А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Основные проявления: постоянные боли в области сердца; ЭКГ-изменения. Может осложняться инфарктом миокарда. См. также Коронарная недостаточность.
КОРОНАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ характеризуется ишемией миокарда. Может быть следствием коронаросклероза, коронароспазма, коронарита и чрезмерной потребности миокарда в кислороде (приступ пароксизмальной тахикардии, физическое перенапряжение, стрессовые ситуации).
Основные клинические проявления: болевые ощущения в области сердца с иррадиацией в левую руку, лопатку, шею, челюсть. Иногда в местах иррадиации боль ощущается сильнее, чем в области сердца. Болевой синдром отличается большой динамичностью (усиление при физической нагрузке, волнениях, неблагоприятных метеорологических условиях; облегчение наступает после применения коронаролитических средств).
Различают острую коронарную недостаточность (неосложненная – стенокардия, осложненная – инфаркт миокарда) и хроническую. Для распознавания используется электрокардиография (дискордантное смещение отрезка S–Г, двуфазный с первой отрицательной фазой зубец Т). Комплекс QRS претерпевает существенные изменения только при инфаркте. ЭКГ-патология не патогномонична для коронарной недостаточности. Большое диагностическое значение имеют наблюдения в динамике.
Коронарную недостаточность необходимо дифференцировать с шейно-грудным радикулитом, плекситом, левосторонним сухим плевритом, перикардитом.
КОРОНАРОСКЛЕРОЗ – поражение атеросклеротическим процессом коронарных сосудов. Проявляется хронической коронарной недостаточностью (боли в области сердца, ЭКГ-изменения) и стенокардией. Часто осложняется инфарктом миокарда, кардиосклерозом атеросклеротическим, сердечной недостаточностью, аритмиями.
КОРОТКОВА МЕТОД измерения артериального давления см. Сфигмоманометрия.
КОРРИГАНА БОЛЕЗНЬ – ревматическая недостаточность аортального клапана. См. Ходжсона болезнь.
КОРРИГАНА СИМПТОМ – высокий скачущий пульс при аортальной недостаточности.
КОРУНДОВОЕ ЛЕГКОЕ – разновидность алюминоза (см).
КОСТНЫЕ ДЕФЕКТЫ (точнее: дефекты в костях), кроме собственно заболеваний костей, наблюдаются при метастазах злокачественных опухолей (чаще всего простаты, молочной железы, почек, бронхов, щитовидной железы), миеломной болезни, лимфогранулематозе, болезни Гоше, болезни Нимана–Пика, болезни Крисчена–Шюллера, саркоидозе, микозах, гиперпаратиреозе, ретикулосаркоме костей. См. также Переломы костей патологические.
КОХА ФЕНОМЕН (проба, реакция) – повышенная чувствительность к туберкулину, введенному подкожно. Используется только в условиях стационара для распознавания туберкулеза в случаях, когда пробы Пирке и Мангу не дают отчетливых результатов.
«КОШАЧЬЕ МУРЛЫКАНЬЕ» см. Диастолическое дрожание, Систолическое дрожание.
КОШУА–ЭППИНГЕРА–ФРУГОНИ СИНДРОМ – хронический рецидивирующий тромбофлебит воротной вены. Характеризуется лихорадкой, асцитом, желудочно-кишечными кровотечениями и гепатоспленомегалией. См. также Пилетромбоз.
КРАПИВНИЦА может быть следствием укусов насекомых, проявлением пищевой и медикаментозной аллергии, глистной инвазии, лямблиоза и др. Возникает у лиц с наследственным предрасположением к аллергии. Основные признаки: появление на коже зудящих волдырей, напоминающих ужаление крапивой. Волдыри быстро появляются и бесследно исчезают.
КРЕАТИНУРИЯ – креатин в моче (норма до 100 мг/сут) нарастает при беременности, в период лактации, при избыточном употреблении мяса, при поражениях мышц (дерматомиозит, мышечные дистрофии), ожогах, острых лихорадочных заболеваниях, углеводном голодании, судорогах (столбняк, тетания), диабете, тиреотоксикозе, юксовско-сартланской болезни.
КРЕНИГА ПОЛЯ – участки надплечий с ясным перкуторным звуком. При верхушечном легочном процессе (инфильтрация, фиброз, плевральные наслоения, ателектаз верхушечного сегмента) поле Кренига исчезает (перкуторный звук становится тупым) или значительно суживается (меньше 3 см ).
КРЕПИТАЦИЯ – разновидность альвеолярных хрипов, выслушиваемых только в конце глубокого вдоха. Наблюдается при инфильтрации и гиповентиляции легочной паренхимы, застойных явлениях в легких. Гиповентиляционная субкрепитация встречается не только при патологическом нарушении проходимости воздухоносных путей (субателектаз, пневчосклероз). В нижних отделах легких и на верхушках, не являясь признаком легочной патологии, она, как правило, выслушивается при первых глубоких вдохах (затем исчезает) особенно у стариков и ослабленных больных. См. также Хрипы.
КРЕТИНИЗМ – физическое и умственное недоразвитие в результате врожденного отсутствия деятельности щитовидной железы. См. также Карликовый рост.
КРИСЧЕНА–ШЮЛЛЕРА (Ханда–Крисчена-Шюллера) БОЛЕЗНЬ – распространенные ретикулоксантоматоз, проявляется гиперхолестеринемией, сплено– и гепатомегалией, несахарным диабетом, прогрессирующим пучеглазием (односторонним) и очаговым разрушением плоских костей (отложения липидов).
Клинические формы: 1) Леттерера с высокой лихорадкой и небольшими отложениями липидов; 2) Зиве с амилоидозом печени и селезенки, амилоидным нефрозом; 3) липоидно-меланиновый ретикулез; 4) эозинофильная гранулема костей (болезнь Таратынова). Диагноз гистологический, осуществляется прижизненно на основании пункциоиной биопсии.
КРОВОТЕЧЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНОЕ наблюдается при язвенной болезни, эрозивном и коррозивном гастритах, опухолевом распаде и полипозе, туберкулезе и сифилисе, изъязвлениях дивертикулов, диафрагмальной грыже, портальной гипертензии, синдроме Меллори–Вейсса, а также геморрагических диатезах. При язвенных процессах может быть спровоцировано ацетилсалициловой кислотой, бутадионом, кортикостероидамн.
Острое кровотечение распознается на основании кровавой рвоты или мелены (дегтеобразного кала). При хроническом развивается гипохромная микроцитарная железодефицитная анемия, в кале обнаруживают скрытую кровь.
Причина уточняется рентгенологическим и эндоскопическим исследованиями с использованием в случае необходимости гастробиопсии. На портальную гипертензию указывают венозные коллатерали на животе и груди, спленомегалия и асцит; печень может быть увеличена при внутри– и послепеченочном блоке. См. также Кровотечение пищеводное, Кровотечение кишечное.
КРОВОТЕЧЕНИЕ КИШЕЧНОЕ встречается у больных язвой двенадцатиперстной кишки и неспецифическим язвенным колитом, при опухолях, полипозе и туберкулезе, брюшном тифе и дизентерии, болезни Крона, язвенных дивертикулитах, инвагинации и инфаркте кишечника, геморрое, трещинах заднего прохода и геморрагических диатезах.
Острое кишечное кровотечение характеризуется дегтеобразным жидким стулом (при кровотечении из верхних отделов желудочно-кишечного тракта) или появлением алой крови в испражнениях, что указывает на крозотечение из нижних отделов, но не исключает и высоких при быстром пассаже содержимого кишечника. Острая постгеморрагическая анемия. Для хронических кровотечений характерны – скрытая кровь в кале и гипохромная железодефицитная анемия. Топическая диагностика основывается на данных рентгенологического и эндоскопического исследований. При инвагинации и инфаркте кишечника развивается тяжелая клиника острого живота и кишечной непроходимости. См. также Кровотечение желудочное.
КРОВОТЕЧЕНИЕ МАТОЧНОЕ, кроме гинекологических заболеваний, наблюдается при геморрагических диатезах (см.).
КРОВОТЕЧЕНИЕ НОСОВОЕ, кроме местных причин, может возникать при геморрагических диатезах, артериальной гипертензии, синдроме Вегенера или быть викарным при задержке месячных.
КРОВОТЕЧЕНИЕ ПИЩЕВОДНОЕ может возникать у больных, страдающих такими болезнями пищевода, как пептическая язва, дивертикулы, опухоли, варикозное расширение вен при портальной гипертензии, а также в случаях прорыва аневризмы аорты в пищевод (катастрофическое профузное смертельное кровотечение), при грыже пищеводного отверстия диафрагмы и синдроме Меллори–Вейсса.
Для установления локализации и причины кровотечения прибегают к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям не только пищевода, но и желудка, так как по характеру рвотных масс не всегда удается дифференцировать пищеводное и желудочное кровотечения. При пищеводном кровотечении в результате попадания крови в желудок рвотные массы могут иметь цвет кофейной гущи, что отмечается и при желудочных кровоизлияниях.
Острые кровопотери наблюдаются обычно у больных с аневризмой аорты и портальной гипертензией. Хронические протекают скрытно и могут быть причиной железодефицитной анемии; при этом в кале обнаруживают скрытую кровь. См. также Крозотечение желудочное.
КРОВОХАРКАНЬЕ может быть следствием разрыва, тромбоза и эмболии сосудов, а также диаледеза эритроцитов при повышенной проницаемости их стенок. Во многих случаях встречаются различные сочетания сосудистой патологии легких и бронхов.
Разрывы сосудистых стенок наблюдаются в очагах некроза (туберкулез, рак, абсцесс, инфаркт). Нередко образуются аневризматические и варикозные расширения с последующими истончениями и разрывами стенок (бронхоэктазы, хроническая пневмония и пневмосклероз, инородные тела; геморрагические вазопатии). Образованию и разрыву сосудистых аневризм способствуют гипертензии в малом круге кровообращения, местные затруднения кровотока (при очаговых пневмосклерозах, к примеру) и анатомическая неполноценность сосудов (вазопатии). Аневризма аорты может вскрываться в трахею, бронхи и легочную паренхиму; при этом смертельному кровотечению нередко предшествует сравнительно небольшое кровохарканье.
Повышенная проницаемость сосудов наблюдается при острых пневмониях (крупозная, вирусные), а в сочетании с тромбозом имеет место при аллергических васкулитах и прежде всего у больных ревматизмом, узелковым периар-териитом, синдромами Вегенера и Гудпасче. Аллергическим васкулитам свойственны микроинфаркты и некротические изменения в легких (образуются небольшие тонкостенные полости). Эмболии с последующим развитием инфарктов (при септических эмболиях образуются гнойники) встречаются у больных тромбофлебитами, а также при тромбообразовании в правых полостях сердца (тяжелая сердечная недостаточность, тромбоэндокардит, мерцательная аритмия). Тромбоэмболические осложнения в легких отмечаются при тромбоцитозах. Кровохарканье может быть одним из проявлений геморрагического диатеза, обусловленного тромбоцитопенией или тромбоцитопатией. Следует упомянуть и о синдроме Силена–Геллерштедта (см.).
Характер и размеры кровохарканья не имеют решающего диагностического значения. Однако нельзя не отметить, что наиболее значительные легочные кровотечения наблюдаются при разрывах крупных сосудов (вплоть до аорты, о чем также следует помнить). Они иногда провоцируются сильным кашлем. В противоположность этому тромбоэмболические кровохарканья вызывают кашель.
Даже однократное кровохарканье, а также наличие скрытой крови в мокроте требуют выяснения причины. Для поисков микобактерий и раковых клеток необходимо посылать в лабораторию не сгустки крови, а мокроту без значительных примесей крови. Тщательное рентгенологическое обследование зачастую имеет решающее значение в распознавании анатомического субстрата кровохарканья, но не его сущности.
Нельзя игнорировать и обычных физических методов исследования. При выявлении катаральных явлений в нижних отделах легких после легочного кровотечения не исключается возможность аспирационной пневмонии. В подобных случаях следствие ошибочно может быть принято за причину. Кстати, ателектазы также иногда возникают в результате кровотечения (обтурация бронхов сгустками крови). Динамические наблюдения решат диагностические сомнения. Быстрые (в течение 7–10 дней) ликвидация пневмонических явлений и восстановление проходимости бронхов – доказательства в пользу аспирационного (и воспалительного) характера их. Туберкулезная диссеминация и тем более раковые ателектазы отличаются значительной стойкостью.
При отсутствии изменений в легких и внелегочной патологии, которой можно было бы объяснить кровохарканье (кровотечение), необходимо прибегнуть к тщательному ЛОР обследованию и бронхоскопии. Если и после этого не будет установлен источник кровотечения, понадобится динамическое наблюдение за больным.
Массивное гигщеводное и желудочное кровотечение может симулировать легочное. Напротив, при заглатывании крови, выделяющейся из легких, иногда возникает кровавая рвота и появляется кровь в кале – обстоятельства, требующие внимательного изучения в каждом случае.
КРОНА БОЛЕЗНЬ см. Илеит терминальный.
КРСТ-СИНДРОМ – сочетание кальциноза кожи (К), синдрома Рейно (Р), склеродактилии (С) и телеангиэктазий (Т). См. также Склеродермия системная, Тибьержа–Вейссенбаха синдром.
КРУКЕНБЕРГА ОПУХОЛЬ – метастазы в яичники при раке с первичной локализацией опухоли в желудочно-кишечном тракте.
КРЫМОВА СИМПТОМ – болезненность при пальпации наружного отверстия пахового канала пальцем. Положителен при аппендиците.
КРЮВЕЛЬЕ БОЛЕЗНЬ см. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
КРЮВЕЛЬЕ-БАУМГАРТЕНА СИНДРОМ – цирроз печени, сочетающийся с большой портальной гипертензией (обширные коллатерали – «голова медузы»; реканализация пупочной вены – венозные шумы).
Крювелье–Баумгартена болезнь – незаращение пупочной вены и недоразвитие воротной вены (вены живота расширены, венозный шум над ними). Селезенка увеличена. См. также Циррозы печени.
КСАНТОМАТОЗ – нарушение липидного обмена, характеризующееся отложением холестерина в коже (ксантомы), мышцах и внутренних органах. См. также Липоидозы, Узелки подкожные.
КУКОВЕРОВА СИМПТОМ см. Сиротинина–Куковерова симптом.
КУЛИ БОЛЕЗНЬ см. Талассемия.
КУ-ЛИХОРАДКА (риккетсиоз Бернета, болезнь Деррика–Бернета) может протекать по типу пневмонии, гриппа, менингоэнцефалита, гепатита. Диагноз: реакции гемагглютинации и связывания комплемента выпадают положительными через 2 нед от начала заболевания, а внутрикожная проба – через 3–5 дней.
КУМБСА РЕАКЦИЯ – агглютинация эритроцитов антиглобулиновой сывороткой. Различают прямую и непрямую реакцию Кумбса. При прямой используются эритроциты больного, при непрямой – эритроциты донора, предварительно обработанные сывороткой исследуемого больного.
Положительная реакция Кумбса наблюдается у больных аутоиммунными гемолитическими анемиями (например, при болезни Гайема–Видаля).
КУМБСА ШУМ – диастолический шум над верхушкой сердца при относительном митральном стенозе. Может выслушиваться у больных с недостаточностью двустворчатого клапана, незаращением боталлова протока и дефектом межжелудочковой перегородки. Относительный стеноз правого предсердно-желудочкового отверстия наблюдается при дефекте межпредсердной перегородки.
КУНДРАТА СИНДРОМ – генерализованная лимфосаркома (лимфосаркоматоз).
КУРВУАЗЬЕ (Террье–Курвуазье) СИМПТОМ – прощупывание увеличенного желчного пузыря при прекращении оттока желчи по общему желчному протоку (обычно при раке головки поджелудочной железы и фатерова соска, а также водянке желчного пузыря). При раке сочетается с желтухой.
КУРЛОВА ОРДИНАТЫ – размеры печени, определяемые перкуторно по правой среднеключичной, срединной передней линии и левой реберной дуге, начиная от срединной. В норме равны в среднем 9, 8 и 7 см соответственно. При определении высоты печеночной тупости по срединной линии верхней точкой служит пересечение ее с горизонтальной линией, соединяющей нижние границы легких (обычно на уровне 6 ребра).
КУССМАУЛЯ СИМПТОМ – набухание яремных вен при вдохе. Наблюдается у больных, страдающих перикардитом и опухолями средостения.
КУССМАУЛЯ–МЕЙЕРА БОЛЕЗНЬ см. Узелковый периартериит.
КУШЕЛЕВСКОГО СИМПТОМ – появление боли в крестце при давлении на таз сбоку или на гребни подвздошных костей спереди назад. Наблюдается при сакроилеите.
КУШИНГА БОЛЕЗНЬ см. Иценко–Кушинга болезнь.
КЭБОТА КОЛЬЦА – остатки ядер в дегенеративных эритроцитах. См. также Жоли тельца.
ЛАМБЛИНГА СИНДРОМ – нарушения питания (поносы, истощение), анемия, гипопротеинемия и отеки, возникающие после гастроэктомии.
ЛАНГГАНСА КЛЕТКИ – одна из разновидностей гигантских клеток диаметром до 300 мк. Отличаются периферическим расположением округлых ядер. Характерны для продуктивных форм туберкулеза (в частности лимфатических узлов). Специфичность их относительна, так как встречаются и при других поражениях (например, сифилитических).
ЛАПАРОСКОПИЯ (перитонеоскопия) – осмотр брюшной полости и органов, находящихся в ней, с помощью лапароскопа, вводимого через троакар.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40