А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Если же попытаешься убить его, пронесут твою голову через эти ворота отдельно от тела» Безусловно, мы имеем здесь дело с предсказанием post eventum. Константин Дука был убит в результате неудачной попытки узурпировать власть через пять лет (в 913 г.) после описываемых здесь событий.

. Так все и случилось, ибо поднял он мятеж, и пронесли его голову, замаранную кровью и грязью, через эти самые ворота. 27 . Царь по какому-то подозрению сместил с поста друнгария виглы Евстафия Аргира и отправил в его имение в Харсиан. По дороге к Арану он был отравлен одним из своих людей, умер и был похоронен в Спини (это вершина Арана). Потом его сыновья, Пофос и Лев, имевшие достоинство манглавитов, перенесли и похоронили его в родовом их монастыре святой Елизаветы в феме Харсиана, освященном их предком турмархом Львом. Это тот самый, что получил имя Аргира, то ли из-за чистоты и святости тела, то ли из-за красоты и благородства облика, то ли из-за характера рода и собственного мужества Аргиры — знаменитый византийский род, давший немало полководцев и высших государственных чиновников. Слово Аргир (αργυρος) в переводе означает «серебро».

. Ведь не было второго такого воина при царе Михаиле. Не раз вместе со своими людьми сходился он в бою с агарянами из Тефрики, обращал их в бегство и обрекал гибели, так что само имя его ввергало их в дрожь и трепет Имеются в виду войны императора Михаила III с павликианами.

. 28 . Для обмена пленными явились из Тарса Авелвак и отец Самоны. Царь принял их, большой красой украсив Магнавру. Нарядил он и Великую церковь и показал агарянам всю ценную утварь. Недостойно это было для христианина выставлять на обозрение неверным и инородцам богослужебную утварь. Отец Самоны пожелал остаться с сыном, тот, однако, ему отказал и убедил вернуться домой и держаться собственной веры. «А я, — сказал он, — как смогу, скоро вернусь к тебе». 29 . В день пятидесятницы венчает царь Лев своего сына Константина Руками патриарха Евфимия Пятилетний младенец Константин получил царское достоинство 9 июня 911 г. См.: Jenkins R., Grierson Ph. The Date of Constantine VII Coronation//Byz. 1962. Vol. 32. P. 135 ff.

. Самона же отдал своего человека Константина, прежде служившего магистру и каниклию Василию, под начало августе. Сама царица и Лев так его полюбили, что даже Самона начал ему завидовать и клеветал, будто тот сблизился с августой. Царь принял [156] это за правду и послал людей постричь Константина в монастырь святого Тарасия Монастырь св. Тарасия находился на Босфоре, точное местоположение неизвестно ( Janin R. Constantinople... Р. 437).

, и дело это поручил самому Самоне. Вскоре, однако, царь пожелал вернуть Константина и приказал Самоне перевести его в монастырь Спиры. А когда совершал царь выход в Даматри и завтракал в монастыре Самоны, увидел он Константина и тотчас о нем распорядился. И вот одели Константина в мирское платье, дали за завтраком в руки царский кубок, и вернулся он с царем во дворец. Самона же, видя, как растет царская любовь к Константину, сочинил вместе с великим китонитом и Михаилом Цирифоном письмо, наполненное клеветой на царя. Составив его с помощью секретаря Самоны Константина Родосца Константин Родосец — не только секретарь Самоны, но и известный писатель, автор нескольких поэтических произведений (см.: Downey J. Constantine the Rodian His Life and Writing//Studies in Honour of A. M. Friend. Princeton, 1955).

, они подбрасывают его в митаторий. Царь, явившись в Великую церковь и войдя в митаторий, нашел письмо в том месте, на котором молился. Он прочел его, весьма огорчился и принялся разыскивать того, кто бы мог это сделать. 30 . Случилось лунное затмение. Царь же, призвал синнадского митрополита Панталеона, желая узнать у него, чем грозит затмение. Когда тот явился к царю, Самона спросил его: «Кому беда?» А тот сказал: «Тебе, но если переживешь тринадцатое июля, никакого зла не потерпишь». Царю же сказал, что грозит затмение второму лицу. Царь решил, что это относится к его брату Александру. Цирифон потом тайно сознался царю, что письмо написал Самона. Лев тотчас повелел Самону удалить из дворца, постричь его в монахи и отправить в монастырь Мартинакия Отставка Самоны случилась весной 908 г. (см.: Jenkins R. The «Flight»... Р. 234). В каком районе Константинополя находился монастырь Мартинакия, неизвестно.

. Он сделал Константина паракимоменом, соорудил для него монастырь в Носиях и явился туда вместе с патриархом Евфимием и освятил его. 31 . В октябре месяце Имеется в виду октябрь 911 г. ( Васильев А. А. Византия и арабы. Т. 2. С. 168).

произошло морское сражение между логофетом Имерием и агарянами Дамианом и Львом, стратигом же Самоса был Роман — будущий император Имеется в виду Роман I Лакапин, о котором подробно рассказывается далее.

. Поражение потерпел Имерий, который едва спасся и чуть не погубил всех своих воинов. 32 . Постигнутый желудочной болезнью царь Лев настолько обессилел, что, овладев собой, с трудом смог по царскому обычаю произнести: «Видите, как зачах и иссох я от болезни. Вряд ли пребуду с вами до дня христова воскресенья». Случился пожар в кирулариях Великой церкви, при этом сгорели все ящики и ларцы с бумагами и документами патриаршьей сакелы Кируларии — помещения, в которых хранились свечи; сакела — в данном случае сокровищница и одновременно архив патриарха. Принимаем во внимание поправку M. Крашенникова τυποϑεσυων («ящик для документов») вм. τοποϑεσιων (см.: ЖМНП. 1913. Т. 45. С. 187).

. Одиннадцатого мая, в день третий, пятнадцатого индикта скончался царь Лев, передав царство своему брату Александру. Рассказывают, что, увидев приближающегося к нему Александра, Лев сказал: «Дурное случится через тринадцать месяцев» Император Лев VI скончался 11 мая 912 г. Через тринадцать месяцев умер и его брат Александр.

. И горячо просил беречь его сына Константина. Царствование Александра, сына Василия 1 . Александр царствовал с Константином, сыном Льва, один год и двадцать два дня. Он вызвал Николая из Галакрин, низложил патриарха Евфимия и вторично посадил на патриарший трон Николая Как пишет сам Николай Мистик в письме к Римскому папе, из ссылки его возвратил не Александр, а Лев перед самой своей смертью ( Nicholas I. Letters. Р. 242.494 ff.). О возможном объяснении этого противоречия см.: Попов Н. П. Император Лев. С. 167, прим. 3. Николай пробыл в изгнании более пяти лет.

. Александр устроил силенций в Магнавре, велел доставить на него Евфимия из Агафова монастыря, воссел вместе с Николаем и совершил низложение Силенций (от лат. silentium) — род совещания высокопоставленных вельмож при императоре. Агафов монастырь находился на азиатском берегу Босфора ( Janin R. Constantinople... Р. 439).

. Будто дикие звери бросились сразу на священно-достойного мужа, рвали его почтенную бороду, толкали в шею, подвергли другим невыносимым мукам, при этом называли его вором, распутником и соблазнителем чужой жены. Но сей святой и достопочтенный муж все сносил спокойно и кротко, был отправлен в ссылку в Агафов монастырь и, закончив жизнь, был похоронен в городе, в собственном монастыре Подробное описание сцены низложения и избиения Евфимия содержится в «Псамафийской хронике» (Две византийские хроники. С. 71 и след.). Евфимий скончался 5 августа 917 г.

. Ну а что касается патриаршего клирика, того, что рвал седины Евфимия, когда изгоняли его в Магнавре, то как вернулся домой, дом его в тот же час был предан незримому пожару. А дочь свою застал пораженной болезнью рук, уст и речи. И прожила она, прикованная к ложу и прося ежедневное пропитание, до царя Никифора-победителя Т. е. до Никифора II Фоки (963—969).

. 2 . У Александра и раньше только и было дела, что, пользуясь небрежением брата Льва, жить в неге и заниматься охотой. Исполнению царских обязанностей он предпочитал беспутство и роскошь, а уж воцарившись единолично, и вовсе не совершал ничего доблестного и достойного упоминания. Став единодержцем, он назначил отца Иоанна (Лазаря прозвищем) ректором; уже после смерти Александра он бесславно расстался с жизнью, играя в мяч в Евдоме О карьере этого Иоанна-Лазаря см.: Guilland R. Recherches... Vol. 2. P. 214.

. 3 . Точно также он обогатил и осыпал деньгами из казны Гаврилопула и Василицу из Славинии. Говорят, что не раз выражал он желание сделать этого Василицу царем, а Константина, сына Льва, оскопить. Этому его желанию воспрепятствовали сторонники Льва, говорившие, что он еще ребенок и слаб здоровьем Оскопить Константина (будущего императора Константина VII Багрянородного) означало лишить его права на престол. Евнухи в Византии не могли становиться василевсами.

. В это время появилась комета с запада.. Назвали ее мечевой и говорили, что предрекает она пролитие крови в городе Речь идет о комете Галея, появившейся 13 мая 912 г.

. 4 . Сей Александр увлекся обманщиками и чародеями, которые убедили: его, будто медный кабан на ипподроме как бы является его знаком. Он, — утверждали они, — сражается со Львом (то есть братом Александра), и намекали на его свинскую жизнь и неразумие. Обманутый ими, он восстановил у этого кабана отбитые зубы и детородный член. И вот, поверив такому обману, сей несчастный устроил ристания и украсил ипподром, забрав с этой целью из церквей священные покрывала и светильники. При этом он воздавал идолам честь, приличествующую только Богу. Потому-то и был вскоре сам лишен чести Богом. 5 . Когда после поражения от агарян вернулся логофет Имерий, он удалил его в дворцовый монастырь под названием Кампа Имерий возглавил в 911 г. экспедицию против критских арабов, но потерпел в 912 г. поражение у о-ва Хиос. Нам неизвестны другие упоминания «Дворцового монастыря Кампа».

да еще осыпал [158] угрозами, ибо Имерий проявлял вражду к нему еще при царе Льве, брате Александра. Через шесть месяцев изгнанный Имерий скончался в скорби и муках. 6 . Архонт Болгарии Симеон отправил к Александру мирное посольство, сообщая, что рад был бы миру, а также, что любит и почитает царя, как и при императоре Льве. А тот в неразумии своем и глупости с позором отослал послов, при этом прибег к угрозам, думая устрашить Симеона. Мир был нарушен, и решил Симеон поднять меч против христиан О хронологии этих событий см.: Каждан А. П. К вопросу о начале второй болгаро-византийской войны при Симеоне//Славянский архив. M., 1959. Т. 1. С. 24 и след.

. 7 . Александр же, позавтракав и выпив вина в самый зной, пошел поиграть в мяч. Был, однако, поражен мечом Божиим и вернулся в крови, текшей из носа и детородного члена. И через два дня скончался, шестого июня, в воскресенье, первого индикта, опекунами оставив патриарха Николая, магистра Стефана, магистра Иоанна Эладу, ректора Иоанна, Евфимия, Василицу и Гаврилопула, царство же передал сыну Льва Константину. Похоронили же Александра в царских гробницах и положили вместе с его отцом Василием В «Псамафийской хронике» сказано: «Александр, страдая от гниения и болезни срамных частей, умер постыдной смертью на тринадцатом месяце своего правления» (Две византийские хроники. С. 75).

. Царствование Константина, сына Льва 1 . Константин, которому, когда умер его отец Лев, исполнилось семь лет, был оставлен своим дядей Александром царствовать под началом опекунов. Он царствовал под опекунами и со своей матерью — семь лет, вместе со своим тестем Романом и в подчинении у него еще двадцать шесть лет, самодержцем был пятнадцать лет, так что всего его царствование длилось пятьдесят пять лет. Получив власть во дворце, патриарх Николай (он исполнял опекунские обязанности совместно с магистром Стефаном и Иоанном Эладой, тоже магистром) принял заботы о государстве и ежедневно пекся о делах, касающихся царства. 2 . Так обстояли дела в государстве, когда доместик схол Константин Дука получил известие от столичных вельмож, которые ценили его как человека мужественного, разумного и способного хорошо управлять царством, сообщавших, что он может прийти и без труда взять власть в свои руки. По утверждению же некоторых людей, это патриарх Николай, не зная, что распоряжением Александра ему поручалась опека над властью, отправил Артавасда (коему пристало священнодействие) к Константину Дуке с повелением явиться в царицу городов и захватить царскую власть. За доставление этого письма назначен был Артавасд первым среди иереев славной Софии, он — родитель Андрея, который в наше время превзошел живописное искусство лучше Апеллеса, а также Агафарха, Ираклида и Филина, византийцев. 3 . А он, поскольку и прежде мечтал о царстве и домогался короны, как только смог быстро прибыл в столицу вместе с немалым числом своих отборных воинов. Он прошел ночью через ворота протовестиария Михаила (вблизи акрополя) в дом своего тестя Григоры Ворота протовестиария Михаила находились в «морских стенах» Константинополя (см.: Janin R. Constantinople... Р. 278; о доме Григоры — ibid. P. 330).

и вместе с товарищами провел там бессонную ночь. Асикрит Никита (тот самый, что потом стал протонотарием) сообщает о прибытии Константина патрикию Константину и монаху Эладику, и оба они той же ночью явились к Дуке, посовещались и еще до рассвета с факелами и в сопровождении большого войска и толпы подошли к воротам ипподрома, провозглашая царем Константина. Копьем, пущенным теми, кто находился внутри ворот, был убит конюший Константина. Итак, Константина там не только не приняли, но и прогнали, и он, словно одержимый каким-то бесом, утративший из-за жажды власти твердость рассудка, печальный и мрачный, ушел от ипподрома, сочтя убийство конюшего дурным знаком для себя. Сопровождаемый славословиями, он пошел оттуда к Халке и, пройдя через Железные ворота Халки добрался до Экскувитов Совершив неудачную попытку захватить ипподром (ипподром, как известно, сообщался непосредственно с Большим дворцом), Константин Дука отступил и направился на площадь Августейон, с которой проник во дворец через Халку, при этом ему удалось дойти до триклиния экскувитов, находившегося недалеко от Халки, уже внутри дворцовой территории.

. И вот тут магистр Иоанн Элада, отобрав воинов из этерии Этерия — императорская гвардия, состоявшая преимущественно из чужеземных наемников.

и гребцов, отправил их с оружием против Дуки. Они подошли к Халке, в завязавшемся бою много воинов, став жертвой меча, пало с обеих сторон, и потоками крови залили место боя. Пал Григорий, сын Дуки, племянник Михаил и армянин Куртикий. [160] Увидев это, Константин Дука среди всеобщего замешательства погнал своего коня. Тот, однако, поскользнулся на плитах мостовой и сбросил всадника на землю. Кто-то настиг его, упавшего и брошенного своими (все его люди рассеялись), и мечом отрубил голову, которую на виду у всех во избежание обмана доставили царю. Существует и другой рассказ о мятеже Дуки. Якобы некий Николай, которому был доверен сбор налогов в Халдии, явился в Сирию, отрекся от нашего благочестия и, находясь там, занялся астрономией, или, верней, астрологией. Он нанес письмена на выкрашенную черной краской ткань и отправил ее логофету Фоме, однако арабский переводчик Мануил отмыл ткань в воде и на ней выступила надпись: «Не пугайтесь рыжей птицы Дуки, он бессмысленно восстанет и тотчас найдет погибель». 4 . Так окончился заговор Дуки. Его тесть Григора вместе со Львом Хиросфактом Лев Хиросфакт — не только высокопоставленный вельможа, но и значительный византийский поэт, автор церковных и светских стихотворений, писем и т. д.

бежали в Божью церковь Святой Софии, их извлекли оттуда силком и постригли в монахи в Студийском монастыре. Константина же Эладика били бычьими жилами, одели в лохмотья, посадили на осла и провели в процессии через город и по приговору отвели и заключили в Далматов монастырь О Далматовом монастыре, одном из старейших в Константинополе, см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 86.

. Льва же Катакалита и Авессалома, сына Аротры, ослепили и отправили в ссылку. Константина же, сына Евлампия, и его людей эпарх Филофей, сын Лампуда, наказал усекновением у меты на ипподроме. Долго разыскивали асикрита Никиту и Константина Липса, но не нашли, ибо они бежали. Известного же Эгида и многих его людей, храбрецов, распяли на крестах, установленных от телки в Хрисополе до Левката. И, наверное, многих знатных людей безвинно и беспричинно убили бы эти опекуны, если бы кое-кто из судей не удержал их от предосудительного порыва, говоря, что царь еще дитя, как же без его приказа дерзаете это делать? Жену Дуки они постригли и отправили в ее имение в Пафлагонию, сына Стефана оскопили Восстание Константина Дуки (июнь 913 г.) — одно из самых значительных внутриполитических событий начала Х в. Подробные рассказы о нем содержатся также в «Псамафийской хронике» и «Житии Василия Нового» (см.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48