А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Ведь никому не приходит в голову, что «все» думают точно так же, как и ты, что «все», оказавшись в толпе, немедленно отправляют свой ум на отдых в уверенности, что это ты думаешь, а они поступят как ты.
Мы, люди, уверены, что ум – хорошо, а два – лучше. Да, эта русская поговорка не врет, но только тогда, когда два ума действительно думают над проблемой, а не перекладывают ее обдумывание друг на друга. А последнем случае действует иной закон: глупость – это плохо, а миллионы глупостей – катастрофа! Когда толпа бездумна и миллионы членов человеческого общества надеются, что думать будут другие, то в обществе накапливается не ум, а только глупость. Порой это кажется невероятным, но это так.
Ле Бон писал, что «соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. «Весь мир», как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, – Вольтер умнее, нежели «весь мир», если под этим словом надо понимать толпу».
Это свойство человека поступать «как все» в уверенности, что «все не могут ошибаться», пожалуй наиболее известное и обсуждаемое. Любой читатель может вспомнить, как его «обували» во время выборов с использованием этой особенности, как перед голосованием все СМИ настойчиво убеждали его, что рейтинг того, кто намечен в победители, растет, что «все будут голосовать за него» и т. д. Но я не хотел бы политическим аспектом использования законов поведения толпы, смазать суть того, что хотел сказать.
Поэтому давайте оставим пока в стороне свойство человека в толпе поступать как толпа, и рассмотрим свойство всей толпы видеть то, чего на самом деле нет, давайте рассмотрим галлюцинации толпы. Суть этих галлюцинаций в том, что человек ленится думать в случаях, когда он ожидает некоторое событие с уверенностью, что оно произойдет. Тогда любое ложное сообщение об ожидаемом, воспринимается толпой как факт, и толпа видит то, чего на самом деле нет. Ле Бон приводит несколько примеров XIX века.

«Таков всегда механизм всех коллективных галлюцинаций, о которых часто говорится в истории и достоверность которых подтверждается тысячами человек. Было бы лишнее, ввиду опровержения вышесказанного, указывать на умственные Качества индивидов, входящих в состав толпы. Эти качества не имеют значения; невежда и ученый, раз уж они участвуют в толпе, одинаково лишаются способности к наблюдению.
Наиболее типичный случай такой коллективной галлюцинации – причем толпа состояла из индивидов всякого рода, как самых невежественных, так и самых образованных, – рассказан лейтенантом Жюльеном Феликсом в его книге о морских течениях. Фрегат «La Belle Poule» крейсировал в море, разыскивая корвет «Berceau» с которым он был разъединен сильной бурей. Дело было днем и солнце светило ярко. Вдруг часовой увидал покинутое судно. Экипаж направил свои взоры на указанный пункт, и все, офицеры и матросы, ясно заметили плот, нагруженный людьми, прикрепленный буксиром к лодкам, на которых виднелись сигналы бедствия. Все это было, однако, ничем иным, как коллективной галлюцинацией. Адмирал Дефоссе тотчас же отправил лодки на помощь погибающим. Приближаясь к месту катастрофы, офицеры и матросы ясно видели кучи людей, волнующихся, протягивающих руки, и слышали глухой и смешанный шум большого количества голосов. Когда же наконец лодки подошли к этому месту, то оказалось, что там ничего не было, кроме нескольких ветвей с листьями, унесенных волнами с соседнего берега. Такие явные доказательства, конечно, заставили галлюцинацию исчезнуть.
На этом примере мы можем ясно проследить механизм образования коллективной галлюцинации. С одной стороны мы имеем толпу в состоянии выжидательного внимания, с другой – внушение, сделанное часовым, увидевшим покинутое судно в море; это внушение уже путем заразы распространилось на всех присутствовавших, как офицеров, так и матросов».

А вот Ле Бон цитирует случай, описанный в тогдашних парижских газетах. У одной матери исчез сын-подросток. Естественно, она ожидала самое худшее. И вот другим ребенком был найден труп мальчика.

«Ребенок узнал в мертвом своего товарища, но это было ошибка, вызвавшая тотчас же целый ряд подобных же ошибок, причем произошла следующая удивительная вещь: одна женщина, увидев труп ребенка, воскликнула: «Ах, Боже мой, это мой ребенок!» Посмотрев ближе, она заметила шрам на лбу и сказала: «Да, это мой бедный сынок, пропавший в июле. У меня его похитили и убили!»
Женщина эта была привратницей в улице дю-Фур и называлась Шаводрэ. Пригласили ее зятя, который без всякого колебания объявил: «Вот маленький Филибер». Несколько обитателей этой улицы также признали в мертвом ребенке Филибера Шаводрэ, и даже его собственный учитель, заметив медаль, признал в мертвеце своего прежнего ученика.
И что же? Соседи, зять, школьный учитель и мать – все ошиблись! Шесть недель спустя личность ребенка была окончательно установлена: оказалось, что это был ребенок из Бордо, там убитый и привезенный дилижансом в Париж».

Мне могут сказать, что в этих примерах речь идет о каких-то древних людях, а мы – народ образованный и цивилизованный. Увы нам! Мы ничем не отличаемся от предков.
Возьмем, к примеру, аферу США с высадкой американских астронавтов на Луну в 1969–1972 годах, т. е. 35 лет назад. На самом деле они никого туда не высаживали, а фильмы о, якобы, их «высадке» были сняты на Земле ныне покойным американским режиссером Стенли Кубриком. Но весь мир ждал этой высадки, и увидев довольно халтурную работу Кубрика, он поверил в нее и верит до сих пор. Даже в США и даже сегодня в полет американцев на Луну верят 80 % населения, хотя Американское астрономическое агентство (НАСА) обокрало именно его – простых налогоплательщиков.
Давайте проявим фантазию и представим себе, что мы в августе 1969 года (первый полет на Луну по легенде был в июле того года) приехали в США с необитаемого острова, на котором пробыли несколько лет, и абсолютно ничего не знаем о планах американцев высаживаться на Луну.
Мы покупаем журнал «Life» – самый популярный и многотиражный еженедельник того времени в США, за 18 августа 1969 года, и видим фотографии каких-то людей в скафандрах возле какого-то странного сооружения. На страницах 40–41 фото на весь разворот. И с первого взгляда на это фото, становится ясно, что оно сделано в съемочном павильоне. И ни для кого это не составило бы труда. Когда съемки происходят на натуре, т. е. в условиях освещения солнцем, то вся местность всегда освещается равномерно. А в павильоне артистов освещают прожекторами, поэтому они и передний план освещены лучше, чем задний план. Теперь взгляните на это фото. Актер стоит в светлом пятне, освещаемом софитами, а сзади него местность темная, – в левом углу горизонт практически сливается с черным задником, изображающем черное небо. Солнце так не освещает! Кстати, в дальнейшем Стенли Кубрик исправил эту свою ошибку и стал освещать всю площадь павильона более-менее равномерно.
Уверен, что большинство читателей меня поняли, но в сам факт американской аферы не поверили. Это понятно, – что стоит мое мнение по сравнению с мнением толпы в десятки тысяч советских, а теперь – российских ученых, утверждающих, что американцы на Луне были! Наверное и процитированные мною выше выводы Ле Бона, что «…невежда и ученый, раз уж они участвуют в толпе, одинаково лишаются способности к наблюдению» – таким людям ничего не доказывают. Не доказывают потому, что они – люди толпы.
Это свойство людей в толпе не думать на пользу тем, кто толпой управляет и кто толпу грабит, – если у тебя в руках основные или достаточно большие средства массовой информации, то никакая свобода слова и печати тебе не помеха: уверяй толпу, что так, как тебе надо, «думают все», и толпа будет покорно, как стадо баранов, тоже «думать как все» и поступать «как все».


Смерть Ельцина и стадо патриотов

Наконец и до меня дошло

Теме о смерти Ельцина положила начало моя статья «Ослиные уши ЦРУ» в «Дуэли» № 17 за 1997 год. Накануне я получил из Ленинграда письмо с приложением вырезки из газеты «За русское дело» № 3(47) за 1997 г. Вот она.


РОССИЕЙ ПРАВИТ ДВОЙНИК ЕЛЬЦИНА

На то, что «новый», постоперационный, Ельцин существенно отличается от «старого», дооперационного, многие обратили внимание. Наличие двойника у Ельцина было замечено задолго до начала президентских выборов 1996 г. Президентская же гонка даже скептиков убедила в существовании двойника. Когда шла предвыборная кампания, всем бросалось в глаза быстро меняющееся, в течение одного дня, физическое состояние и поведение президента: то он усталый и больной, то через три часа, да еще после дороги, отплясывает на сцене.
В телевизионной передаче «Времечко» выступала женщина, занимающаяся физиономистикой. Она утверждала, что, внимательно просматривая телепередачи с выступлениями Ельцина, видела существенные различия в его внешности. В частности, она указала на различие у «Ельциных» лобных линий-морщин, которые неизменны, как и рисунки на ладонях рук.
Чтобы сгладить интерес к этой теме, российские СМИ применили стандартный прием – сведение объективной и правдивой информации к абсурду. Для этого по ТВ показали пожилого мужчину из провинции, похожего на Ельцина, – некоего Александра Скорохода, поиронизировали и на этом закончили. Зарубежная пресса поспешно подыграла своим российским коллегам. В том же саркастически-ироническом ключе она рассказала о существовании двойника Ельцина – А. Скорохода. Например, газетчики из «Der Spiegel» (№ 17 за 1996 г.) методом фотоинсценировки сделали «сенсационный» снимок – «Ельцин в сауне с девочками».



Конечно, перенесенная операция не могла не отразиться на внешности президента. Это по-человечески понятно каждому. Поэтому политические кукловоды ловко этим воспользовались, чтобы убрать настоящего Ельцина и заменить его двойником.
Внезапная и подозрительно быстрая поправка Ельцина после операции действительно наводит на «нехорошие» мысли и вновь заставляет говорить о существовании не «любителя попариться в сауне с девочками», а о заранее разработанном агенте спецслужб – господине «Z». В самом деле, новый «Ельцин» не только на 20 кг легче прежнего, но и его лицо, если внимательно присмотреться, – совсем другого человека. Мы не будем указывать на различия – предоставим читателю возможность самому их найти. На фото слева – Ельцин в конце июня 1996 г., справа – Ельцин сегодняшний (Фото не печатаются из-за плохого качества – прим. ред.). Нам кажется, что успешней всего с этой задачей справится бывший начальник личной «гвардии» президента – Коржаков.
26 февраля с.г., по нашему мнению, вовсе не случайно был уволен личный фотограф Ельцина – Соколов, как «не справившийся со своими профессиональными обязанностями».
17 марта с.г. нам показали нового Ельцина, т. е. достаточно натасканного для этой роли двойника. Политические кукловоды решили, что двойник «созрел» для этого. Но… вышел явный «перебор».
Уж очень он не похож на прежнего косноязычного, тугодумного Ельцина. Двойник же, объявляя о новых назначениях в правительстве, легко, без запинки оперировал цифрами и именами иностранных политических деятелей, четко и уверенно отвечал на все вопросы журналистов. У нового Ельцина совершенно другая манера речи, и не надо быть специалистом, чтобы это заметить. Исчезли характернейшие, чисто ельцинские, паузы, озвученные его «мычанием», исчезло его знаменитое «панимаш» и т. д. Для прежнего же Ельцина, даже в период безупречного состояния его здоровья, это было неистребимо и характерно. Двойник сказал, что на предстоящую встречу в Хельсинки приедет «больной Клинтон и совершенно здоровый Ельцин». Да, действительно, в Хельсинки поехал здоровый – новый «Ельцин».
Прочитав, я почувствовал себя откровенным идиотом. Ведь я считал себя внимательным. Наша газета первая, еще в июне 1996 г., напечатала фото двойника Ельцина, причем мы перепечатали его с «Огонька», который поместил ее по недомыслию – на фото было ясно видно, что левая рука, как и правая, у двойника тогда была цела. Именно это вначале привлекло мое внимание, а уже потом – несоответствие физиономии.
Более того, в последнее время у нас было несколько случаев, когда люди рассматривали детали еще не готовых коллажей и не могли узнать Ельцина по вырезанной из его свежей фотографии физиономии. А раньше узнавали, даже если мы эту физиономию клеили на туловище собаки. Но я совершенно не обратил внимания и на эти факты. Посмотрите на фото 1–4. это что – один и тот же человек?



Точно так же я не обратил внимания на ведущуюся тогда в ближайшем окружении Ельцина «войну компроматов». При живом начальнике его подчиненные никогда бы не осмелились публично компрометировать друг друга, публично драться за власть – за звание «заслуженного кукловода».
Да, и на старушку бывает прорушка, поэтому не в качестве оправдания, а просто для лучшего понимания вопроса поясню следующее.
Оказывается, что мы узнаем людей не столько по их внешнему виду, сколько по ожиданию увидеть именно этого человека. Допустим, стоит возле кого-то Черномырдин или Клинтон – значит это Ельцин. А то, что рожа не такая – значит больной. Строго говоря, есть еще более дикие случаи, о которых я рассказал в Прологе, так что стоит ли уж так себя винить?

Не клоун, а клоуны

Но в чем я не могу согласиться с авторами «За русское дело». Двойник Ельцина не правит Россией. Не для того его ставили, чтобы он правил.
Впрочем, и Ельцин ведь тоже Россией не правил. Вспомните стенограммы его секретных переговоров с Клинтоном, которые были опубликованы еще в «Дне». Его отчеты Клинтону о том, что Черномырдин будет продолжать курс Гайдара, что по распоряжению Клинтона он Козырева оставил министром и т. д. Американцы тогда подтвердили подлинность этих стенограмм, а у нас было глухое молчание. Так что, по сути, со смертью Ельцина, для разграбления России ничего не поменялось. Другое дело, что кукловоды должны застраховаться, чтобы двойник действительно не начал править. А то ему понравится и он, глядишь, реформаторов поперевешает. А для этого существует только один надежный способ – иметь несколько двойников. Чтобы каждый из них знал – дернется, и его пристрелят без колебаний. Но это для кукловодов тоже не проблема.
Еще одно замечание, о котором я тоже вспомнил, как теща, – после. Да, болезнь может изменить человека. Но как? Допустим мы знаем человека, он заболел раком, скрылся от нас в больнице, и, спустя какой-то срок, мы можем увидеть похудевшего, совершенно незнакомого нам человека. Но ведь у Ельцина был не рак. А как при его болезни меняются люди? На кого они становятся похожи?
И я вспомнил. Мне однажды удалось помочь товарищу сделать такую же операцию на сердце в Германии. Суть этой болезни в том, что сердце не дает организму столько крови, сколько нужно, чтобы он нормально жил. И человек очень сильно изменяется… ДО ОПЕРАЦИИ. Мой товарищ, здоровенный мужик, перед отъездом минут пять поднимался ко мне в кабинет на третий этаж по лестнице. Он был страшно обрюзгшим, серым. А когда он сразу после возвращения из Германии зашел меня поблагодарить, то он действительно изменился – ПОМОЛОДЕЛ. И если бы Ельцину сделали эту операцию, то он был бы похож не черт знает на кого, а исключительно на себя на своих старых фотографиях. И только!
В 1992 г. такую же операцию сделали Черномырдину. Но разве кто-то заметил в нем изменения, разве его перестали узнавать? До момента, когда заговорили об операции Ельцина, об операции Черномырдина вообще никто не догадывался!

По ушам их, узнаете их

Первое, что вам скажут люди, когда вы заведете разговор об этом – это то, что они не верят. Это понятно и естественно. Не надо на них напирать или стараться переубедить немедленно. Пусть убедятся сами.



Предложите им взять старую фотографию Ельцина, (я взял их из его книги «Записки президента») и вместе с ней смотреть на клоунов, которые изображают Ельцина на экране.
Дело тут вот в чем. Пластическую операцию клоунам делали для спокойного лица, поскольку по-другому нельзя. То есть, они должны походить на Ельцина, скажем, на фото 1. Т. Дьяченко, дочь Ельцина, наверняка учит их мимике как у отца. Но… У клоунов тяжелейшая работа. Они всегда должны помнить, как жестикулировать, как улыбаться при одновременном копировании тембра голоса Ельцина и одновременном разговоре и движении.

Это ознакомительный отрывок книги. Данная книга защищена авторским правом. Для получения полной версии книги обратитесь к нашему партнеру - распространителю легального контента "ЛитРес":
Полная версия книги 'Код Ельцина'



1 2 3