А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Ельцин заявил, обращаясь к федеральным войскам, «Война окончилась, вы победили, победа за вами, вы победили мятежный дудаевский режим». Об этом же свидетельствуют заявления «о военной победе российских войск» над чеченскими боевиками генерал-полковника Квашнина. Чего только не скажешь, если выборы на носу.
Борис Николаевич был почти в безвыходной ситуации. Генерал Михайлов подчеркнул: «Выходить на выборы в такой ситуации Ельцин не мог. Нужны были радикальные, нестандартные и, возможно, для кого-то непопулярные шаги. Побывавший в Чечне Ельцин на броне танка подписал указ о прекращении боевых действий. „Вы победили“, — пытался убедить он военных. Но в это не верил ни он сам, ни те, кому его слова были адресованы».
Впрочем, дураков в России всегда хватало , наряду с плохими дорогами. Осталось убедить этих самых легковерных дураков в победе. «И, как во времена Политбюро, — вспоминал Александр Михайлов, — весь государственно-бюрократический аппарат начинает работать над утверждением этого тезиса. Военные блоки в программах новостей уходят на второй, третий план. Звенят оркестры на проводах армейских колонн». Как это напоминало частичный вывод советских войск из Афганистана перед Московской Олимпиадой 1980 года, когда нужно было хоть чем-то ублажить недовольное общественное мнение на Западе. Для показухи кое-кого вывели, а без покази кое-кого ввели. Нет, положительно, нельзя особо отличить советских коммунистов от российских антикоммунистов. В нужное время и те, и другие обманывали без зазрения совести.
«Стремительный рейд президента в Чечню, конечно, оказался очень эффектным и сыграл свою роль в том, что россияне, наперекор всем рейтингам, в большинстве своём проголосовали на президентских выборах именно за Бориса Ельцина. Одни поняли эту поездку как сигнал к окончанию войны. Другим импонировало мужество президента, взглянувшего в глаза своим солдатам. Но, думаю, причиной вернувшихся симпатий было не то, что сделал президент, а как это было исполнено».
Так президент хотел убедить волков (ястребов) в том, что мяса они получат. Но нужно было ещё убедить овец (голубей), что те останутся целыми. А овцы то же выдвигали требования.
«Я бы не стал утверждать, — писал Анатолий Куликов, — что в своих попытках завершить войну в Чечне Б.Н. Ельцин исходил только из прагматических интересов. Негативная реакция общества была ему известна, и он не скрывал, что война начинает его тяготить. „Это самая большая ошибка, которую я совершил“, — признавался он
Не склонный распахивать душу перед кем бы то ни было, эти слова он говорил очень искренне. Так, что у меня не было никаких сомнений в том, что для президента это личная драма».
Ещё в начале января 1996 года сто представителей российской интеллигенции обратились к президенту России — остановить чеченскую войну. «Уважаемый господин Президент! Очередной виток братоубийственной войны в Чечне лишает россиян последней надежды на скорейшее разрешение конфликта. Бессмысленность и непопулярность этой войны очевидны для каждого. Разрушен Гудермес — второй по величине чеченский город. На очереди третий, четвёртый — сколько ещё потребуется. В конце XX века, когда принцип политического урегулирования распутывает даже такие узлы, как ближневосточный или ольстерский, чеченская война представляется диким анахронизмом в глазах россиян и мирового сообщества.
Обращаемся к Вам с настоятельным призывом: остановите чеченскую войну! Письмо подписали 100 представителей российской интеллигенции. В том числе: Б.Ахмаду л ина, Р. Быков, В. Войнович, Л. Гурченко, М. Жванецкий, Б. Золотухин, Н. Матвеева, Б. Окуджава, Э. Рязанов, Н.Фатеева и другие.
Хорошо призывать к миру, сразу попадаешь в разряд миротворцев, сразу тебя могут полюбить и восхвалить. Если бы так же легко (одними призывами) могли решаться все политические проблемы. Но давно известно, что начать войну может одна сторона, а для прекращения (подлинного, а не мнимого) нужно согласие минимум двух сторон.
Заметим, что этот коллективный призыв к миру был на фоне очередного рейда чеченских боевиков за пределы Чечни, на этот раз в Дагестан (см. пункт 1 3. 2 настоящей книги). Нашим миротворцам бы с такими обращениями чаще обращаться к другой стороне конфликта, которая просто паразитировала на «российских миротворцах». Ну, да Бог им судья.
13.1.4. Ситуация усложнялась так же тем, что критика «первой чеченской войны» уже вышла за пределы Российской Федерации. Быстрой победы, как обещал Грачев, не получилось. И, как предсказывал Козырев, началась зарубежная критика. «Западная пресса повествует о Чечне с негодованием», — писали в апреле 1995 года.
Заметим, что критикуя Россию, Запад полузакрывал глаза на то, что Турция ввела 35 тысяч своих солдат в соседнюю страну Ирак, чтобы уничтожить там базы курдских сепаратистов. При этом, не обошлось и без бомбёжки территории чужой страны. Обратим внимание, что в отличие от России, Турция действовала на чужой территории. На своей территории она ещё и не такое творила с курдами и не один год. Западные СМИ предпочитали не особенно распространяться о том, что важный союзник США и член НАТО, официально признанный также европейской страной, Турция много лет подавляет то, что в коммунистические времена называли национально-освободительным движением курдов. Размах геноцида, осуществляемого турецким руководством, был не сравнено большим, чем действия российских властей в Чечне. Но кто же критикует верных слуг, а среди мусульманских стран Турция быласамым верным союзником США.
Ещё один пример двойного стандарта западной политики. Не видеть этого могут только глупцы и подлецы. Тем более, что Турция — только один из многих примеров. Перечислять подобное просто не имеет смысла.
Однако, мы сейчас не о двойных стандартах, а о положении президента РФ, который решил ещё раз быть избранным, но которого сильно критиковали внутри страны и за её пределами.
Впрочем, кажется, что порой и критиковали не за то, что он творил, а потому, что выгодно было критиковать . Одни критиковали, другие пытались (облитые грязью более сговорчивы) договориться о поддержке на каких-то условиях. Разумеется, чем сильнее критика, тем менее благоприятны для России эти самые условия. Диалектика политической жизни современного мира. Того самого, которого некоторые пытаются представить как высшее достижение цивилизации. А он также порочен, как и российская действительность, вся разница только в рекламной обвёртке, которой у нас не было. Не научились наши политики так же красиво пускать пыль в глаза .
13.2. Рейд Радуева
13.2.1. «Только страна оклемалась от буденновского позора и человеческого горя, как снова». Нет, не даром говорят, дурной пример заразителен. Пример, это о рейде Басаева в Будённовск. Успешный поход Басаева, его триумфальное возвращение при позорном поведении руководства Российской Федерации должны были стимулировать следующие акции подобного рода.
Все это может быть неожиданным только для дураков (т.е. искренне думающих, что они совершают гуманный поступок). Подлецы (т.е. понимающие в чем дело, но упорно называющие чёрное белым) в следующих рейдах боевиков не сомневались, а возможно и ждали их.
Но теперь, наступив в очередной раз на грабли (Будённовск) российские власти стали немного умней. Хотя бы чему-то Будённовск их научил.
После рейда Радуева «Российская газета» написала: «Власти были жёстко настроены на то, чтобы более не создавать прецедента безнаказанности, порождающего соблазн перманентного террора». Это ли не признание факта создания такого соблазна ранее.
13.2.2. «О планировании террористической акции в Кизляре российским спецслужбам было известно заранее. Но соответствующая информация утонула в потоке дезинформации, которую так умело смогли организовать дудаевцы, пользуясь услугами российской прессы. Силовые ведомства России оказались бессильными разобраться в ситуации и принять упреждающие меры».
Все как в Будённовске. Тогда тоже знали, но не смогли предотвратить. Сколько раз можно наступать на одни и те же грабли?
«На каком уровне сегодня российская информационно-оперативная агентурная работа? — спрашивал весной 1996 года Юрий Качановский и сам же отвечал. — О том, что банда Радуева готовит террористическую акцию в Кизляре, информация поступала заранее. Ещё 25 декабря, за полмесяца до акции, министр внутренних дел Чеченской республики оповестил об этом ФСБ России. Никаких выводов и практических мер не было сделано. Генеральная прокуратура РФ вела расследование этого вопиющего факта. Представители спецслужб оправдываются — много всякой информации, не поймёшь, где истина, а где ложь…
О чем это говорит? Нет у нас надёжных источников информации. По-видимому, и аналитические службы, способные отличить дезу от истины, тоже не на высоте». Если бы только они!
13.2.2.1. Дело в том, что для успешной борьбы с терроризмом важно понять одну простую истину: обычно нападающий диктует условия (место, время, тактику и прочее). Предугадать великое множество вариантов просто не возможно. При терроризме удар, как правило, наносится неожиданно, а возле каждого угла милиционера не поставишь. Дорого это, да и не эффективно. Сторожа помогают предотвратить некоторые кражи, но для профилактики терроризма это почти бессмысленного дело.
Значит, остаётся одно простое правило: бить нужно первым, ещё до того как террористы начала свои акции. Успешная профилактика терроризма состоит из наличия надёжных источников информации, готовности в любой момент нанести превентивный удар, отказа от удовлетворению требований террористов, жестокого наказания всех лиц, прямо или косвенно причастных к совершённому или подготавливаемому преступлению.
Если вышеназванные меры не помогают, нужно просто понять, что их либо не выполняют последовательно, либо выполняют не те люди, либо не хватает жёсткости в достижении целей профилактики.
Остальные меры профилактики применяются в зависимости от политической ситуации, экономического благосостояния и национальных особенностей. Но это уже вторичные по значению меры.
Речь ведь идёт о спасении человеческих жизней, человеческого достоинства и самосохранения государства. Эти цели оправдывают многие меры профилактики терроризма. Впрочем, все это сказано для нормального государства, коим Россия в рассматриваемое время никак не являлась.
13.2.3. А раз не явлалась, значит была объектом террористических атак. Слабого и глупого бьют .
9 января 1996 года боевики атаковали вертолётную площадку и батальон внутренних войск на окраине Кизляра. Не получилось и они сразу же переключились на беззащитных, атаковали больницу и роддом. Воевать с безоружными им было сподручнее. Снова разыгрывался буденновский сценарий, боевики не отличались оригинальностью.
«Требование террористов типовое — вывод российских войск из Чечни…В доказательство твёрдости своих намерений расстреливают двоих и делают заявление, что за каждого убитого боевика будут убивать по десять человек. Опять требуют участия в переговорах самого Черномырдина. Видимо, для того, чтобы в глазах остальных чеченцев кизлярский рейд выглядел так же представительно, как и буденновский. В своих амбициях Салман Радуев, бывший комсомольский функционер из Гудермеса, ничуть не уступал недоучившемуся московскому студенту Шамилю Басаеву. Если торговаться, то только с лицом не ниже премьер-министра России. Как говорится, протянешь мизинец, откусят всю руку …».
Однако отличие все же было. Теперь уже со стороны сил правопорядка. «На сей раз обстановка была все-таки несколько иной, чем в Будённовске. Ужас от бандитской акции отчасти был вытеснен холодной ненавистью к её организаторам и исполнителям. Милиция жестоко и деловито уничтожила несколько чеченский групп, не сумевших пробиться к горбольнице. Радуев потерял в Кизляре 29 боевиков…Военные готовы были уничтожить их, не мучаясь соображениями гуманизма, и те почувствовали, что в случае дополнительных жертв среди мирного населения и затягивания переговоров живыми из Кизляра их могут не выпустить». А жить то им хотелось, это только с беззащитными они бахвалятся, а перед силой обычно пасуют .
«На заседании Совбеза, — вспоминал Анатолий Куликов, …. — президентом был поднят вопрос: кто из руководителей силовых структур возьмёт на себя руководство операцией? В зале повисло гробовое молчание. Понятно, что напрашиваться на одну из ключевых ролей в сложившейся обстановке — это равносильно самоубийству. Можно ответить головой практически при любом исходе. Я прямо сказал президенту: „То, что происходит сейчас в Кизляре — это террористический акт. Мало того, что страдают ни в чем не повинные люди, налицо угроза захвата местных органов власти. Это дело госбезопасности. Считаю, что руководителем операции должен быть назначен директор Федеральной службы безопасности генерал Барсуков. В свою очередь я готов быть его заместителем и разделить ответственность“.
На этот раз ситауция была несколько иной, отличной от буденновской. Боевики быстро почувствовали настрой военных и согласились убраться. Боевики (около 300 человек) сели в предоставленные ими автобусы, захватив заложников (1622 человека).
«Неясно, почему автобусы с бандитами не были перехвачены в пути. Тут сыграла роль бестолковость командования или есть злой умысел?
По некоторым данным автобусы, в которые сели террористы, были заминированы гранатами с нервно-паралитическим газом, а спецчасти готовы были встретить колонну на выезде из города. Операция по освобождению заложников могла быть проведена почти мгновенно. Но оказалось, что спецчасти ждали автобусы совсем не там, где они должны были появиться». На этот раз снова некоторое сходство с Будённовском.
13.2.4. «Власти договорились с Радуевым, что в Первомайском он отпустить заложников. После этого его хотели уничтожить сразу же по пересечению чеченской границы. Подготовлены были и артиллерия, и бронетанковые части. Но Радуев не был столь наивен, чтобы надеяться на устные гарантии своей безопасности».
«Около 150 десантников вылетели навстречу колонне, но, прибыв на место, с удивлением обнаружили, что автобусы вернулись в Первомайское. И вовсе не из-за того, что кто-то якобы взорвал мост, как потом звучало в лживых сообщениях ФСБ, озвученных генералом Михайловы м. Мост был …целым. Просто вертолёты обстреляли колонну, как только она пересекла границу Чечни, и метким, „ювелирным“ огнём уничтожили гаишный автомобиль сопровождения, лишь чудом не убив самих милиционеров. Автобусы тут же развернулись, въехали обратно в село, и с этого момента началось долгое противостояние террористов и федералов».
Боевики укрылись в селе Первомайском и стали готовиться к его обороне. Корреспондент Валерий Яков писал: «Террористы действительно вырыли добротные окопы в промёрзшем грунте, сделали бойницы в стенах домов, превратив их в доты, прорыли траншеи для сообщений. Находясь в Первомайском незадолго до штурма, я сам наблюдал за этими приготовлениями и видел, что рытьём окопов занимались в основном заложники — под стволами боевиков. Пять дней, которые штаб операции под руководством господина Барсукова предоставил радуевцам, боевики не потеряли напрасно. Они сумели превратить село в надёжный бастион. Вопрос лишь в том, почему господа генералы им это позволили.
Отчасти ответ на этот вопрос был дан в беседах с офицерами некоторых спецподразделений. Они объясняли — руководство ждёт, пока завершиться подтягивание войск, блокирование села, установка связи, развёртывание штабов, а для отвода глаз вели безрезультатные переговоры». Ждём-с.
13.2.5. Одни ждали, другие действовали. «Не теряя времени, чеченцы провели пропагандистскую артподготовку. Сначала Радуев красовался перед услужливыми телекамерами, демонстрируя свой спутниковый телефон, показал „довольных“ своим положением заложников. Потом он потребовал, чтобы в качестве заложников в посёлок прибыли Гайдар, Явлинский, Лебедь и Гро м ов. Первые два с готовностью откликнулись на предложение террориста. Они жизнью своей готовы были содействовать его планам. Отставные генералы не стали прикидываться, что не знают цену слова террориста и отказались усиливать его позиции своим соучастием. Первые два тоже, в конце концов, удовлетворились очередным всплеском внимания к своим персонам и успокоились». Надежда поднять статус акции у боевиков улетучилась.
13.2.6. Гаджи Махачев, лидер аварского народного фронта Дагестана предложил простой вариант решения проблемы: «… Просто бы взял заложников из числа чеченцев, и тогда бандиты сразу же отпустили бы наших людей». Напомним, что такой же вариант предлагали и в Будённовске.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54