А-П

П-Я

 


Казалось, его не волновало то, что тренеры и игроки старались заставить его следовать установленной схеме, которая ему не нравилась. Он никогда не возражал, не спорил — он просто смеялся, качал головой и уходил делать то, что хотел делать сам.
В то время любимой музыкальной группой Рональдо были исполнители бразильского рэпа «Gabriel O Pensador». Он даже появился в рекламном видеоролике, аккомпанируя под одну из их песен под названием «Nada Especial» («Ничего особенного»). Он повествовал о поездке по Рио на автобусе № 175. Рональдо исполнял в нем роль кондуктора. При каждой трагедии, встречавшейся на пути рэпперов, автобус останавливался, и они давали свои комментарии. Лаконично и саркастично. Ограбления и убийства, совершавшиеся средь бела дня, распространение наркотиков на каждом углу улицы, проститутки на пляже, причудливые религиозные секты — это было Рио. Невозмутимый, самоуверенный Рональдо глядел в камеру. Это было равносильно тому, если бы он сказал: «Если вы приехали из Рио, вы завоюете весь мир».
Во время своего первого европейского сезона по итогам всех матчей Рональдо забил 35 мячей и стал лучшим бомбардиром Голландии. 18-летний Рональдо не удивлялся своему успеху: «Я работал изо всех сил, чтобы добиться успеха. Игры в Европе очень короткие, но менее жесткие, чем у нас».
Некоторые крупные клубы снова включились в поиск. Но Рональдо настаивал: «Для меня этот сезон был великолепным, но у меня и в планах не было переходить в другую команду. Я знал, что мною интересовались некоторые клубы, но у меня был подписан четырехлетний контракт с „ПСВ“ и я надеялся, что стану с ним победителем чемпионата».
Рональдо считал, что он играл против одного из лучших игроков в мире, которые оставили в его душе след, — датчанина Ульриха ван Годделя из «Фейнорд»: «Он был жестким. Надеюсь, я никогда больше не буду играть против него».
Менее чем за два года Рональдо вырос из игрока малоизвестной команды, играющей на задворках второго дивизиона Рио, и стал самым высокооплачиваемым подростком в истории мирового футбола.
Летом 1995-го, когда его включили в состав бразильской сборной на кубок Umbro в Англии, у него появился самый реальный шанс «заблистать». К тому времени Рональдо сыграл за свою страну всего три раза, при этом забив один гол.
В Англии он не проронил ни слова о том, что в ходе чемпионата мира его не взяли в игру: «Естественно, я был немного расстроен. Все хотели играть. Но я никогда не пойму мотивировки тренеров, почему они не поставили меня играть».
Немногочисленные зрители наблюдали за тренировкой бразильцев на спортивной площадке «Aston Villa’s Bodymoor Heath» перед игрой в Англии. Рональдо пяткой перебросил мяч через ногу «опекающего» его противника, обогнул его вокруг и «зарядил» сильнейший удар, больно обжегший руки голкипера. Они аплодировали.
11 июня 1995 года Англия проиграла Бразилии со счетом 3:1, и один из голов провел Рональдо, дебютировавший на стадионе «Уэмбли». Для сотен наблюдавших за ним журналистов он уже был реальной силой, с которой следует считаться. Питта и Мартинс в очередной раз с ликованием потирали руки, поскольку их имущество только что, фактически вдвое подорожало в цене.
Первая половина последовавшего за этим сезона 1995 — 96 годов в «ПСВ» не была богата событиями для Рональдо. Количество забитых им голов значительно уменьшилось после ряда проблем с травмами. В Эйндховене Соня и Вивианна, его белокурая завоевательница, продолжали быть всецело в его распоряжении.
К концу 1995-го поползли слухи, что «Арсенал», команда английской премьер-лиги, тоже включилась в охоту за Рональдо после того, как в Голландии ее менеджер Брюс Райеч был заподозрен в деятельности по поиску игроков.
Руководство клуба отчаянно нуждалось в игроке, который бы вновь завоевал сердца и захватил воображение их разочарованных спонсоров, совершенно уверенных, что у клуба осталось, по крайней мере, Ј15 миллионов, предназначенных для новых контрактов с игроками.
Рональдо, которому в то время было 19, и его клуб «ПСВ» предполагали предоставить миланскому «Интеру» приоритетное право выбора в случае, если он решится на трансфер. Слухи вокруг «Арсенала» оказались не более чем игрой мышц со стороны агентов Рональдо, желавших манипулировать «ПСВ».
На Рождество Рональдо вернулся домой в Рио на продолжительные каникулы и, казалось, отдыхал, общаясь с друзьями и семьей. Его относительно сдержанная жизнь в Голландии пошла ему на пользу. Впервые за два года напряжение, казалось, начало спадать, и Рональдо действительно наслаждался футболом и изучением своего ремесла.
Но это продлилось недолго.
ГЛАВА 8
«Убийцы футбольных полей»
Во время тренировочного сезона «ПСВ» в марте 1996 года Рональдо страдал от тяжелой травмы колена. Травма представляла собой перелом берцовой кости ниже колена. Это был серьезный удар, нанесенный не только по здоровью Рональдо, но и по финансовым планам его агентов. Они испытывали неподдельный страх, что стоимость Рональдо на открытом рынке может очень сильно уменьшиться, даже несмотря на то что, по прогнозам, он должен поправиться в достаточной мере, чтобы принять участие в Олимпийских играх в Атланте.
Травма относительно мало освещалась в прессе, поскольку как клуб, так и Рональдо хотели убедить всех в том, что серьезность травмы не повредит его планам осуществить многомиллионный трансфер в ближайшем будущем.
После получения этой травмы руководство «ПСВ» согласилось на просьбу Рональдо поехать в Рио на лечение. Рональдо убедил своего тренера в том, что он намеревается лечить эту травму у Нельсона Петрони.
Петрони, прозвище которого было «Филе» (по аналогии с куском филе) держал физиотерапевтическую клинику в Barra de Tijuca в Рио, в которой царила атмосфера мужского клуба с sweat-stained. Он также провел год в «ПСВ» в качестве личного врача Ромарио.
Филе, человек маленького роста, быстро разговаривающий и энергичный, шнырял по занимаемому клиникой этажу, раздавая советы, проверяя уровень ультразвуковых машин и беседуя со многими из пациентов.
Сегодня у Филе нет сомнений в том, что, «по существу, у Рональдо была прогрессирующая болезнь. В это время он все еще формировался физически.Я вылечил его и привел в хорошую форму, но предупредил его и агентов, что он может столкнуться с еще большим количеством проблем по мере взросления».
В дилетантской терминологии это означает, что при каждой травме костей Рональдо будет сталкиваться с опасностью их неправильного сращения вследствие феноменального темпа его роста.
В Рио Филе был поражен решимостью Рональдо восстановиться после травмы. Но сегодня он говорит о своей уверенности в том, что Рональдо не соблюдал в полной мере режим предписанных им упражнений, что, возможно, стало причиной того, что он позднее заработал множество травм.
Первоначально, еще в апреле 1996 года, Рональдо тренировался по восемь часов в день в клинике Филе. Его ежедневный тренировочный график был безжалостен и включал в себя по 2000 упражнений на каждую ногу, также как и 640 прыжков на батуте.
Филе вспоминал: « Я никогда не встречал другого подобного ему игрока с такой же потрясающей крепостью ног. — И, сравнивая его с Ромарио, своим самым частым и знаменитым пациентом, Филе в полной мере обобщил различия в навыках двух нападающих: — Ромарио быстр в замкнутом пространстве и мгновенно вступал в игру. В отличие от него, Рональдо великолепен в быстрых, внезапных забегах на более длинные дистанции. Он „взрывается“ с немыслимой силой. И поэтому тренировки Рональдо зависели от нагрузки на ноги. Он очень много бегал по песку. Рональдо мог делать каждое упражнение по 25 раз двумя способами».
Филе передал Рональдо длинный перечень упражнений, которых он должен был придерживаться, чтобы его нога должным образом восстановилась. Его также предупредили, что по приезде в Голландию ему придется тренироваться в бассейне и продолжать придерживаться режима упражнений на растяжку и силу.
Рональдо также получил ряд предостережений от одного из главных тренеров из «Фламенго», его любимого клуба из Рио: «Игрокам наподобие Рональдо приходится работать намного больше, чем другим, особенно, с тех пор как они переехали в Европу. Завтра их может сбить с ног кто-то из немцев, в три раза превосходящий по телосложению, и вот именно тогда физические данные могут спасти их от серьезной травмы».
Этот же тренер также предостерегал игроков, постоянно находящихся в разъездах. «Как эта, так и множество других игр, могут очень плохо влиять на игрока и тормозить его физическое восстановление после травмы».
Питта и Мартинс, все еще жившие в Рио, были настолько озабочены защитой их «собственности» в случае получения в будущем любых травм, что еще в начале его карьеры внесли изменения в страховой полис, предусматривавший внесение $20 000 в год и выплату $3 миллионов в случае окончания его карьеры из-за травмы. Они утроили страховую премию до $9 миллионов, выплата которой предусматривалась в случае любых серьезных травм в будущем.
Незадолго до возвращения Рональдо в «ПСВ» его агенты решили рассмотреть предложения на их бразильскую суперзвезду. В первое время некоторые циники предполагали, что они, возможно, пытаются избавиться от игрока с травмой ноги, но Питта и Мартинс отвергали эти предположения, считая их бессмыслицей. На кону были десятки миллионов фунтов стерлингов.
Что «ПСВ» не мог себе представить, так это то, что Питта и Мартинс уже начали сверхсекретные переговоры с «Барселоной» после того, как Милан заявил им, что он не интересуется недавно травмированным игроком. Когда «Барса», как называли этот каталонский клуб его спонсоры, спустя несколько недель впервые вышел с официальными предложениями на «ПСВ Эйндховен», он встретил глубокое возмущение и отпор со стороны руководства голландского клуба, которое негодовало из-за проводимых переговоров и настаивало на том, что Рональдо не предназначен для продажи ни по какой цене. У него оставалось еще два года из предусмотренных контрактом 4 лет работы.
Рональдо и его агенты знали, что прибыльный переход в «Барсу» может десятикратно увеличить его «стоимость» и зарплату. Они также чувствовали, что они, а не «ПСВ» могут диктовать условия договора. Рональдо, в значительной мере подгоняемый Питта и Мартинсом, взял быка за рога и холодно и расчетливо довел ситуацию до логического конца.
Он созвал пресс-конференцию и обозвал тренера «ПСВ» Дика Адвокаата «глупцом». Два дня спустя он был связан обязательствами с «Барселоной».
В Испании недавно назначенный на должность тренера «Барселоны» Бобби Робсон тщательно изучил Рональдо перед тем, как принял решение о том, что он является наилучшим игроком для его клуба. Робсон, бывший тренер «ПСВ», даже разговаривал на эту тему со своим давним другом по клубу — защитником Штаном Валксом, который рассказал Робсону, что Рональдо забивает голы «шутя», с любых угла, расстояния и ситуации, и то, что он может вести мяч и одновременно «оттянуть» на себя несколько игроков.
Переговоры между «Барсой» и «ПСВ» начались с отметки $10 миллионов, но «ПСВ» категорически отверг это цену. Тогда цена начала расти и достигла $17 миллионов. Президент «Барсы» Хосеп Льюис Нуньес сомневался, но Робсон настаивал на том, что Рональдо — это лучший вариант. В конце концов «ПСВ» сдался, когда цена достигла отметки в $20 миллионов.
Одним из ключевых факторов, повлиявшим на решение Рональдо перейти в «Барсу», было то, что его агенты продали клубу право на тиражирование его изображения за дополнительные Ј5 миллионов, дающее возможность получать прибыль с торговли футболоками, позолоченными памятными медалями и множеством других товаров с его именем.
Как и у большинства лучших игроков Европы, сделки на право копирования изображений были привнесены из высокоэнергетичного мира итальянской серии «А», за что была предусмотрена схема по значительным налоговым льготам.
Прибыльные отчисления, получаемые от выступлений на телевидении и индосаммента, должны были выплачиваться оффшорным компаниям — «правовладельцам изображения», учреждаемым Питта и Мартинсом, чтобы уберечься от цепких лап налоговиков. Даже часть зарплаты Рональдо наряду с отчислениями за контракты по той же причине должна была переводиться в такие же оффшорные «налоговые пристани».
В дальнейшем с целью компенсации огромных издержек «Барселона» намеревалась получать доходы от сделок по продаже бутсов и футболок Рональдо. Это была большая азартная игра, и она была подобна множеству аналогичных сделок, заключенных в прошлом, которые, как правило, заканчивались заинтересованностью клубов в получении части того, за что они заплатили.
Президент клуба Нуньес слишком хорошо знал, что в современном мире сверхприбылей футбола все звезды при обсуждении контрактов настаивают на получении гонораров без учета налогов, в гарантированной зарплате, а клубам, скрипя зубами, не остается иного пути, кроме выплаты всех налоговых сборов.
Казалось, «Барселону» не волновало то, что Рональдо был все еще травмирован, поскольку у нее были медицинские заключения трех врачей, которые единогласно сошлись во мнении, что Рональдо будет способен восстановиться для игры в сезоне 1996 — 97-го. В любом случае он уже тренировался в составе бразильской команды для Олимпийских игр 1996 года, которые должны были пройти ближайшим летом в Атланте.
К тому времени Питта и Мартинс зарегистрировали офисы в Майами и Флориде, поскольку это было наиболее выгодным с точки зрения уплаты налогов: корпоративный налог в тех местах был одним из самых низких в мире. Имевшаяся база в Штатах также помогала им избежать любых проблем с налоговиками в Бразилии. При этом они сидели в своих загородных домах стоимостью по $1 миллиону за сотни миль к северу от Рио и руководили банковскими делами в этом городе по мобильным телефонам.
Фактически Мартинс и его жена Алзира проводили большую часть года во Флориде в арендуемом ими роскошном доме в Хоумстеде.
Но вернемся в Рио, где суперищейка Жоржиньо в очередной раз сидел на мели с пустым банковским счетом, сознавая, что ему не досталась ни крохи от чрезвычайно прибыльной сделки с «Барселоной» вследствие продажи его прав еще до перехода Рональдо в «ПСВ Эйндховен».
На Олимпийских играх в Атланте Рональдо добился своего и забил в ходе этого турнира пять голов, на которых Бразилия завоевала бронзу, потерпев поражение в полуфинальных матчах от победителей, в том числе от Нигерии.
В Испании Рональдо вскоре стали называть una palabra mayor — «важная шишка». Даже в первой игре за «Барсу», закончившейся победой над ее давним соперником «Атлетико Мадрид» в рамках Суперкубка («Барса» завоевала испанский аналог кубка Charity Shield с общим счетом 6:5), он вызвал бурю эмоций у Бобби Робсона, своего нового босса. «Он станет сенсацией!» — восклицал Робсон. — Он обладает поразительной способностью работать в ограниченном пространстве вратарской площадки, он может взять на себя сразу несколько защитников и нейтрализовать их игру с помощью финта или поворота корпуса, при этом инстинктивно чувствуя, как правильно распорядиться мячом, — пробить по воротам или дать пас. Он также может отойти назад ярдов на 40, после чего получить мяч и броситься в атаку, взяв на себя всех защитников. Думаю, в этом году он станет лучшим игроком испанской лиги. Должно быть, он величайший футболист в мире. При этом ему всего 19!»
Ранее Робсон рассматривал возможность подписания контракта с Аланом Шираром из «Блэкберна». Сейчас же он считал, что никто не может сравниться с молодым человеком, которого за его преданность «Барсе» уже прозвали «Маленьким Буддой».
Но не все в Испании полагали, что Рональдо стоит вложенных в него денег. Радомир Антич, тренер «Атлетико Мадрид», заявлял, что Рональдо и Пицци, другой игрок «Барсы», подписавший с ней контракт в конце сезона и являвшийся лучшим бомбардиром испанской лиги предыдущего сезона, не сыграются в одной команде.
Тем не менее, ничто из перечисленного, похоже, не волновало Рональдо. Он был очень счастлив, подписав контракт с «Барсой», и хотя этим он связал себя с клубом на всю оставшуюся карьеру, но зато ему ежегодно полагалось более $1, 5 миллиона в течение 8 лет. Естественно, что вскоре возникло множество вопросов, насколько это может нанести вред его мотивации и желанию играть. Через несколько дней после прибытия Рональдо Бобби Робсон ответил на них: «Это то, о чем именно вам придется спросить Рональдо. Думаю, что он ответит вам то же самое, о чем я думаю. Это значит, что он не скажет что-то вроде „О Боже, я игрок, который стоит $20 миллионов, и поэтому меня волнует то, что мне придется очень хорошо играть“. Честно говоря, не думаю, что он зациклен на деньгах.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33