А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


6. ПОЗИТИВ – НЕГАТИВ – ПОЗИТИВ. Например: Мне нужна тишина в классе. Очень много разговоров. Поднимите глаза и слушайте.
Комментарий: Преимущество этой фразы в противопоставлении негатив – позитив. Это позволяет нам начать все-таки с описания желаемого поведения и немного повысить энергетический уровень.
Данная концепция очень важна, потому что какая-то часть мозга, как мы уже говорили, понимает все буквально. Если вы говорите кому-то «не сердись», то чтобы понять сообщение, человек должен сначала подумать о «сердись». Поэтому описание неуместного поведения должно делаться только по необходимости.
В течение следующей недели найдите в своей практике по три примера из каждой категории предложений.

ГРУППОВАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Чтобы разделить дисциплинированно и обучение, в классе должны быть два места: одно для дисциплинирования, другое для обучения. Посредственные учителя имеют одинаковый подход к дисциплинированию и обучению.
Если есть место, сигнализирующее классу о групповой дисциплине, то, как только учитель входит в него, дисциплинированно уже совершается. Учитель может использовать особое выражение лица, тон голоса, положение тела в этом месте, и каждый знает, что происходит дисциплинирование. Такой способ позволяет учителю и ученикам «локализовать» дисциплинирование (похоже на игру в «тревогу»). С окончанием дисциплинирования учитель и класс могут вернуться к обучению. В конце дня ученики помнят об обучении и не помнят о дисциплинировании.
Какова дистанция между местами обучения и дисциплинирования? Правило «большого пальца»: чем больше кинестетичны ученики (и более низкая успеваемость), тем больше дистанция. Может быть у вас есть доска объявлений со школьными правилами? Это место подойдет. Но кинестетики, концентрируясь на дистанции, могут легко отвлекаться, поэтому вы должны делать передвижение очень быстро и резко. Один учитель очень кинестети­ческого второго класса придумал такой способ: В углу комнаты был поставлен металлический ящик для мусора. Позади него, но так, чтобы дети не видели, была куча камней. Когда поведение класса становилась неуместным, он подходил к ящику, брал камень и, подняв над головой, бросал в ящик со звуком «бум». Это означало,. что одна минута учебного времени потеряна. В другом конце комнаты перед классом была доска с цветными подвижными звездочками, отмечающими хорошую работу учеников, так что они снова могли вернуть минуту или получить вознаграждение (воздушная кукуруза, дополнительный перерыв…).
Другой очень опытный в авторитарной дисциплине учитель пони­мал, что список фамилий штрафников на доске смешивает обучаю­щее и дисциплинирующее место, и сделал следующее. Он разделил доску на две части, создав два места. Поскольку это было на Северном побережье, где любимый вид спорта детей – хоккей, он написал «пенальти» наверху штрафной полосы доски. Учитель м-р Родес устроил световые сигналы: красный, зеленый и желтый.
«Стоп» сигнал включался в конце комнаты. Как только учитель направлялся к этому месту, ученики знали, что он хочет переключить свет и реагировали целесообразно случаю.
Еще раз напомним, чтобы вас воспринимали как постоянного и справедливого человека, необходимо учитывать невербальный ас­пект дисциплинарной системы. Всякий раз, услышав свой голос, собирающийся сказать: «Сколько раз я должен…», подумайте, как вы можете выразить это невербально (т е. вообще без слов), ведь невербальное общение – это 82% вашей коммуникации.
Еще несколько замечаний и примеров по использованию «места дисциплинирования»:
Если у вас есть два места (для обучения и дисциплинирования), то необходим и переход от одного к другому. Как для транспорта, так и в классе нужны не только красный и зеленый цвет, но и желтый. Мистер Родес никогда сразу не включал красный сигнал. Он переключал зеленый сначала на желтый, давая возможность классу исправиться.
Один учитель пятого класса принес куклу-игрушку Хилдебрум, ставшую классным прокурором. Когда учитель шел к «месту», а класс не замечал, он переключался на голос Хилдебрума и говорил:
«Посмотрите, посмотрите, он уже идет!»
Место в конце концов не гарантирует, что класс узнает о предсто­ящем дисциплинировании. Место – это только один из невербальных сигналов дисциплинирования. Еще важно выражение лица, голосо­вые особенности, поза. Чем больше различий в том, как вы выглядите в месте дисциплинирования по сравнению с местом обучения, тем больше успех. Поупражняйтесь в этом.
Одно из самых важных преимуществ места дисциплинирования в том, что оно является якорем вашей собственной диссоциации, которая так важна при дисциплинировании. Если вы дисциплинируете в разных местах, вам труднее диссоциироваться и соответственно изменить свое поведение.
Чтобы как можно реже использовать место дисциплинирования, важно произвести там «незабываемое впечаление». Когда вы закончите свою фразу, замрите. Некоторые учителя находят полез­ным молча окидывать класс взглядом. Насколько долго стоит продолжать неподвижность, паузу? Для третьеклассников это при­мерно время на произнесение (про себя) 1001, С учениками старших классов вы можете помолчать дольше – считайте: 1001, 1002, 1003.
М-р Маркер решил установить для класса ежедневное правило читать про себя на уроке. В первый день он сел за стол с книгой, но сам наблюдал за классом. Как только на четвертом минуте началась волна беспокойства, он спокойно заметил классу, что можно на минуту отвлечься. На второй, третий, четвертый день он делал то же самое, но оттягивал немного замечание. Таким образом через три недели продолжительность концентрации увеличилась до необходи­мых 10 минут.
Известно, что мышление и тело взаимосвязаны и влияют друг на друга. Дыхание один из сильнейших элементов, влияющих на мышление, и важный аспект в использовании места. Будьте тщатель­ны в рапределении времени возвращения из места дисциплинирова­ния в место обучения. Сначала расслабьтесь, затем вздохните один раз, успейте обязательно сделать второй вздох прежде, чем вы войдете в место обучения. Потренируйтесь с коллегами. Почему это важно? Когда учитель сдерживает дыхание в дисциплинарном месте, осматривая класс, ученики тоже сдерживают дыхание. Как только учитель начинает расслаблять тело и дышать, класс будет делать аналогичное. Это имеет сильный эффект: все вместе дышат и все вместе восстанавливают забытую часть. Помните, что ассоциация и '' дыхание важны как для группового дисциплинирования, так и индивидуального.
Место можно разнообразно использовать, поскольку классу необ­ходимы изменения в каждой ситуации. Понятно, что гнев и препира­тельство – очень узкая перспектива дисциплинирования. Могут быть продемонстрированы самые разные эмоции: разочарование, заме­шательство и т д. Например, один учитель шел к месту очень застенчиво и говорил, робко глядя на класс: «Моя жена спрашивала меня, как я работаю в новом классе…» И после паузы закончил: «Я сказал ей, что у нас масса ресурсов.»

ТОЧКИ ВАКУУМА.
Если вы понаблюдаете за неуместным поведением ученика (плохое поведение), вы заметите, что он находится в постоянном движении, но с небольшими паузами в 5-30 секунд. Во время этих пауз в его мозгу вакуум. Если вмешаться з этот момент (т е. в точке вакуума), то ученик очень чувствителен к ведению. Специалисты НЛП называют этот маневр паттерном «прерывания». Вмешаться можно посредст­вом взгляда, звука, прикосновения. Чаще всего используются А и К каналы. Поскольку цель дисциплинирования – прервать нарушение и продолжить обучение, точки вакуума – многообещающая возмож­ность.
Поскольку техника использования точек вакуума основана глав­ным образом на восприятии (состояния ученика), то настоятельно рекомендуется тренинг.
ГЛАВА 7. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Исследования, опубликованные Национальной Ассоциацией Обра­зования, указывают:
– Процесс образования определяется процессом коммуникации.
– Коммуникация состоит из двух компонентов – вербального (словесного) и невербального (без слов).
– Люди используют невербальную коммуникацию по следующим причинам:
а) Слова имеют ограничения. 6) Невербальные сигналы более действенны.
в) Невербальные отношения, вероятно, более искренние.
г) Невербальные отношения могут выражать очень сложные чувст­ва.
д) Для отправления сложных эмоциональных сообщений необхо­дим отдельный канал коммуникации.
– Поза, движения тела и другие невербальные сигналы – инструмен­ты, развитые потому, что слова оказались неэффективны.
– Если между вербальным и невербальным сообщениями появля­ется неконгруэнтность (несоответствие), то невербальное сообщение одержит победу.
– Последние клинические и нейрологические исследования показа­ли, что левое полушарие мозга главным образом вовлечено в вербальные и другие аналитические функции, в то время как правое полушарие ответственно за пространственные и невербальные про­цессы.

ЯКОРЕНИЕ.
Если учитель постоянно использует определенные невербальные сигналы в совокупности с идеей или каким-то содержанием, то в дальнейшем эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными.
Одна из основных целей НЛП в образовании – научить учителя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом…. ученик автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние. С установлением устойчивой связи между невербальными сигналами и содержанием считается, что оно (содержание) «заякорилось».
Изучение и использование якорей – самый быстрый и действенный путь понимания невербальной коммуникации.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯКОРЯ.
В определенном смысле НЛП, не изобрело ничего нового, открыв паттерны эффективной коммуникации и способы передачи их от владеющих к желающим приобрести. Наш мир наполнен естествен­ными якорями: визуальными, аудиальными, кинестетическими и любой их комбинацией. И нет недостатка в примерах: от воя пожарной машины до вспышки красного цвета на зеркале заднего обзора или визита к зубному врачу. Вопрос не в том, существуют они или нет. Они работают в каждой классной комнате. Вопрос в том, как их использовать целенаправленно и постоянно. Любое поведение учителя, вызывающее постоянный отклик в классе, является якорением.

УЗНАВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЯКОРЕЙ.
Естественные якоря – это уже существующие внутри людей якоря. Вопрос – каких желательно избегать? (негативные), какие использо­вать? (позитивные). Некоторые примеры выявления естественных якорей:
Родительское собрание. Одна из целей общения с родителями учеников, с которыми желательно улучшить отношения, – узнать, какие невербальные якоря демонстрируются родителями и насколь­ко они эффективны. Например, м-р Джеймс, учитель средней школы, встречается с родителями Салли. Джеймс просит Салли присутство­вать на встрече, чтобы наблюдать ее взаимодействие с родителями. Когда Салли с родителями начинают «ворошить мусор», Джеймс замечает, что как только мама сердится и начинает говорить быстрее, Салли «закрывается». И напротив, внимательно слушает папу, когда тот, хотя и беспокоится, но говорит медленно. Джеймс запоминает, как говорит папа (скорость, паузы, тон…) и в будущем, когда Салли не будет «слышать» Джеймса, он может переходить на папин «стиль» и избегать маминого.

ЯКОРЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ.
В течение своего первого года работы в классе м-р Джонс заметил, что когда он входит в дисциплинарное место и начинает эмоциональ­ное (громкое) обращение, четыре ученика не реагируют на это. Размышляя о причинах, он вспомнил, что все они учились у одного учителя. Во время подготовки на следующую неделю Джонс сделал себе заметку заглянуть между прочим в класс этого учителя. М-р Джонс обнаружил в среднем две вспышки крика учителя за этот период. Он сделал вывод: чтобы «выжить», ученики научились «замирать» на громкий, эмоциональный взрыв мужчины-учителя. Поэтому, когда м-р Джонс в своей практике переключился на более спокойные тона, весь класс стал отвечать соответственно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЯКОРЕЙ.
Я начал свою учительскую деятельность в школе, давшей направ­ление в изучении недирективного терапевтического подхода Карла Роджерса в применении к образованию. Используя этот опыт, я разработал массу взаимодействующих техник для класса. Когда я переехал в новый школьный район, то обнаружил, что ученики одного класса невнимательны во время любой классной дискуссии, но очень внимательны, когда переписывают записи учителя с доски. Я решил использовать их якорь. Если они начинали отвлекаться на обсуждении, я мог перейти к доске и что-нибудь написать. Когда я вновь получал их внимание, я мог остановиться и вернуться к диалогу. В результате я перевел детей из существующего состояния в желаемое.
Есть ли в вашей школе естественные якоря, позволяющие вам сделать аналогичное?

СОРТИРОВКА ЯКОРЕЙ.
М-р Верн – консультант старших классов, он же замещает дирек­тора в его отсутствие. Некоторые из учеников, которых он «прора­батывал» как заместитель директора, получали у него консультатив­ную помощь по предмету. Верн заметил, что после дисциплинирова-ния ученик не может с ним работать как с консультантом. Понимая различия в позициях консультанта и директора, он использовал следующий подход. Когда он действовал как директор, он виделся с учеником не в своем кабинете, а в директорском. Определив на подсознательном уровне различие между состоянием директора и консультанта, он перенял манеры директора (голос, указующий палец, ношение заколки в галстуке).
Бывают ли в вашей школе ситуации, когда вы функционируете не в соответствии с вашими основными обязанностями? Как вы можете отсортировать якоря, связанные с вашей деятельностью, от якорей дополнительной деятельности?

ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕСЯ ЯКОРЯ.
Однажды мне понадобилось найти себе замену на неделю. Я выбрал человека с похожими манерами. В течение двух месяцев до замены мы могли встречаться в школе на несколько минут, чтобы прорепетировать мои манеры и найти место для различной деятель­ности. Через неделю он так хорошо подражал, что заслужил комплименты. Ученики говорили: «О, вы точно, как мистер Г.» Приходя в класс любого эффективного учителя, особенно впервые, я всегда в первые дни копирую этого учителя. Тогда хорошее отношение, доверие и раппорт этого учителя переносится и на меня.
В моей школе ученики изучают специальные курсы. Такие, как музыка и мастерские. Я часто прихожу в класс на эти занятия в первые дни семестра, затем в течение нескольких недель я «внезап­но» появляюсь в классе. Тогда мои хорошие отношения с классом переносятся и на специалиста, особенно, если я копирую его за 10 минут до конца моего урока.
У каких еще учителей учатся ваши ученики? Какие примеры перекрывания или сортировки якорей у вас были? Что вы извлекли из родительских собраний и что можете сказать о домашних якорях?
Помните о трех элементах, определяющих силу якоря:
1. Уникальность.
2. Якорение – на пике опыта.
3.Точность воспроизведения.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДНИ. КОГДА РАЗРУ­ШАЮТСЯ ПРИВЫЧНЫЕ ЯКОРЯ.
Все мы создаем привычки. В течение школьного года есть периоды, когда мы максимально предсказуемы, демонстрируя обычное пове­дение и привычки. В другое время привычки и связанные с ними якоря разрушаются. Соответственно и привычные пути управления классом ослабевают. (Неделя перед Рождеством, весенние канику­лы, конец года, резкие перемены погоды, первый снег.)
Далее мы остановимся на аспектах: когда они происходят, как они связаны с полушариями мозга и как их использовать?
Когда применяется обычный порядок, у детей активируется левое полушарие мозга. Когда же обычный порядок изменяется, активиру­ется правое полушарие. В такие «правополушарные» дни учитель должен усилить или ослабить определенные стили обучения.

В младших классах можно продолжать использование старых якорей для управления без особого труда. Однако в средних классах учителя часто отказываются от некоторых якорей, чтобы сохранить их эффективность для обычных левополушарных дней.
ПРИМЕРЫ. Начальное обучение.
Мэри работает с детьми второго класса в течение 15 лет и сохраняет энтузиазм первого года. Коллеги называют ее Исключительная Мэри. В начале года Мэри всегда тратит определенное время, чтобы установить порядок ухода и возвращения с перемен. Ученики должны научиться молчать, как только входят в дверь класса с игровой площадки. Это свято, хотя она и знает, что дети возбуждены играми.
1 2 3 4 5 6 7 8 9