А-П

П-Я

 

Посмотрим, что сделает Плешивый». Царь согласился и сказал: «Иди, вот этот лес будет твоим». И Плешивый ушел.
Пришел он домой и сказал жене: «Царь дал мне этот лес. Там и будем строить дом». «Иди, Плешивый, пригласи рабочих, – сказала Конах, – тому, кто берет пять копеек за работу, дай рубль».
Рабочие, которые получали пятак, бросили свою работу и пришли к Плешивому. Так Плешивый привел двадцать каменщиков. Вырыли они землю, заложили фундамент. Плешивый сказал: «Построим дом в двадцать комнат так, чтобы один кирпич был из золота, а другой из серебра». Построили дом. Пол покрасили, в комнатах красивую мебель поставили. Сделали большой двор, окружили его забором. Дом получился краше царского. «Теперь можем въезжать», – сказала Конах.
Как-то раз сын индийского царя пролетал те места на самолете и увидел в подзорную трубу красивый дворец в лесу и сказал: «Сколько я ни летал на самолете, а таких дворцов в этом лесу я не видел».
В это время вышла на балкон Джангюлун. Юноша заметил ее и сразу влюбился. Прилетел он домой и сразу к своему отцу: «Отец, я видел одну девушку в лесу. У нее дворцы красивее наших. Девушка была на балконе. Если ты не приведешь ее мне, я сойду с ума». Царь ответил: «Сын мой, ведь я – индийский царь, неужели я не смогу привести тебе эту девушку?»
Пришел индийский царь к Плешивому сватать его дочь и сел на то место, где садятся сваты. Плешивый сказал: «Царь, будь в здравии. Что тебе нужно?» Царь ответил: «Я пришел сватать твою дочь за сына». Плешивый согласился отдать свою дочь за сына индийского царя, и тот поехал домой готовиться к свадьбе.
Взял царь тысячу фаэтонов и поехал к Плешивому. А Плешивый пошел к своей жене и попросил, чтобы та пригласила своих сестер на свадьбу. Конах пошла и пригласила своих сестер. Те пришли на свадьбу со своими мужьями.
Когда приехал индийский царь, вывели невесту под сопровождение барабана и флейты. Старшая сестра Конах сказала: «Я поеду вместе с твоей дочерью». Она взяла посадила к себе в фаэтон и свою дочь, а зятю сказала: «Ты иди садись в первый фаэтон, а мы поедем в следующем».
Затем она сказала Джангюлун: «Дочь моя, чтобы помолвка состоялась, съешь эти три хлебца». Джангюлун съела три хлебца и сказала: «Тетя, я очень хочу пить». – «Дочь моя, Джангюлун, сейчас остановим фаэтон у большого дерева. Там в лесу есть родник, там я дам тебе воды попить». Подъехали к этому месту, фаэтон остановился, Джангюлун вышла и стала пить воду. Тетя схватила Джангюлун за голову, ударила ее по глазам рукой и выбила их. Взяла одежду Джангюлун, одела в ее одежды свою дочь, взяла розы, что держала Джангюлун и отдала их своей дочери. Фаэтон тронулся, и они поехали к дому индийского царевича.
Здесь уже собрались люди со всего индийского царства посмотреть, красива ли невеста.
Люди увидели невесту и сказали: «Жаль для нее сына индийского царя». Мать этой девушки сказала дочери: «Заплачь Джангюлун». Она положила жемчужины перед ее глазами и сказала царевичу: «Индийский царевич, разве это не Джангюлун?» Индийский царевич ничего не сказал и устроил большую свадьбу. Закололи двадцать быков для свадьбы, принесли тысячу кувшинов вина, забили так много кур, что им счета не было, приготовили обед. Но все это не радовало индийского царевича.
Расскажем сейчас, что произошло с Джангюлун. Она так плакала, что весь родник наполнился жемчугом. А теперь о пастухе. Шел в это время по лесу пастух и услышал какой-то звук. Подошел он ближе, а дальше идти боится и говорит: «А что, если там зверь? Эх, пойду посмотрю, а там пусть зверь съест меня».
Пастух подошел ближе. Джангюлун услышала и сказала: «Что там за шорох? Человек, женщина ты или девушка или мужчина, да умру я вместо тебя, возьми меня, последи, чтобы звери не сожрали меня». Пастух взял ее за руку, вытащил из воды. Она сказала: «Человек, есть у тебя мешок? Посмотри, там жемчуг. Возьми его». Пастух наполнил мешок жемчугом, взял Джангюлун за руку и повел к себе домой. Там он спрятал мешок и сказал: «Посмотрю, что будет делать моя жена». Жена пастуха начала ругаться: «У тебя пять детей, а он еще слепую привел». Муж ответил: «Эта девушка принесет нам пользу». Принес он полный мешок жемчуга и показал жене. «Откуда ты все это принес?» – спросила жена. «Жена, эта девушка столько плакала у родника, что он наполнился жемчугом», – ответил муж. А Джангюлун сказала: «Да умру я вместо тебя, мать моя старушка, принеси мне воды умыться». Женщина сходила, принесла и подогрела воду. Джунгюлун села, начала умываться и сказала: «Мать моя старушка, когда я умоюсь, вылей воду во двор и вода превратится в золото и серебро. Но только ты стой за дверью, чтобы никто не взял».
Женщина вынесла воду, вылила во дворе, немного постояла за дверью и увидела, что вода превратилась в золото и серебро. Построили они несколько домов: один кирпич из золота, другой из серебра. Дворцы царя не могли бы сравняться с домами пастуха.
Пастух построил дома и обнес их забором, чтобы ни один человек не смог войти к нему.
Раз увидели они, что у забора стоит старушка. «Что тебе надо?» – спросил пастух. «Да умру я вместо тебя, дай переночевать у тебя», – ответила она. Привел он старушку домой. Услышав голос старушки, Джангюлун сказала: «Отец, прогони эту женщину, пусть уйдет». «Пусть останется. Она ничего плохого нам не сделает», – ответил он.
Но Джангюлун настаивала: «Этой ночью старуха принесет нам зло». «Что она нам сделает? Схвачу ее за ногу и придавлю к стене, – успокаивал пастух, – ты, дочь моя, ложись одна в комнате». «Как ты хочешь, но нам она принесет зло», – сказала Джангюлун и ушла к себе. Двери заперла за задвижку, окна закрыла. А старуха видела, где легла Джангюлун.
В полночь услышала Джангюлун, что кто-то сильно колотит в окно, пытается войти к ней. Даже пол дрожал. Старуха разбила окно и вошла. Старуха сняла с руки Джангюлун браслет, и та сразу же умерла – душа Джангюлун находилась в этом браслете.
А была та старуха теткой Джангюлун. Взяла она браслет и отнесла его своей дочери. Зятю она сказала: «Сын индийского царя, ты и сейчас не узнаешь Джангюлун, ведь браслет на ее руке?»
Расскажем о Джангюлун. Взошло солнце, наступил полдень. А Джангюлун все не выходит из своей комнаты. Пастух и говорит жене: «Душа моя, почему Джангюлун не встала?»
Взломали они тогда дверь и вошли к Джангюлун. Посмотрели, а Джангюлун мертва. Тогда пастух начал бить себя по голове, заплакал: «Ведь говорила нам Джангюлун, что не надо впускать эту женщину в дом ночевать, а я не послушал ее». Плакал он, плакал, а сделать уже ничего нельзя.
Пошел тогда он в лес, построил там большую церковь и сделал в ней такую дверь, что войти в нее можно, выйти нельзя.
Сделали они гроб для Джангюлун, поставили одну свечу у изголовья, а две – у ног. Принес пастух Джангюлун в часовню, закрыл дверь, вышел и пошел домой.
Расскажем теперь о сыне индийского царя. Взял он ружье и пошел на охоту. В лесу он увидел большую церковь. «О боже! – сказал он, – как чудесно, что в лесу построили такую церковь. Может быть, там что-то есть».
Перелез он через забор и вошел в церковь. Дотронулся он до двери церкви, а дверь сама открылась. Увидел он там такую красивую девушку, что у него сердце сжалось. «Дай бог, чтобы это было к добру!» – сказал царевич. Поцеловал он ее, вышел и отправился домой. Пришел юноша домой, а теща спрашивает его: «Почему ты такой печальный?» Они в самом деле был очень печальный. Через несколько дней юноша подумал: «Пойду опять посмотрю на ту девушку».
И пошел опять в ту церковь индийский царевич, вошел внутрь и увидел на груди девушки маленького мальчика, данного богом. Мальчик был очень красивым. Вдруг он заплакал. Тогда царевич взял мальчика на руки и понес домой. Принес он его и показал жене. А ребенок ухватился за браслет и не отпускал его и все продолжал плакать. Тогда сын индийского царя сказал: «Наверно, он вспомнил свою мать и поэтому плачет». Жена очень рассердилась и сказала ему: «Возьми у него браслет». Когда царевич стал брать у него из рук браслет, мальчик стал плакать еще сильней. Тогда сын индийского царя сказал: «Пусть браслет останется у него, не съест же он его. Я возьму у него браслет, когда верну его к матери». Отнес он мальчика к матери, а тот уронил браслет ей на грудь, и мать ожила и прозрела. Увидела она, что царевич стоит над ней, и сказала ему: «Ты не узнаешь меня? Я – Джангюлун».
Тогда сын индийского царя взял ее и привел домой.
Привел индийский царевич одного голодного коня, а другого – жаждущего. Первую жену привязал одной ногой к голодному коню, а другой – к жаждущему коню. Принес он травы и положил перед голодным конем, а воду поставил перед жаждущим конем. Голодный конь стал тянуться к траве, жаждущий – к воде. Затем они побежали и женщину разорвали. Одна часть осталась у голодного коня, другая – у жаждущего. Когда женщина умерла, царевич привел тещу и одной ногой привязал ее к голодному, а другой – к жаждущему коню. Кони потянулись в разные стороны и ее тоже разорвали на две части. Затем привели Джангюлун и сыграли большую свадьбу. Семь дней и ночей продолжалась эта свадьба. На свадьбе упали три яблока: одно мне, одно тебе, одно твоей матери.
Теленок
Жили-были старик и старуха. Раз утром, когда они встали, то увидели, стоит перед их дверью один теленок. Старуха отправилась к соседям и спросила, чей этот теленок. Соседи ответили, что это не их теленок. Тогда они оставили теленка у себя.
Вечером теленок сказал: «Мать моя старушка, сходи к царю, посватай за меня его дочь».
Утром старушка пошла к царю и сказала: «Твою дочь ты должен отдать моему сыну!»
Царь спросил везира и вакиля: «Отдать мою дочь старухе или нет?» Везир сказал: «Дай ей тяжелое поручение. Если она его выполнит, то отдай ей твою дочь».
Царь сказал: «Старуха, если ты построишь дома, как мои, тогда выдам я мою дочь за твоего сына».
Старушка отправилась домой. Теленок спросил ее: «Мать моя старушка, что сказал царь?» Та рассказала ему о задании царя. Теленок сказал: «Ложись, мать моя старушка, бог милостив!» Все легли. Теленок превратился в юношу, достал колечко и попросил его: «Я – от тебя, ты – от бога. Хочу я дома лучше, а не хуже царских!»
Утром старушка встала и увидела, что дома стоят, и не знает она, как на них молиться. Она быстро пошла к царю и сказала ему: «Царь, будь здоров. Открой окно, посмотри на мои дома или пошли везира или вакиля посмотреть».
Пошли они и увидели, что даже отхожее место лучше царского трона. Тогда царь сказал старушке: «Старуха, у моей дочери должно быть для расходов столько золота и серебра, сколько у меня».
Старушка пошла к своему теленку и сказала: «Сын мой, царь сказал: «Иди и достань столько золота и серебра, сколько у меня». Теленок и на этот раз сказал: «Ложись, мать моя старушка, бог милостив». Все легли. Теленок снова превратился в прекрасного юношу, достал свой перстень и сказал ему: «Колечко, я – от тебя, а ты – от бога. Пусть у меня будет больше золота и серебра, чем у царя, а не меньше».
Утром встала старушка и видит, что ее подвалы полны золота и серебра.
Быстро пошла она к царю и сказала ему: «Царь, будь здоров, пошли везира или вакиля посмотреть мое богатство». Пошли они и увидели, что у старушки в два раза больше богатства, чем у царя.
Царь сказал старушке: «Иди и сделай так, чтобы от моих дверей до твоих дверей были аллеи, уложенные мрамором, чтобы моя дочка не запачкала свои туфельки. Перед моей дверью должна находиться одна золотая курица с цыплятами, а другая – перед твоей. В аллеях должны быть родники, где будет журчать вода».
Вернулась домой старушка и рассказала теленку задание царя. И на этот раз теленок успокоил мать: «Ложись спать, бог милостив». Все легли спать, а теленок обернулся юношей и попросил колечко: «Я – от тебя, а ты – от бога. Сделай так, чтобы от царских до моих дверей были аллеи, уложенные мрамором, и родники должны быть по аллее. Одна золотая курица с цыплятами должна быть у дверей царя, другая – перед моей дверью».
Встала утром старушка и увидела, что все сделано так, как просил царь. Поспешила она к царю и сказала: «Открой окно и выгляни». Открыл царь окно, выглянул и увидел мраморную аллею с родниками и двух золотых кур с цыплятами: одну у своего крыльца, другую у крыльца старухи.
Тогда царь согласился отдать свою дочь за сына старухи, и старуха повела невесту к своему сыну по мраморной аллее.
Пришла дочь царя в дом старушки, видит, а ее жених – теленок. Сыграли они свадьбу. Ночью теленок становился таким красивым юношей, что словами не описать, а утром он снова влезал в шкуру теленка.
Пришла как-то раз мать невесты навестить свою дочь и спрашивает: «Твой муж превращается все также в теленка или нет?» Дочь ответила: «Мать моя, ночью он становится таким красивым юношей, что словами не описать». Мать сказала: «Я уйду, а ты утром разожги тинуру, набросай колючек под себя, садись и пеки так хлеб. Он придет, пожалеет тебя и скажет: «Почему ты ничего не подстелешь», а ты скажи: «Если тебе жалко меня, то подстели под меня свою шкуру». Тогда возьми его шкуру и брось в тинуру». Ушла мать, а вечером пришел теленок. Его жена сделала так, как сказала ей мать. Теленок сказал: «Почему ты ничего не подстелешь под себя?» Жена ответила: «Если тебе жалко меня, то подстели под меня свою шкуру!» Он сказал: «Я отдам тебе шкуру, но ты пожалеешь об этом». Снял юноша шкуру и отдал ее девушке. А та взяла и бросила в тинуру.
Юноша превратился в голубя, вылетел, сел на окно и сказал: «Царевна, тебе хорошо в этих краях, а мне плохо». Полетел юноша к своей матери и сестрам.
Тогда заказала царевна себе лапти из железа, посох и сказала: «Куда лапти меня поведут, там мой муж» – и пустилась в путь. Мало ли много ли она шла, а дошла она до семи дорог. Посмотрела она и видит, что ее лапти и посох износились. Решила она построить там дом. Всех, кто проходил, она кормила, поила и расспрашивала, не видели ли они ее мужа.
Однажды зашли к ней отец и сын. В доме было так много народа, что сесть им было негде.
Царевна сказала: «Отец, вы садитесь там в углу. Когда люди выйдут, я вас приглашу к столу». Пошли они, расседлали ослов, пустили в степь. А сами уснули. Ослы пошли и дошли до луга. Мальчик проснулся, посмотрел вокруг, а ослов нет. Встал и пошел искать их. Шел, шел и пришел к ручью. Посмотрел – столько яблок плывет по воде, что не сосчитаешь. Двинулся он дальше и дошел до сада, и там было очень много яблок. Дошел он до гумна, а людей там не было. Идут верблюды, мешки сами поднимают и уносят. Пошел мальчик за верблюдами, а те – на мельницу и легли там. Мешок опустился сам, вошел на мельницу, поднялся на место, где высыпают зерно, и высыпался.
Мельница работает, а ни одного человека не видно.
Два верблюда взяли мешок с мукой и ушли. Мальчик пошел за ними, а они – в пекарню, где пеклись лепешки. Лепешки сами выходили из тинуры и грузились в лоток. Кто-то наполнил поднос пловом, положил сверху куропатку.
Один из подносов поднесли мальчику. На нем была лепешка и немного плова. Поел мальчик и пошел искать ослов и нашел их на лугу.
Пошел он к ослам, видит, сели три голубя, один – желтый, другой – белый, третий – синий. Желтый голубь сказал: «Я был женат на дочери одного царя. Бросил ее и прилетел сюда». Белый голубь сказал: «Я был женат на дочери другого царя, я оставил ее и тоже прилетел сюда». Синий голубь сказал: «Я был женат на дочери одного царя. Она построила сейчас у семи дорог дом. Она кормит всех, поит и расспрашивает обо мне приходящего и уходящего».
Мальчик все это слышал. Когда голуби улетели, он взял ослов и привел их обратно к развилке семи дорог, а отец его все спит. Пришла девушка и пригласила к столу. Мальчик разбудил отца, и пошли они есть.
Когда поели, девушка сказала: «Дедушка, столько тебе лет, неужели ты ничего не встречал, ничего не видел?»
Мальчик ответил: «Я сегодня видел такое!» Девушка сказала: «Расскажи, брат мой». Тот рассказал: «Отец мой спал и я тоже. Когда проснулся, смотрю, ослов нет. Пошел я их искать, дошел до ручья. Вижу, идут верблюды, сами кладут на себя мешки и уходят. Гумно само молотит и веет зерно. Мешки сами наполняются. Пошли верблюды к мельнице, легли, мешки начали сами спускаться с верблюдов и направляются к мельничной воронке. Из мельницы вышли два верблюда и понесли муку. Я отправился за ними, а они вошли в пекарню. Верблюды легли, мешки спустились, пошли к корыту. Муку замесили, выпекли лепешки, сварили плов. Немного получил и я. После этого отправился за ослами, которые были на лугу.
На луг сели три голубя: белый, желтый и синий. Белый голубь сказал: «Я был женат на дочери одного царя. Оставил ее и прилетел сюда». Желтый сказал: «Я был женат на другой царевне. Я ее оставил и тоже прилетел сюда». Синий сказал: «Я был женат на одной царевне, и теперь она построила дом у семи дорог, всякого приходящего и уходящего кормит, поит и расспрашивает».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43