей, которая, тем не менее, переходила на «особое положение» младшей сестры Дяди Сэма…
Так зачем «демократиям» надо было менять что-то в таком порядке вещей?
Преамбула же Берлинского пакта, заявив о новом порядке, сообщала также о желании трех правительств сотрудничать со всеми государствами, которые прилагают подобные усилия во всем мире…
Что же до конкретных статей, то вот они:
«Статья 1. Япония признает и уважает руководящую роль Германии и Италии в создании нового порядка в Европе.
Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководящую роль Японии в создании нового порядка в Великой Восточной Азии.
Статья 3. Япония, Германия и Италия соглашаются осуществлять взаимное сотрудничество на основе указанного курса; если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в китайско-японском конфликте, то три страны обязуются оказать взаимную помощь всеми имеющимися в их распоряжении политическими, экономическими и военными средствами».
Было ясно, что в статье 3-й могут подразумеваться лишь США и СССР. Однако статья 5-я пакта прямо оговаривала: «Япония, Германия и Италия подтверждают, что указанные выше статьи никоим образом не затрагивают политического статуса, существующего в настоящее время между каждым из участников пакта и Советским Союзом»…
Статьи 4-я и 6-я были «техническими».
Пакт заключался на 10 лет и оформлял ось «Берлин — Рим — Токио»… Безусловно, замена «Рима» на «Москву» была бы не только в духе идей Хаусхофера и Коноэ, но и обеспечивала бы «оси» большой запас прочности…
Однако было ли это возможно?
Риббентроп в Берлине сказал:
— Эта палка будет иметь два конца — против России и против Америки.
А в Токио Мацуока накануне подписания успокоил тайный совет:
— Япония поможет Германии в случае ее войны с Россией, а Германия в подобном же случае поможет нам…
Оценку Гальдера (а точнее, отражение им оценки ситуации Берлином) мы уже знаем. И, казалось бы, все, сказанное Риббентропом, Мацуокой и Гальдером, исключало «русское» дополнение только что подписанного соглашения.
Но, во-первых, этой «палкой» собирались не столько бить, сколько сдерживать.
Во-вторых же, было и еще одно тонкое обстоятельство — немцы предложили нам… присоединиться к Берлинскому пакту…
НАЧАЛОСЬ с того, что 26 сентября временный поверенный в делах Германии в СССР В. Типпельскирх в 12.05 по московскому времени получил срочную шифровку с пометкой «Государственная тайна» и грифом «Совершенно секретно. Только для поверенного в делах лично».
В шифровке лично Риббентроп предписывал Типпельскирху в четверг, 26 сентября, в том случае если из его министерской канцелярии по телефону или телеграфу передадут кодовое слово «Исполнение», посетить Молотова и сообщить ему, что «ввиду сердечных отношений, существующих между Германией и Советским Союзом», Риббентроп конфиденциально информирует его о следующем:
«7. Агитация поджигателей войны в Америке, которая на нынешнем этапе окончательного поражения Англии видит для себя вывод в расширении и продолжении войны, привела к переговорам между двумя державами Оси, с одной стороны, и Японией — с другой; результатом этого, предположительно в течение нескольких дней, будет подписание военного союза между тремя державами.
2. Этот союз с самого начала и последовательно направлен исключительно против американских поджигателей войны. Конечно, это не записано прямо, но может быть безошибочно выведено из его содержания.
3. Договор, конечно, не преследует в отношении Америки каких-либо агрессивных целей. Его исключительная цель — лишь привести в чувство те элементы, которые настаивают на вступлении Америки в войну…
4. …Три договаривающиеся державы полностью согласились в том, что их союз ни в коем случае не затронет отношений каждой из них с Советским Союзом…»
А далее Риббентроп поручал сообщить, что он вскоре обратится с личным письмом к Сталину, где вместе с «откровенным и конфиденциальным изложением германской точки зрения на нынешнюю политическую ситуацию» будет приглашение в Берлин Молотову, «чей ответный визит, — как писал рейхсминистр, —после двух моих визитов в Москву нами ожидается…»
Во второй половине дня слово «Исполнение» было Типпельскирху передано, и в 22.00 он сидел перед Молотовым.
— Господин министр, я имею честь передать вам следующее… Агитация поджигателей войны в Америке, которая на нынешнем этапе окончательного поражения Англии…
Молотов все сказанное выслушал и начал с другого:
— Господин Типпельскирх, наше полпредство в Хельсинки сообщает о том, что финны предоставляют вашим войскам право транзита в Норвегию. А Юнайтед Пресс добавляет, что германские войска уже высадились в финском порту Вааза…
— У меня нет никакой дополнительной информации по этому поводу, господин министр…
Молотов задавал вопрос не зря — дело было не только в транзите — немцы тогда у финнов высаживались не для того, чтобы транзитом проследовать в Нарвик, а для того, чтобы задержаться в Финляндии… Но на нет и суда нет, и далее речь шла «по тексту»…
— …Мы уже имеем некоторую информацию о планах подписания вашего соглашения с японцами из нашего токийского полпредства. Нас все это, конечно, очень интересует, и мы желали бы быть подробно информированными… Тем более что такое наше желание основывается на статьях 3 и 4 пакта о ненападении…
Молотов взглянул на немца и прибавил:
— Мы хотели бы получить информацию о секретных протоколах к соглашению, а также текст вашего соглашения с финнами — на основании тех же 3-й и 4-й статей пакта, потому что нам сообщают о высадке германских войск в Ваазе, Пори и Улеаборге…
На «финский» вопрос Сталин и Молотов будут налегать еще неоднократно, но особого резона в том не было — Гитлеру был очень нужен никель из Петсамо, и он не хотел терять хороших отношений с финнами, которых в период их конфликта с нами не поддержал… Со своей стороны и Сталин решил, что нам не помешало бы укрепление своих «никелевых» позиций в Петсамо-Печенге… 1 ноября Молотов потребовал от Паасикиви, который теперь был посланником Финляндии в Москве, чтобы нам поставлялось 10 процентов никелевой руды…
Паасикиви оправдывался тем, что рудники еще не работают, что англо-канадская компания, имеющая в Петсамо концессию, не согласна, что руду даже немцы еще не получают, но Молотова это не убеждало…
Вообще-то Петсамо надо было просто включить в условия мирного договора, но тогда Сталин явно не хотел иметь проблемы из-за никеля еще и с Англией… Ведь никель добывали по сути они. Март же 1940 года, когда мы заключали договор с побежденными финнами, был лишь третьим месяцем года, в отличие от шестого месяца года июня — когда побежденные англичане спешно покидали берега побежденной Франции… И в марте 40-го Москва была намного осторожнее с Лондоном, чем в ноябре…
Тем не менее «финскую» тему в беседе с Типпельскирхом Молотов затронул неудачно. Но в целом он был удовлетворен — немцы отнеслись к нам лояльно…
Что же до США, то они отреагировали на Берлинский тройственный пакт тем, что тут же запретили экспорт черных металлов и металлического лома куда-либо за исключением Англии и стран Западного полушария.
Англия же заявила о возобновлении помощи Чан Кайши.
ДА, СИТУАЦИЯ развивалась… Но как? И в чьих интересах?
Если читатель помнит, автор уже рассказывал о вашингтонской беседе польского посла в Вашингтоне Ежи Потоцкого с послом США в Париже Буллитом. Тогда, в конце ноября 38-го года, почти за год до войны, Буллит без обиняков сообщил тот алгоритм, по которому должна проходить эта будущая война.
Вначале Германия начнет экспансию в восточном направлении (то, что это означало вторжение в Польшу, не смутило ни поляка, ни янки).
Затем предполагался затяжной военный конфликт рейха с СССР. Когда немцы растянули бы свои коммуникации и отдалились бы от своей базы, Англия и Франция должны были нанести первый удар…
Право решающего (а точнее — добивающего) удара Буллит отводил Америке, после чего Германия должна была капитулировать…
Но все пошло не так, как было задумано… Хотя война грозила стать затяжной и вероятность конфликта Германии с СССР не исчезла…
Гитлер как-то сказал Борману:
— Похоже, Мартин, нам не остается ничего другого, как устранить Россию из европейского силового поля. А для этого надо упредить ее нападение.
— Разве мы не отразим его в любом случае? — засомневался помощник фюрера по партии.
— Ах, Мартин, мы не можем позволить русским пустить их танки по нашим автострадам и воспользоваться нашей железнодорожной сетью для переброски войск…
Гитлер покачал головой:
— Нет, мне надо спешить, а Сталин рано или поздно, но, пожалуй, отпадет от нас и перейдет в лагерь союзников.
Однако, говоря так, фюрер не столько высказывал свои настроения, сколько хотел выяснить настроения окружения— партийного, военного…
Надо было выяснить и настроения внешнего мира, вовлеченного в мир фюрера… И в сентябре и октябре Гитлеру пришлось-таки поездить в своем личном поезде с рядом «челночных» бесед: французы, итальянцы, испанцы…
Примирить, увязать одно с другим было сложно — у всех трех партнеров были свои колониальные владения, свои колониальные запросы и проблемы…
4 октября на перевале Бреннер Гитлер встретился с дуче… Международное движение через станцию Бреннер было задержано на три часа — пока в салоне-вагоне фюрера шла оживленная беседа…
Говорили обо всем сразу…
— Война выиграна, — заявил фюрер. — Десант пришлось отложить, потому что мы могли рассчитывать максимум на пять дней хорошей погоды, а для переправы надо как минимум восемь…
— Но Англия держится, — заметил дуче.
— Да, она надеется на Америку, а та может помочь лишь экономически… Да и захочет ли она воевать на два фронта — против нас и Японии…
— А Россия?
— Надежды на русских тоже не оправдались. К тому же мы имеем на русской границе 40 дивизий… А будем иметь 100… Россия наткнется на гранитную стену. Однако невероятно, чтобы она сама начала конфликт с нами.
— С ней можно договориться?
— Во всяком случае, с ней и с Турцией надо бы обсудить новый порядок в Европе… Это прямо связано с Балканами… А вам, дуче, надо добиться присоединения к державам «оси» Испании… Франко предлагает нам аренду портов, но мне нужны собственные базы.. И надо решать проблему Гибралтара, а она тесно связана с французской проблемой…
— Сложно… Испания требует Марокко и Оран, — вздохнул дуче. — А ведь мне тоже нужны от Франции Корсика, Тунис и Джибути — остальное пусть остается за ней…
— Но если Франция узнает об этом, она перестанет защищать свои колонии, а это на руку Англии, — вздохнул уже фюрер…
— Итак, требуется привести Испанию и Францию к общему знаменателю?
— Да… — Гитлер сморщил нос и пожаловался: — Испания требует от нас очень больших поставок зерна, а мы сами подмешиваем в хлеб картофельный крахмал… Я поднял вопрос об уплате Испанией долгов времен гражданской войны, и знаете, дуче, что мне ответил Суньер?
Серрано Рамон Суньер, министр иностранных дел у Франко, был еще и деверем Франко, и уже поэтому был уступчив далеко не всегда… Поэтому дуче ожидал продолжения с интересом, а фюрер сообщил:
— Он заявил, что испанцам непонятно такое смешение идеализма и материализма!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82