А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Хотя, пожалуй, следует уточнить, что одна болезнь все же была зафиксирована за этот долгий период, однако справедливости ради нужно сказать, что она явилась результатом прямого пренебрежения Божественными наставлениями.
И, несмотря на то, что израильтяне жили под открытым небом, ими были приняты все меры предосторожности против загрязнения окружающей среды. Никаких отбросов внутри стана оставлять не полагалось, и за надлежащим соблюдением этого правила повсюду внимательно следили. Прочтите вновь главу из Книги Второзаконие 23:12—14. Забота о чистоте была для каждого еврея первым оборонительным рубежом на пути заболеваний и средством борьбы всей общины против загрязнения и эпидемий. Здоровье каждого члена общины зависело от того, насколько тщательно соблюдались остальными эти предписания; они также содействовали поддержанию равновесия в природе.
Все, кто соприкасался с заразными больными, удалялись из стана и содержались в карантине до тех пор, пока они, а также любая вещь, которую они трогали, не были очищены и объявлены безопасными (см. Лев. 15:4—12). И несколько позже, когда израильтяне стали жить в городах, если дом волею случая оказывался зараженным, его объявляли непригодным для обитания, затем разрушали, чтобы болезнь, не распространилась на другие дома (см. Лев. 14:45, 47).
Если вы думаете, что представления израильтян об экологии и санитарной профилактике были всего лишь отражением общепринятых медицинских норм того времени, то вы ошибаетесь. Примерно в 1552 г. до н. э., незадолго до рождения Моисея, в Египте был написан знаменитый труд по медицине, так называемый «Папирус Эбера», и в нем, без сомнения, отразились медицинские представления тех дней. Давайте попытаемся ознакомиться с двумя-тремя рецептами из этой книги.
«Чтобы предупредить появление седых волос, смажьте их кровью черного теленка, сваренной в кипящем масле, или жиром гремучей змеи».
Против выпадения волос предписывалось следующее: «Если они выпадают, то единственное средство — смесь из шести видов жира, а именно: лошади, гиппопотама, крокодила, кошки, змеи и козерога. Для укрепления волос смазывайте их толчеными зубами осла на меду».
Жертвы укусов ядовитых змей получали тогда от врачевателей «волшебную воду» — воду, в которой был омыт соответствующий идол. Для извлечения заноз применялась кровь червей и ослиный навоз. Поскольку в навозе содержались споры столбняка, нет ничего удивительного в том, что столбняк пожинал обильную жатву: любая заноза могла спровоцировать болезнь.
Нет сомнения, что Моисей, имевший доступ ко двору фараона, хорошо знал «Папирус Эбера», а его народ был знаком с рекомендациями этого ученого труда. Именно этому народу Господь дал совершенно новые экологические и гигиенические правила, на века опередившие свое время.
Действительно, науке потребовалась не одна тысяча лет, чтобы признать достоинство библейских предписаний. Например, в эпоху средневековья болезнь, которую считали проказой, погубила миллионы людей. В наше же время крупные специалисты в области медицины предполагают, что это был, по всей видимости, сифилис. К каким же средствам прибегали врачи, чтобы излечить это заболевание? К сожалению, они не могли ничего предложить. Некоторые из них полагали, что причиной болезни была горячая пища или перец, или, может быть, чеснок. Другие считали, что она вызвана неблагоприятным расположением планет. И тогда церковь решила подключиться к решению этой сложной проблемы. Она обратилась к Книге Левит и обнаружила советы относительно того, как следует поступать в случае распространения инфекции. Последовав совету Моисея, изолировали больных, поселив их отдельно от общества, и болезнь была взята под контроль.
Затем заявила о себе «черная смерть» — страшная эпидемия, унесшая в средние века около семидесяти миллионов жизней. В конце концов эта жуткая болезнь была побеждена, поскольку на вооружение был взят описанный в Библии подход к инфекционным заболеваниям.
В 40-х годах XIX столетия молодой врач по имени Игнатий Земмельвейс возглавил родильное отделение университетской больницы Вены, крупнейшего медицинского центра того времени. Д-р Дж. Макмиллан в книге «Болезней не будет» рассказывает о следующей трагической истории, произошедшей в этом центре.
Умерших женщин отвозили в морг для вскрытия. Каждое утро врачи и студенты-медики приходили в морг и проводили вскрытия. А затем, не помыв руки, они являлись в родильные палаты, чтобы провести обследование таза у живых женщин — разумеется, без резиновых перчаток. Каждая шестая пациентка умирала.
Д-р Земмельвейс обратил внимание, что умирают именно те женщины, которых обследовали врачи и студенты. Наблюдая эту страшную картину в течение трех лет, он ввел в своем отделении правило: все врачи и студенты должны мыть руки после проведения вскрытия.
В апреле 1847 года, до введения этого установления, в его отделении умерло пятьдесят семь женщин. В июне, после принятия этого предписания обязательного мытья рук, умерла только одна женщина из сорока двух; в июле — одна из восьмидесяти четырех.
Но однажды после очередного проведения вскрытия и тщательного мытья рук врачи и студенты обследовали двенадцать женщин подряд, не моя руки после каждой пациентки. Внезапно у одиннадцати из двенадцати поднялась температура, и вскоре они умерли. Очевидно, роковая инфекция была перенесена с одной пациентки на остальных. Поэтому было выработано новое правило, предписывающее мыть руки после каждого обследования.
Удостоился ли д-р Земмельвейс почестей со стороны коллег благодаря его замечательному открытию? Нет. Мытье рук было неприятной обузой. Всеобщая недоброжелательность и предубежденность вынудили его уйти из больницы. Его преемник отказался от тазиков для мытья рук, и показатели смертности снова подскочили до уровня старых цифр.
Глубоко разочарованный, д-р Земмельвейс уехал в Будапешт и там вновь добился снижения уровня смертности. Однако через некоторое время его коллеги перестали с ним разговаривать. Чувствительная натура доктора была настолько подавлена несправедливостью коллег и предсмертными криками умирающих матерей, что его рассудок не выдержал этого жуткого напряжения. Он умер в психиатрической лечебнице, так и не получив признания, которого в полной мере заслужил.
И это несмотря на то, что Господь тысячелетия назад дал Моисею подробные указания относительно необходимости омовения рук после прикосновения к мертвому телу или зараженному человеку!
Да, законы древнего Израиля, данные Самим Господом и потому не совпадающие с примитивными медицинскими познаниями тех дней, значительно опередили свое время. Именно этому народу, только что вышедшему из рабства, длительное время подверженному заболеваниям египтян и хорошо знающему непригодность принятых в то время методов лечения, — именно ему Господь дал невероятное обещание: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).
Подумайте об этом! Ни одной болезни. И до тех пор, пока Израиль соблюдал свои обязательства. Господь соблюдал Свои. Давид говорит: «И не было в коленах их болящего» (Пс. 104:37).
Было ли это удивительное явление просто чудом? Случайным даром? Или же израильтяне избавились от самых опасных болезней благодаря строгому, педантичному исполнению законов гигиены и вниманию к окружающей среде?
А можем ли мы предотвратить болезни и смерть? Совершенно очевидно, что нашей судьбой управляет вовсе не некое мистическое число и отнюдь не звезды. Возможно, действительно имеет значение то, где мы сидим, — если, например, слишком долго находимся за обеденным столом или слишком долго бездельничаем в своем любимом кресле, вместо того чтобы бегать, работать в саду или строить лодку!
Как-то раз четырехлетняя девочка спросила своего отца: «Папа, ты собираешься умереть?»
Согласитесь, дети нередко бывают такими невинными, обезоруживающими и неотразимыми, когда задают свои вопросы.
Слова дочери несколько поколебали душевное равновесие отца. Он, конечно же, знал, что каждый отец должен быть готов к такому. И как бы ни было трудно, он все же не уклонился от этой темы, сумев объяснить своей дочери, что в конце концов смерть приходит к каждому человеку. Это есть неумолимый закон бытия — непостижимый, но тем не менее всеобщий.
Но тут дело было в другом: видите ли, это был неполный вопрос. Дочь невозмутимо уточнила свой вопрос: «Папа, ты собираешься умереть от курения?»
В этом и состояла разница. И это усложняло дело. Неожиданный вопрос дочери содержал в себе нечто, с чем он должен был сам разобраться. Он мог бы отнести смерть на счет жизненных невзгод, но только не вследствие курения. Суть проблемы все же состояла в нем самом, а не в роковой судьбе, или в некоем злом существе, или Божественной воле. Вот почему отец этой девочки сумел отказаться от пагубной привычки курения.
Не исключено, что дети могут задавать каверзные вопросы и в других ситуациях: «Ты собираешься умереть от излишнего веса?» Возможно, став старше, они будут недоумевать: «Ты собираешься умереть от стресса?», «Ты собираешься умереть от недостатка движения?».
Поэтому книга, которую вы держите в руках, — это книга не о смерти. Она посвящена не тому, что происходит с человеком, когда он умирает. Напротив, она готова вам помочь отсрочить тот день, когда оборвется нить жизни, или день, когда ваша жена станет вдовой или ваш муж вдовцом.
Поверьте, жизнь может быть более волнующей, осмысленной и радостной!
Как сжигать свою свечу
Девятилетний Денис, мокрый и забрызганный грязью, в костюме ангела с желтоватым париком, сидел на дереве недалеко от моста, который мог в любую минуту рухнуть. Он возвращался из школы — с репетиции пасхального представления. Как ему не хотелось туда ходить! Впрочем, какой девятилетний мальчик хотел бы получить роль ангела с крыльями и золотистыми локонами? Но мать настояла.
Когда он возвращался домой, началась гроза. Денис знал, что в грозу на мост полагаться нельзя. Этот мост соседи построили сообща, чтобы не делать большой крюк в объезд озера. Сам отец Дениса не раз предупреждал его, чтобы в ситуациях, подобных этой, он просто влезал на дерево и ждал, пока за ним приедут. Поэтому Денис ждал.
Сквозь пелену дождя он заметил свет фар приближающейся машины. Когда в поле зрения появилась сама машина, он понял, что это пьяница Ладыгин. Никто никогда не видел Ладыгина трезвым. Если он и сейчас пьян, а это почти наверняка, то, без сомнения, здравый смысл ему откажет. Он вполне может поехать по ненадежному мосту.
Понимая это, Денис изо всех сил стал кричать: «Ладыгин, назад! Поезжай вокруг озера!»
Мальчишка уже начал спускаться с дерева, уверенный, что Ладыгин отвезет его домой, но тот сорвался с места, словно увидел привидение!
Через несколько минут отец Дениса, ехавший за своим сыном, встретил Ладыгина, который вылез из машины — бледный, с трясущимися губами и дрожащими руками. Впервые в жизни он был абсолютно трезв.
«Ты мне не поверишь, — задыхаясь сказал он, — но только что у меня было видение! Бог не забыл меня! Милостивый Бог — Он не забыл меня!»
Отец Дениса все пытался его успокоить: «Подожди немного… отдышись и расскажи все спокойно. Возьми себя в руки».
«Ну, я принял немного согревающего от простуды, ты же понимаешь. Стало темно, видимости никакой. Я уже собирался повернуть к мосту, как вдруг слышу, что какой-то голос говорит мне: «Ладыгин, назад! Поезжай вокруг озера!» Я посмотрел наверх, — продолжал он, все еще задыхаясь, — а там между деревьями парил ангел! Во всем белом, с крыльями и сияющими волосами!» «И что же ты сделал?»
«Я изо всех сил отшвырнул бутылку подальше. Если Бог так заботится обо мне, что посылает ангела для предостережения, то я не хочу больше губить самого себя!»
Кстати, никто больше не слышал о том, чтобы Ладыгин выпил еще хотя бы одну рюмку!
Свеча Ладыгина уже почти догорела, когда он принял это важное решение. Но миллиарды людей до сих пор так и не сделали этого. Ангел с белыми крыльями не пришел предостеречь их. Они слишком безумно сожгли свою жизнь, которая напоминает бесцельно горящую свечу.
Когда мы берем в руки новую подарочную свечу, ее первозданная чистота, безупречная форма и изысканная отделка как бы побуждают нас вообще никогда не зажигать ее. По меньшей мере, мы пытаемся быть с нею осторожными.
Однако свечи предназначены для того, чтобы гореть, а жизнь — для того, чтобы продолжаться. Зажженный фитилек свечи неизбежно чернеет. Здесь уместно спросить самих себя: как мы сжигаем свою свечу? Это тема этой и нескольких последующих глав, а также вопрос, которым мы часто пренебрегаем на свой страх и риск. Либо мы обращаемся с пламенем осторожно, либо пополняем печальную статистику. Выбор за нами!
Жизнь — это «ярмарка тщеславия». Люди куда-то идут и возвращаются, кого-то преследуют, а кто-то ждет преследования. Эта ярмарка то шумит множеством голосов, то затихает. Люди, каждый на свой лад, сжигают свои свечи и могут даже не задумываться над этим, пока сердечный приступ не напомнит им, что время истекает!
Мы бываем такими мастерами по части промедления! Откладываем главное на завтра; больше заботимся о личном автомобиле, чем о своем теле. Как будто его можно в любую минуту заменить новой моделью!
Кроме того, миллионы людей считают, что если уж вам выпала такая судьба, то ничего не поделаешь. Изменить ничего нельзя!
Городскую церковь Сент-Питерсберга, штат Флорида, окружали сосны. Но случилось так, что за один сезон два дерева были поражены молнией, и надо было их срубить. На собрании городского совета горевали о потере этих деревьев и взволнованно обсуждали вопрос, как предотвратить дальнейшие разрушения. Кто-то задал председателю вопрос: «Что нам делать? Мы не можем смириться с этим положением!» Председатель ответил, не скрывая иронии: «Я приму к рассмотрению предложение данного собрания — запретить молнии!»
К сожалению, молния принадлежит к числу тех явлений, которые не подчиняются ведению никаких комиссий!
Но многие люди почему-то считают, что наше здоровье и продолжительность жизни — это нечто вроде молнии, и тут ничего не поделаешь. Когда наступает наш час, когда ударяет молния, наша жизнь приходит к концу. Изменить ничего нельзя. Поэтому нечего и беспокоиться.
Безусловно, мы не можем управлять молнией. Также бессмысленно ставить на голосование вопрос о прекращении всех болезней, старения и смерти.
Но разве разумно идти навстречу трагедии, стоя под деревом в грозу? Разве мы должны провоцировать расстройство здоровья, безрассудно сжигая свою свечу, дар жизни? Не забываем ли мы о законе причины и следствия?
Совсем маленькая девочка заметила, обращаясь к знакомому мальчишке: «У тебя все лицо в морщинках». Тот ответил: «Вот как? И почему же, как ты думаешь, оно стало таким?»
Малышка задумалась и ответила с мудростью, о которой сама не подозревала: «Кто-то их провел».
И наши морщины, и наши язвы, и наши сердечные надломы происходят не просто так. Они возникают в результате какого-то стресса — в организме или вне его. Кто-то или что-то порождает стресс. Мы живем в век стресса, тревоги и напряженности. И это сказывается на наших лицах, артериях, нервах!
Говорят, что в начале XX века в России было только два автомобиля. И что же случилось? Вы догадываетесь. Они столкнулись!
С тех пор машины продолжают сталкиваться, причем число аварий постоянно растет. Сегодня мы научились ездить еще дальше и скорее. Самолеты стали огромными и еще более шумными. Воздушные трассы — и те переполнены. Наши соседи живут сегодня не в нескольких километрах от нас, а всего в нескольких метрах. Мы, похоже, уже не в состоянии угнаться за жизнью. Нас все больше засасывает суета жизни. А темп жизни нарастает.
Итак, что происходит с нами? Мы сжигаем наши свечи — символы жизни — слишком быстро!
Позвольте мне повторить еще раз важную истину. Д-р Ганс Селье, крупнейший в мире специалист по стрессу, открыл, что каждый человек начинает жизнь с определенным запасом жизненной энергии. Ее расход не может быть возмещен. Многие люди растрачивают эту энергию, а затем пытаются восстановить ее несколькими часами или днями отдыха. Но это не помогает. Каждое зачерпывание энергии из глубинных слоев организма оставляет свои следы. Наша свеча не может гореть бесконечно!
В то же время стресс не всегда исключительно вреден. Именно стресс поддерживает наше сердцебиение и дыхание, когда мы спим. Полное избавление от стресса приводит, согласно Селье, к неминуемой смерти.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25