А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z


 

Игры со словами позволяют ребенку 3–4 лет овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.
Ролевые игры и имитации. Цель: знакомство и освоение социальных отношений, норм и традиций, присущих культуре, в которой живет ребенок. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
С.А. Шмаков [9] предлагает классифицировать игры по внешним признакам (содержание, форма, место проведения, число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и по внутренним признакам, к которым относятся способности индивида, проявляющиеся в игре (подражание, состязательность, слияние с природой, имитация и др.).

Роль игры в психическом развитии ребенка

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т. д.) до сюжетно-ролевых, имеющих правила (например в магазин, в больницу и др.). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В предметных, конструкторских играх происходит развитие восприятия, памяти, мышления, двигательных навыков. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в них– имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, планировать свои действия. Именно в таких играх совершенствуются ручные движения и умственные операции. В период от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской, продуктивной, художественной деятельности у ребенка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношение частей. В игре поэтапно развивается восприятие ребенка. А именно на основе восприятия формируется и мышление. Н а п е р в о м э т а п е перцептивные действия начинают функционировать непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или цвета). Н а втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. Н а т р е т ь е м э т а п е дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.
Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Отмечается, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при условии, если оно вызвало у них интерес. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Игра может быть широко использована для обучения. В игре происходит формирование познавательного интереса, накапливаются знания, развиваются способности. В обучении в последние годы активно используются ролевые и деловые игры, игры-упражнения, компьютерные игры. Дидактические игры включены в преподавание литературы, математики, биологии и других предметов.
Для активизации творческого мышления, развития творческих способностей, коррекции психических процессов могут быть использованы развивающие игры [2], [11], [15], [18].
Принципы использования развивающих игр:
1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности. Следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.
3. Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
4. В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5. Начинать следует с простых игр, постепенно их усложняя и модифицируя.
6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

Игра как метод психологической коррекции и терапии

Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты – все это представляет диагностическую ценность для психолога.
Использование игры в качестве коррекционно-терапевтического средства берет начало в первом десятилетии ХХ в. Игротерапия как метод выросла из попыток применить в работе с детьми психоаналитический подход. Впервые идея использования игры в качестве вспомогательного метода была реализована З. Фрейдом в 1913 г. Опыт выявления истинного источника символической игры через цепь ассоциаций, реализованный З. Фрейдом, вошел в историю как «случай маленького Ганса». В русле психоанализа велись исследования М. Клейн и А. Фрейд.
М. Клейн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Игра ребенка носит спонтанный характер, а психотерапевт, с ее точки зрения, – пассивная фигура.
А. Фрейд (1946), наоборот, считала, что в игре находят отражение реальные жизненные отношения и что ею можно управлять. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, изображающие членов семьи. А. Фрейд настаивала, чтобы родители участвовали в игротерапии для коррекции их отношения к воспитанию.
Кроме психоаналитического направления на сегодняшний день выделяется еще несколько теорий игротерапии, среди которых игровая терапия отреагирования (Д. Леви), игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен), недирективная терапия (В. Акслайн).
Игровая терапия отреагирования, или «облегчающая психотерапия» Д.Леви (1933), предполагает заранее разработанный план игры, распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагаются в готовом виде несколько вариантов решения проблемы.
В рамках недирективной терапии В.Акслайн (1947) терапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает атмосферу безопасности, безусловного принятия чувств и мыслей ребенка.
В отечественной психологии в этой области наиболее известны исследования А.С. Спиваковской [7] и А.И. Захарова. А.И. Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью комплексного воздействия на ребенка. Предполагается воздействие на ребенка через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игротерапия, с точки зрения А.И. Захарова, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:
– выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;
– руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
– не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;
– взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;
– взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное «Я».
– взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.
Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психологическом состоянии. В.К. Лосева [17] отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:
– какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;
– каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;
– какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);
– какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо него или с ним и пр.).
Для проведения игр необходимо иметь все основные типы игрушек: большие и маленькие, изображающие людей; большие и маленькие мягкие игрушки; пластмассовые, изображающие животных и сказочных персонажей; машинки и другие транспортные средства; игрушки, пригодные для строительства (кубики, пирамиды, разборные домики); абстрактные игрушки (кубы, шарики, веревки). Требования к оформлению игровой комнаты описаны в работе Д. Лэндрета «Игровая терапия. Искусство отношений» [5].
В комплексе с игрой для реализации коррекционной и терапевтической функций можно использовать рисование, психогимнастические процедуры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии.
Д. Лэндретом обозначены принципы отношений взрослого к ребенку, которые могут быть положены в основу использования игры как метода психологической коррекции и терапии:
Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я есть на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство жалости у ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы исчезли из жизни ребенка. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Влияние средств массовой информации на воспитание личности

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.
Итальянский психолог Л.Лорензини [16] исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка, используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле – глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.
Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:
1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т. д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.
2. Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т. д.) – живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает… Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм – вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.
3. «Ненастоящие» люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т. д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.
4. Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное «Я».
Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео– и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л.Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини – красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, – не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.
По аналогичной схеме можно провести анализ влияния средств массовой информации на ребенка, позитивное и негативное влияние телевидения на него.
Вопросы и задания
1. Каковы отличительные особенности игры?
2. Какие функции игры вы знаете?
3. Какие особенности присущи игре дошкольника, младшего школьника, подростка?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52