А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Это подлая ложь! Немецкие солдаты хорошо относятся к пленным! Весь народ обманывают! Вас запугивают, чтобы вы боялись немцев! Избегайте напрасного кровопролития и спокойно переходите к немцам!»
Здесь же фотография двух немецких офицеров с пленным и ниже слова: «Немецкие офицеры беседуют с Яковом Джугашвили. Сын Сталина, Яков Джугашвили, старший лейтенант, командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка 14-й бронетанковой дивизии, сдался в плен к немцам. Если уж такой видный советский офицер и красный командир сдался в плен, то это показывает с очевидностью, что всякое сопротивление германской армии совершенно бесцельно. Поэтому кончайте все войну и переходите к нам!»
На обороте листовки была воспроизведена рукопись письма: «Дорогой отец! Я в плену, здоров, скоро буду отправлен в один из офицерских лагерей Германии. Обращение хорошее. Желаю здоровья, привет всем. Яков».
На нижней кромке второй страницы дан комментарий: «Письмо Якова Джугашвили к своему отцу, Иосифу Сталину, доставленное ему дипломатическим путем».
Не вызывает сомнения, что Жданов проинформировал Сталина о случившемся. Член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), член Военного совета пользовался особым доверием последнего. Он знал Якова хорошо, неоднократно встречался с ним у Сталина и у себя дома.
Яков Джугашвили был сыном Сталина от первого брака. Его мать, Екатерина Сванидзе, женщина из бедной семьи, воспитывала сына, работая то портнихой, то прачкой, отдавая скудные средства отцу. В 1907 году в возрасте двадцати двух лет она скончалась от брюшного тифа.
Позже было установлено, что год рождения Якова во всех документах указан как 1908-й. Это вызвало недоумение и предположение, что он – внебрачный ребенок, родившийся во время ссылки Сталина в Сибирь. Возможно, до сих пор этот ребус оставался бы неразгаданным, если бы еще при жизни жительницы Тбилиси Д. М. Монасалидзе ее дочь Александра Семеновна Монасалидзе (родная сестра Екатерины Сванидзе), в семье которой до 14 лет воспитывался Яков, не подтвердила, что указанный год рождения появился в результате крещения мальчика его бабушкой Саппоры Двали-Сванидзе в 1908 году, что и стало датой его регистрации. После переезда Якова в Москву (1921 г.) у него сложились довольно напряженные отношения с отцом скорее всего из-за его определенной неподготовленности к жизни в Москве, его меньшей на первых этапах подготовленности к жизни в столице, чем детей Надежды Сергеевны Аллилуевой. Наверное, от этого Сталин-отец часто раздражался на Якова, но их противоречия не носили каких-либо политических оттенков, а были семейными противоречиями.
Окончив школу, Яков поступил в Московский институт инженеров транспорта, где он (по рассказу москвича Е. И. Чалова со слов студентов Геннадия Лечкова и Натана Рудничкого) показал себя «скромным и весьма порядочным человеком». Очень любил играть в шахматы. И, как правило, становился победителем почти во всех институтских шахматных соревнованиях.
Рассказывали и эпизод поступления Якова в МИИТ. По их словам, никто – ни в приемной комиссии, ни в дирекции – не обратил внимания на фамилию Джугашвили и, таким образом, никак не думал, что это сын Сталина. И вот однажды, к концу экзаменов, позвонили директору института и сказали, что с ним будет говорить товарищ Сталин. По словам очевидцев, растерявшийся директор трясущейся рукой взял телефонную трубку и потерянным голосом пролепетал:
– Слушаю вас, товарищ Сталин!
– Скажите, Яков Джугашвили выдержал экзамены, принят в ваш институт?
Директор, даже толком не соображая, о ком идет речь, подобострастно ответил:
– Да, товарищ Сталин, Джугашвили принят в наш институт!
О Якове сохранилось очень мало документов. Некоторые биографические сведения о его жизни до войны имеются в личном деле, хранящемся в Центральном архиве МО СССР. Среди них автобиография, написанная мелким почерком со многими исправлениями: «Родился в 1908 г. в г. Баку в семье профессионального революционера. Ныне отец, Джугашвили-Сталин И. В., находится на партийной работе. Мать умерла в 1908г. Брат, Василий Сталин, занимается в авиашколе. Сестра, Светлана, учащаяся средней школы г. Москвы. Жена, Юлия Исааковна Мельцер, родилась в Одессе в семье служащего.
Брат жены – служащий г. Одессы. Мать жены – домохозяйка. До 1935 г. жена на иждивении отца – училась. С 1936 г. по 1937 г. работал на электростанции завода им. Сталина в должности дежурного инженера-трубочиста. В 1937 г. поступил на вечернее отделение Артакадемии РККА. В 1938 г. поступил на 2 курс I факультета Артакадемии РККА».
Из партийно-политической характеристики слушателя 5-го курса Артиллерийской академии Джугашвили Якова Иосифовича следует, что он был членом ВКП(б) с 1941 года, «делу партии Ленина–Сталина предан. Работает над совершенствованием своего идейно-теоретического уровня. Особенно интересуется марксистско-ленинской философией. Принимает участие в партийной работе. Участвовал в составе редколлегии стенной газеты, проявил себя хорошим организатором. К учебе относится добросовестно. Упорно и настойчиво преодолевает трудности. Пользуется авторитетом среди товарищей. Партийных взысканий не имеет».
По сравнению с приведенным документом более содержательными являются материалы аттестационных комиссий академии: «Спокоен. Общее развитие хорошее. В текущем (1939) году сдал только материологию. Теория стрельбы им пройдена индивидуально и сдано до теории ошибок на плоскости, включая и обработку опытных данных. Имеет большую академическую задолженность, и есть опасения, что не сумеет ликвидировать последнюю к концу нового учебного года. Ввиду болезни не был на зимних лагерных сборах, а также и в лагерях отсутствует с 24 июня до сего времени. Практических занятий не проходил. Со стрелково-тактической подготовкой знаком мало. Возможен перевод на 5 курс при условии сдачи всей задолженности по учебе к концу следующего 1939/40 учебного года». А вот следующая аттестация: «За период с 15.8.39 по 15.7.40 г. на слушателя 4 курса командного факультета Артакадемии лейтенанта Джугашвили Якова Иосифовича:
1. Год рождения – 1908.
2. Национальность – грузин.
3. Партийность – член ВКП(б) с 1940 г.
4. Соц. положение – служащий.
5. Общее и военное образование – окончил транспортный институт им. Дзержинского.
6. Знание иностранных языков – изучал английский.
7. С какого времени в РКК – с 10.39.
8. С какого времени на должностях начсостава – с 12.39 г. в занимаемой должности.
9. Участвовал в гражданской войне –не участвовал.
10. Награды – не имеет.
11. Служба в белых и буржуазно-националистических армиях и антисоветских бандах – не служил.
Партии Ленина – Сталина и социалистической Родине предан. Общее развитие хорошее, политическое – удовлетворительное. Участие в партийно-общественной жизни принимает. Дисциплинирован, но недостаточно овладел знанием воинских положений о взаимоотношениях с начальниками. Общителен, учебная успеваемость хорошая, но в последней сессии имел неудовлетворительную оценку по иностранному языку. Физически развит, но часто болеет. Военная подготовка, в связи с краткосрочным пребыванием в армии, требует большей доработки».
Заключение старших начальников.
«С аттестацией согласен. Необходимо обратить внимание на ликвидацию недостатков органов слуха, препятствующих нормальному прохождению службы в дальнейшем. Начальник 4 курса майор Кобря».
Заключение аттестационной комиссии.
«Подлежит переводу на 5-й курс. Необходимо больше внимания уделять освоению тактики и выработке четкого командного языка.
Председатель комиссии.
Начальник I факультета».
Почти три года Яков пробыл в академии. Последняя аттестация, написанная накануне Великой Отечественной войны, отмечает: «Общее и политическое развитие хорошее. Дисциплинированный, исполнительный. Учебная успеваемость хорошая. Принимает активное участие в политической и общественной работе курса. Имеет законченное высшее образование (инженер-теплотехник). На военную службу поступил добровольно. Строевoe дело любит и изучает его. К разрешению вопросов подходит вдумчиво, в работе аккуратен и точен. Физически развит. Тактическая и артиллерийско-стрелковая подготовка хорошая. Общителен. Пользуется хорошим авторитетом. Полученное знание в порядке академических занятий применять умеет. Отчетно-тактическое занятие в масштабе стрелковой дивизии провел на „хорошо“. Марксистско-ленинская подготовка хорошая. Партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине „предан. По характеру спокойный, тактичный, требовательный, волевой командир. За время прохождения войсковой стажировки на должности командира батареи выявил себя вполне подготовленным. С работой справился хорошо. После кратковременной стажировки на должности командира батареи подлежит назначению на должность командира дивизиона. Достоин присвоения очередного звания – капитан“. Государственные экзамены он сдал на „хорошо“ по тактике, стрельбе, основным устройствам артвооружеиия, английскому языку; на „посредственно“ – основы марксизма-ленинизма.
В мае 1941 года старший лейтенант Джугашвили стал командиром артиллерийской батареи. 27 июня 1941 года батарея 14-го гаубичного артполка вступила в боевые действия и 4 июля попала в окружение.
О месте и дате пленения Я. Джугашвили стало известно из немецкой листовки, разбросанной в Никопольской области 13 августа 1941 года и доставленной в политический отдел 6-й армии Южного фронта.(Cравни с текстом в начале этой главы Д.Т. )
На листовке фотографии и текст: «Это Яков Джугашвили, старший сын Сталина, командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка 14-й бронетанковой дивизии, который 16 июля сдался в плен под Витебском вместе с тысячами других командиров и бойцов.
По приказу Сталина учат вас Тимошенко и ваши политкомы, что большевики в плен не сдаются. Однако красноармейцы все время переходят к нам. Чтобы запугивать вас, комиссары вам лгут, что немцы плохо обращаются с пленными.
Собственный сын Сталина своим примером доказал, что это ложь. Он сдался в плен. Потому что всякое сопротивление германской армии отныне бесполезно! Следуйте примеру сына Сталина – он жив, здоров и чувствует себя прекрасно. Зачем вам приносить бесполезные жертвы, идти на верную смерть, когда даже сын вашего верховного заправилы уже сдался в плен?
Переходите и вы!»
Фашистские идеологи рассчитывали, что, прочтя листовку, советские воины начнут массово сдаваться в плен. С этой целью на ней был отпечатан пропуск для неограниченного количества переходящих на сторону германских войск командиров и бойцов нашей армии: «Предъявитель сего, не желая бессмысленного кровопролития за интересы жидов и комиссаров, оставляет побежденную Красную Армию и переходит на сторону германских вооруженных сил. Немецкие солдаты и офицеры окажут перешедшему хороший прием, накормят и устроят на работу».
Яков был взят в плен 4-й танковой дивизией группы армий «Центр».
«Поскольку у пленного не было найдено никаких документов, – записано в протоколе допроса, – а Джугашвили утверждает, что он является старшим сыном Председателя Совнаркома СССР Иосифа Сталина-Джугашвили, то он должен был подписать прилагаемое заявление в двух экземплярах. Д. сразу узнал показанную ему фотографию отца а молодости.
Д. знает английский, немецкий и французский языки и производит очень интеллигентное впечатление. Он родился 18.08.1908 г. в Баку, является старшим сыном Сталина от первого брака с Екатериной Сванидзе. От второго брака с Аллилуевой у Сталина есть 20-летний сын Василий и дочь Светлана. Мнение о том, что в настоящее время Сталин состоит в третьем браке с Каганович, было охарактеризовано Д., как байка. Первоначально Д. готовился стать инженером-строителем закончил в Москве инженерное училище. Позже он решил избрать карьеру офицера и посещал артиллерийскую академию и Москве, которую он закончил за 2,5 года вместо 5 лет. 24 июня 1941 г. в звании старшего лейтенанта и в должности командира батареи он вступил в боевые действия вместе с 14-м гаубичным артиллерийским полком (в составе 14-й танковой дивизии). По его словам, он разговаривал со своим отцом 16 или 17 июня. Перед своим отъездом на фронт он смог попрощаться со Сталиным только по телефону.
В ходе беседы Д. показал:
а) На русских произвела сильное впечатление быстрота, четкость и организованность германского вермахта. Наиболее сильное впечатление произвела немецкая авиация (люфтваффе), которая умеет наносить сильные и уничтожающие удары даже по выдвигающимся войскам. В результате этой деятельности немецкой авиации Д. считает, что марш по тыловым дорогам намного опаснее, чем непосредственная борьба с противником на передовой. Точность попадания штурмовиков не всегда полная. На другой фазе допроса Д. сказал, что точность поражения штурмовиками очень плохая, так, например, в одном месте из 6 сброшенных бомб ни одна не попала в цель.
Вместе с тем моральное воздействие атак штурмовиков является практически опустошающим.
Немецкая артиллерия не всегда бывает на высоте, особенно при переносе огня в горизонтальном направлении много неточностей. В противоположность этому высока точность попадания минометов.
Очень похвально Д. отзывался о немецких танках и их тактическом использовании.
б) Д. указал на недостатки в высшем руководстве Красной Армии. Командиры бригад – дивизий – корпусов не в состоянии решать оперативные задачи. В особой степени это касается взаимодействия различных видов вооруженных сил. Д. подтвердил, что уничтожение командиров, замешанных в афере Тухачевского, в настоящее время жестоко мстит. Во время немецких наступлений высшие штабы чаще всего теряют связь со своими войсками и друг с другом. В результате этого среди солдат возникают панические настроения, и они – оказавшись без руководства – бегут. С оружием в руках офицерам и полит-комиссарам приходится сдерживать бегущих. Д. сам попытался с группой окруженных солдат прорваться, но поскольку солдаты бросили оружие, а гражданское население не желало иметь у себя красноармейцев в форме, то он вынужден был пойти на сдачу.
Из трех маршалов Советского Союза – Тимошенко, Ворошилова и Буденного – первого он характеризовал как наиболее способного.
В Красной Армии не хватает карт. Так, например, Д., как и другие командиры батарей, во всех видах боя должен был вести огонь, не имея карт.
О имеющихся еще резервах и подводе сибирских дивизий Д. не смог сказать ничего конкретного. Во всяком случае, ему было известно, что еще до начала войны различные части находились в пути из Сибири в европейскую часть России.
На вопрос о русских танковых войсках Д. сказал следующее:
Красная Армия использовала для себя опыт немецких танковых войск во Франции. Реорганизация русских танковых войск по немецкому образцу и использование их для выполнения самостоятельных оперативных задач практически закончены. Неудачи русских танковых войск объясняются не плохим качеством материала или вооружения, а неспособностью командования и отсутствием опыта маневрирования. В противоложность этому немецкие танки идут как часы. Д. считает, что американцы до сих пор не осознали ударную мощь сосредоточенных немецких танковых частей, в то время как англичане постепенно начинают понимать это. В качестве примера Д. рассказал эпизод, когда русские имели чрезвычайно выгодное боевое положение 6–7.7.41 г. на северном участке Витебска. В результате тактически неправильного выдвижения всей русской артиллерии на участок боевых действий, потери артиллерийской поддержки, а также нападения немецкой авиации на выдвигавшуюся артиллерию в кратчайшие сроки все преимущества обстановки превратились в свою противоположность.
в) Д. убежден, что русское руководство будет защищать Москву. Но если даже Москва будет сдана, то это ни в коем случае не будет означать конца войны. Д. считает, что немцы сильно недооценивают психологическую сторону Отечественной войны народов СССР.
г) Во всей стране считают, что виды на урожай этого года очень хорошие.
Интересно указание о воздействии немецких листовок на красноармейцев. Так, например, из листовок стало известно, что по солдатам, которые бросили свое оружие и движутся в белых рубахах, огонь вестись не будет. Этому призыву, видимо, последовало несчетное количество солдат».
Анализ этого протокола позволяет сделать вывод о том, что стратегических секретов Яков не знал и использование его в этом направлении было бессмысленным. Ответы, данные им, били известны гитлеровцам и без него. В их руках были в этот период многие пленные офицеры различных рангов, знавшие куда более важные данные.
Что касается вопроса о браке его отца с Каганович, то немцы в этот период усиленно распространяли листовки, в которых утверждалось, что Роза Каганович, сестра Л.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20