А-П

П-Я

 

Драконы оч^нь не любят, когда вы смеетесь над собой. Ваше отделение от них и непредубежденность нарушает все их планы. Они с большим удовольствием наблюдают за вашим отчаянием, раздражением, страхом, печалью, наслаждаются испытываемым вами чувством вины и стыда. Поэтому чем чаще вы насмехаетесь над собственными человеческими слабостями, тем дальше вы уходите от страданий и борьбы, навязываемых вам драконами.
Здесь приводятся двадцать восемь возможных сочетаний драконов, и в каждой комбинации имеются лежащие в ее основе заблуждения и ошибки. Ни в одной из комбинаций нет ничего хорошего, поэтому приводимые ситуации выглядят так малопривлекательно. Они знакомят вас с деятельностью драконов, которой вам следует всячески избегать в жизни. Описываемые сценарии дают вам ясное представление о манере поведения драконов. Отголоски сценариев могут присутствовать и в вашей жизни, а если вы приглядитесь, вы непременно обнаружите рядом с собой людей, активно работающих над привнесением в свою жизнь всех этих разрушительных тенденций в самой тяжелой форме их проявлений. Используйте полученную информацию для выявления приводимых моделей в развитии ваших собственных отношений с окружающими и применяйте описанные в книге приемы для искоренения в своей жизни подобных моделей поведения. Имейте, однако, в виду, что вам не удастся освободить своего партнера от терзающего его дракона; вы можете избавиться только от своего собственного.
Освободиться можно от любой комбинации драконов, нужно лишь набраться терпения, большого желания и самодисциплины. Заключительная часть этой главы посвящена отношениям, свободным от воздействия драконов, установлению истинного контакта между людьми, на чем и будет строиться будущее человечества.
412
413
Четыре основные формулы взаимоотношений драконов
Формула первая
В установлении партнерских отношений обычно участвует один человек, испытывающий воздействие дра-, кона с узким полем зрения, и второй — испытывающий; воздействие чудовища с широким полем зрения, то есть люди, склонные к саморазрушению, самоуничижению и мученичеству, вероятнее всего образуют пару с людьми, терзаемыми драконом жадности, высокомерия или нетерпеливости. Кроме того, каждый из них с большой долей вероятности способен составить пару с драконом упрямства.
Формула вторая
По общему принципу родители чаще всего взращивают в ребенке дракона, свойственного и им самим, что определяется фактором ролевого моделирования. У упрямых родителей растет упрямый ребенок, у жадных — жадный и так далее. В результате позднее в жизни человек тяготеет к выбору партнера для отношений, контролируемому тем же драконом, что терзает и его самого. Испытывающий воздействие дракона жадности человек зачастую выбирает для своих отношений партнера, также контролируемого драконом жадности.
Под воздействием одного и того же дракона люди склонны переносить свойственный им подход к делу на своего партнера. Поскольку они — пусть даже подсознательно — отлично'знают модель поведения собственного дракона, они склонны видеть ту же модель в поведении своего партнера и обвинять его в том, что присуще им самим. Это, как правило, ведет за собой взаимные обвинения. К примеру, двое упрямых людей никогда не устают обвинять друг друга в упрямстве, хотя никаких улучшений в их отношения это не приносит.
Формула третья
Как уже говорилось, все драконы разбиты на три пары: высокомерие и самоуничижение, нетерпеливость и мученичество, жадность и саморазрушение. Партнеры,
имеющие противоположных по паре драконов, также испытывают тенденцию переносить собственный подход к делу на своего партнера. X примеру, когда один из людей пребывает под воздействием дракона самоуничижения, а другого контролирует дракон высокомерия, оба они страдают от заниженного самоуважения. Каждый из них ясно видит это заниженное самоуважение в своем партнере и использует это чувство для постоянных обвинений или нападок.
Формула четвертая
Люди зачастую испытывают тяготение к партнерам по браку, друзьям или знакомым, находящимся под воздействием того же дракона, что и один из их родителей. Такой подход справедлив по двум причинам:
Во-первых, модель поведения является для них уже знакомой. Следовательно, человек подсознательно знает, чего ему ожидать от своего партнера. Поскольку же любовь и внимание ассоциируется в его сознании именно с этой моделью поведения, он рассчитывает снова встретить их проявление у человека с той же ролевой моделью. К примеру, человек, склонный к мученичеству, зачастую испытывает привязанность к людям упрямым. Почему? Потому что люди мученического типа нередко воспитывались несговорчивыми, непоколебимыми родителями, подавлявшими в них чувство независимости. Однако временами родители все же проявляли любовь к своему ребенку. В своих упрямых партнерах мученик видит образец поведения людей, иногда даривших ему любовь.
Во-вторых, люди всегда пытаются довести до конца начатое их родителями или воспитателями. Они подсознательно выбирают себе в друзья или в супруги тех, кто снова выдвигает перед ними дилеммы, прежде выдвигаемые их родителями, чтобы они могли либо избавиться от них, либо окончательно на них зафиксироваться. К сожалению, этот принцип срабатывает не всегда.
К примеру, люди, терзаемые драконом самоуничижения, зачастую привязываются к людям с драконом высокомерия, поскольку самоуничижители обычно вырастают у высокомерных родителей. Поскольку люди высокомерные проявляют склонность к жесткой критике окружающих, их дети нередко вырастают самоуничижительными.
414
415
Выбирая себе в качестве партнера человека высокомерного, самоуничижитель подсознательно рассчитывает, что на этот раз он будет способен преодолеть направленный на него критицизм и почувствует себя наконец полноценной личностью.
Обычные комбинации драконов в отношениях родитель — ребенок
Ниже приводится перечень комбинаций родитель — ребенок, наиболее типичных для вышеперечисленных формул. Эти же комбинации родитель — ребенок зачастую повторяются и в формировании отношений во взрослом возрасте. Тем не менее возможно и существование любых сочетаний двух драконов.
Родители с драконом высокомерия
Ребенок с драконом самоуничижения: категоричные родители могут быть чрезвычайно критически настроены по отношению к своему ребенку. Если ребенок чувствует, что никогда не сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям, он приобретает склонность к самоуничижению.
Ребенок с драконом мученичества: требовательность высокомерных родителей в сочетании с их критической настроенностью может перешагивать всякие границы. Их любовь определенно будет условной. Такие родители не хотят, чтобы ребенок беспокоил их своим поведением, особенно на каких-либо общественных мероприятиях: Ребенок учится понимать, что от него постоянно требуется «хорошее» поведение, независимо от того, что он в данный момент чувствует. Такая модель взаимоотношений создает великолепные условия для развития в ребенке склонности к мученичеству.
Ребенок с драконом высокомерия: когда родители настроены к нему критически, ребенок чувствует, что должен стараться отвечать их требованиям. Он может перенять критическую манеру поведения родителей и проявить стремление к тому, чтобы стать безупречным во всех отношениях, всячески скрывая свои слабости, чтобы избежать обнаружения их родителями. Так ребенок сам становится высокомерным.
416
Родители с драконом самоуничижения
Ребенок с драконом нетерпеливости: здесь сценарий развития схож со взаимоотношениями нетерпеливого ребенка и склонных к мученичеству родителей. Хроническое проявление родителями самоуничижения способно довести ребенка до отчаяния и нетерпимости к коварству со стороны родителей. Самоуничижение ведет родителей к сужению границ их собственного4 мира. Ребенок чувствует, что его окружает множество вещей, которыми он мог бы заняться, мест, где он мог бы побывать, и людей, с которыми он мог бы познакомиться. Он чувствует себя пойманным в ловушку и лишенным приобретения жизненного опыта своими всего боящимися родителями. Он торопится сделать как можно больше; в нем нарастает нетерпеливость.
Ребенок с драконом самоуничижения: не обладающие чувством самоуважения родители не способны привить это чувство и своему ребенку. Они ощущают свою неполноценность в качестве воспитателей. Неполноценным привыкает чувствовать себя и ребенок.
Родители с драконом нетерпеливости
Ребенок с драконом упрямства: нетерпеливые родители постоянно подгоняют ребенка. Это вызывает у ребенка боязнь перемен — отличительную черту упрямства.
Ребенок с драконом мученичества: нетерпеливость родителей порождает в ребенке ощущение загнанности в угол. Это ощущение легко приводит ребенка к мученичеству, особенно если его родители отличаются несдержанностью и требуют от него «хорошего» поведения.
Ребенок с драконом нетерпеливости: ребенку не составляет труда воспитать в себе нетерпеливость, если она лежит в основе поведения его родителей или насаждается самим стилем окружающей его жизни.
Родители с драконом мученичества
Ребенок с драконом нетерпеливости: у родителей-мучеников зачастую вырастают крайне нетерпеливые дети. Во-первых, ребенок чувствует себя пойманным в западню манерой поведения своих родителей. А во-вторых, в нем обычно разжигаются нетерпеливость жалобы и неизменная демонстрация страданий его родителей-мучеников. Особенно быстро ему это надоедает, если родители посто-
14 Дж. Стивене
417
янно заставляют его испытывать чувство вины. Наградой за старания родителей служит выращенный ими нетерпеливый ребенок.
Ребенок с драконом мученичества: подобная комбинация получается в случае, если ребенок отождествляет себя с жертвенным настроением своих родителей.
Родители с драконом жадности
Ребенок с драконом самоуничижения: жадные родители склонны обвинять каждого в собственной ненасытности и несчастии. Если их обвинения распространяются и на ребенка, тот не может им не верить и чувствует себя не в состоянии сделать своих родителей счастливыми. Прибавьте сюда и тот факт, что жадные родители скупы на похвалу, и вот вам уже готова почва для развития в ребенке склонности к самоуничижению.
Ребенок с драконом мученичества: жадные родители ничего не дают просто так. Испытывая эмоциональный голод, осаждаемые собственными нуждами и желаниями, они зачастую рассматривают своего ребенка как помеху или даже соперника в оказываемом им внимании. Они хотят видеть ребенка максимально нетребовательным, «хорошим» и полностью им послушным. Уступчивый ребенок стремится сделать все, чтобы добиться их одобрения, и превращается в беспрекословную жертву или мученика.
Ребенок с драконом саморазрушения: жадные родители нередко физически и эмоционально оставляют своих детей в погоне за собственными наслаждениями. Если свои редкие моменты нахождения с ребенком они сопровождают наказанием, в душе ребенка готова почва для укоренения дракона саморазрушения. Значительно чаще жадные родители оставляют ребенка на милость своих безжалостных заместителей, что приводит к тем же плачевным результатам.
Ребенок с драконом жадности: жадные родители не способны что-либо давать. Наоборот, они предоставляют ребенка самостоятельным поискам того, что он хочет. Жадность основывается на ощущении покинутости. Вот почему она переходит из поколения в поколение.
Родители с драконом саморазрушения
Ребенок с драконом жадности: поскольку склонные к саморазрушению родители так часто покидают своих
детей физически и эмоционально, они тем самым подготавливают отличные условия для того, чтобы их дети росли постоянно голодными, ненасытными — прямыми кандидатами в жертвы дракону жадности.
Ребенок с драконом саморазрушения: склонные к саморазрушению родители своими избиениями, наказаниями, оскорблениями или поспешным оставлением ребенка готовят великолепные условия для зарождения и в нем склонности к саморазрушению.
Родители с драконом упрямства
Ребенок с драконом мученичества: упрямые родители своей неспособностью идти на компромисс и неуклонными требованиями того, чтобы все было сделано в соответствии с их желаниями, создают в ребенке ощущение загнанности в угол. Он либо еще не способен выразить свои чувства, либо оказывается втянутым в суровую борьбу с родителями, выйти победителем из которой он не может. Он становится податливым, поскольку только такая стратегия способна дать ему возможность выжить в столкновении с жесткой, несгибаемой политикой родителей.
Ребенок с драконом упрямства: ничто не способно с такой же эффективностью воспитать в ребенке упрямство, как упрямство его родителей. Прежде всего, у ребенка упрямых родителей перед глазами постоянно находится ролевая модель их поведения. Такого ребенка окружает исключительно подходящая атмосфера, стимулирующая его выказывать неповиновение своим допекающим его излишним контролем родителям. Упрямый человек боится проявления власти над собой или авторитета из-за негативного опыта знакомства с ними. Страх перед авторитетом рождает в человеке упрямство. Таким образом, упрямство переходит из поколения в поколение.
Сочетания драконов
во взаимоотношениях людей
Высокомерие с саморазрушением
Взаимоотношения с саморазрушительным партнером предоставляют человеку высокомерному отличную возможность выносить свое осуждение и неизменно ощущать собственное превосходство. Это порождает в
418
419
человеке саморазрушительном все более обостряющееся чувство потери над собой контроля. Он пытается доказать своему высокомерному партнеру, что вполне способен контролировать свои действия, и, конечно, терпит неуда-: чу. В этих отношениях люди высокомерные чувствуют себя в полной безопасности, поскольку их саморазрушительный партнер не способен на слишком большую близость. Таким образом, люди высокомерные остаются' эмоционально оторванными, а их саморазрушительные; партнеры — покинутыми: их самые большие опасения сбываются. Время от времени людей высокомерных терза-, ет и мучительная боль от осознания того, что они недо->', статочно совершенны, чтобы иметь возможность спасти своего партнера. К тому же их партнеры постоянно доставляют им беспокойство своим публичным саморазрушением — пьянством или скандалами. В иных наиболее тяжелых случаях кажется, будто такие браки могли быть заключены только в аду.
Высокомерие с жадностью
Как высокомерные, так и жадные люди поначалу испытывают притяжение друг к другу, поскольку каждому из них кажется, будто их партнер имеет то, чего они хотят. Жадный человек видиг человека высокомерного и решает, что именно у него и есть сокровища, которые он стремится заполучить. Человек высокомерный с его холодностью и отстраненностью кажется ему солидным, богатым, могущественным — особенным, отличным от других. Позже он открывает, что высокомерный человек так и остается эмоционально отчужденным, и снова продолжает чувствовать себя покинутым.
Человек высокомерный видит в человеке жадном партнера, который способен упрочить его имидж и прибавить ему вес в глазах окружающих, особенно если жадный человек богат или пользуется известностью. Однако, узнав жадного человека поближе, он начинает ужасаться той всеобъемлющей алчности и ненасытности, которая исходит от его партнера. Жадный человек хочет заполучить своего партнера целиком и полностью, и это заставляет человека высокомерного, развернув свою машину назад, жать на педали все сильнее и сильнее. Человек жадный начинает осыпать его осуждениями, глубоко ранящими высокомерного человека и порождающими его самые худшие опасения.
Высокомерие и самоуничижение
Это вполне обычное партнерство. Самоуничижителю с его страхом перед собственной неполноценностью человек высокомерный кажется привлекательным своей силой и самоуверенностью. К тому же у самоуничижителя зачастую бывают высокомерные родители, поэтому ему знакома такая модель поведения. .Человеку высокомерному самоуничижитель кажется привлекательным тем, что не несет в себе никакой угрозы и дает ему почувствовать себя еще увереннее. Однако человек высокомерный не может удержаться от насмешек и осуждений, что заставляет самоуничижителя все сильнее ощущать собственную неполноценность. Начинают сбываться его самые худшие опасения. К тому же человека высокомерного зачастую коробит склонность его партнера к низкопоклонству и его демонстрация собственной приниженности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54