А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

v
/075 В год 6583. Церковь Печерская начата была постройкой над готовым основанием Стефаном игуменом; с основания начал строить ее Феодосии, а над основанием продолжал Стефан, А окончена постройкой она на третий год, 11 июля» В этот же год пришли послы из Германии к Святославу; Святослав же, величаясь, показал им богатство свое. Они же при виде бесчисленного множества золота, серебра и драгоценных тканей, сказали: „Это ничего не стоит, ведь это лежит мертво; этого лучше воины, ведь люди добудут и больше этого". Так похвастался Иезекий, царь иудейский, перед послами ассирийского царя, у которого все было взято в Вавилон: так и по смерти этого (Иезекий) все имущество пошло прахом.
1076 в ГОд 6584. Ходили Владимир Всеволодович и Олег Свя-тославич полякам на помощь против чехов. В этом же году скончался Святослав Ярославич 27 декабря от разрезания опухоли (желвака), и положен в Чернигове, в церкви святого спасе. И после него сел на (киевском) столе Всеволод, 1 января.
//•77 В год 6585. Пошел (на Русь) Изяслав с поляками, а Всеволод вышел ему навстречу. Сел Борис (Вячеславич) в Чернигове. 4 мая, и прокняжил 8 дней к бежал в Тмуторокань
Перевод (1074—HJ78 гг.)
333
х Роману. Всеволод же пошел навстречу Изяславу,* на Волынь, ч там они заключили мир, и Изяслав, придя, сел в Киеве 15 июля. Олег же Святославич был у Всеволода, в Чернигове.
В год 6586. Бежал Олег Святославич в Тмуторокань от 1078 Всеволода, 10 апреля. В этом же году убит был Глеб Святославич в Заволочье. Был Глеб щедр на милостыню нищим и покровительствовал странникам, радел о церквах, тепло веровал, был кроток, лицом красив. Тело его было положено в Чернигове за церковью Спаса, 23 июля. Когда вместо него в Новгороде сидел Святополк Изяславич, Ярополк Изя-славич сидел в Вышгороде, а Владимир сидел в Смоленске, — привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли против Всеволода вместе с половцами. Всеволод же вышел им навстречу на Сожицу, и победили половцы Русь, и многие наши убиты были тут: убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и многие другие, 25 августа. Олег же с Борисом пришли в Чернигов, думая, что победили окончательно, а земле Русской они великое зло причинили, пролив кровь христианскую, за которую взыщет бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские. Всеволод же пришел к брату своему Изяславу в Киев. Они приветствовали Друг друга и сели. Всеволод же рассказал о всем происшедшем. И сказал ему Изяслав: „Брат, не горюй; видишь, чего только со мной не было: сначала, не выгнали ли меня я не разграбили ли мое имущество? И далее, в чем провинился я во второй раз? Не был ли я изгнан вами, братьями мойки? Не скитался ли я по чужим земляк, лишенный всего, ке сделав зла никакого? И теперь не будем, брат, тужить; если будет нам место в Русской земле, то обоим: если будем лишены его, то оба; я сложу голову свою за тебя". И такими словами он утешил Всеволода, и приказал собирать в поход всех от мала до велика. И двинулись в поход Изяслав с Яро-полком, сыном своим, и Всеволод с Владимиром, сыном своим.
пошли на Чернигов, а чернигозцы затворились в городе, же и Бориса там не было. Так как черниговцы ворот
334
Повесть временных лет
не отворяли, князья (Изяслав и Всеволод) обложили город,-Владимир же пошел на приступ восточных ворот от Стрежени и захватил их, и занял внешний город, и сжег его, люди же спаслись во внутреннем городе. Изяслав же со Всеволодом узнали, что Олег с Борисом идут против них, и, упредив их, пошли от города навстречу Олегу. Сказал же Олег Борису: „Не пойдем дальше, не можем мы справиться с четырьмя князьями, пошлем лучше с просьбой о мире к дядьям своим". И сказал ему Борис: „Смотри, я готов, и против них всех стан)'". Похвалился он, не зная, что бог гордым противится, а смиренным оказывает помощь, чтобы не хвастался сильный силою своею. И пошли они навстречу, и, встретившись у села на Нежатиной ниве, обе стороны пошли одна на другую, и был жестокий бой: первым убили Бориса Вячеславича, похвалившегося. Когда же Изяслав спешился, кто-то на коне подъехал к нему и поразил его копьем в плечо. Так убит был Изяслав Ярославич. Бой продолжался, и бежал Олег с остатками дружины и едва спасся бегством в Тмуторокань. Убит был князь Изяслав 3 октября, и взяли тело его, привезли его в ладье и поставили у Городца. Вышел навстречу ему весь город Киев, и, положив тело его на сани, повезли его; в город внесли его попы и черноризцы с песнями. И не слышно было пения от плача и великого вопля, ибо оплакивал его весь Киев. Ярополк же шел за ним, плача вместе с дружиною своею: „Огец, отец мой! Сколько пожил ты без печали на свете этом, много напастей претерпев от людей и от братьев своих И вот погиб не от руки брата, но за брата своего сложил голову свою". И, принеся, положили тело его в церкви святой Богородицы, поместив его в гроб мраморный. Был же Изяслав муж красив лицом и велик ростом, незлобив нравом, лгунов ненавидел, любил правду. Не было ведь в нем хитрости, но был ок прямодушен, не воздавал злом за зло. Сколько ведь зла сделали ему киевляне: самого выгнали, дом его разграбили — к он не воздал им злом за зло: -если же кто скажет вам „воинов порубил", то не он это сделал, а сын его. Опять же,
Перевод (Ш8 г.)
335
братья его прогнали, и ходил он по чужой земле, скитаясь. И когда он сидел вновь на столе своем, а Всеволод, потерпев поражение, пришел к нему, он не сказал ему: „Сколько от вас натерпелся?", не воздал злом за зло, но утешил его, сказав: „Поскольку ты, брат мой, явил мне любовь, возвел меня на стол мой и назвал меня старейшим себя, теперь я не припомню тебе зла прежнего, ты мне брат, а я тебе брат, и я положу голову свою за тебя",—что и случилось. Не сказал ведь он ему: „Сколько зла причинили мне, и вот теперь с тобою случилось то же", не сказал: „Это меня не касается", но взял он на себя горе брата, являя любовь великую, следуя словам апостола: „Утешайте печальных". Воистину, если и сотворил он на свете этом какое прегрешение, простится ему, потому что положил голову свою за брата своэго, не из желания получить большую волость и больше богатства, но за братню обиду. О таких-то господь сказал: „Да кто положит душу свою за други своя". Соломон же говорил: „Братья те, кто в беде помогают друг другу". Ибо любовь превыше всего. Так же и Иоанн говорит: „Бог — это любовь; пребывающий в любви, в боге пребывает, а бог в нем пребывает". Так осуществляется любовь, чтобы было нам что предъявить в день судный, чтобы и мы на свете этом были такие же, как он,-Боязни нет в любви, настоящая любовь исключает ее, так как боязнь есть мученье. „Испытывающий страх не совершенен в любви. Если кто говорит: „Люблю бога, а брата своего ненавижу", это — ложь. Ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить бога, которого не видит? Эту заповедь мы получили от него, чтобы любящий бога, любил и брата своего. Ведь все совершается в любви. Любви ради и грехи исчезают, любви ради и господь сошел на землю к распял себя за нас грешных; взяв грехи наши, пригвоздил себя к кресту, дав нам крест, чтобы отгонять им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали кровь свою. •Любви же ради этот князь пролил кровь свою за брата своего,, "сполняя заповедь господню.
336
Повесть временных лет
Начало княжения Всеволода в Киеве. Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, взяв власть во всей Русской земле. И посадил сына своего, Владимира в Чернигове, а Ярополка Изяславича во Владимире (южном), прибавив ему Туров.
/079 В год 6587. Пришел Роман с половцами к Воиню. Всеволод же стал у Переяславля и заключил мир с j половцами. И возвратился Роман с половцами назад, и убили его половцы, 2 августа. И до сих пор еще лежат там кости его, сына Святославова, внука Ярославова. А Олега Святославича хазары, захватив, отправили за море в Царьград. Всеволод же посадил в Тмуторокани посадником Ратибора.
/080 В год 6568. Поднялись торки переяславские на Русь, Всеволод же послал на них сына своего Владимира. Владимир же пошел и победил торков.
/OS/ В год 6589. Бежал Давыд Игоревич с Володарем Рости-славичем, 18 мая. И пришли они к Тмуторокани, и захватили Ратибора, и сели в Тмуторокани.
1082 В год 6590. Осень умзр, половецкий князь.
1083 В год 6591. Пришел Олег из Греческой земли к Тмуторокани и захватил Давыда и Володаря Росгиславича, и сел в Тмуторокани. И перебил хазар, причастных к убийству брата его и умышлявших против него самого, а Давыда и Володаря отпустил.
1084 В год 6592. Приходил Ярополк Изяславич к Всеволоду на Пасху. В это же время бежали два Ростиславича от Ярополка и, вернувшись, прогнали Ярополка (из Владимира южного), и послал Всеволод Владимира, сына своего, и выгнал тот Ростиславичей и посадил Ярополка во Владимире. В тот же год Давыд задержал греков в Олешье и отнял у них имущество. Всеволод же, послав за ним, привел его и дал ему Доро-гобуж.
1085 В год 6593. Ярополк же хотел итти на Всеволода, послушав злых советников. Узнав об этом, Всеволод послал против него сына своего Владимира, Ярополк же, оставив мать свою и дру-
Остромирово евангелие 1056-1057 г., л. 267 об.
Святослав с семьей (с женой и четырьмя сыновьями).
Выходная миниатюра Изборника Святослава Ярославича 1073 г.
Перевод (1O78—1Q86 гг.)
337
жику в Лучьске, бежал в Польшу. Когда же Владимир пришел к Лучьску, и сдались лучане. Владимир же посадил Давыда во Владимире вместо Ярополка, а мать Ярополка и жену его и дружину его привел в Киев, и имущество его^ забрал.
В год 6594. Вернулся Ярополк из Польши и заключил мир 1086 с Владимиром, и возратился Владимир в Чернигов. Ярополк же сел во Владимире. И, переждав немного дней, Ярополк пошел к Звенигороду. И, не дойдя до города, был пронзен проклятым Нерадцем, по наущению дьявола и злых людей. Когда Ярополк лежал там на возу, Нерадец с коня пронзил его саблею, 22 ноября. И тогда приподнялся Ярополк, выдернул из себя саблю и закричал громким голосом: „Ох, настиг меня этот враг!". Бежал Нерадец треклятый в Перемышль к Рюрику, а тело Ярополка взяли отроки его, Радко, Воикина и другие и, положив перед собой, везли его так, к Владимиру, а оттуда в Киев. И вышел навстречу ему благоверный князь Всеволод, со своими сыновьями, Владимиром и Ростиславом, и все бояре и блаженный митрополит Иоанн с черноризцами и с пресвитерами. И все киевляне велики:! плач подняли над ним, с псалмами и молитвами проводили его до (монастыря) свя-7ого Дмитрия, убравши тело его, с честью положили его в гроб мраморный, 5 декабря, в церкви святого апостола Петра, которую он сам начал в свое время строить. Многие беды испытав, безвинно прогнанный братьями своими, обиженный, ограбленный, затем и смерть горькую принял он, но вечной жизни и покоя сподобился. Так был блаженный князь этот тих, кроток, смирен и братолюбив, давал десятину церкви святой Богородицы от всего своего достояния ежегодно и молил бога всегда, говоря: „Господи, боже мой! Прими молитву мою и Даруй мне смерть такую же, как и братьям моим Борису и Глебу, от чужой руки, чтобы омыть мне грехи все своею кровью и избавиться от суетного этого света и мятежного, от сети вражеской". Не лишил его милостивый бог просимого: он получил олага те, каких ни глаз не видел, ни ухо не слышало, ни сердце человека не предугадало, какие уготовал бог любящим его.
ОО _.
&ь Повесть временчых лет, ч, I
33S
Лове
сть временных лет
108? В год 6595.
7088 В год 6596. Освящена была церковь святого Михаила в монастыре Всеволодовом митрополитом Иоанном и епископами Лукою, Исаем и Иваном, при игумене того монастыря Лазаре. В том же году пришел Святополк Изяславич из Новгорода в Туров жить. В тот же год умер Никон, игумен Печерский-В тот же год взяли болгары (волжские) Муром.
J089 В год 6597. Освящена была церковь Печерская святой богородицы в Феодосиевом монастыре Иоанном митрополитом и Лукою, белгородским епископом, Исаем, черниговским епископом, при благородном Всеволоде, державном князе Русской земли, и детях его, Владимире и Ростиславе/ когда воеводство киевской тысячи держал Янь, а игуменствб Печер-ского монастыря держал Иоанн. В тот же год скончался Иоанн митрополит. Был же Иоанн большой знаток книг и наук, милостив к нищим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и бедному, смиренен же и кроток, молчалив, красноречив, от святых книг утешая печальных, и такого не было прежде на Руси, и после него не будет такого. В тот же год отправилась в Греческую землю Янка, дочь Всеволода, о которой говорилось прежде. И привела Янка митрополита Иоанна, скопца, про которого люди, видевшие его, говорили: „Вот, мертвец пришел". Прожив год, он умер. Был же этот человек не книжен, но прост был и умом и речью. В тот же год освящена была церковь святого Михаила Переяславская Ефремом митрополитом той церкви, которую он построил очень больших размеров, ибо прежде была в Переяславле митрополия, и обстроил ее большою пристройкою, украсив ее всяческими украшениями, церковными сосудами. Этот Ефрем был скопец, высок ростом. Много он тогда зданий воздвиг; достроив церковь святого Михаила, заложил церковь на воротах городских во имя святого мученика Феодора, и затем церковь святого Андрея у ворот и каменные бани, чего не было раньше на Руси. И город заложил каменный ст церкви святого мученика Феодора, и
Перевод (1087—1091 гг.)
339
украсил город Переяславский зданиями церковными и иными зданиями.
В год 6599. Игумен (Печерского монастыря) и черноризцы, 1091 посовещавшись, сказали: „Нехорошо лежать Ътцу нашему Феодосию вне монастыря и церкви своей, потому что он основал церковь и черноризцев собрал". Посовещавшись, приказали устроить место, где положить мощи его. И через три дня, в праздник Успения богородицы, приказал игумен копать там, где лежат мощи его, отца нашего Феодосия, приказанию которого я, грешный, первый был очевидец. Об этом и расскажу не понаслышке, а как зачинатель этого (дела). Пришел игумен ко мне и сказал: „Пойдем в пещеру к Феодосию". Я и пришел с игуменом, тайно от всех, и рассмотрели, где копать, и обозначили место, где копать, в стороне от входа. Сказал же мне игумен: „Не смей говорить никому из братии, чтобы никто не знал, но возьми кого хочешь, пусть тебе поможет". Я же приготовил в тот день мотыки, чтобы копать. И во вторник вечером, в сумерки, взял я с собою двух братьев, так что никто не знал, пришел в пещеру и, отпев псалмы, начал копать. И, утомившись, дал копать другому брату. Так мы копали до полуночи, трудились и не могли докопаться; я начал тужить, что копаем в сторону (от могилы). Я же, взяв мотыку, начал копать ревностно, а друг мой спал перед пещерою; и сказал мне: „Ударили в било!". И я в это время докопался до мощей Феодосиевых, когда он мне сказал „ударили в било". Я же сказал ему: „Я уже докопался". Когда же докопался, объял меня ужас, и я стал взывать: „Господи, помилуй!". В это время, когда игумен еще не сказал, с кем он будет переносить его тайно, сидели в монастыре два брата и сглотрели з сторону пещеры. Когда ударили в било, они видели, как три столпа, точно светящиеся дуги, передвигаясь, стали над, верхом Церкви, где был положен потом Феодосии. В это же время Стефан, который был вместо Феодосия игуменом, а сейчас был уже епископом, видел в своем монастыре за полем великое сияние над пещерою. Думая, что несут Феодосия, так как 22*
340
Повесть временных лет
ему за день до того было сообщено об этом, и, пожалев, что переносят без него, Стефак, ^ев на коня, тотчас же поехал, взяв с собою Климента, которого он потов! поставил игуменом вместо себя. И по пути оба видели великое сияние. И, когда приблизились, увидели свечей множество над пещерою, и подошли к пещере, и не увидели ничего, и вошли в глубину пещеры, когда мы сидели у мощей Феодосия. Когда я докопался, я послал к игумену: „Приходи, вынем его". Игумен же пришел с двумя братьями; и я раскопал широко, и мы влезли и увидели мощи Феодосия, только суставы не распались и волосы на голове слиплись. И, положив его на мантию, подняв на плечи, вынесли его и положили перед пещерой. На другой же день собрались епископы, Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский, игумены из всех монастырей с черноризцами; пришли и люди благоверные, и взяли мощи Феодосиевы, с ладаном и со свечами. И принеся, положили его в его церкви, в притворе по правую руку, 14 августа, в четверг, в час дня, индикта 14 года. И праздновали торжественно тот день.
Теперь расскажу немного о том, как сбылось предсказание Феодосиево. Еще при жизни Феодосия, когда он был игуменом и управлял стадом черноризцев, порученным ему богом, он пекся не только о них, но и о мирских душах, как бы им спастись, особенно о духовных сынах своих, утешая и на- > ставляя приходящих к нему, а другой раз в дома их приходя • и благословение им подавая. Однажды, придя в дом к Яню и к жене его Марии, — ибо Феодосии любил их за то, что они жили по заповеди господней и любили друг друга, — однажды, зайдя к ним, он наставлял их о милостыне бедным, о царствии небесном, которое достанется праведникам, тогда как грешники примут муку, и о смертном часе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25