А-П

П-Я

 

Поэтому РАО ЕЭС перекачивает финансовые средства из производства тепла в производство электроэнергии и выбрасывает тепло в атмосферу.
Однако совершенно такую же политику ведет и Газпром, нанося удар по теплоснабжению страны с другой стороны. Газпром, получая главную выгоду от экспорта газа, с помощью множества ухищрений ограничивает его потребление внутри России. Сильнее всего это сказывается на теплоснабжении, которое еще в советское время было переведено на газ (что, кстати, резко улучшило экологическую обстановку в городах), В Докладе сказано о том, как Газпром, буквально «организуя неплатежи», снижает лимиты на поставку газа: «Затем уменьшенный месячный лимит дополняется среднемесячным лимитом на каждый день, причем сэкономленное в один день не разрешается использовать в другой, с более холодной погодой. Превышение лимитов предотвращают снижением давления газа, обрекая города и населенные пункты на замерзание.
Для прохождения зимнего минимума температур Газпром предлагает оборудовать десятки тысяч котельных оборудованием для работы на резервном топливе, совершенно не интересуясь, в какие затраты это выльется и насколько это дороже нормального использования либо даже расширения подземных хранилищ газа.
Надо также учитывать, что перевод котельных (не приспособленных к одновременному сжиганию в котлах разных видов топлива) в сильные морозы на резервное топливо, по существу, является аварийной ситуацией: перевод требует остановки котлов; работа на резервном топливе осуществляется полностью в ручном режиме регулирования; наладку режимов горения быстро не осуществить; персонал обычно низкой квалификации и не имеет навыков работы без автоматики».

6. РЕФОРМА РАО ЕЭС: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Известно, что едва ли не главным механизмом реформирования советского хозяйства стала приватизация – передача или продажа за символическую цену государственных (общенародных) предприятий в частные руки. Уже первый этап приватизации (акционирование) части Единой энергетической системы РФ имел для теплоснабжения крайне тяжелые последствия. В Докладе сказано о технической стороне этой проблемы:
«Приватизация РАО ЕЭС уже привела к тому, что ТЭЦ повсеместно перестали соблюдать технологическую дисциплину в части поддержания необходимой температуры теплоносителя. Ограничение неплательщиков уменьшением расхода теплоносителя (в этом случае потребитель может самостоятельно отрегулировать гидравлическую систему на пониженных температурных параметрах насосным смешением воды из обратного трубопровода) заменено наказанием всех потребителей снижением общей температуры теплоносителя.
Результат для частных акционеров положительный – по полной стоимости (в отсутствии приборов учета тепла) продается суррогат нормального товара, вместо теплоносителя с расчетными параметрами, продаются тепловые отходы, тепло, неизбежно побочно образующееся при выработке электроэнергии. Теплоноситель, отпускаемый ТЭЦ с температурой 60-70°С, должен отпускаться почти бесплатно. Если бы были введены значительные экологические штрафы за работу градирен в черте города, то ТЭЦ было бы выгодно самой платить за то, что у нее забирают низкопотенциальное тепло.
Результат для государства и его граждан – замерзающие города, разрегулированные системы отопления, перегревы в осенний и весенний переходные периоды, использование газовых плит и электронагревателей взамен пиковых котлов ТЭЦ, отключение потребителей от ТЭЦ и дальнейший развал Единой системы. Последствия этого придется исправлять годами».
Авторы Доклада , проявив странный в общем его контексте оптимизм, здесь допускают, что хотя и «годами», но «последствия этого» можно будет исправить. Они как будто забывают, что приближается второй этап приватизации энергетики – «реструктуризация» РАО ЕЭС.
Этого второго этапа, ставящего крест на уникальной Единой энергетической системе, давно добивались и МВФ, и наши отечественные ультралибералы. Но приступить к расчленению этой системы удалось только с приходом нового президента. На волне внезапно вспыхнувшей всенародной любви к В.В.Путину реформаторам удалось потеснить в Госдуме оппозицию и провести необходимые законы. Уже первый этап реформы энергетики показал, какой удар и по хозяйству, и по населению наносит сочетание приватизации и расчленения больших технических систем. Сейчас готовится разделение генерирующих электроэнергию мощностей и электросетей. То же самое сначала проделали с теплоснабжением – разделили генерирующие тепло мощности и теплосети, которые отдали акционерным обществам. В Концепции объясняется, что при этом произошло:
«Проведенная приватизация не привела к тому, что появился собственник, способный инвестировать свой капитал в систему теплоснабжения. Приватизация инфраструктуры обслуживания позволила новым собственникам за относительно небольшие средства получить полный контроль над муниципальными системами теплоснабжения и обеспечить несменяемость руководства теплоснабжающих предприятий. Получая полный доход от продажи товара, полученного от эксплуатации чужой собственности, они всегда будут стремиться использовать поступающие средства на увеличение своей собственности, например, не на кардинальное обновление тепловых сетей, а на расширение аварийных служб, создание собственных производств изолированных труб, расширение ремонтных подразделений и т.д. На повышение же надежности теплоснабжения средств всегда будет не хватать».
Из того, как ставится вопрос о реформе РАО ЕЭС, видно, что национальная система теплоснабжения вообще ликвидируется. Авторы Доклада выражают эту мысль в духе политкорректности:
«В программе реструктуризации, предложенной РАО ЕЭС, не рассматриваются вопросы теплоснабжения при приватизации энергоисточников. Программа сделана так, как будто ТЭЦ вырабатывают только электроэнергию.
При рассмотрении методики продажи энергоисточников, создания рынка электроэнергии и сохранения в РАО только систем транспорта энергии возникает несколько вопросов:
• как будут регулироваться тарифы на выработку тепла частной ТЭЦ, если по существующему законодательству государство может регулировать только цены на транспорт тепла;
• как будет ограничено право владельцев ТЭЦ полностью прекратить выработку тепла, допустим, в ночные часы, когда спрос на электроэнергию снижается, вводится ночной тариф и экономически может оказаться выгодным ТЭЦ временно остановить;
• как ТЭЦ будет участвовать в рынке электроэнергии в теплый период, если себестоимость электроэнергии, вырабатываемая на ней, может оказаться чрезмерно высокой;
• как вообще ТЭЦ может участвовать в рынке электроэнергии, если электроэнергию на ТЭЦ выгодно производить только в комбинированном цикле с производством тепловой энергии, объем выработки которой определяется не рынком, а погодой?»
Строго говоря, все эти вопросы – риторические. Частного владельца ТЭЦ будет интересовать только выгода, а теплоснабжение при рынке выгодным быть не может, что и было убедительно показано в том же самом Докладе. И потому авторы Доклада далее завершают этот раздел почти бесстрастным прогнозом:
«Пропаганда дальнейшей приватизации объектов энергетики проводится под лозунгом необходимости привлечения инвестиций, но при этом не показывается инвестиционный результат продажи 47% огромного общественного достояния. Собственно, осталось продать несколько процентов, главное, чтоб государство согласилось. Финансовые потоки идут, согласно общим экономическим законам, только туда, где можно надежно получить прибыль, разваленное хозяйство могут купить за гроши только для того, чтоб выжать последние соки.
В энергетике очень дорогие основные фонды, огромные амортизационные отчисления на ремонт и полное восстановление. Нецелевое использование этих отчислений за один год с лихвой покрывает все затраты на дешевую приватизацию…
Какого инвестора можно ждать в такое хозяйство? В наших условиях приватизация с обязательным условием определенного уровня инвестиций означает, что после приватизации будет куплено десяток болтов с гайками по цене миллион долларов за штуку, это и будут инвестиции».
Вывод этот авторы Доклада делают не только на основании наблюдений за результатами первого этапа приватизации в РФ и не только на основании здравого смысла, а и с учетом опыта тех «стран СНГ», где этот «второй этап» уже пройден. 'В Докладе говорится:
«Опыт приватизации в других республиках СНГ показал, что получить большие деньги от приватизации энергосистем не удается, фактически они покупаются за несколько процентов реальной стоимости и их продают от безысходности, когда государство не может справиться с управлением энергетикой. Нигде покупатели не выполнили своих инвестиционных обязательств…
В условиях России при хорошей подготовке и повышении тарифов на электроэнергию можно за неплохие деньги продать многие ГРЭС. За покупку ГЭС, если когда-то будет принято решение об их продаже, будет сильнейшая конкуренция. ТЭЦ можно продать за приемлемые деньги только без тепловых сетей…»
Так оно и есть, приватизация РАО ЕЭС сразу скажется на тепловых сетях, поскольку тепло вырабатывается совместно с электроэнергией на ТЭЦ. И те, кто сегодня потирает руки, надеясь получить от Чубайса парочку-другую электростанций, уже беспокоятся, как бы им в нагрузку не навязали изношенные теплосети. Зачем им это? Одно дело – переналадить ТЭЦ на максимальную выработку электричества и гнать его в Китай по мировым ценам, другое дело – долбить мерзлую землю и ремонтировать теплосети для нищих россиян. Поэтому в Интернете, где Чубайс ведет диалог с будущими «инвесторами», ему задаются такие витиеватые вопросы:
«Задолженность многих предприятий ЖКХ составляет суммы, сопоставимые с несколькими годовыми бюджетами муниципалитетов, самостоятельно привести сети в порядок в обозримом будущем они не смогут. Будет ли от руководства РАО исходить инициатива о включении таких, по сути, „бесхозных сетей“ в состав образуемых в процессе реформирования структур? Будут ли им выделяться средства на прием таких сетей?»
Понятен вопрос? Сети коммунальных служб уже называются «бесхозными» – правительство по новому закону о ЖКХ за них не отвечает, местные власти реально взять их на себя не могут, будущие частные владельцы брать их явно не желают. Они предупреждают, чтобы государственное РАО ЕЭС в ходе его приватизации на этом даже не настаивало, если правительство «не выделит средства на прием таких сетей». Не выделит, тут все ясно.
Как говорится в Докладе , из стран СНГ «опыт Казахстана представляет наибольший интерес, т. к. эта республика наиболее продвинулась в реформировании системы энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Руководством Казахстана было принято решение о приватизации энергетики… Продать энергосистемы по их настоящей стоимости было бесполезно, все обесценилось. Поэтому Алма-Атаэнерго с 5 ТЭЦ, электрическими и тепловыми сетями были проданы в августе 1996 г. бельгийской компании «Трактебель» за 5 млн. ам. долларов, что в 100 раз ниже истинной стоимости… Энергосистему Караганды купила израильская фирма, Усть-Каменогорска и Павлодара – американская компания, энергосистемы Атерау, Уральска, Актюбинска купили местные фирмы.
В наилучшем состоянии содержатся ТЭЦ и сети от них, относящиеся к крупным предприятиям, поставляющим продукцию на экспорт.
Дотации на тепло были отменены с начала 1997 года. Первоначально платежи резко снизились, опустившись в Павлодаре до 15%, Караганде 30% и т.д. Самыми исправными плательщиками оказались пенсионеры, а наихудшими – обеспеченные… Выдача пенсий, зарплат в бюджетных организациях и чиновникам была увязана с платежами. Отдельный учет вынуждены были вести даже руководители частных предприятий… Массово практикуются судебные разбирательства за неплатежи. Согласно закону об электроэнергетике «электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке». Это позволяет применять в судебной практике положения Гражданского кодекса, относящиеся к договорам купли-продажи. Из-за сложности заключения договоров с каждым жителем применяется практика публичных договоров – т.е. договоров, публикуемых в печати…
В результате бельгийская «Трактебель», не видя перспектив, в 2000 году перепродала энергосистему Алма-Аты Казтрансгазу, который, в свою очередь, перепродает ее акимату за 58 млн. ам. долларов…
Тарифы не учитывают фактические тепловые потери в теплосетях. В Алма-Ате фактические тепловые потери составляют 44%, в тарифе учтены теплопотери 19,6%. В тарифах почти отсутствует инвестиционная составляющая.
Тепловые сети, отдельно от ТЭЦ, повсеместно убыточны и не представляют никакого интереса для инвесторов. Поэтому сегодня большая часть энергосистем от ТЭЦ, не относящихся к крупным предприятиям, находится в собственности акционерных обществ с контрольным пакетом у государства, а электростанции, не работающие по комбинированному циклу, большей частью приватизированы…
При установке теплосчетчиков и оплате за фактически потребленное тепло в половине домов платежи за тепло возрастают. В итоге все заканчивается поломкой счетчика… При установке счетчиков тепло также начинают воровать через несанкционированные врезки».
Это именно то, что ждет и теплоснабжение РФ после «реструктуризации» РАО ЕЭС – может, в мелочах будет чуть лучше или чуть хуже. Электростанции будут проданы бельгийским или израильским компаниям за 1/100 их цены, а убыточные теплосети возьмет на свой баланс государство (или, возможно, сразу уничтожит). Затем иностранные компании, «не видя перспектив» и не сделав никаких инвестиций, продадут ТЭЦ местным властям (нашему «акимату») вдесятеро дороже. Наверное, с каким-то «откатом».
Дотации будут отменены, и тысячи акимов будут бродить по квартирам, вышибая с неплательщиков деньги. Людей обяжут установить в квартирах счетчики, а не понимающие своей выгоды люди станут эти счетчики ломать. Российские акимы установят над каждым счетчиком миниатюрную телевизионную камеру японского производства для негласного «мониторинга», и людям придется «воровать тепло через несанкционированные врезки». Между тем трубы теплосетей окончательно прохудятся, и потери теплоносителя достигнут 100%.
Говорить о перспективах преодоления кризиса в теплоснабжении невозможно без учета энергетической стратегии правительства РФ. Какова будет цена разных видов топлива, какова их доступность – все это будет влиять и на стоимость тепла, и на выбор технологии его производства и доставки. Например, ни о каком широком применении автономных систем отопления на базе настенных квартирных газовых котлов не может идти речи, если цены на газ будут доведены до мирового уровня.
Вся структура доступных для внутреннего потребления энергетических ресурсов прямо связана с ходом реформы РАО ЕЭС. Цены на газ, нефть и электрическую энергию тесно связаны. Как же обстоит дело в этой сфере?
Прежде всего, как правительство, так и администрация президента взяли твердый курс на расширение экспорта энергоносителей. Это, например, считается одним из важнейших позитивных сдвигов в экономике РФ в 2003 г. В ежегодном послании Федеральному Собранию 2003 г. В.В.Путин сказал как о большом достижении: «Экспорт нефти, нефтепродуктов и газа увеличился на 18%, и сегодня Россия является крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире».
Это – стратегическая линия президента В.В.Путина. За год до этого говорилось, как об очередном внешнеполитическом успехе: «Президент России Владимир Путин встретился с руководителями федераций еврейских общин России и СНГ… Он поблагодарил их за активное участие в процессе интегрирования России в международное экономическое пространство. Он особо отметил недавнее обращение главного раввина России Берла Лазара к Джорджу Бушу с просьбой отменить поправку Джэксона – Вэника… Недавно одна из еврейских организаций США предложила американской администрации переориентировать частично нефтяные интересы своей страны. Речь идет о том, чтобы Америка покупала меньше нефти у входящих в ОПЕК ближневосточных государств, а ее недостачу восполняла за счет России. Как отметил Владимир Путин, это „инициатива в правильном направлении“, она отразится на тематике майской встречи президентов России и США» («Россия», 28 марта – 3 апреля 2002).
Еще более активно добиваются власти РФ расширения экспорта российского газа, непрерывно ведутся интенсивные переговоры о строительстве больших газопроводов в Западную Европу и Китай.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34