А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Страх усугубляет печаль, и мальчик плачет еще горше, ещё жалобнее. Если же он как следует рассердится на отца, то гнев ослабит и страх, и печаль. Регулярное повторение такой ситуации может привести к тому, что ребёнок, оказываясь в ситуации, вызывающей страх или печаль, будет всякий раз испытывать гнев. Вопрос о роли интеракции «печаль—гнев» в формировании депрессии будет подробно рассмотрен нами в разделе, посвященном депрессии.
Связь между печалью и страхом
Поскольку эмоция страха изнуряет человека, ослабляет его психическую активность, интеракцию «печаль—страх» можно считать важным фактором адаптации. Связь между печалью и страхом может сформироваться при различных условиях.
208
Глава 9
Так, например, если ребенок, оставаясь дома один, плачет, а родители наказывают его за это, то эмоция печали может стать условным активатором страха. Если интеракция «печаль—страх» генерализуется, если человек всякий раз, испытывая печаль, реагирует страхом, то при частом повторении печальных ситуаций разрушительно^ воздействие страха приобретает тотальный характер, приводит к серьезным нарушениям адаптации. Такой человек даже не будет пытаться решить встающие перед ним проблемы, он будет жить в страхе, с ужасом ожидая каждого наступающего дня, будет избегать новых, незнакомых ему ситуаций, людей и отношений. Его усилия будут направлены на то, чтобы избежать страдания и обстоятельств, сопряженных с ним, а не на т<3, чтобы научиться управлять причинами, вызывающими страдание.
Интеракция «печаль—страх» может также лежать в основе трусости, неспособности терпеть боль. Зачастую боль активирует эмоцию печали. При наличии силь^ ной, устойчивой связи между печалью и страхом формируется цепочка «боль -> печаль -> страх», и в результате любая ситуация, сопряженная с болью, вызывает у человека панику. Вопрос о роли интеракции «печаль—страх» в процессах индивидуализации и в формировании невротической тревоги будет обсуждаться в главе 10.
Взаимодействие печали и стыда
Эмоция печали может.вступать во взаимодействие с эмоцией стыда. Если родители постоянно выказывают плачущему ребенку презрение или безразличие, он может начать испытывать стыд всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом печаль становится активатором стыда, и этот эмоциональный паттерн может привести к развитию такой черты, как болезненная стеснительность.
Если отец стыдит плачущего ребенка, говорит ему, что «нужно не плакать, а что-то делать», то любая трудная ситуация начинает вызывать у ребенка стыд. Ребенок стыдится не только того, что ему хочется плакать, но еще и своей пассивности, неспособности изменить ситуацию. По мнению Томкинса (Tomkins, 1963), такая связь между печалью и стыдом в конечном итоге может привести к экстернализа-ции печали. Это означает, что главной заботой человека становятся несчастья и беды, но он концентрирует внимание не на переживании печали как таковом, а на внешних объектах и ситуациях. Не умея прочувствовать собственную печаль, он не способен понять печаль другого человека, и потому не способен к сопереживанию и состраданию.
Кроме того, вышеописанная интеракция может налагать запрет на переживание печали и на ее проявления. Если ребенок усваивает, что плакать «нехорошо», то любое переживание печали может вызывать у него чувство вины.
Взаимодействие печали с когнитивными процессами и с поведенческими актами
Несомненно, эмоция печали влияет на перцептивно-когнитивные процессы. В печали человек воспринимает мир как угрюмый и хмурый. Печаль приводит к отчуждению и изоляции. Однако нельзя рассматривать эмоцию печали только в нега-
Печаль
209
тивном ключе. В определенных случаях, например в случае утраты или разлуки, печаль является уместной, единственно возможной эмоцией и требует адекватного выражения. Она объединяет людей, приводит к восстановлению и укреплению семейных и дружеских связей.
Печаль извещает человека о том, что нечто неладно в нём самом и в мире, его окружающем. По сравнению с эмоцией страха печаль не оказывает столь тормозящего воздействия на когнитивные процессы. Обычно, переживая печаль, человек в состоянии осознать случившееся несчастье или проблему. Печаль побуждает человека к действию, направленному на устранение вызвавших ее причин.
Адекватно выражая свою печаль, мы получаем поддержку и помощь окружающих. Вы знаете по собственному опыту, что печальное выражение лица, особенно если это лицо друга или любимого, побуждает окружающих оказать человеку поддержку. Мимическое выражение печали автоматически пробуждает в нас эмпатию и сострадание.-
Частота и интенсивность переживания человеком печали влияют на его образ «Я», или Я-концепцию. Если вы часто хандрите, испытываете уныние, то вы, естественно, воспринимаете себя как печального, грустного человека. Мы уже говорили о том, что эмоции могут быть вызваны фантазиями, воспоминаниями и представлениями. Переплетение представлений о самом себе с воспоминаниями и с чувствами, которые вы испытываете к себе, в значительной мере определяет ваше восприятие мира и ваши поступки. Если вы воспринимаете себя как грустного человека, то таким же грустным будет казаться вам мир. Подобная Я-концепция сопряжена с хроническим чувством уныния, с низкой самооценкой, с чувством собственной неэффективности, с переживанием неспособности разрешить повседневные проблемы.
Говоря об особенностях переживания печали и о ее последствиях, мы подчеркивали, что печаль замедляет не только физическую, но и умственную активность человека, и этот эффект был подтвержден результатами эксперимента по изучению влияния экспрессивных компонентов печали, демонстрируемых Matерью, на эмоциональную экспрессию и игровую активность младенца (Termine, Izard, 1988).
В эксперименте приняли участие 36 женщин и их 9-месячные дети (18 мальчиков и 18 девочек). Процедура эксперимента была следующей. По просьбе экспериментаторов женщина на глазах у ребенка выражала мимикой и голосом эмоцию радости или печали. После двухминутного периода индукции она продолжала выражать заданную эмоцию, а ее ребенок в это время играл с одним из четырех наборов игрушек. Эмоциональную экспрессию ребенка оценивали с помощью анатомически обоснованных систем объективного кодирования (Izard, 1979; Izard, Dougherty, Hembree, 1983), а его игровую активность оценивали с помощью независимой системы (Belsky, Most, 1981). Кроме того, экспериментаторы регистрировали время, в течение которого ребенок смотрел на мать. Результаты эксперимента согласуются с основными положениями теории дифференциальных эмоций. Так, было обнаружено, что ребенок выражает радость и больше смотрит на мать тогда, когда она демонстрирует радость, и наоборот, он чаще выражает печаль или гнев и меньше смотрит на мать тогда, когда она демонстрирует печаль. Кроме того, при радостном обусловливании дети проявляли более высокую игровую активность, чем при печальном обусловливании (рис. 9-5). Таким образом, наблюдения за эмоциональной экспрес-
II,! I
210
Глава 9
eo- С
59- V '
5в- V . j
67-
56- X
55-
54-63- чХ
52- * s/\
61- ^
60- ^
49-
я
CL 48 -
S
н 47" V V
1 45' ? 44- V
^ Рис. 9-5. Влияние эмоциональной экспрессии мате
§ 42-О ри на1 игровую исследовательскую активности
0.41-J V 9-месячного ребенка.
Радость Печаль Выражение
сией и игрой младенцев показали, что мать способна индуцировать печаль ребенка, а дети способны сопереживать печали матери.
-Эмоция печали оказывает достаточно глубокое влияние на игру младенца. У всех млекопитающих молодые особи большую часть бодрствования отдают игре. Детская игра легко стимулируется, и ее трудно остановить. Тот факт, что кратковременное выражение печали матерью смогло оказать существенное (тормозящее) воздействие на игру младенца с привлекательными для него игрушками, служит прекрасным подтверждением коммуникативной функции печали и доказательством ее влияния на умственную и двигательную активность.
РЕГУЛЯЦИЯ ПЕЧАЛИ
Как и в случае любой другой эмоции, существуют три способа (не считая лекарственных и наркотических) регуляции печали: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция.
Первый тип регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую вы переживаете в данный момент, с тем чтобы подавить последнюю или снизить ее интенсивность. Когнитивная регуляция предполагает использование процессов внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Моторная регуляция предполагает вовлечение произвольно управляемых мышц в физическую активность, снижающую интенсивность эмоционального переживания. Эффектов-
Печаль
211
ная эмоциональная регуляция, как правило, является результатом совместной работы чувства, мысли и действия. Так, например, в печали нам бывает трудно вызвать у себя приятные переживания. Однако если вам удастся переключить свое внимание на события или деятельность, которые обычно вызывают у вас интерес или радость, то вероятность того, что вы преодолеете печаль, резко возрастет. Если при этом вы еще и активно займетесь деятельностью, крторая вам интересна, которая требует от вас физической и умственной самоотдачи, то вы наверняка испытаете радость и победите печаль.
РЕЗЮМЕ
Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные .ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Прототипической ситуацией печали является-акт рождения, физическое отделение ребенка от матери. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной причиной печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним.
Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Экспериментальные исследования обнаружили, что в ситуации печали у здоровых людей второй по значимости является эмоция страха, что согласуется с теми положениями теории дифференциальных эмоций, которые рассматривают динамику печали при депрессии и горе.
Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.
Социализация печали через наказание может стать источником компульсивно-го поведения, низкой толерантности к фрустрации, слабо выраженной индивидуальности, неспособности переносить боль. Социализация печали через частичное поощрение и смешанные формы социализации могут привести к нарушениям процесса формирования личности.
В повседневной жизни человека эмоция печали взаимодействует с другими-эмоциями. Интеракция «печаль—гнев» может стать причиной гневной реакции отца на плач ребенка. Взаимодействие печали и страха может затруднять процесс индивидуализации, создавать предпосылки для формирования невротической тревоги. Если родители ругают и стыдят ребенка за то, что он плачет, то велика вероятность формирования интеракции «печаль—стыд», которая может стать основой болезнен-
212
Глава 9
ной застенчивости. Эмоция печали взаимодействует также с когнитивными процессами. Независимые исследования различных ученых показали, что, вызывая изменение когнитивного процесса, можно вызвать печальное переживание, которое в свою очередь изменяет направление мыслей и активность человека.
Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Barnett M., King L. M., Howard J. A. Inducing affect about self and other: Effects on generosity in children. — Developmental Psychology, 1979, 15, 164-167.
Эксперимент, показывающий, как фокусировка внимания на вызывающем огорчение объекте (на себе или на других людях) влияет на просоциальное (альтруистическое) поведение детей.
Cialdini R. В., Kenrick D. Т. Altruism as hedonism: A social development perspective on the relation of negative mood state and helping. — Journal of Personality and Social Psychology, 1976,34,907-914.
Показано, как меняется с возрастом воздействие радости и печали, вызванных внешними причинами, на поведение при самопоощрении и на альтруистическое поведение.
Moore В. S., Underwood В., Rosenhan D. L. Affect and altruism. — Developmental Psychology, 1973, 8, 99-104.
В эксперименте изучено воздействие вызванных внешними причинами радости и печали на детское поведение при самопоощрении и при помощи другим.
Termine N. Т., Izard С. Е. Infants' responses to their mothers' expressions of joy and sadness. — Developmental Psychology, 1988,24(2), 223-229.
Исследовано влияние выражения материнской печали на регрессию эмоцийгисследова-тельскую игру и созерцательное поведение у 9-месячных младенцев.
Tomkins S. S. Affect, imagery, consciousness; Vol. 2, The negative affects. — New York, Springer, 1963.
В главе 14 — «Distress-anguish and the crying response» дано красноречивое описание функций и динамики «горя-тоски», включающего в себя концепцию «печали».
Глава 10
ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, ДЕПРЕССИЯ
ГОРЕ И ПЕЧАЛЬ
Большинство ученых, как теоретиков, так и экспериментаторов, согласны с тем, что преобладающей эмоцией в горе является печаль и что главной причиной горя служит утрата. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической.
Детерминанты горя можно условно разделить на биологические, социокультур-ные и психологические, хотя эти факторы тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Некоторые из них также играют немаловажную роль в интеракциях «горе—когнитивный процесс—поведение», характеризующих конкретного индивида или социальную матрицу горя.
Биологические факторы
Поскольку феномен горя понимается как взаимодействие печали с другими фундаментальными эмоциями, мы имеем все основания предполагать, что горе детерминировано генетически и выполняет адаптивные функции. Эйврил (Averill, 1968), проведя блестящий, глубокий анализ происхождения и значения горя, выдвинул веские аргументы в пользу его биологической детерминированности. В своей аргументации он исходит из многократно подтвержденного предположения о том, что люди и высшие приматы по природе своей являются общественными существами, ведущими групповой образ жизни, и их благополучие и выживание непосредственно зависит от отношений с группой (Hamburg, 1963; Jolly, 1966). В эволюционной перспективе правомерно будет заявить, что только в группе индивид мог успешно защищать себя от агрессоров (или хищников) и добывать пищу, и это заявление до определенной степени правомерно и на нынешнем этапе развития человека. Отделение индивида от группы, напротив, снижает его шансы на выживание. Эйврил пишет, что «горе является биологической реакцией, эволюционное значение которой заключается в обеспечении групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы становится событием крайне напряженным как в
214
Глава 10
психологическом, так и в физиологическом смысле» (Averill, 1968, р. 729). Эйврил доказывает, что по сравнению с позитивной мотивацией горе является более мощным фактором социального сплочения, хотя бы потому, что в периоды сытости и удовлетворения позитивная мотивация отсутствует.
Культурные факторы
*
Анализируя поведенческий комплекс, связанный с переживанием утраты, Эйврил (Averill, 1968) выделяет в нем два компонента — горе и скорбь. Он определяет скорбь как конвенциональное поведение, которое детерминируется и предписывается главным образом социокультурными нормами. В разных культурах ритуал скорби имеет свои специфические особенности. Так, например, японцы, скорбя о смерти любимого человека, улыбаются посторонним людям, чтобы не обременять их своим горем. С точки зрения европейца или американца, ритуал скорби некоторых народов больше похож на ритуал праздника, но при более внимательном рассмотрении мы обнаружим, что эти особенности обусловлены вполне определенными культурными нормами и обычаями.
Переживания и мотивационные феномены, связанные с горем, также отчасти обусловлены спецификой культуры, по крайней мере в той степени, в какой специфические особенности данной культуры затрудняют или облегчают интеракцию печали с теми или другими фундаментальными эмоциями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59