А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Джон Раскин
Бытует мнение, будто в ночь после свадьбы Джон Раскин был шокирован буквально до импотенции одним лишь видом волосяной поросли на лобке своей молодой супруги Эффи.
Считается, что, являясь одним из наиболее влиятельных художественных критиков своего времени, знания об обнаженных женских формах Раскин черпал исключительно из «безлобкововолосых» классических мраморных скульптур и произведений живописи.
Теория эта, однако, не подкрепляется никакими документальными фактами. Впервые она была озвучена в биографии супругов Раскин, написанной в 1965 году Мари Лютьен. При этом довольно откровенные письма самого Раскина к матери свидетельствуют как раз об обратном: в данных вопросах он вовсе не был таким уж невеждой. Представление о непомерном ханжестве людей Викторианской эпохи — по крайней мере, отчасти — плод воображения середины XX века.
Правдой, однако, является то, что Раскин не консумировал свой брак. Так продолжалось целых шесть лет, до тех пор, пока во время одного из выездов «на натуру» Раскин не оставил Эффи наедине со своим другом, художником по имени Джон Эверетт Миллес (1829—1896), в какой-то деревенской лачуге. Миллес как раз знал, что делать, и Эффи получила такое удовольствие, что тут же подала на развод. Брак с Раскином был аннулирован на основании «неизлечимой импотенции» ответчика.
Эффи вышла замуж за Миллеса и родила ему кучу детей. Вся эта история вызвала нешуточный скандал и означала, что отныне для Эффи были закрыты все двери, за которыми могла появиться королева Виктория.
Основной проблемой Раскина была его склонность к молоденьким девочкам[50]. Несмотря на это обстоятельство (а может, как раз благодаря ему), Раскин оказал громаднейшее влияние на искусство и архитектуру Викторианской эпохи, многое сделал для укрепления позиций «прерафаэлитов», «открыл» для современников Уильяма Тернера[51], стал отцом-основателем профсоюзов и человеком, стоявшим за движением «Искусства и ремесла» и организацией «Национальный трест»[52].
Раскин написал 250 книг и преподавал искусство Оскару Уайльду. Он платил членам «Гильдии св. Георга» за то, чтобы те подметали ступеньки лестницы перед Британским музеем. В отставку Раскин вышел в чине профессора искусств школы Слейда[53], когда в медицинских колледжах официально разрешили вивисекцию. Позднее Раскин сошел с ума: старик искренне верил, что его кухарка — не кто иная, как сама королева Виктория. Махатма Ганди неоднократно упоминал Раскина как единственного величайшего человека, повлиявшего на его жизнь.
Еще один малоизвестный пример, когда лобковые волосы привели к расстройству мужской функциональности, касается предполагаемой любовной связи между Д. Г. Лоуренсом и художницей Дороти Бретт в 1926 году. Считается, что Лоуренс покинул спальню, оставив обнаженную Бретт в постели, а в качестве извинения за свою «несостоятельность» произнес следующую фразу: «У вас неправильные волосы на лобке».
Большинство биографов Лоуренса считают данный случай выдумкой Бретт, тем более что впервые старушка поведала миру сию пикантную историю лишь в 1976 году, за несколько месяцев до своей смерти.
Как долго еще растут ногти и волосы человека после его смерти?
«Три дня после смерти наши ногти и волосы продолжают расти, а телефонные звонки сходят на нет», — одна из последних шуток великого Джонни Карсона[54].
Однако здесь известный телеведущий, веселивший аудиторию не один десяток лет, явно ошибся. Все это стопроцентный вымысел. Когда человек умирает, его тело обезвоживается, а кожа стягивается, за счет чего и создается иллюзия роста волос и ногтей.
Данным заблуждением человечество во многом обязано Эриху Марии Ремарку и его классическому роману «На Западном фронте без перемен», в котором Пауль Боймер, от лица коего и ведется повествование, рассуждает о смерти своего друга Кеммериха: «Мне вдруг приходит в голову, что эти ногти не перестанут расти и после того, как Кеммерих умрет, они будут расти еще долго-долго, как белые призрачные грибы в погребе. Я представляю себе эту картину: они свиваются штопором и все растут и растут, и вместе с ними растут волосы на гниющем черепе, как трава на тучной земле, совсем как трава...»
Несмотря на все это, «жизнь» после смерти не прекращается; более того, ваш труп буквально расцветет, если можно так выразиться, буйным цветом. Бактерии, жучки, клещи и червяки — для них наступает время настоящего пира, в значительной степени способствующего процессу разложения.
Одним из наиболее восторженных завсегдатаев вашего тела станет так называемая phrorid — она же муха-горбатка, или «гробовая мушка». Эта муха — также известная как «муха-торопыга» из-за своих неуклюжих полетов — способна провести под землей всю свою жизнь, питаясь исключительно гниющими трупами.
Особенно жадны горбатки до человеческой плоти. Для этих мух обычное дело — прорыть почву на метр в глубину, чтобы добраться до гроба.
Один из видов мухи-горбатки, из рода Apocephalus, был недавно использован для борьбы с буйно разросшейся популяцией огненных муравьев (или муравьев-ацтеков), завезенных на юго-восток Америки в 1930-е годы бразильским торговым судном. Мухи откладывают яйца в головах муравьев. Личинки питаются содержимым муравьиных голов и спустя несколько дней вылупляются наружу.
Что держит Атлант на своих плечах?
Небо, а вовсе не мир.
Согласно мифологии древних греков, Зевс приказал Атланту (или Атласу) поддерживать небесный свод в наказание за попытку восстания вместе с титанами против олимпийцев. При этом чаще всего Атланта действительно изображают поддерживающим нечто, сильно смахивающее на глобус, — особенно это заметно на обложке атласа, составленного Меркатором, фламандским географом XVI века.
Однако при более тщательном рассмотрении видно, что глобус этот вовсе не Земля, а именно небо. Более того, свой картографический труд Меркатор назвал не в честь знаменитого Титана, а по имени мифического философа, короля Атласа Мавританского (в его честь названы и горы в Африке), считающегося первым, кто составил «небесный» (в отличие от «земного») глобус.
Книга стала известна как «Атлас Меркатора», и позже словом «атлас» стали называть любой новый картографический сборник.
Герард Меркатор, сын сапожника, родился в 1512 году. При рождении мальчик получил имя Герард Кремер. По-фламандски его фамилия означала «рынок», и впоследствии Герард латинизировал ее в «Меркатор», то есть «торговец».
Меркатор считается отцом современной картографии и, вполне возможно, наиболее известным и влиятельным бельгийцем в истории человечества.
Его знаменитая система картографической проекции 1569 года — первая попытка точного изображения мира с помощью прямых линий, меридианов и параллелей — до сих пор остается для большинства из нас наиболее убедительным представлением «мира». Но что гораздо важнее, благодаря картографии Меркатора у мореплавателей впервые появилась возможность надежной и точной навигации, а «эпоха Великих географических открытий» получила научную основу.
Из-за своих искажений проекция Меркатора в наши дни редко используется в картах и атласах, а в 1989 году ведущие картографические ассоциации США выступили с инициативой отказаться от нее в принципе.
Как ни странно, это ничуть не помешало НАСА использовать проекцию великого фламандца при составлении карты Марса.
Насколько высоко седьмое небо?*
* (По-английски «седьмое небо» звучит как «seventh heaven» и как «cloud nine», то есть «девятое облако». В данном случае речь пойдет именно об облаках.)
Согласно Международному атласу облаков, самым высоким считается Облако 0, более известное как «перистое» (циррус), — белое и волокнистое, состоящее из тонких нитей или хлопьев. Высота перистого облака может достигать 12 тыс. м.
Девятое облако — кучево-дождевое (кумуло-нимбус), массивная «башня», предвещающая грозовой ливень. Кумулонимбус находится в самом низу шкалы, поскольку одно-единственное облако такого типа может охватывать целый диапазон высот — от нескольких сотен метров до самого края стратосферы (приблизительно 15 тыс. м).
Как в случае с большинством идиоматических фраз, «седьмое небо» или «девятое облако» вряд ли можно привязать к какому-то одному конкретному источнику. Облако семь, восемь, девять — все они официально зарегистрированы, так что, скорее всего, люди просто остановились на цифре девять, поскольку девятка казалась им счастливым числом. Тем более кто ж станет отрицать, насколько это привлекательная штука — возлежать на большом мягком облаке и наслаждаться жизнью?
Международный атлас облаков был впервые издан в 1896 году, после Международной метеорологической конференции, учредившей Комитет по облакам с целью согласования международной системы именования и идентификации различных типов облаков.
Десять означенных категорий базировались в основном на оригинальных идеях Люка Хауарда (1772—1864) — английского химика, опубликовавшего в 1802 году «Эссе о модификации облаков».
Большое влияние на труды Хауарда оказал его личный опыт: случай аномальных погодных условий, с которыми Люк столкнулся в 1783 году, будучи еще ребенком, — когда вулканические извержения в Японии и Исландии привели к образованию «Великого тумана», накрывшего большую часть Европы.
Работы Хауарда вдохновляли таких знаменитых пейзажистов, как Джон Констебл, Д. М. У Тернер и Каспар Давид Фридрих. Великий Гете посвятил Хауарду четыре стихотворения, назвав скромного английского квакера «крестным отцом облаков».
Облака суть скопление крошечных капель воды или кристалликов льда, удерживаемых в атмосфере во взвешенном состоянии. Все эти капельки или кристаллы формируются вследствие конденсации водяных паров вокруг еще более мелких частичек таких известных нам всем вещей, как дым или соль. Ученые называют их «ядрами конденсации».
Перистые — единственные облака в небе, целиком состоящие изо льда. В атмосфере они представлены гораздо значительнее, чем считалось ранее. Более того, они помогают регулировать температуру Земли. Довольно часто инициатором их образования становятся конденсационные следы реактивных самолетов.
Когда после трагедии 11 сентября 2001 года воздушное движение было полностью блокировано, дневные колебания температуры на территории США в течение последующих сорока восьми часов возросли на 3 °С. Причина — сокращение перистой защиты и, как следствие, испускание большего тепла в ночное время и пропускание большего количества солнечного света днем.
Из-за чего пенится шампанское?
Единственное в моей жизни, о чем я искренне сожалею, — это то, что я не выпил больше шампанского.
Джон Мейнард Кейнс[57]
Не из-за углекислого газа, а из-за грязи. В идеально гладком и чистом бокале молекулы углекислоты испаряются незаметно, и в течение довольно длительного времени считалось, что образование пузырьков вызывают незначительные дефекты бокала. Современные методы фотографии показали, однако, что все эти практически не видимые глазу зазубринки и полости чересчур малы, чтобы пузырьки могли к ним прилипнуть, и что на самом деле образование пузырьков вызывается микроскопическими частицами пыли и пуха, которые неизменно присутствуют абсолютно в любом бокале. Выражаясь языком техники, именно грязь/ пыль/пух, присутствующие в бокале, играют роль ядер конденсации для растворенного в напитке углекислого газа.
По информации «Моэт и Шандон»[55], в любой среднестатистической бутылке шампанского присутствует 250 миллионов пузырьков.
Последними словами Чехова были: «Давно я не пил шампанского»[56].
Немецкий врачебный этикет того времени требовал, чтобы доктор, когда надежды на спасение уже не осталось, предложил больному бокал шампанского.
Какой формы дождевые капли?
Дождевые капли — сферические, они вовсе не имеют форму слёз.
Изготовители дроби и шарикоподшипников используют данное свойство жидкости в своем производственном процессе: пропущенный через сито расплавленный свинец падает с большой высоты в резервуар с охлаждающей жидкостью, и в результате выходит множество маленьких шариков.
Раньше для этой цели строились специальные башни. Одна такая стояла в Лондоне рядом с мостом Ватерлоо вплоть до 1951 года, когда ее снесли, чтобы освободить место для проведения «Фестиваля Британии»[58].
При высоте всего 71 м, башня Феникс в американском городе Балтимор (стоит до сих пор) была самым высоким зданием в Америке до 1888 года, когда пальма первенства перешла к 169-метровому мемориалу, построенному после Гражданской войны в честь Джорджа Вашингтона.
Что производит большую часть атмосферного кислорода?
Водоросли.
Водоросли высвобождают кислород в виде отходов процесса фотосинтеза. Количество регенерируемого ими кислорода превышает объемы, вырабатываемые всеми деревьями и прочей наземной растительностью, вместе взятыми.
Ископаемые водоросли также являются основной составляющей нефти и газа.
Наиболее древней из известных человечеству жизненных форм считаются синезеленые водоросли, или кианобактерии (от греческого kyanos — «сине-зеленый»). Сохранившимся в земной коре ископаемым остаткам синезеленых водорослей около 3,6 млрд. лет.
Классификация водорослей довольно долго кренилась то в сторону растений, то к лагерю бактерий. На сегодняшний день водоросли прочно осели в королевстве Монера (от греческого moneres — «одинарный», имея в виду их одноклеточную структуру).
Один из видов синезеленых водорослей — спирулина — дает в двадцать раз больше протеина на гектар, чем соя. Спирулина на 70% состоит из протеина (сравните с говядиной — 22%), 5% жиров, никакого холестерина, плюс впечатляющий набор витаминов и минералов. Отсюда — растущая с каждым днем популярность спирулиновых коктейлей.
Кроме того, спирулина укрепляет иммунную систему человека, особенно выработку протеиновых интерферонов — передний край нашей обороны против вирусов и раковых клеток.
Питательные и лечебные свойства спирулины много веков назад использовали мексиканские ацтеки, живущие к югу от Сахары народы Африки и розовые фламинго.
Важность водорослей для будущего человечества поистине огромна: ведь их можно выращивать на абсолютно не плодородной земле, используя для полива (а заодно и рециркуляции) солоноватую воду. Эта сельскохозяйственная культура не вызывает эрозии почв, не требует удобрений и пестицидов и, ко всему прочему, освежает атмосферу планеты гораздо больше, чем любое другое растение на Земле.
Из чего шили форму немецких солдат в Первую мировую войну?
Из крапивы.
В годы Первой мировой войны как в Германии, так и в Австрии запасы хлопка практически иссякли.
В поисках подходящего заменителя ученые случайно пришли к оригинальнейшему решению: смешать крошечные количества хлопка с крапивой — точнее, с крепкими, морозоустойчивыми волокнами крапивы двудомной (Urtica dioica).
Без какого-либо систематического способа производства немцам удалось культивировать 1,3 млн кг этого материала в 1915-м и еще 2,7 млн кг — в следующем году.
После одной из коротких стычек в 1917 году британцы завладели двумя германскими мундирами и проанализировали состав сукна — удивлению их не было предела.
С точки зрения сельскохозяйственного производства у крапивы масса преимуществ по сравнению с хлопком: хлопку непременно нужен обильный полив, растет он лишь в теплом климате и, если его выращивать действительно по-хозяйски, требует значительной обработки пестицидами.
Также совершенно незачем опасаться ожогов «цельнокрапивной оболочки»[59], поскольку жгучие волоски — крошечные кварцевые шприцы, заполненные ядом, — в производстве сукна не используются. В дело идут лишь длинные волокна стеблей.
Немцы были отнюдь не первыми, кто обнаружил многочисленные полезные свойства данного растения. Археологические раскопки по всей Европе свидетельствуют о том, что крапиву использовали десятки тысяч лет назад для изготовления одежды, бечевки и рыбацких сетей.
В британском графстве Дорсет, в пивной «Боттл Инн», расположенной в городке Марш-вуд, ежегодно проводят весьма экзотическое соревнование — чемпионат мира по поеданию крапивы. Правила крайне строгие: никаких перчаток, никаких обезболивающих для полости рта (кроме пива) и никакого срыгивания.
Фишка, похоже, в том, чтобы правильно свернуть крапивный лист, протолкнуть в рот, не касаясь губ, и как можно быстрее запить добрым глотком эля. Сухой рот, как любят говорить участники чемпионата, — значит больной рот. Победителем становится тот, у кого к концу часа останется самое большое по длине количество объеденных стеблей.
Нынешний мировой рекорд — 14,6 м у мужчин и около 8 м у женщин.
Кому принадлежит открытие пенициллина?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34