А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z


 

Утверждается также, что направленности человеческих отношений к миру предшествует «взращивание» человеческого отношения к человеку.
Роль другого во мне и меня в другом обсуждается в психологии восприятия человека человеком. Этот феномен имеет большое значение для практики воспитания. Высказывается предположение, что переживание от контакта с другим человеком, по-видимому, является генетически исходной формой восприятия человека человеком. Это есть феномен отраженной субъектности, способ «инобытия» одного человека в другом. Отраженная субъектность выступает «как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго в динамике определений бытия последнего» [7].
Указанная особенность межличностного восприятия является одной из основополагающих при осмыслении роли воспитателя в жизни отдельного воспитанника. В.П. Зинченко считает, что воспитатель выступает в роли «посредника» и что функция посредничества, ее профессиональное выполнение, являются свидетельством наивысшей квалификации воспитателя. Достигая этой функции, воспитатель начинает нечто значить, т. е. выступать в качестве знака. «Но ведь значить – это быть… Поэтому лишь посредничество есть событие, которое может стать основанием развития ребенка» [7].
Из сказанного следует, что «взращивание человеческого отношения к человеку» начинается с «всматривания, вчувствования» в другого (одноклассника, учителя, ученика, знакомого и незнакомого человека), сопровождается постоянной рефлексией (всматриванием, вчувствованием в себя и свои отношения с другими) и заканчивается практическими действиями по осуществлению результативных контактов с другими. В отношении «Я» – «ТЫ», учитель и ученик находятся в симметричной позиции, поскольку учитель может стать значимым «ТЫ» для ученика, и ученик может стать интересным «ТЫ» для учителя.
Анализ существующих подходов к определению понятия воспитания, смежных с ним понятий, а также новых идей в психологии воспитания позволяет выделить следующие значимые моменты для психологического обеспечения процесса воспитания.
1. В психологии воспитания имеется значительный разброс в позициях авторов. Каждый из компонентов процесса воспитания, рассмотренных выше, имеет обширное психологическое обоснование, содержащееся в различных областях психологической науки (возрастная психология, психология труда учителя, психология самовоспитания, психология формирования убеждений, психология общения и т. д.). Создание единого курса психологии воспитания представляется трудноразрешимой задачей, поскольку феномен воспитания исключительно сложен.
2. В сознании педагога психологическая и педагогическая информация нередко существует параллельно. Многозначность подходов к выявлению психологических механизмов процесса воспитания приводит к рассогласованию в его представлениях о возможных способах деятельности. Необходимо создать единое смысловое пространство. Это возможно лишь при условии, что и психолог образовательного учреждения осведомлен об имеющихся педагогических подходах к обсуждаемой проблеме.
3. Психолог может провести грамотную психологическую экспертизу и оказать педагогу помощь в выборе адекватной технологии решения поставленных задач.
Кроме того, он может оказать адресную квалифицированную помощь педагогу в решении его индивидуальных проблем, в создании программы личностного роста, поскольку важнейшим условием эффективности воспитания является личность педагога.
4. Психолог также испытывает определенные затруднения в процессе общения с педагогами, поскольку он «не проживает тех многочисленных ситуаций, в которых оказывается педагог. Они предстают перед ним в «отраженном» виде, а потому психолог и педагог могут «не услышать» друг друга. Следовательно, психологу необходим личный опыт педагогической деятельности в форме факультатива по психологии, кружковой работы, взаимопосещения занятий и совместного обсуждения реальных ситуаций с позиции педагога и с позиции психолога.
5. Для того чтобы педагог стал более компетентен в психологическом плане, а психолог – в педагогическом, необходим системный комплексный подход в организации воспитательной работы. Отдельные «мероприятия» (лекции специалистов, деловые игры без участия руководителей учреждения и т. п.), как показывает практика, малоэффективны.
Вопросы
1. В чем принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее?
2. Обобщите описанные в тексте новые идеи в области психологии воспитания. Как они обогащают и изменяют практику воспитательной работы?
3. При каких условиях обучение есть средство воспитания и наоборот, воспитание есть средство обучения? Приведите примеры.
4. Какие затруднения могут возникнуть при осуществлении контакта «психолог – педагог» и как их разрешить?
5. Какова роль психолога в организации воспитательного процесса образовательного учреждения?
План семинара
«Психологическое обеспечение воспитательного процесса»
1. Психологическое обоснование целеполагания в воспитательном процессе.
2. Психологические условия эффективности использования принципов процесса воспитания.
3. Психологические механизмы, обеспечивающие результативность отдельных методов воспитания.
4. Взаимодействие психолога и педагога в процессе контроля и оценки результатов воспитательной работы.
Основная литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.,1979.
2. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994. Психология образования. Кн. 2.
3. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
4. Сластенин ВА. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997.
5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
Дополнительная литература
7. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.,1997.
8. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1995.
9. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
10. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.
11. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.

Психологические аспекты воспитательных технологий

Идея технологизации педагогической деятельности все глубже проникает как в психологическую и педагогическую науки, так и в практику системы образования. Но степень проработанности этой идеи еще недостаточна, поэтому возникают терминологическая путаница и неточности, затрудняющие понимание.
Наиболее полно отражает сущность педагогической технологии определение М.В.Кларина [1]: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей».
Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности) [4]:
системности (логике процесса, целостности, взаимосвязи всех его частей);
управляемости (целеполаганию, планированию, проектированию процесса, поэтапной диагностике, возможности варьирования средствами и методами для корректировки результата);
воспроизводимости (возможности воспроизведения любым педагогом);
эффективности (гарантированности достижения планируемого результата).
В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят:
теоретическое обоснование (целеполагание, концепция, адекватная целям конкретной технологии, гипотеза ее осуществления, планируемый результат);
процессуальная часть (технологический процесс), которая может быть представлена как технологическая карта (описание процесса в виде пошаговой последовательности действий с указанием промежуточных результатов в каждом звене технологической цепочки, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции).
Классификация классических технологий очень разветвлена. Например, Г.К.Селевко [4] предлагает классификацию по 12 основаниям. В частности, по содержанию основной деятельности можно рассмотреть образовательные и воспитательные технологии. Но если некоторые образовательные технологии уже достаточно хорошо отработаны, то сам факт возможности применения воспитательных технологий вызывает сомнение у многих исследователей и педагогов-практиков.
Действительно, если говорить строго, то большая часть критериев технологичности выполнима лишь частично. Одним из «продуктов» воспитательной технологии являются качества личности воспитанника. Но в психологической науке вопрос об описании личностных качеств отработан недостаточно, еще не создано адекватных диагностических процедур. Поэтому затруднены замеры конечных результатов воспитательной деятельности (и тем более промежуточных), особенно если речь идет об отдельной личности. В связи с этим воспитательные технологии пока еще не могут быть обозначены как целостные, а только лишь как частные, предназначенные для решения различных конкретных задач. Можно говорить лишь об элементах технологизации воспитания.
Анализ воспитательной практики наиболее успешных педагогов показывает, что их деятельность отвечает требованию технологичности (без осознания этого факта самим педагогом).
Технологичность – интегрированный результат таких педагогических умений, как аналитические, конструктивные и организаторские, т. е. технологичность – это способность комплексно и целостно представить планируемую деятельность, расчленить ее на элементарные части (звенья), продумать способы и условия выполнения этих звеньев-шагов, обеспечить контроль в узловых точках с целью оперативной коррекции действий.
Данная процедура, осуществляемая мысленно, есть не что иное, как конструирование технологической карты. С овладения этим умением начинается формирование нового мышления педагога, отличающегося четкостью, структурностью, стремлением к оптимальности и эффективности деятельности.
Самой уязвимой составляющей педагогической технологии является личностная. Конструирование и использование воспитательных технологий требует от педагога высокого уровня психологической компетентности, отработанных до автоматизма необходимых технологических элементов.
Что может рассматриваться в качестве технологических элементов воспитательной деятельности?
Во-первых, набор профессионально-педагогических умений, обширный перечень которых предлагает А.К. Маркова [2]. Ею выделяется также отдельный список профессионально-психологических особенностей (качеств) педагога: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, педагогическая этика.
Во-вторых, это набор «личных», индивидуальных, доведенных до уровня искусства приемов, которые имеют целостный, интегрированный характер и составляют сокровищницу учителя-мастера. При их детальном анализе обнаруживается, что у разных педагогов они «сотканы» из одних и тех же составляющих, но «пропущены» через персональные «Я-концепции» их авторов.
Попытка использования педагогической технологии по описанию, представленному одним автором, может оказаться неудачной, поскольку ее «декодирование» осуществляется другим педагогом, имеющим собственное (иное) личностное содержание. Существенную помощь учителю в овладении новыми технологиями оказывают «мастер-классы», взаимообучение («от сердца к сердцу»), включенное наблюдение (метод «заразы», по выражению С.И.Гессена).
Необходимо отметить еще один важный аспект использования педагогических технологий. Искусное владение образовательной технологией позволяет педагогу получить гарантированный положительный результат, тогда как владение воспитательной технологией еще не гарантирует значительного и обязательного успеха в развитии личности конкретного ученика, поскольку отдельная технология («уединенное средство», по А.С.Макаренко) не обеспечивает многогранного влияния на воспитанника. Этим свойством, как показано в теории и практике воспитания, обладает воспитательная система.
Понятие воспитательной системы в настоящее время становится ключевым в педагогике, поскольку обладает свойством широты и является единством общего, особенного и единичного. Оно может стать исходным для характеристики всего круга системных понятий. Воспитательная система является одновременно психолого-педагогической и социально-педагогической, поскольку влияет на учащихся как через процесс обучения, так и через включенность в окружающую среду; через отношения между детьми, педагогами, родителями и друзьями школы; через психологический климат в коллективе.
Структура воспитательной системы школы имеет следующие компоненты: цель как совокупность идей, для реализации которых создается система; деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, организующий ее и участвующий в ней; отношения, рождающиеся в деятельности и общении и консолидирующие субъектов; среда, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее целостность и развитие системы.
При современном подходе к воспитательным системам обнаруживается их связь с теорией самоорганизации (синергетики). Отказ от классического жесткого системного подхода и рассмотрение воспитательной системы как мягкой, открытой, которая может адаптироваться к условиям внешней среды (т. е. самоорганизующейся), сохраняя свои характерные особенности, помогает понять и выявить адекватные способы управления системой.
Важной характеристикой социальных систем является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. Развиваясь, система устремляется к целостности, упорядоченности, но с достижением целостности наступает остановка в развитии (смерть системы). Это противоречие выражается множеством своих частных проявлений (между традициями и новациями, между личностью и системой, между деятельностью и отношениями).
Развитие воспитательной системы определяется в первую очередь субъективными факторами, поскольку ее создателями и субъектами являются люди разных возрастов и направленности, люди творческие, нестандартные и упорядоченные, консервативные. Поэтому в функционировании воспитательной системы, с одной стороны, присутствуют элементы унификации, стандартизации поведения людей, воспроизводства повторяющихся ситуаций, где востребованы хорошо отработанные технологии, с другой стороны, на микроуровнях системы зарождаются и происходят процессы, которые нарушают установленную стабильность (неудовлетворенность отдельных личностей чем-либо, появление новых людей с идеями, уход одного или нескольких субъектов из центра системы и т. п.), создают очаг хаоса, могут повлиять на целостность системы. Ввиду сложности этого социального организма управление им должно осуществляться одновременно в трех плоскостях: системой как целым, каждым ее компонентом в отдельности, взаимодействием компонентов.
Рассмотрим на примере воспитательной системы В.А.Сухомлинского (1918–1969), как осуществлялось управление ее развитием в Павлышской средней школе, ориентируясь на изложенный выше вариант структуры. Его система создавалась в течение 25 лет, она может быть охарактеризована как гуманистическая. В.А.Сухомлинский выстраивал эту систему кропотливым трудом с большой душой и добрым сердцем, с искренней любовью к детям. Он был ее центром, идеологом, творцом. Своими идеями, воплощенными в жизнь, он намного опередил свое время: демократизация управления, выборность администрации, гуманизация отношений между взрослыми и детьми, ориентация на развитие личности как цели школы, богатство человеческих отношений, продуманная до мелочей технология обучения и воспитания, личностный подход к учителю и ученикам, опора на знание психологии, которую он сравнивал со «сложнейшими инструментами» в мастерской, со «сложными приборами» под названием «педагогика».
Цели воспитательной системы В.А.Сухомлинского – создание условий для разностороннего развития детей. Личность ребенка – в центре всей педагогической деятельности. По В.А.Сухомлинскому, «забота человека о человеке, ответственность человека за человека – основа организационного и морального единства школьного коллектива».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52