А-П

П-Я

 

Именно там он обратился к правоверным с призывом вернуться к нормам «истинного единобожия» в исламе. Местные жители, возмущенные его резкостью, изгнали Ибн Абд аль-Ваххаба из города. По пути из Басры в Зубайр он едва не погиб в пустыне от жажды, но был спасен одним из местных жителей. Неудачное начало не обескуражило его.
Возвратившись на родину, Ибн Абд аль-Ваххаба поселился в Хураймиле (одном из оазисов Неджда) и с новой силой стал проповедовать свои идеи. В это время он написал «Книгу единобожия».
Суть вероучения Ибн Абд аль-Ваххаба состояла в том, что Аллах един. Он — Творец мира, его Господин и только Он дает ему законы. Из сотворенного Аллахом нет ничего и никого равного Ему. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, как бы кто-либо не был близок к Нему. Лишь в руках Аллаха способность совершать добро и зло. За исключением Аллаха, в природе нет никого, кто был бы достоин возвеличивания или поклонения. Люди впали в величайший грех, наделяя творения Аллаха Его способностями и атрибутами. Нельзя приносить жертвы никому, кроме Аллаха, и о помощи тоже нельзя просить никого, кроме Аллаха. Ангелы, пророки, праведники и святые не могут быть заступниками перед Богом за грехи мусульман, и потому чрезмерное почитание их есть грех. Нельзя превращать надгробия святых в идолы и строить на могилах мечети. Святым нужно воздавать уважение и почет, но не поклоняться им. Мухаммада, пророка ислама, Ибн Абд аль-Ваххаб (в полном соответствии с Кораном) считал обычным человеком, которого Аллах избрал для пророческой миссии. Его нельзя обожествлять, ему не следует поклоняться и у него нельзя ничего просить. Ибо все это есть проявления греховного многобожия. Ибн Абд аль-Ваххаб осуждал магию, колдовство, прорицателей, а также заклинания, амулеты и талисманы, пьянство, курение, наркотики и роскошные одежды. Ислам, по его мнению, имел своим источником только Коран и Сунну. Все позднейшие нововведения — это недозволенные новшества, которые должны быть отменены. (Исходя из этого краткого обзора, может показаться, что Ибн Абд аль-Ваххаб не был основателем нового вероучения, а только возрождал ислам в его первозданной чистоте. Однако это не совсем так. Современный ему суннизм, в особенности после тех новшеств, которые внес в него аль-Газали, уже очень отличался от суннизма, близкого к пророку. Поэтому для современников Ибн Абд аль-Ваххаба его учение было новым и почти что революционным. Фактически он выступил против той формы ислама, которая была официально принята в Османской империи).
В 1740–1741 г., когда умер его отец, Ибн Абд аль-Ваххаб стал кади вместо него.
Но исполнял он эту должность недолго. Местные арабы, возмущенные тем, что новый судья все время порицал их за развратную жизнь, задумали его убить. Он бежал в Аяйну и прожил там три года, неустанно продолжая свои проповеди. Будучи человеком большого мужества и страсти, он в высшей степени обладал искусством убеждать и покорять сердца. Вскоре у Ибн Абд аль-Ваххаба появились последователи. Аяйнский эмир Осман ибн Хамад полностью принял его учение, уничтожил святилища местных святых и возродил все древние нормы шариата. Но усиление влияния нового вероучения вызвало тревогу у правителя Хасы Катифа. Он добился изгнания ваххабитов. Вместе со своим наставником они перебрались в соседний оазис Дарийю, где их принял под свою защиту местный шейх Мухаммад ибн Сауд.
В то время Дарийя — столица будущего ваххабитского государства — влачила жалкое существование. Ибн Сауд не мог обеспечить питанием даже ближайших учеников Ибн Абд аль-Ваххаба, и они были вынуждены работать по ночам, чтобы иметь возможность учиться днем. Но такое положение продолжалось недолго. Вступив в союз с Ибн Абд аль-Ваххабом и его сподвижниками, Мухаммад ибн Сауд начал священную войну с соседними эмирами и шейхами, которые отказывались принимать ваххабизм. После первых же набегов на соседние племена появилась богатая добыча. Силы Саудидов стали быстро расти, а вероучение, распространяемое ими, приобретало все больше сторонников. Этому способствовало также то, что ваххабизм фактически превратился в знамя арабского национального движения против турецкого господства в Аравии.
Война за овладение Неджем продолжалась четверть века. К 1786 г. эмиры Дарийи одержали в Центральной Аравии полную победу. На месте множества мелких враждовавших между собой княжеств образовалось сравнительно крупное теократическое государство во главе с династией Саудидов. Поначалу Ибн Абд аль-Ваххаб принимал самое активное участие в управлении: снаряжал армии, занимался внутренними и внешними делами, участвовал в разделе добычи (ему часто доверяли это щекотливое дело, так как репутация его была безупречной). Но постепенно он отошел от государственных дел и всецело посвятил себя религии. Благодаря ему была создана крепкая школа ваххабитских богословов. Во многих оазисах открылись школы, где учили грамоте и чтению Корана. В Дерийе была собрана значительная богословская библиотека. Все это способствовало искоренению суеверий и распространению правоверия (в том смысле, в каком его понимали ваххабиты). Умер Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб в 1792 г., в разгар покорения Хасы. Он был человек большой жизненной силы, имел двадцать жен и оставил после себя восемнадцать детей. Пятеро его сыновей и многочисленные внуки сделались известными богословами. Правда, в последние годы жизни он одряхлел и мог выходить на молитву только при поддержке двух сопровождающих.
Посеянные Ибн Абд аль-Ваххабом зерна дали всходы. После смерти основателя вероучения Саудиды объединили в своих руках светскую и духовную власть. Их следующим шагом стало распространение ваххабизма на весь полуостров. Эту задачу удалось осуществить внуку Мухаммада ибн Сауда эмиру Сауду II. На юго-востоке ему осмелился противостоять только султан Омана, опиравшийся на поддержку англичан.
На западе полуострова правители Таифа и Асира вскоре примкнули к ваххабизму, но шериф Мекки Галиб оказал Саудидам ожесточенное сопротивление. Только в 1803 г. тем удалось захватить Мекку, после чего здесь были истреблены все проявления фетишизма и идолопоклонства. Кааба лишилась своего богатого убранства, могилы «святых» были разрушены, а муллы, упорствовавшие в старой вере — казнены. В 1804 г. эмир Сауд овладел Мединой. К 1806 г. он присоединил к своему государству весь Хиджаз.
После этого военные действия переместились за пределы Аравии — в Сирию и Ирак.
Однако здесь ваххабиты столкнулись с упорным сопротивлением шиитского населения.
В результате им не удалось удержать за собой ни одного хоть сколько-нибудь значительного города. А вскоре ваххабитам пришлось вообще забыть о внешней агрессии. В 1811 г. против них выступил правитель Египта Мухаммад Али. Египтяне захватили порт Янбо, а затем начали продвигаться в глубь полуострова. В 1812 г. они овладели Мединой, а в 1813 г. — Меккой. Вскоре был завоеван весь Хиджаз. В 1815 г. Мухаммад Али разгромил при Басале 30-тысячную армию ваххабитов. В 1818 г. египтяне вторглись в Неджд и после пятимесячной осады взяли оплот ваххабизма — Дарийю. Город был превращен в развалины, а все его население разбежалось.
Взятого в плен эмира Абдуллаха I в том же году обезглавили в Стамбуле. Несколько десятилетий ваххабиты влачили жалкое существование. Но они не были побеждены окончательно и копили силы для новой борьбы. В 1902 г. представитель боковой ветви Саудидов Абд аль-Азиз II восстановил ваххабитское государство с центром в Эр-Рияде и стал быстро подчинять соседние племена. Его полувековое правление стало целой эпохой в истории Аравии. Начав как бездомный изгнанник, безземельный эмир, он закончил его абсолютным монархом большого королевства Саудовская Аравия, объединившем в своих границах большую часть Аравийского полуострова.
Священные города Мекка и Медина также оказались под его властью.
Рухолла аль-Мусави аль-Хомейни

Рухолла аль-Мусави, впоследствии известный как аятолла Хомейни, родился в сентябре 1902 г. в небольшом городке Хомейни в Центральной провинции Ирана. Его род восходил к седьмому шиитскому имаму Мусе Казе-му, а через него — к самому пророку. Отец Рухоллы сейид Мустафа Мусави был религиозным наставником жителей Хомейна. Он погиб от пули правительственного агента, когда Рухолле едва исполнилось пять месяцев. Детские и юношеские годы будущего аятоллы прошли под надзором матери Бану Хаджар, которая также происходила из образованной и благочестивой семьи. Под ее наблюдением и при помощи старшего брата Муртазы Рухолла начал изучать арабскую грамматику и смог подготовиться к поступлению в семинарию. Пишут, что с самого детства он был памятлив, серьезен и очень благочестив.
Иран, родина Хомейни, едва ли не с первых веков распространения ислама сделался крупнейшим центром шиитской оппозиции. Подавляющее большинство населения здесь (около 90 %) исповедует шиизм имамитского толка (то есть почитает всех двенадцать святых имамов, включая скрытого). С начала правления династии Сефевидов (с 1502 г.) шиизм стал в Иране официальной государственной религией.
Особенность шиизма, в отличие, к примеру, от суннизма, состоит в том, что власть светского правителя не является для верующих полностью легитимной. По представлениям имамитов подлинным правителем является скрытый имам — Махди или Вали-е-Аср (Повелитель времени). Это положение было отражено в Иранской конституции 1906 г. Волю Махди во время его отсутствия должны исполнять его доверенные лица. На эту роль с давних пор претендовало шиитское духовенство, которое в большинстве своем терпело светскую власть только как неизбежное зло. Если правомочия Сефевидов еще не оспаривались духовенством, то по отношению к последующим династиям (особенно к Каджарам и Пехлеви) религиозные лидеры шиитов все более определенно подчеркивали, что власть шаха — лишь временное правительство, существующее до прихода Махди.
Духовенство в Иране — это несколько сот тысяч человек. Среди них выделяются улемы — ученая элита, получившая образование в высших религиозных учебных заведениях. Никакой иерархии священнослужителей не существует. Все улемы считаются равными и подчиняются лишь Аллаху и скрытому имаму. Однако если духовное лицо благодаря своим знаниям и благочестию становится особенно авторитетным и имеет большое число сторонников, то с согласия лидеров шиитских богословских центров ему дается звание аятоллы («божественного знамения») или великого аятоллы. Всеми признанный духовный лидер зовется марджа-е таклид («образец для подражания»). Все аятоллы имеют право «выносить фатву» (то есть обнародовать от своего имени декрет, постановление) по правовым и политическим вопросам. Фатва духовного лидера страны — хукм имеет значение приказа, обязательного для исполнения всеми верующими.
Светские правители должны были всегда считаться с волей иранского духовенства, которое представляет из себя очень влиятельную политическую силу. Материально оно совершенно не зависит от государства, так как с давних пор в Иране существует обычай собирать религиозные налоги — закат и хумс. Кроме того, церковь владеет в Иране значительными земельными наделами. На доходы от них содержатся улемы, муллы и студенты медресе — талибы. Последние хорошо организованы. В любой момент десятки тысяч талибов по призыву своих религиозных наставников — муджтахидов и аятолл — готовы выйти на улицы и встать на защиту интересов ислама.
Отрочество Рухоллы пришлось на годы Первой мировой войны, когда в Иране царили анархия и беззаконие. У власти тогда стояли слабые шахи из династии Каджаров, при которых страна пришла в полнейший упадок, сильно отстав в промышленном отношении от высокоразвитых государств. Власть шаха фактически никем не признавалась. Большинство иранских провинций находилось под властью своих ханов и вождей племен, которые вели друг с другом бесконечные войны. Позже Хомейни вспоминал: «Всюду царил хаос. Центральное правительство демонстрировало свое бессилие… На нас совершали налеты бандиты, а у нас у самих были винтовки…
Еще в первые годы моего сиротства мы приходили на огневые позиции и помогали отражать нападения негодяев и грабителей… У меня тоже была винтовка, хотя я и был ребенком…»
Как уже говорилось выше, изучив основы мусульманского правоведения и ислама, Рухолла продолжил образование в семинарии. В 1920 г. он начал обучение в Араке у знаменитого богослова Хаери Яхди. В 1922 г. школа Хаери Яхди переехал вместе со своим наставником в Кум, где располагалась одна из старейших иранских духовных семинарий Файзийе. Она, впрочем, переживала тогда не лучшие годы. Кум находился в запустении, а здания самой семинарии — в развалинах. Их пришлось восстанавливать силами студентов.
Но постепенно все устроилось. Для Рухоллы начались годы напряженного учения. Он изучал богословие, право, риторику, этику, арабскую и персидскую литературу, математику, астрономию, философию и еще множество других предметов, необходимых для того, чтобы стать настоящим факихом — знатоком ислама. Уже в эти годы он выделялся среди сверстников как своими обширными познаниями в правоведении и богословии, так и своим аскетизмом, ибо поставил себе за правило во всем следовать примеру пророка и праведных имамов. По окончании обучения Рухолла остался в Куме и долгие годы преподавал здесь фикх — юриспруденцию и догматику ислама, а также мистику и исламскую этику. В 1928 г. вышел его первый богословский труд — объемистый трактат на арабском языке об утренней молитве. А в следующем году Рухолла женился на дочери кумского теолога аятоллы Сакафи Техрани (в этом браке он имел двух сыновей и трех дочерей).
Между тем политическое положение в стране постепенно менялось. В 1921 г. Реза-хан, бывший до этого командиром казачьей бригады в Казвине, совершил государственный переворот и, пройдя путь от военного министра до премьер-министра, в 1925 г. добился низложения последнего шаха Каджарской династии.
Вскоре после этого он был провозглашен новым шахом Ирана, основав династию Пехлеви. Первое, с чего он начал свою деятельность, было восстановление власти центрального правительства на всей территории Ирана. Уже в 1921–1925 гг. Рез-хану удалось подавить повстанческие движения в Азербайджане, Гиляне, Луристане и некоторых других провинциях. Военные успехи были подкреплены кардинальными реформами. К ним Реза-шах приступил сразу же после восшествия на престол. В течение трех лет были разработаны коммерческий, уголовный и гражданский кодексы, реформирована система судопроизводства. Это было неприкрытое вторжение государства в сферу прерогатив духовенства, так как все гражданские дела оказались изъяты из юриспруденции шариатских судов, а шариатские нормы были заменены нормами буржуазного права. Вслед за тем был создан централизованный аппарат управления. Вскоре силу нового правительства почувствовали иностранные державы. В 1928 г. Рез-шах расторг неравноправные договоры с европейскими странами, навязанные государям прежней династии. Тогда же был образован Национальный банк.
Приступив к преобразованиям, Реза-шах не скрывал, что намерен коренным образом изменить облик страны. Он был человеком свободных взглядов и запретил многие религиозные церемонии, казавшиеся ему архаичными. Так под его нажимом меджлис (парламент) принял закон, разрешавший женщине снять чадру.
Поощрялось ношение европейского платья. Печать пропагандировала западный образ жизни, нормы и правила поведения, ратовала за раскрепощение женщин. В стране возникла сеть колледжей и университетов, обучение в которых происходило по западным программам и учебникам. В 1935 г Реза-шах ввел в употребление паспорта, чего прежде не было. Каждый иранец тогда должен был обзавестись фамилией.
Рухолла образовал ее от названия родного города. Так и появилась фамилия Хомейни.
В 1941–1942 гг. Иран оккупировали войска антигитлировской коалиции Реза-шах, испытывавший несомненные симпатии к фашистской Германии, отрекся от престола, передал свою власть сыну Мухаммаду Реза Пехлеви и покинул страну. Новый шах также был большим поклонником западной цивилизации и западного образа жизни. С ранних лет он воспитывался английскими и немецкими гувернерами, учился в Швейцарии, а потом закончил военное училище в Ираке. Но в первые двадцать лет правления его пристрастия проявлялись еще не достаточно отчетливо.
В эти годы вся жизнь Хомейни была всецело отдана преподавательской и богословской деятельности. Один за другим выходили его трактаты на арабском языке — комментарии к преданиям, труды по этике, мистике и мусульманской юриспруденции. Но этим круг его интересов не исчерпывался.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104