А-П

П-Я

 

Хотя источники внезапного богатства Хелмича и вызывали подозрения у разведки США, невозможно было доказать, что он занимался шпионажем. Хелмич уволился из армии и основал компанию по производству черепицы во Флориде.
ФБР, по всей видимости, не знало о его шпионской деятельности до августа 1980 г., когда начало допрашивать Хелмича. Он сначала заявил, что получил от советской разведки некоторое количество денег, но не передал им никакой ценной информации.
В начале 1981 г., нуждаясь в деньгах для своей фирмы, он отправился в Оттаву и обратился там в советское посольство. Он был замечен канадскими специалистами по наблюдению, и они передали информацию ФБР, которое завело на него дело за несколько лет до этого. Представ перед судом по обвинению в шпионаже, Хелмич был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению.
Хисс, Алджер (род. 1904)
Родился в Балтиморе, закончил Университет Джона Хопкинса в 1926 г., и Гарвардскую школу права в 1929 г. Сделал успешную карьеру на государственной службе (в 1934–1936 гг. он служил в министерстве юстиции, а в 1936–1939 гг. – в государственном департаменте помощником заместителя госсекретаря Фрэнсиса Б. Сэйра).
3 августа 1948 г. на заседании Комитета по расследованию антиамериканской деятельности У. Чемберс сначала перед членами комитета, а затем и публично обвинил Хисса в шпионской деятельности и в том, что он являлся в тридцатые годы коммунистом. Хисс отрицал, что он когда-либо знал этого Чемберса, однако тот сумел доказать это, и Хисс был вынужден подтвердить многое из того, что Чемберс рассказал об их знакомстве. Он признался, что знал Чемберса, но под именем Джорджа Кросли, но с июля 1935 г. с ним не встречался. Однако история продолжала развиваться. Чемберс предъявил в качестве доказательства того, что Хисс крал документы из госдепартамента, микрофильм с тридцатью шестью секретными документами, отпечатанными на пишущей машинке Хисса с его собственноручными пометками. Он сумел также представить еще некоторое количество микрофильмов, хранившихся в выдолбленной тыкве на его ферме.
15 декабря 1948 г. Большое жюри в Нью-Йорке обвинило Хисса в лжесвидетельстве, основываясь на его утверждении, что он не видел Чемберса после июля 1935 г. Хисс предстал перед судом 31 мая 1949 г. К этому времени ФБР сумело найти даже ту самую пишущую машинку, представленную на суде в качестве доказательства, и провести ее экспертизу. Однако защите удалось показать возможность непричастности Хисса к краже названных документов из госдепартамента, представив версию, что к краже этих документов непосредственное отношение имел другой советский агент, названный Чемберсом, Джулиан Уадлих, который в середине 1930-х гг. был правительственным служащим и имел доступ к тем самым документам. 9 июля 1949 г. первый суд над Хиссом закончился. Голоса присяжных разделились (восемь к четырем за признание вины). Второй суд начался 7 ноября 1949 г. и закончился 21 января 1950 г. Хисс был приговорен за лжесвидетельство (не шпионаж) к максимальному сроку – пяти годам тюремного заключения, однако в 1954 г. был освобожден. Однако на протяжении всей своей жизни он не оставлял безрезультатные попытки доказать, что Чемберс лгал.
По некоторым данным, появившимся в последнее время, Хисс был связан с нелегалом Разведупра Борисом Буковым.
Холл, Теодор Элвин (род. 1926; «Млад»)
Окончил Гарвардский университет. Работал в атомной лаборатории в Лос-Аламосе (Нью-Мексико), в которой имел доступ практически во все подразделения. В октябре 1944 г. Холл приехал в Нью-Йорк в двухнедельный отпуск и встретился со своим другом физиком Сэвилом Саксом (1924–1980). Рассказав ему о своей работе, Холл попросил друга помочь связаться с русской разведкой. Через сотрудника «Амторга» они вышли на С. Курнакова. Холл передал Курнакову копию научного отчета, который он перед отъездом в отпуск написал для своего начальника в Лос-Аламосе, а также список ученых, работавших вместе с ним. Курнаков немедленно передал полученные от Холла материалы своему оператору Анатолию Яцкову. И уже в ноябре 1944 г. нью-йоркская резидентура направила в Москву донесение, в котором сообщалось о Холле, получившем псевдоним «Млад», и Саксе, соответственно, обозначенном как «Стар».
Первое время непосредственным руководителем Холла и Сакса был Сергей Курнаков. Но затем в Центре решили, что работать со столь ценными агентами должен разведчик-профессионал. Им стал Анатолий Яцков. Один раз связной Холла была Леонтина Коэн, агент-групповод нью-йоркской резидентуры. Она встретилась с Холлом в Альбукерке в 1945 г. и получила от него очередной пакет материалов по атомной бомбе. Иногда, как это случилось, например, в октябре 1944 г., Холл и сам доставлял документы в нью-йоркскую резидентуру.
В дальнейшем Холл, контакт с которым был прекращен, продолжал заниматься научной работой. В 1962 г. Холл эмигрировал в Англию, где работал в Кембриджском университете, занимаясь исследованиями в области биоретгеновского микроанализа.
Сакс умер в США в 1980 г. Судебному преследованию, так же как и Холл, не подвергался.
Чейпин, Джон Хичкок
Ученый из металлургической лаборатории в Чикаго, являвшейся частью Манхэттенского проекта. Тайно встречался с нелегальным сотрудником ГРУ Артуром Адамсом.
Чемберс, Уиттекер (1.04.1901-9.07.1961)
Родился в Филадельфии, учился два года в Колумбийском университете, вступил в Компартию США в 1924 г., работал в газете «Дэйли уоркер», печатном органе КП, и вскоре стал ее главным редактором. В 1931 году он женился на убежденной коммунистке Эстер Шемиц и под ее влиянием стал членом подпольной партийной ячейки. Целью этой ячейки, как говорил Чемберс позднее, было проникновение коммунистов в американское правительство. Завербованный военной разведкой в 1933 г, после обучения в Москве в разведшколе Чемберс стал оператором большой группы агентов в Балтиморе, работавших в госучреждениях США (госдепартаменте, министерстве юстиции, министерстве труда, министерстве сельского хозяйства и т. д.). Оператором Чемберса был Борис Буков, назначенный новым резидентом ГРУ в 1936 г. и сумевший наладить получение ценной политической и научно-технической информации.
В 1937 г. Чемберса неожиданно вызвали в Москву. Однако он, опасаясь репрессий, которым подверглись в то время многие иностранные коммунисты, 9 месяцев оттягивал свой отъезд, пока в апреле 1938 года окончательно не порвал с ГРУ. Выйдя из компартии, Чемберс ищет себе новую работу на редакторском поприще и, наконец, устраивается в журнал «Тайм». В сентябре 1939 г. Чемберс, возмущенный подписанием пакта между СССР и Германией, окончательно теряет веру в Россию и решает рассказать о своей деятельности властям. Он добился встречи с Адольфом Берле, помощником госсекретаря и советником президента Рузвельта, ответственным за национальную безопасность. Чемберс рассказал ему о деятельности многих людей, например о математике Франклине Викторе Рено, работавшем на абердинском испытательном полигоне и имевшем доступ к разработкам прицелов для бомбометания, и требовал немедленно отстранить его от работ. Он также рассказал Берле о деятельности Букова и объяснил ему, каким конкретно образом коммунистам удается узнавать военные и государственные секреты. Среди многих имен, названных им Берле, было и имя Алджера Хисса, который в 1934–1936 служил в министерстве юстиции, а в 1936–1939 годах – в государственном департаменте. Однако Берле счел его истории чересчур фантастичными, чтобы быть правдой, и ничего не предпринимал. Президент Франклин Д. Рузвельт, которому Берле доложил о произошедшей беседе, счел мысль о масштабном проникновении коммунистов в американское правительство и о массовой торговле секретами просто смешной. Не поверил Чемберсу и шеф ФБР Э. Гувер, назвавший в 1942 г. протокол допроса Чемберса «сборником россказней, гипотез и умозаключений». Чемберс вернулся к своей работе в «Тайме» и достиг поста главного редактора.
В 1948 г. (3 августа) перед Комитетом по расследованию антиамериканской деятельности выступил Чемберс, в то время бывший уже редактором журнала «Тайм», и рассказал то же самое, что рассказывал почти десять лет назад Адольфу Берле. Показания Чемберса спровоцировали самую большую в истории США волну охоты на шпионов и на коммунистов.
Шерман, Джон Лумис
Активист КП США в конце 20-х гг. Был исключен из партии в 1929 г. как сторонник Лавстона и почти сразу же был завербован для подпольной партийной работы. Работал главным образом для ГРУ вместе с Уиттакером Чемберсом и Уильямом Крейном. В конце 30-х гг. прекратил работать на советскую разведку, но остался коммунистом.
«Шеф»
Профессор Макмастерского университета. Завербован в 1974 г. во время поездки в Литву. В дальнейшем был передан на связь нью-йоркской резидентуре КГБ.
Эпштейн, Джекоб («Гарри»)
Американский коммунист, служивший в интербригадах. В 1943–1944 гг. работал на резидентуру КГБ в Мехико, неудачно пытаясь освободить убийцу Троцкого из мексиканской тюрьмы.
«Эрроу»
Неизвестный информатор КГБ, который выполнял задачи, работая среди эмигрантов. Специализировался на уроженцах Закарпатья.
Якобсон, Арвид
Финско-американский коммунист, завербованный советской разведкой в Финляндии (сетью ГРУ в США, в которую входил Уиттакер Чемберс). Был арестован в Финляндии в 1933 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37