А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Однако, не особенно любило руководство многих стран социалистического содружества. Может быть, частично потому, что они все были ставленниками и подсознательно понимали, что новый Генеральный секретарь ЦК КПСС не прочь бы их заменить.
Вряд ли хотел иметь таких людей во главе стран союзников. Тем более, что были они людьми, которые не понимали, зачем нужно перестраиваться. Поздно им было перестраиваться, им бы прожить как можно дольше, ничего не меняя. Это им, но были ещё интересы СССР. Хотел ли Советский Союз просто заменить их или уже тогда собирался похоронить коммунизм в Европе? Последнее предположение тоже нельзя просто так отбросить.
Ещё в 1991 году (т.е. до развала Советского Союза) вышла книга, в которой он выразился следующим образом: « и его единомышленники сумели помочь освобождению из-под власти лагерного социализма народов Восточной Европы…».
Этому были некоторые основания. Известный советский дипломат, например, писал: «Моя мысль вновь и вновь возвращалась к многозначительному эпизоду. Однажды, находясь в командировке в ФРГ, спросил меня в машине, нужна ли вообще стена в Берлине. Вопрос был неожиданный и, что называется „в лоб“. Помню, я ответил ему, что стена, конечно, штука неприятная, но снять её — значило бы отказаться от ГДР… Во всяком случае, сказал я, просто рассуждать о том, нужна или не нужна стена, не получится: надо решить, нужна нам или больше не нужна ГДР. В условиях открытой границы при существующей разнице в жизненном уровне с ФРГ она долго не продержится. А с существованием ГДР связаны наши жизненные интересы, весь баланс сил в послевоенной Европе.
не стал продолжать разговор, но чувствовалось, что с таким видением проблемы он был не очень согласен. Наверное, перспектива показалась ему слишком пессимистичной. Или она уже тогда не пугала его? Во всяком случае, учитывая близость к и его влияние как члена Политбюро на формирование внешнеполитического курса СССР, его вопрос вряд ли был случаен».
Через десяток лет после развала социализма в Европе в Интернета однажды была размещена речь экс-президента СССР на семинаре в Американском университете в Турции. сказал:
«Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми…
Когда же я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для её достижения я должен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах, намеревался управлять страной?»
Если верить этим словам, то получается он приложил руку к развалу системы стран-союзников Советского Союза. Впрочем, как верить человеку, который сегодня говорил одно, завтра — другое, а послезавтра — третье? Но дело в том, что уж, очень похоже, что он тут не особенно врал (насчёт руководителей во всех социалистических странах), его слова совпадают с произошедшей реальностью. Рассмотрим это более подробно.
4.16.3. «Советская политика никогда не считалась со своими малыми союниками, — констатировал и тут же пояснил. — В тридцатые годы были фактически уничтожены руководители Коминтерна, в конце сороковых отданы на растерзание иранской монархии азербайджанские и курдские демократы. При Хрущёве были сброшены все руководители стран „народной демократии“, а при очередном зигзаге советской политики — их преемники».
Автор этой цитаты не уточнил, а как поступил. Но аналогия напрашивается сама собой. « …рассчитывал устроить „революцию сверху“ и, отказавшись от господствующего положения коммунистических партий во властных структурах, реформировать авторитарно-бюрократические системы, опираясь на такие её столпы, как армия или служба безопасности».
Ключевой страной в системе европейских союзников СССР была ГДР, на территории которой находилась огромная группировка советских войск, способная нанести мощный удар по противнику. Самое крупное скопление советских войск за рубежом Советского Союза, плюс союзник — армия ГДР, тоже далеко не самая слабая европейская армия.
Отношения в Советском Союзе к руководителю ГДР Эриху Хонеккеру по некоторым данным не были идеальными. А когда нашим вождям кто-то не нравился они думали, как его заменить.
«Между тем у нас дома, судя по всему, и в этом вопросе сохранялось немало иллюзий. Полагали, что достаточно заменить Э. Хонеккера на какую-нибудь перестроечную фигуру (если не на Э. Кренца, то на Х. Модрова), и дела вновь пойдут на лад, что хоть в конечном итоге воссоединение Германии, наверное, и неизбежно, но до этого поворотного момента достаточно времени для политических манёвров, инициатив, переговоров. В известной степени с толку сбивало и то, что сами западные немцы явно не ожидали столь быстрого, бурного и неудержимого развала ГДР». Так во всяком случае повествовал известный советский дипломат.
«У Модрова были хорошие отношения с Советским Союзом, что не нравилось руководству ГДР. Министерство госбезопасности следило за его контактами с советскими представителями, поэтому все происходило как в шпионском фильме.
Тогдашний советник-посланник нашего посольства в ГДР Всеволод Иванович Совва рассказывал мне, — писал Леонид Млечин, — как он тайно провозил Модрова в своём автомобиле с дипломатическими номерами. Ханс Модров не мог открыто приехать в советское посольство в Берлине, за которым следили немецкие чекисты. Он отпустил свою машину на одной из берлинских улиц и ждал, когда Совва за ним заедет. Модрова вели в посольскую сауну, и там уже откровенно осуждалось положение в ГДР…
Большим событием для и его сослуживцев был приезд в июне 1987 года в Дрезден начальника советской разведки. Но его не интересовала работа маленькой группы его офицеров в провинциальном городе. Он приехал ради встречи с Хансом Модровом, которому прочили большое будущее».
Заметим, что в своей книге рассказывал об аналогичных акциях по смене власти в Афганистане. Так что, похоже, не впервой ему было.
Другая проблема, которая возникла в отношениях Советского Союза с европейскими союзниками, состояла в сокращении советской экономической помощи этим странам. Образно говоря, самим жрать нечего было, пришлось отказать соседу. Это почувствовали и союзниками и противники. В 1989 году президент США посетил Польшу и Венгрию, две страны, политические власти которой чувствовали себя особенно не уютно. «Ни Варшава, ни тем более Будапешт не были в прошлом избалованы особым вниманием американских президентов. Но в глобальной стратегии нового хозяина Белого дома им, похоже, отводится немаловажное место», — написали тогда в советском журнале.
Заметим, что сразу после этого визита внешняя и внутренняя политика этих стран (особенно Венгрии) стала заметно меняться. Нет особых сомнений, что американцы, видимо, за предоставление экономической поддержки попросили определённые политические решения. Если это так, то разве на простом языке это не называется подкупом. Впрочем, в политике такое бывало и ещё будет постоянно. Напомним, что Советский Союз ранее неоднократно пытался (иногда успешно) покупать лидеров некоторых стран, делая их тем самым послушными советским интересам.
ГДР (властям, которое некуда было уходить), Чехословакия (которую пока ещё возглавляли советские ставленники 1968 года), Румыния (которой монопольно управлял Николае Чаушеску) и Болгария (которая традиционно плыла в фарватере Советского Союза) пока ещё сохраняли верность СССР. Но американцы уже прорвали нерушимую когда-то полосу советской обороны в Европе. Используя горбачевские слова можно сказать: «Процесс пошёл».
Венгрия объявила об открытии с 11 сентября 1989 года границы с Австрией, что означало возможность для десятков тысяч граждан ГДР выехать в ФРГ. Это была подножка одной страны властям другой.
Напомним, что в 1988 году в нашей стране вышла знаменитая книга «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», в которой он написал: «Надо прямо сказать: заявления насчёт возрождения „немецкого единства“ — это совсем не „реальполитик“, если использовать немецкое выражение…
Есть два немецких государства с разным социально-политическим строем. У них свои ценности».
Через год (всего лишь через год!) оказалось, что слова не являются пророческими. ГДР упала в руки ФРГ при почти полнейшем бездействии Советского Союза, бросившего своих политических союзников.
Кстати, в той самой горбачевской книге целая глава посвящена социалистическим странам, объединённым в Совет экономической взаимопомощи и Варшавский Договор. Он, правда, ничего не предсказал, что через год социализм в Европе рухнет. Это ли ни показатель провала того, кто провозгласил новое мышление.
«Поворот в судьбе ГДР наступил где-то в конце лета 1989 года, — писал известный советский дипломат. — Визит в ФРГ в июне того года был впечатляющим по приёму, оказанному нашему высшему представителю, по количеству подписанных документов, по той атмосфере, которая царила на переговорах. Ничего подобного в других странах Запада ещё не было…
Берусь утверждать, что именно тем летом 1989 года жизненный нерв ГДР то ли лопнул, то ли был перерезан. Во всяком случае в Бонне после визита был сделан вывод о возможности резко нарастить давление на режим Э. Хонеккера …».
«Фактически с середины лета и по сей день, — писал в октябре журнал „Новое время“, — в ФРГ не говорят ни о чем ином, как о событиях в и вокруг ГДР, об отношениях и перспективах двух германских государств. В выпусках теленовостей до трех четвертей эфирного времени отводится информации из ГДР, многочисленным комментариям….».
Так создавалась необходимая атмосфера в самой ГДР. Ведь многим жителям этой республики можно было знакомиться с западными СМИ.
4.16.4. Следует отметить, что есть и ещё одни сведения о причинах гибели ГДР. В книге немецких журналистов Ральфа Георга Ройте и Андреса Бёнте «Заговор» со ссылкой на источники из Федерального ведомства по охране конституции утверждается: в советском посольстве в Восточном Берлине действовала суперсекретная группа КГБ «Луч». Она должна была «способствовать изменениям в ГДР по советскому образцу, поддерживать силы, выступающие за это». Целую сеть заговоров якобы сплело кремлёвское руководство с целью убрать впадавших в маразм сталинистов из руководства ГДР.
Писали о том, что в операции «Луч» принимал участие и служивший тогда в разведке КГБ, но он отнекивался и на вопрос о том, что это такое ответил: «Точно не знаю. Я ею не занимался. Даже не знаю, проводилась ли она или нет. Имеется в виду, насколько я понимаю, работа по политическому руководству ГДР. Я к этому не имел отношения».
Однако, были опубликованы сведения, что возможно это было не совсем так. «Теперь Путин по вполне понятным причинам категорически отрицает свою причастность к этой акции, о которой долго ничего не знали ни высшее руководство СЕПГ, ни генералы „Штази“. Кому в России наших дней хочется, чтобы его имя связывали с Горбачевм и крахом Варшавского Договора?».
В тоже самое время приехал в ГДР по линии политической разведки, о чем он говорил довольно свободно. Заметим, что смена власти в чужой стране и есть одна из задач политической разведки. Но вот такой разведкой он якобы занимался только в отношении западных стран.
Хотя версия о следе КГБ в смене власти выглядит не особенно вероятной, но вспомним версию о том, что крёстным отцом перестройки было КГБ (см. пункты и настоящей книги). И тогда все будет выглядеть не так фантастично. Вспомним, что использование спецслужб для проведения перемен в стане союзников не такое уж и редкое дело. Этим грешили практически все крупные страны. Вспомним, что руководители спецслужб могут быть просто сами заинтересованы в этом лично, ведь на освободившееся место они тем самым сажают благодарного им лично человека.
Автор настоящей книги давно уже слышал на уровне слухов эту версию (правда, не только о ГДР, а также и о Румынии) ещё до того как узнал о книге двух немецких журналистов. Есть и ещё косвенные свидетельства, например, писал о провокации спецслужб в Чехословакии в 1989 году и другие материалы.
В самом деле как по мановению волшебника в целой группе стран в течение полугода произошли перевороты. Словно их кто-то одновременно подготовил. И это все происходило, когда в самом Советском Союзе все ещё было как прежде (армия и КГБ могли предотвратить любой переворот в стане союзников). Только все советские люди были в эйфории от первого реально относительно демократического и доступного для каждого благодаря телевидению (на жаргоне — «балдели» от демократии) парламента.
Напомним, что придя к власти, стал быстренько менять в стране (в ведомствах и регионах) чужих ставленников на своих. Этот факт не подлежит сомнению. Так почему бы и не поменять одновременно и чужих правителей социалистических стран на своих людей. Тем более, что менять все равно нужно, провал перестройки в СССР пока ещё не всем виден, но за её четыре года экономика стала разваливаться буквально на глазах. Парламентские страсти 1989 года, конечно, отвлекали людей, но не на все же времена. Телевизор не может надолго заменить реальную жизнь. Это при том, что многие руководители европейских социалистических стран по возрасту были старше и критически оценивали его попытки реформировать страну. Такие ему были явно не нужны.
Благо во всех этих странах у КГБ были возможности и были свои люди. Предшественники на посту генсека так уже иногда делали.
Легка беда начало, стоит при помощи спецслужб попробовать «исправлять» союзников, как можно и заиграться. Заиграться так, что погубить этого самого союзника. А одного, или нескольких, это не столь важно. Впрочем, это всего лишь версия. Но, к сожалению, версия имеющая право существовать и версия, которую никто пока ещё не смог убедительно опровергнуть. Не сложно понять, что авторы и исполнители этой смены руководства в чужих странах будут молчать. Кто же сознаётся в собственных глупостях!
Заметим, что в книге бывшего руководителя разведки МГБ ГДР Маркуса Вольфа есть отдельные моменты, которые косвенно подтверждают эту версию. Да, прямо он не говорит, но то что пишет как минимум, не противоречит версии о причастности спецслужб к невольному развалу системы социалистических стран.
Версий было не мало. Например, высказывалась версия и о причастности к перевороту в Румынии ЦРУ и некоторых других спецслужб (в том числе Венгрии). Но что-то за это спецслужба — КГБ, который имел связи и людей и не мог предотвратить происки врагов? Это все равно бросает пятно на КГБ СССР.
4.16.5. Тот 1989 год был торжеством отечественного парламентаризма, многие с упоением смотрели по телевизору бесконечные (а порой и бессмысленные) дебаты в первом почти демократически избранном парламенте. Но тот же год и был годом распада системы европейских союзников, которых прежде заботливая Москва держала под контролем, а теперь бросила на произвол судьбы. Приобретя демократию, мы потеряли союзников. Ту самую половину Европы, которую наши предшественники в 1944 — 1945 годах по-пластунски пропахали и пропитали своей кровью и потом.
«Мы лишились друзей, впервые остались, по сути, в одиночестве, — написал и добавил. — Никто не ушёл от нас сам, мы отказались от всех или поставили наших союзников в такие условия, когда отход от СССР стал неизбежным».
Если версия о бездарной попытке сменить лидеров в стране союзников остаётся версией, то фактическое бездействие при реальной возможности спасти союзников уже не версия, а практически доказанный факт.
Может быть, лишение союзников и спасло горбачевский СССР от некоторых экономических затрат на поддержание союзников. Это дало, вероятно, кратковременную тактическую выгоду и позволило кое-кому ещё время удержаться у власти. Но это принесло стране стратегический проигрыш, а с такими странами в мире меньше считаются. Преобретать новых друзей, когда ещё совсем недавно мы, по существу, предали всех старых, дело почти безнадёжное.
Лишение Советского Союза союзников в Европе (и не только в ней) причинило колоссальный ущерб и деятельности советских разведывательных служб. «Конец советско-восточногерманского разведывательного союза ставит под угрозу некоторые собственные операции КГБ», — констатировали в одной книге, написанной за рубежом. Возможности советских разведывательных служб резко сократились.
4.16.6. Есть информация (правда, автор настоящей книги её не особеноо изучал) о том, что Советский Союз не только в Европе подыгрывал чужим интересам.
«Давление на по вопросу о Кубе и Никарагуа резко усилилось ещё до встречи на Мальте. Как теперь стало известно со слов бывшего начальника штаба службы правительственной охраны во времена генерал-майора запаса Валерия Величко, 27 марта 1989 года, накануне состоявшегося в апреле визита советского руководителя на Кубу, последний получил секретное письмо от президента Буша, в котором прямо и недвусмысленно было заявлено:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50