А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


215
Образовывать автономные сообщества могут граничащие друг с другом провинции, имеющие общие черты исторического, культурного и экономического развития, а также островные территории и провинции, представляющие единую историческую область. Возможно образование нескольких видов автономии; их отличие друг от друга состоит в объеме предоставляемой им компетенции. Каждое сообщество имеет свой статут, принимаемый парламентом страны путем издания органического закона. В настоящее время образовано 17 сообществ.
Конституция 1978 г. устанавливает общие правила, которые сообщества должны соблюдать^ (ст. 152). Каждое автономное сообщество имеет законодательное собрание, члены которого должны избираться всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства участвующих в них политических партий. Собрания осуществляют контрольные полномочия за деятельностью исполнительной власти, принадлежащей правительственному совету и его председателю. Эти органы избираются законодательным собранием и назначаются Королем. Функции председателя состоят в руководстве деятельностью правительства, в представительстве сообщества. Правительство несет ответственность перед законодательным собранием, т.е. в сообществах установлена парламентская форма правления. Автономные сообщества пользуются финансовой автономией;
они обладают собственными источниками доходов, например, с вводимых ими налогов, прибыли от собственного имущества, налогов, полностью или частично, предоставляемых государством, и др.
Наиболее распространена ограниченная автономия, охватывающая организацию собственных институтов самоуправления, изменение границ муниципалитетов, находящихся на соответствующей территории, и определение функций муниципалитетов, регулирование планирования территории, урбанизации и жилищного хозяйства, организацию общественных работ, сельское хозяйство и скотоводство в соответствии с предписаниями общих экономических планов, планирование и строительство гидротехнических сооружений, ремесла, развитие культуры, преподавание языка автономного сообщества, социальное обеспечение, туризм, здравоохранение и гигиену и другие сферы, указанные в статье 148 основного закона.
Полная автономия (ст. 149) включает больший круг вопросов по сравнению с ограниченной - все вопросы, специально не
216
закрепленные конституцией за государством. Для получения полной автономии требуется специальная, более сложная чем при организации ограниченной автономии, процедура, указанная в статье 151 основного закона. В настоящее время полной автономией обладают Каталония, Страна басков, Галисия и Ан-далузия. По решению Генеральных кортесов возможно образование и специальной автономии. Таким образованием путем издания органического закона передаются некоторые полномочия самого государства. Специальной автономией пользуется Страна басков, Наварра, Канарские острова и города Сеута и Мелилья. Им предоставлены некоторые права с учетом их исторических особенностей. Например, на Канарских островах налоговый режим не может быть изменен без предварительного согласия соответствующих органов этого автономного сообщества. В Наварре своеобразие проявляется в особом порядке разработки статута сообщества.
Признание существования сообществ не означает раздробления государства, разрыва отношений солидарности, принцип которой закреплен в статье 2 конституции 1978 г.
Испанское законодательство предоставляет государству возможности вмешиваться в деятельность автономных сообществ. Такое вмешательство может осуществляться в различных формах. Прежде всего, само государство решает вопрос о принадлежности ему имущества путем издания закона и определяет правовой режим этого имущества (п. 3 ст. 132 конституции). Сообщества не могут вмешиваться в правовое положение граждан страны, поскольку все испанцы имеют одни и те же права и одни и те же обязанности на всей территории страны; кроме того, никакие органы власти не могут принимать мер, которые прямо или косвенно препятствовали бы свободе передвижения или расселения людей и свободному передвижению материальных ценностей на всей испанской территории (ст. 139). Больше того, когда этого требуют общие интересы, государство может издавать законы, которые согласовывали бы нормативные положения автономных сообществ даже в областях, относящихся к их ведению (п. 3 ст. 150). Государству предоставляется возможность прямого вмешательства в дела сообщества, если оно не выполняет обязательств, накладываемых на него конституцией или законами, или оно действует таким образом, который серьезно отражается на общих интересах страны. В таких случаях правительство Испании после предварительного требования
217
к председателю автономного сообщества и после того, как это требование окажется без последствий, может по одобрении абсолютным большинством голосов в Сенате принять меры с целью принудить сообщество к исполнению этих обязательств или для защиты указанных общегосударственных интересов.
Государство имеет большие возможности для вмешательства в деятельность автономных сообществ экономическими методами. Оно следит за экономическим равновесием различных частей испанской территории (п. 2 ст. 138), может планировать экономическую деятельность на территории страны в целях "удовлетворения коллективных потребностей" (п. 1 ст. 131), выравнивания и гармонизации регионального и секторального развития и в этих целях вырабатывать планы, содержащие предложения автономных сообществ. Государство также оказывает помощь сообществам, включая в государственный бюджет ассигнования, необходимые для поддержания государственных служб, действующих на всей испанской территории. В распоряжении государства находится Компенсационный фонд, средства которого распределяются между автономными сообществами и провинциями.
Более низкой территориальной единицей является провинция, объединяющая группу муниципалитетов. Управление провинцией осуществляется депутацией, избираемой населением. Центральное правительство представлено в провинции губернатором, назначаемым министром внутренних дел. Управление муниципалитетами возлагается на соответствующие советы, избираемые населением. Муниципалитеты могут объединяться для разрешения каких-либо проблем местного значения.
Судебная система
В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.
Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначаются Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом
депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат (salas), рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) - судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационном порядке дела Высокого суда (Audiencia) на сумму свыше 3 млн. испанских пессет. Судами более низкого уровня являются - Национальный высокий суд (Audiencia nacional), состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ (Tribunales superiores de las Comunidades au+onomas) обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды (Audiencies provinciales), учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции (Juzgados de Primera у ins+ruccion), муниципальные суды (Juzgados municipales) и мировые суды (Juzgados de paz). В каждой провинции учреждены: административный суд (Juzgado de lo concioso admiistra+ivo), суд по контролю за местами лишения свободы (Juzgado de vigilancia penitinciaria) и суд по делам несовершеннолетних (Juzgado de minores).
Во главе прокуратуры находится генеральный прокурор, назначаемый Королем по предложению правительства и по получении консультации Генерального совета судебной власти. В за-
218
219
дачи прокуратуры входит наблюдение за законностью, за соблюдением прав и свобод граждан и охраняемых законом общественных интересов. Прокуратура осуществляет свои функции через свои органы на основе принципов единства своих действий, иерархии, подчинения закону и независимо от влияния политических партий. По уголовным делам прокуратура поддерживает обвинение и гражданские иски. Прокуратура действует при Верховном суде, при Конституционном суде и высоких судах.
220
Глава 7
Политические институты и конституционное право Швейцарии
Швейцария - небольшое государство в центральной Европе, никогда не имевшее монархической формы правления. В ней в большей мере, чем в других странах, избирательный корпус обладает непосредственной властью. В этой стране чрезвычайно развиты институты непосредственной демократии. Кроме того, будучи старейшей в Европе федерацией, Швейцария занимает особое положение на континенте. Уже в XVII-XVIII в. она придерживалась нейтралитета в европейских войнах. В эпоху Великой французской революции нейтралистская традиция была прервана и в 1789 г. Гельветическая республика (так называлась в то время Швейцария) заключила с Францией договор. Нейтралитет Швейцарии был восстановлен после поражения Наполеона. 20 ноября 1815 г. в Париже Россия, Англия, Франция, Пруссия и Испания подписали акт о признании нейтралитета Швейцарии и о неприкосновенности ее территории.
В настоящее время на политической арене Швейцарии действует несколько партий, важнейшими из которых являются:
Радикально-демократическая, основанная в 1848 г., включающая 120 тыс. членов и выражающая интересы крупной финансовой и промышленной буржуазии; Христианско-демократическая, образовавшаяся в 1912 г., защищающая интересы крупного капитала кантонов с преобладающим католическим населением (60 тыс. членов); Социал-демократическая, основанная в 1888 г. Эта партия входит в Социалистический интернационал и включает 50 тыс. членов; Демократический союз центра (в немецкогово-рящих кантонах называется Швейцарской народной партией) образовался в 1971 г. и выражает взгляды средней и крупной буржуазии и зажиточного крестьянства (около 50 тыс. членов). Швейцарская либеральная партия образована в 1913 г. Она защищает интересы крупной франкоязычной буржуазии и кантона Базель (около 10 тыс. членов); Союз независимых образован в 1936 г. - мелкобуржуазная партия, включающая около 6 тыс. членов; Швейцарская партия труда, созданная
221
в 174^ г. на оазе компартии, придерживается коммунистической идеологии.
Конституция Швейцарии
Конституция Швейцарии была принята в 1874 г.; она отразила процесс вовлечения страны в капиталистическое развитие Европы, требовавший усиления централистских начал в государственном управлении. До принятия этого акта в Швейцарии действовала конституция 1848 г. Новый закон сохранил прежнюю структуру и в момент принятия, как и в настоящее время, он включает короткую преамбул/, три главы и переходные положения.
Конституция 1874 г. имеет религиозную окраску, поскольку преамбула начинается словами "Во имя Всемогущего Бога", что является отражением роли церкви, игравшей значительную роль в политической жизни; сейчас эта формула созвучна религиозным настроениям большей части населения страны. Собственно текст конституции включает 123 статьи в номерном порядке. За свою историю она подвергалась многочисленным изменениям и к 1985 г. в этот акт были включены 54 новые статьи, причем 52 из них были оставлены под существующими номерами, но с прибавлением латинских слов "бис", "тер" и т.д., а 54 статьи были отменены или изменены (из них 39 - один раз, 9 - дважды, 3 - трижды и 3 - пять раз). Две статьи (51 и 52) имеют только числовые обозначения без текста. Из фактических 173 статей (по номерам 121) только 84 отражают первоначальный текст основного закона 1874 г. В результате частых изменений конституция в значительной мере утратила свое единство и внутреннюю связность. По сравнению с новыми и новейшими конституциями других западноевропейских стран швейцарский закон проигрывает и по форме и по содержанию. В действующей конституции отсутствует, например, специальный раздел о правах и свободах, не закреплены многие из них, не названы принципы внутренней организации швейцарского государства. Хотя в преамбуле названы цели Швейцарского союза- поддержание и укрепление единства, силы и чести Швейцарской нации, - но в этом акте ничего не говорится о целях государства, о задачах, возлагаемых на конфедерацию и кантоны. Больше того, в конституции отсутствует раздел о распределении компетенции между федерацией и кантонами. Первая глава содержит разнообразные нормы - о преимуществен-
222
ных правах федерации, о правах и свободах швейцарских граждан, о гражданстве, финансовые и налоговые положения и т.д. Вторая глава посвящена структуре органов центральной власти и третья - пересмотру федеральной конституции.
Текст конституции 1874 г. формировался в разные исторические эпохи, поэтому он отражает различные политические события, условия, потребности. "Разнокалиберности", "разномаст-ности", неравноценности различных частей и положений конституции сильно способствовало изменение порядка внесения в нее поправок, произведенное 5 июля 1891 г., когда была введена в основной закон возможность его изменения путем народной инициативы. Можно, например, указать ряд статей этого акта, отражающих борьбу в стране по различным вопросам, конфликты интересов различных групп населения и организаций. Среди таких норм выделялись: введенная в 1893 г. и действовавшая в течение более 80 лет статья 25 бис о запрещении убоя скота без предварительного оглушения до выпуска крови (в декабря 1973 г. содержание этой нормы было изменено, теперь она говорит о защите животных); действующие нормы о заготовках зерна (ст. 23 бис); о водном хозяйстве (ст. 24 бис);
о защите болот и заболоченной местности особой красоты (п. 5 ст. 24 сексти); о праве конфедерации издавать законоположения в отношении охоты и рыбной ловли, особенно в целях сохранения крупной дичи в горах (ст. 25); о спиртных напитках (ст.ст. 32 бис, 32 тер, 32 катер); об игорных домах (ст. 35);
о налогах на горючее (ст. 36 тер) и др.
Конституция 1874 г. установила в Швейцарии федеративную форму территориального устройства, которая за время существования проделала значительную эволюцию. Примерно половина всех внесенных в конституцию изменений связана с усилением центральной власти в стране.
По форме правления Швейцария - парламентарная республика, имеющая некоторые особенности по сравнению с классической моделью. В стране нет главы государства - специально избираемого президента; номинально таковым признается председатель конфедерации - председатель правительства, получающий свои полномочия сроком на один год. Председатель конфедерации обладает лишь председательскими и техническими функциями, как глава правительства это лицо также не имеет каких-либо особых прав; он лишь "первый среди равных" министров. Одним из определяющих признаков для
223
усгсамовлемия срормы правления является, как известно, вопрос об ответственности правительства. В конституциях, законодательстве и регламентах палат Федерального собрания отсутствует ответ на этот вопрос, хотя депутаты обладают некоторыми традиционными формами контроля. Они могут задавать вопросы, вносить интерпелляции, которые фактически представляют собой вопрос с дебатами.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68