А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Когда играющий заказал игру, два других партнера становятся «вистующими». Они действуют в тандеме, стремясь не дать играющему необходимое число взяток. В зависимости от обстоятельств можно вистовать «всветлую» или «втемную». В первом случае вистующие раскладывают свои карты на столе и имеют право обсуждать план розыгрыша.
Если играющий заказал, скажем, «шестерную», то вистующие обязаны взять четыре остальные взятки. Иначе они штрафуются. На «семерной» им положено взять две или три взятки. Но если возьмут одну – тоже штрафуются. На «восьмерной» такая же льгота – если не удастся забрать обе взятки, то достаточно и одной. Вист на «девятерной», как правило, редкость. Ведь хотя надо взять только одну взятку, риск очень велик, дай штраф не мал. Недаром преферансисты шут5гг, что на этой игре вистуют только летчики и студенты...
Зная эти простые правила, можно садиться за «пульку» в кругу самых близких друзей. Они подскажут вам остальное.

Правила записи


О преферансе шутят: «Игра писателей». И верно – по ходу игры записывать приходится предостаточно. Каждый участник делает по сотне и более записей. Складывает, вычитает, делит. Настоящая бухгалтерия!



На этой схеме – расчерченная перед игрой «пулька». Две линии, проведенные с угла на угол, делят ее на четыре части.
Если играющих трое, одна четвертушка листа остается свободной. Поскольку эта беседа предназначена для начинающих, мы пометили цифрами для удобства объяснения участки одного сектора. Например, в участке 4 отмечаются результаты игр. Разумеется, при их удачном исходе. А если играющий не набрал необходимого числа взяток, то запись штрафа производится на «гору», где проставлена цифра 5.
Вистующий, забрав свои взятки, пишет висты. Если играл партнер, находящийся слева, то висты фиксируются на участке, обозначенном цифрой I, если играл «визави», то на участке 2, а если партнер, сидящий справа, то висты пишутся в правом углу, где стоит цифра 3. А что и где писать, если необходимая норма вистов не набрана? Скажем, на «шестерной» удалось взять лишь три взятки. Тогда вистующий, записав эти взятки, ставит еще и штраф на «гору». Остается объяснить назначение центрального кружка 6. В нем проставляется договорная длина «пульки» и стоимость одного виста.
Итак, география записи нам понятна. Ответим на главный вопрос – в каких случаях какие цифры писать? Но прежде – небольшое отступление.
Дело в том, что существует несколько вариантов записи.
Есть «классика», «сочинка», «ленинградка», «казахстанка»... Играют «со скачкой», «с разбойником» и в «гладкую» пульку. И всюду – свои отличия. Но начинающему паниковать не следует. Во-первых, это – не разные игры, а разновидности одной. Преферанс в любом варианте связан общей логикой правил и достаточно знать одну, современную систему записи, скажем, «сочинку» или «казахстанку», чтобы сносно ориентироваться в других вариантах.
Во-вторых, в одном городе, в одном регионе, как правило, в ходу единственная система. Так, в Москве предпочитают «сочинку», в Ленинграде и в том же Сочи играют «ленинградку», а на юге страны, особенно в Средней Азии и Казахстане, популярна динамичная «казахстанка».
Договоримся о некоторых терминах. Иначе запутаемся. Читатель уже обратил внимание, что слово «пулька» имеет различный смысл. Говорят: «сыграем пульку» и это – то же самое, что «сыграем в преферанс». Но тот же термин – «пулька» – означает участок листа для записи игр (на схеме под номером 4), и так называется лист, расчерченный для игры. Слово – «посад» и более старомодный термин – «ремиз» обозначают недобор взяток играющим или вистующим. В дальнейшем мы эти термины будем употреблять без кавычек.
При «казахстанской» системе записи за самую скромную – шестерную игру (взято шесть взяток) играющий записывает в пульку 8 очков. За семерную игру – 16, за восьмерную – 24, за девятерную – 32, за десятерную – игру или за «мизер» – 40 очков.
Такое же количество очков играющий пишет на «гору», если он, заказав игру, недобрал одной взятки. А если-двух? Тогда – двойной штраф. Например, за посад на шестерной «без двух» на гору пишется 16, за девятерную без двух – 64. Чем старше игра, тем больше и риск.
Что же конкретно означают цифры, записанные в пульку или на «гору»? Скажем, поставлен штраф – 16 очков. Чтобы перевести это чисто в висты, надо добавить ноль. Получим 160 вистов, но реальный проигрыш будет на четверть меньше. Дело в том, что в конце игры штрафные очки с «горы» делятся поровну на всех участников пульки. Если играли четверо, то каждый получит по 40 вистов, включая и того участника, кто штраф этот поставил.
Следовательно, его чистый проигрыш составит: 40x3 = 120 вистов. Такой же подсчет правомерен и для чисел, внесенных в пульку. С той лишь разницей, что эти числа уже не проигрыш, а выигрыш. Например, в «казахстанке», поставив в пульку за «мизер» 40 очков, играющий может с полным основанием считать, что его положение улучшилось на 300 вистов. Действительно: 40x10 = 400, а теперь вычтем «свою» четверть – 400-100 = 300.
Вист – это единица для всех расчетов. Любое действие в игре можно оценить в вистах. Сколько, например, стоит посадка на шестерной без одной взятки? Мы уже знаем, что 8 штрафных очков реально означают проигрыш 60 вистов. Кроме того, вистующие напишут по 8 вистов за взятку. При игре с полной консоляцией (ответственность) каждый вистующий запишет и за «без одной» еще по 8 вистов; а если вистовал один игрок, то он добавит еще 8 очков «за приглашение». Сдающий, хотя и не участвовал в розыгрыше, тоже запишет за посадку 8 вистов. И размер проигрыша станет равным 124 вистам (60 с горы, плюс 64 виста, что сразу же запишут партнеры).
Просчитаем еще один вариант, когда «шестерная» благополучно сыграна. Каков будет выигрыш? 8 очков, записанные в пульку, дадут, как мы знаем, 60 положительных вистов. Вистующие заберут 4 взятки и запишут на сыгравшего 4x8=32. Значит, выигрыш составит 60-32-28 вистов.

Бег к заветному рубежу

Сколько времени длится одна пулька? На это каждый преферансист ответит по-разному. Многое зависит от системы записи. Скажем, в старой «десятичной» системе на гору выставлялись не только штрафы за недобранные взятки, но и результаты распасовок. Гору полагалось списать. Однако привести к нулю верх, растущий, как на дрожжах, было делом нелегким. Вот и появилось почти футбольное правило – играть по времени, до определенного часа. В некоторых устоявшихся компаниях оно перекочевало в другие системы, например, в «классику».
Игра по времени не искажает логики преферанса. Но придает ему несколько монотонный, затяжной характер. Такую пульку играют много часов. Случается, что кто-то из выигрывающих начинает (словно в футболе) тянуть время.
Другое дело, когда идет борьба по ленинградской или казахстанской системе записи. Игра до определенного числа очков придает каждой пульке ясную цель, усиливает ее соревновательный характер. Становится возможным завершить за вечер три или четыре пульки. Если вы ограничены во времени, то после любого «тайма» вас может заменить новый партнер и компания сохранится.
«Казахстанка» обычно играет до 120 очков. Каждый участник должен своими играми набрать это число. Подобная пулька длится час-полтора. И только в тех случаях, когда зачастят распасовки и ремизы, может затянуться часа на два. Правда, в сильных компаниях, где розыгрыш вариантов идет без лишних раздумий, такое не встречается.
Естественно, рубеж 120 очков достигается партнерами поочередно. Кому-то идет хорошая карта, кто-то вынужден пасовать. Один играет крупные игры и записывает по 24, а то и по 40 очков, другой «вымучивает» трудные шестерные и похож на тихоходную баржу, плывущую вдогонку за крейсером.
Но вот самый «быстроходный» партнер прорывается к заветному рубежу. И тогда наступает вторая, итоговая фаза. Теперь лидер, заполнивший свою пульку, в случае новой игры, например, семерной, запишет 16 очков в чужую графу игр. Точнее, в пульку партнера, идущего по сыгранным очкам на втором месте. Лидер как бы помогает ему продвинуться к финальной черте. За такую помощь, прозванную преферансистами еще с послевоенных времен «планом Маршала», сыгравший «семерную» записывает на отстающего 160 полновесных вистов.
Обычно вскоре финиширует и партнер, которому оказывается помощь. Лидеров становится двое, и оба теперь помогают (в принудительном порядке!) идущему на дистанции третьим. Они вписывают в его пульку свои игры и, конечно, пишут на него висты. Когда же и третья пулька окажется закрытой, остается один, самый невезучий партнер. По правилам он может вынести несыгранную часть пульки на гору.
Есть разные толкования этого правила. В ряде преферансовых компаний (число их невелико) предпочитают играть без «выноса». И тогда – горе отставшему! Все трое партнеров, завершивших пульку, помогают неудачнику... В результате он проигрывает большое число вистов.
Более гуманным выглядит правило, разрешающее вынос несыгранной части пульки на гору. Правило – не категорично. Оно предоставляет аутсайдеру выбор – играть до конца или расписать пульку. Скажем, он набрал 80 очков. До необходимых 120-ти предстоит сыграть еще 40. Но можно вынести их на гору, перевести в висты и поделить между партнерами. Какое принять решение?
Каждый преферансист время от времени оказывается в подобной ситуации. Возможны варианты... Если продолжить игру, а карта пойдет неважная, то скорее всего потеряешь эти 400 вистов. Их напишут на тебя более удачливые партнеры. Но если сыграешь сам – пулька резко улучшится.
Оптимисты играют до конца. Однако, такой оптимизм нередко оборачивается более крупным проигрышем, чем у осторожного игрока, который мужественно выносит недоигранную часть пульки на дележ компании.
Немаловажно и такое соображение. Разделив на четверых 40 злополучных очков, отстающий проигрывает лишь 300 вистов. Ведь четвертая часть – своя. Добавим, что при игре втроем гора делится на три части и проигрыш уменьшается.
Рискнем дать совет. Следует опираться не на гадания (повезет, не повезет), а спокойно оценить положение. Надо подсчитать висты с учетом горы и пули и в случае плюсового итога – доигрывать. При удачном исходе выигрыш возрастает, при неудаче потеряете немного, в основном лишь благоприобретенное. Не стоит жалеть.
А вот продолжать игру при минусовой пульке не стоит. Опыт показывает, что преферансист, упорствующий в стремлении отыграться, начинает чрезмерно рисковать, «ломать карту» и тем самым только ухудшает свое положение. Да и психологически легче – расписать проигрышную пульку и начать новую в равном стартовом положении с другими участниками.
А теперь чуть-чуть отвлечемся. В давнюю ленинградскую пору (а именно – в пятидесятых годах) мой хороший знакомый и главный наставник по преферансовой науке Бруно Гришан пригласил меня однажды поиграть в новой компании. По дороге предупредил: партнеры – чистые «математики». Что это означало? А вот что... Бруно делил всех преферансистов на «поэтов» и «математиков». Первые, объяснял он, торгуются на четырех взятках, заказывая игру, они рассчитывают на лучший расклад и с легкостью ставят ими же изобретенные ремизы. Правда, не дай Бог угодить под счастливую «пятиминутку» такого атакующего игрока. Все ему сходит с рук. Из прикупа поднимает он как миниум пару козырей, а на безнадежном мизере может к двум картам купить семерку. Бывает, что пятиминутка превращается в счастливую «получасовку» и «поэт» молниеносно закрывает свою пульку, а потом, не переводя дух, заполняет и все чужие.
Другое дело холодные «математики». Они на улыбки фортуны почти не надеются. Для них важнее точный расчет в вистах буквально каждого действия. И, как от сатаны, они бегут от рискованных ситуаций. Такого игрока и на канате не затащишь на мизер, где есть пятидесятипроцентные шансы на успех, а в случае неудачи ожидается «коллектив» взяток. И, конечно, «математик» не станет уклоняться от плохой распасовки, если для игры у него нет пяти обеспеченных взяток.
Правда, такие игроки часто не доигрывают пульку, но зато на горе у них мало ремизов, а накопленные осмысленным вистованием «колеса» позволяют почти всегда свести пульку к положительному балансу. Так, или примерно так объяснял мне Бруно Гришан, бывший в те годы одним из авторитетнейших ленинградских преферансистов. И советовал быть в игре «математиком», но время от времени (по настроению!) становиться «поэтом» потому как без приключений легко стать не игроком, а Гобсеком. Кстати, добавил Бруно, двух таких скряг ты скоро увидишь.
И верно – когда началась игра, я с удивлением заметил, что оба незнакомых партнера положили рядом с собой по чистому листку. После каждой сдачи они аккуратно записывали не только в пульку, но и в эти листки числа со знаком плюс или минус. Сыграл, например, кто-то из них шестерную – ставит +14 (писалась «ленинградка»), а если еще и вистующий остался без взятки, то + 23. Взято четыре взятки на распасовке – и на листке появляется число 30 со знаком минус.
Набравшись храбрости, я спросил, что дает эта двойная бухгалтерия? «Повышает дисциплину, – ответил партнер. – Зная, сколько стоит каждая игра или посад, я сопоставляю числа и вижу всю неразумность риска. Я знаю, что надо делать, а что нельзя».
Человек слаб, и я как-то скопировал увиденное. Однажды, преодолев смущение, положил рядом листок и стал записывать плюсовые и минусовые итоги сдач. В этот день мне везло, и я с удовольствием вел колонку благоприобретенного. Да так увлекся, что сыграв мизер, проставил на листок +150, а в реальную пульку записать свой мизер позабыл. Вспомнил, когда было поздно эту ошибку исправить.
С тех пор я навсегда отказался от этой гобсековской бухгалтерии... О правилах игры, системах записи и порядке подсчета каждого преферансового действия необходимо знать каждому начинающему игроку. Только освоив «простую арифметику», можно перейти к изучению более сложных и более интересных сторон преферанса.

Как оценить карту

После каждой раздачи карт преферансист должен принять решение – пасовать или начать торговлю. Неискушенному игроку советуем с этим выбором не торопиться и прежде навести порядок в своем «хозяйстве». Для этого надо расположить карты в левой руке удобным для обзора веером. Красные масти рекомендуем чередовать с черными, переставив во главу мастей наиболее крупные фигуры. Такая подготовка избавит от многих нелепых ошибок. А они часты. Бывает, даже опытный игрок, запрятав второпях какую-нибудь трефу в строй пиковой масти, заказывает необоснованно высокую игру. И расплачивается крупным ремизом.
Наведя порядок, надо оценить карту. В доброй половине случаев это не составляет труда. Например, есть сильная длинная масть, подходящая для назначения козырем. Или – тузы с королями. Конечно, надо говорить «пика» и торговаться, сколько позволяет расчет. Легко оценить и слабую карту, при которой и думать об игре нечего. Приходится пасовать и ждать, что скажут соперники.
Труднее сделать выбор, когда пришла неясная, проблемная карта. Предположим: у вас на руках в пиках – К, Д, в трефах – Т, В, 10, в бубнах – К, В, 10, 9, в червах – 10. Ход ваш. Пасовать или начать торговаться?
Оптимисты насчитывают в этой карте пять взяток. Они рассуждают так: если прикупить хотя бы одну бубну или одну трефу, то шестерную можно сыграть, к тому же выручит любой туз в прикупе. Важно и такое соображение – спасуешь, и наберешь кучу взяток на распасовке.
Очевидно, оптимисты правы. На такой карте лучше исключить распасовку и сказать «пика». Решение это вынуждено, но оно связано с определенной надеждой. Если вы на первой руке, то второй или третий партнер могут невольно вас выручить. Например, у кого-либо окажется сильная червовая масть, туз бубен... Он скажет – «трефа» и все ваши проблемы отпадут. Но если ваше слово последнее и оба партнера уже спасовали, окончательное решение за вами – искать помощь в прикупе или смириться с безнадежным распасом.
Трудный момент! Однако советуем брать «на игру» без видимых для партнеров колебаний. Они не должны догадываться, перед каким тяжелым выбором вы стояли. Самым плохим прикупом к названной выше карте могут оказаться две невыразительные червы. В этом случае можно недобрать две, а при невезении – и три взятки. Но такая вероятность не превышает 20 процентов. Опытные игроки подметили, что при двух «пасах» в прикупе часто оказывается туз или другая крупная карта. Ведь не зря преферансисты произносят такую присказку: «Два паса – в прикупе чудеса!»
А теперь представим такую карту: пика – К, Д, трефа – Т, 10, 7, бубна – К, В, 10,7, черва – 8. Легко заметить, что по сравнению с предыдущим примером почти ничего не изменилось. Тот же третий туз, тот же марьяж, да и бубновая масть практически та же.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14