А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


В «Советской империи» (в ту пору всякое другое название СССР в СДЕСЕ было запрещено) де Маранш видел единственного «стратегического» врага свободного мира. Советский марксизм представлялся ему настоящей опасностью, аналогом варварства, как у вчерашних гитлеровцев. И, стало быть, ему нужно было оказывать противодействие всюду, где он пытается распространить свое влияние.
Но как? В этом-то и заключалась проблема. СДЕСЕ не располагала гигантскими средствами ЦРУ. Она могла рассчитывать только на традиционное французское умение плести интриги и действовать более находчиво. Де Маранш, по матери американец, с ее молоком впитал любовь к США и преклонение перед этим «бастионом демократии». Всю свою энергию он отдавал работе по противодействию советским коммунистам, особенно на африканском континенте.
По инициативе де Маранша, 1 сентября 1976 года Египет, Марокко, Саудовская Аравия и Иран подписали секретный пакт, которым утверждался «Сафари-Клуб». Его цель — остановить экспансию коммунистов в Африке и на Ближнем Востоке, благодаря, в частности, огромным финансовым средствам саудовских арабов и иранцев. Правда, секретные документы «Сафари-Клуба» исчезли и каким-то образом оказались в Москве. На Западе ходили слухи — что не без помощи болгарской разведки. Идея «Сафари-Клуба» лопнула.
После провала идей «Сафари-Клуба» де Маранш начал готовить операцию «Москит». Это происходило в то время, когда западные разведки получили первые сообщения о предстоящем вторжении СССР в Афганистан.
Де Маранш, личность хорошо известная на Западе, имел друзей в высших эшелонах власти. Одним из них был губернатор Калифорнии, а затем президент США Рональд Рейган, также ненавидевший «империю зла».
Получив информацию о планах русских, де Маранш сделал так, что о них стало известно и в Вашингтоне. Рейган, связавшись с де Мараншем, поинтересовался, что, по его мнению, следует предпринять против русских.
Де Маранш предложил операцию «Москит»: неотступное преследование советского «медведя». В своих воспоминаниях де Маранш писал:
"Я был в контакте с группой очень предприимчивых молодых журналистов. Они могли умело создать фальшивку и выдать ее за газету Красной армии. Ее можно было подбросить советским солдатам, кто из других моих друзей печатал библии на русском языке. Их можно было отправить в казармы Красной армии и причинить тем самым моральный ущерб. Все это не требовало бы огромных средств. И потом есть другая вещь…
— Что вы сделаете с изъятыми наркотиками? — спросил я неожиданно американского президента.
— Наверное, я приказал бы их сжечь.
— Это было бы ошибкой. Возьмите эти наркотики и сделайте то же, что вьетконговцы делали с армией США во Вьетнаме. Подсуньте их русским солдатам. Через несколько месяцев их моральный дух упадет, а их боеспособность…
Рейган был несколько обескуражен тем, что эффекта следует добиваться таким аморальным способом. Затем, поразмыслив, вызвал шефа ЦРУ Билла Кейси. Все вместе мы беседуем об операции «Москит». Кейси ставит некоторые условия. Я возражаю: «Я хочу, чтобы в этой операции не участвовал ни один американец, хотя сам могу взять ее на себя. Ваши соотечественники не знают, как выполнять подобную работу. Они способны использовать молот, чтобы убить муху, а не москита, чтобы отравить жизнь медведю. Столковались на том, что к этому делу будут привлечены пакистанские службы».
По ряду причин операция «Москит» не была проведена в полном, объеме. Однако во время афганской войны в Кабуле распространялись фальшивки, выдаваемые за газеты Советской армии. В известной мере осуществлялась и операция с наркотиками. «Москит» все же досаждал «медведю».
«ЛИОТЕ» — СБЫВШАЯСЯ МЕЧТА, или КОГДА ДЕРЕВЬЯ СТАЛИ БОЛЬШИМИ
Пожилой генерал Луи-Жубер Лиоте — командующий французскими колониальными войсками в Марокко и Алжире в начале XX века — однажды решил пройтись пешком. Был полдень, нещадно палило африканское солнце. Изнывавший от жары генерал приказал своим подчиненным обсадить дорогу деревьями, которые давали бы тень.
— Но, Ваше превосходительство, деревья вырастут только через 50 лет, — заметил один из офицеров.
— Именно поэтому, — прервал его старик, — работу начать сегодня же.
Этот исторический анекдот был приведен во введении к совершенно секретному документу британской СИС, в котором в 1950-х годах были впервые сформулированы стратегические основы ведения психологической войны против СССР и других «коммунистических» стран и выбрано кодовое слово для этой операции — «Лиоте». Смысл его заключался в том, что, приступая к осуществлению своей программы, ее авторы намеревались подучить результаты спустя десятилетия. В СИС считали, что они первыми среди разведок капиталистических стран выработали стратегию перемещения центра борьбы с противником из военной сферы в идеологическую и экономическую.
В одном из документов английской разведки 1953 года говорилось: «"Лиоте" — это непрерывно действующая операция, главной задачей которой является выявление и использование трудностей и уязвимых мест внутри стран советского блока. В ходе операции должны использоваться все возможности, которыми располагает английское правительство для сбора разведывательных данных и организации мероприятий. Планирование и организация операций поручены специальной группе, возглавляемой представителем МИД, которая создана на основе решения кабинета министров по вопросам коммунистической деятельности за границей, принятого 29 июля 1953 года. Организация работы по сбору и анализу разведывательных данных и их дальнейшему использованию в свете поставленных задач возлагается на „Интеллидженс сервис“».
Однако американцы разработали аналогичную программу еще раньше. Поняв к началу 50-х годов, что выиграть атомную войну невозможно, они создали свой план разрушения Советского Союза, рассчитанный на длительный период. В его осуществлении приняли участие практически все разведывательные, дипломатические и идеологические службы Запада. А заодно и правительства многих стран.
Первый раздел этой программы предусматривал ведение массированной, широкомасштабной «холодной войны», направленной на подрыв советского строя с целью развала его мирным путем. Особо были выделены такие направления, как компрометация компартии как руководящего органа страны с целью полного его развала и ликвидации; разжигание национальной вражды, сепаратистских настроений, поддержка националистических движений; пропаганда нигилистических настроений, высмеивание таких понятий, как советский патриотизм, единство советского народа и Советского Союза и т.д.
Второй раздел исходил из необходимости наращивать новейшие виды вооружений, чтобы втянуть СССР в непосильную для него гонку вооружений и истощить экономически.
Был разработан и «проект демократии», предусматривавший широкомасштабную помощь тем кругам, которые находились в оппозиции режимам, правящим в СССР и странах Восточной Европы, — в предоставлении денежных средств, оружия, типографского оборудования и главным образом широкой международной поддержки.
Была развернута психологическая война против СССР и его союзников. Она включала в себя как открытую деятельность — широкомасштабное применение средств массовой информации, которые ловко использовали просчеты и ошибки лидеров партии и государства, так и скрытую — поиск сообщников, объединение их в группы, оказание им материальной помощи, с тем чтобы они создавали внутри страны так называемые очаги сопротивления, особенно в национальных республиках. Расчленить Советский Союз на составные части, а затем уничтожить его — таков был смысл этих акций.
«И Советский Союз, и США, если исходить из их национального состава, можно уподобить яичнице, — говорил автору этих строк один американский деятель, — только СССР — это глазунья, которую можно разделить на части, а США — это омлет, где все нации настолько перемешаны, что разделить их невозможно».
"Психологическая война, — было сказано в директиве СНБ США 20/1, — чрезвычайно важное оружие для содействия диссидентству и предательству среди советского народа; она подорвет его мораль, будет сеять смятение и создавать дезорганизацию в стране.
Широкая психологическая война — одна из важнейших задач Соединенных Штатов… Основная ее цель — уничтожение поддержки народами СССР и его сателлитов установившейся в этих странах системы правления и внедрение среди них сознания того, что свержение Политбюро — в пределах реальности".
Частью мероприятий, проводимых в русле «Лиоте», стало приобретение так называемой «агентуры влияния», в том числе в высоких и высших эшелонах власти. Это не заурядные агенты, пойманные «на крючок» и давшие подписку о сотрудничестве. Весьма вероятно, что они, считая себя видными демократами и сторонниками обновления и улучшения существующего в СССР строя, и сами не знали о том, что спецслужбы уже числят их «своими». Но умелая и тонкая работа с ними, которая проводилась во время их пребывания за рубежом не только представителями спецслужб, но и государственными деятелями, приводила к тому, что эти люди практически становились исполнителями чужой воли, направленной на дестабилизацию и развал Советского Союза, его экономической и политической системы.
Лесть, сначала мелкая, затем безудержная; подарки, вначале мелкие, затем очень дорогие; огромные гонорары за еще ненаписанные произведения; содействие в подготовке мемуаров путем предоставления «советников», обработчиков и переводчиков определенного толка; издание и реклама этих мемуаров на Западе, опять же с выплатой огромных, несопоставимых с советскими и российскими, гонораров… Все это делает такого человека заложником, «содержанкой» и проводником идей его новых хозяев.
Одним из наиболее ярких и типичных проявлений идей «Лиоте» стала инструкция ЦРУ украинским националистам в начале 1950-х годов. В ней предлагалось прекратить вооруженную борьбу, как не имеющую перспективы. Ярым оуновцам рекомендовалось затаиться, а нескомпрометированной молодежи выдавать себя за сторонников власти, добросовестно работать и учиться, постепенно проникать в комсомол, проявлять активность, стать его функционерами, а затем сотрудниками партийного и советского аппарата, в котором занять руководящие посты с тем, чтобы через 30—40 лет захватить власть на Украине и организовать отделение от СССР. Что, как известно, и произошло — в полном соответствии с программой «Лиоте»!
На развал СССР еще в 1950-е годы были выделены огромные средства. 10 октября 1951 года президент Трумэн подписал «Закон 1951 года о взаимном обеспечении безопасности». В сто первую статью этого закона вошла поправка сенатора Керстена, которая предусматривала ассигнование 100 миллионов долларов на финансирование «любых отобранных лиц, проживающих в Советском Союзе, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Албании… или лиц, бежавших из этих стран. Либо для объединения их в подразделения вооруженных сил, поддерживающих Организацию Североатлантического договора, либо для других целей».
«Моя поправка, — заявил Керстен, выступая в палате представителей, — предусматривает возможность оказания помощи подпольным организациям, которые, возможно, имеются в этих странах… Эта помощь будет заключаться в том, чтобы осуществить прямую цель свержения нынешних правительств, существующих в указанных странах». Позже конгресс США выделял дополнительные суммы на указанные цели.
Помимо государственных органов к операциям «по свержению нынешних правительств» были привлечены и многочисленные фонды, основанные некогда «в целях благотворительности и культурно-просветительной деятельности, а также для оказания помощи ученым в их исследовательской работе…» Фонды Рокфеллера, Карнеги, Макклоя, Форда и других монополистов затратили миллионы долларов на финансирование подрывной деятельности. Журнал «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд Рипорт» сообщал, например, что только в 1951 году монополии Дюпона, Миллона и другие отпустили свыше 350 миллионов долларов различным организациям, занимающимся этой деятельностью. Не случайно к руководству делами фондов были поставлены опытные разведчики. В администрации «фонда Форда» был создан специальный совет, который при решении вопроса о том, кому выдать стипендию, руководствовался соображениями о возможности привлечения того или иного лица к выполнению специальных поручений.
И, наконец, нельзя не упомянуть и такие радиостанции, как «Свобода» и «Свободная Европа», внесшие немалый вклад в дестабилизацию и развал Советского Союза.
Конечно, вопрос о причинах поражения СССР в «холодной войне» и его распада нельзя сводить только к успехам его противников. Тут и экономические трудности (вызванные, в частности, навязанной ему гонкой вооружений); и политические просчеты, явившиеся следствием некомпетентности руководителей государства; и великодержавные амбиции; и попытки доминировать и силой удерживать порядки, навязанные странам Восточной Европы; и рост национализма и центробежных сил в союзных республиках; и слабость политической работы и политической пропаганды; и развал сельского хозяйства; и еще множество крупных и мелких причин, которые может назвать любой читатель.
Но так или иначе, операция «Лиоте» и другие — как бы они ни назывались — планы расчленения Советского Союза, о чем мечтал Гитлер, сбылись. Сейчас эта работа продолжается уже против России.
Что же касается человека, в честь которого была названа операция, то генерал Луи Лиоте стал военным министром и маршалом Франции. Потом он снова служил в Марокко и умер в 1934 году глубоким стариком, когда деревья стали большими.
СВЕРЖЕНИЕ МОСАДДЫКА
В 1948 году в Иране начались активные выступления против АИНК (Англо-иранской нефтяной компании), которая еще в 1933 году продлила срок концессии, то есть фактического владения нефтяными богатствами Ирана, на 60 лет.
После покушения на шаха Мохаммеда Реза Пехлеви 4 февраля 1949 года началось наступление реакции: были запрещены прогрессивные газеты, проведены массовые аресты. Но в 1950 году и начале 1951 года движение против АИНК усилилось, по стране прокатилась волна митингов и демонстраций под лозунгами аннулирования договора 1933 года, национализации предприятий АИНК и всех других империалистических концессий, предоставления права деятельности демократическим организациям и прессе. Движение за национализацию нефтяной промышленности возглавил созданный в 1949 году 68-летним Мохаммедом Мосаддыком Национальный фронт.
Богатый землевладелец, юрист по образованию, автор ряда работ по мусульманскому праву, финансовым и другим вопросам, М. Мосаддык в 1921—1924 годах занимал министерские посты, затем долгие годы был вне большой политики. Национальный фронт, созданный М. Мосаддыком, защищал в основном интересы национальной буржуазии, но в него входили и представители демократических сил, выступавшие за проведение Ираном независимой внешней политик. Турецкий дипломат и литератор Караосманоглу писал, что доктор Мосаддык вышел на политическую арену как герой и защитник свободы и конституции. В 1949 году он заявил, что во время выборов «вместе своей группой депутатов подвергся возмутительному беззаконию», которое заключалось в том, что на некоторое время Мосаддык был удален из Тегерана в свое имение. Этим он заслужил ореол «мученика» и приобрел еще больший авторитет среди народа. Его возвращение народ встретил как явление святого.
15 марта 1951 года иранский меджлис принял закон о национализации нефтяной промышленности, а 29 апреля 1951 года было сформировано правительство во главе с Мосаддыком. Главной задачей нового правительства было осуществление закона от 15 марта 1951 года.
Во внешней политике Мосаддык сначала ориентировался на американцев, которые пытались использовать движение за национализацию нефтяной промышленности для подрыва английских позиций и захвата иранской нефти. Однако рост антиимпериалистического движения заставил американцев действовать совместно с Великобританией и оказывать нажим на Иран с целью принудить его правительство к отказу от осуществления закона о национализации.
Однако правительство Мосаддыка не приняло требований США и Великобритании. В октябре 1951 года оно удалило всех английских специалистов с нефтепромыслов и нефтеперегонных заводов. В ответ на объявленную англичанами блокаду Мосаддык был вынужден заключить торговое соглашение с Советским Союзом и начать переговоры с Венгрией, Польшей и Чехословакией.
Интриги империалистов (дипломатическое и экономическое давление, различные провокации) и их попытки в июле 1952 года сместить Мосаддыка (на месяц он даже был отстранен от власти) провалились в результате бурных народных демонстраций.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80