А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Они были рассчитаны «при помощи неких жестких арифметических формул… которые считались заданными и не подлежали изменению» астрономами, которые использовали их.
Такое автоматическое вычисление по «арифметическим формулам» было возможно благодаря «процедурным текстам», которые сопутствовали астрономическим таблицам и представляли собой «правила для пошагового расчета эфемерид» в соответствии с некоей «строгой математической теорией». На основании этого Нейгебауэр пришел к выводу, что вавилонские астрономы не знали теории, служившей основой для эфемерид и математических вычислений. Он также признал, что «эмпирические и теоретические основы» этих точных таблиц в большинстве своем неизвестны и современным ученым. Тем не менее он был убежден, что древние астрономические теории «должны были существовать, поскольку без тщательно продуманного плана действий невозможно создать вычислительные схемы такой сложности».
Профессор Альфред Жеремиас («Handbuch der Altori-entalischen Geistkultur») пришел к выводу, что месопотам-ские астрономы были знакомы с таким явлением, как беспорядочное, змеевидное искривление видимых с Земли траекторий планет, которое является следствием несовпадения орбитальной скорости Земли со скоростями других планет. Важность этого факта заключается не только в том, что это явление предполагает движение планет вокруг Солнца, но и в том, что его выявление и исчисление требовало достаточно длительного периода наблюдения.
Где же родились эти сложные теории и кому принадлежали наблюдения, положенные в их основу? Нейгебауэр указал, что «в процедурных текстах мы встречаем большое количество специальных терминов, не только смысл, но и само произношение которых совершенно неизвестно». Некто, живший задолго до вавилонян, обладал знаниями в области астрономии и математики, намного превосходящими науку более поздних цивилизаций Вавилона, Ассирии, Египта, Греции и Рима.
Значительное место в астрономии ассирийцев и вавилонян занимало точное ведение календаря. Подобно современному иудейскому календарю, это был солнечно-лунный календарь, в котором солнечный год из 365 дней совмещался (это называется интеркаляцией) с лунными месяцами продолжительностью 30 дней. Календарь играл важную роль в торговле и других земных делах, но точность требовалась в основном для определения момента наступления Нового года, а также других религиозных праздников.
Чтобы измерять и коррелировать сложное движение Солнца, Земли, Луны и планет, астрономы-жрецы из Месопотамии обращались к сложной сферической астрономии. Земля в ней представлялась в виде шара с полюсами и экватором, а небесная сфера тоже была разделена воображаемым экватором и проходящей через полюса осью. Движение небесных тел соотносилось с эклиптикой, то есть проекцией плоскости земной орбиты на небесную сферу, а также с равноденствиями (точками и моментами времени, когда Солнце во время видимого ежегодного перемещения с севера на юг и обратно пересекает небесный экватор) и солцестояниями (точками и моментами времени, когда Солнце во время видимого ежегодного перемещения вдоль эклиптики дальше всего отклоняется к северу и югу).
Однако изобрели календарь и хитроумные методы его составления вовсе не вавилоняне и ассирийцы. Их календари, как и наш с вами, имеют шумерское происхождение. Именно там ученые нашли использовавшийся еще в глубокой древности календарь, который стал основой всех более поздних календарей. Главным в Шумере считался календарь Ниппура, культового центра и священной обители Энлиля. Современный календарь создан по образцу нип-пурского.
Шумеры считали, что новый год начинается в момент прохождения Солнцем точки весеннего равноденствия. Профессор Стивен Лэнгдон («Tablets from the Archives of Drehem») обнаружил, что записи правителя города Ур по имени Дунги, жившего примерно в 2400 году до нашей эры, свидетельствуют о том, что при составлении ниппур-ского календаря выделялось определенное небесное тело, по расположению которого относительно точки захода Солнца можно было определить точный момент наступления нового года. Так, пишет правитель, делалось «за две тысячи лет до эры Дунги», то есть начиная приблизительно с 4400 года до нашей эры!
Возможно ли, чтобы шумеры, не обладая необходимыми инструментами и приборами, тем не менее были знакомы со сложными астрономическими и математическими методами, необходимыми для сферической астрономии и геометрии? Шумерский язык дает положительный ответ на этот вопрос.
У шумеров был термин – ДУБ – для обозначения (в астрономии) ЗбО-градусной «окружности мира», то есть небесной дуги. В астрономических и математических расчетах они пользовались понятием АН.УР – воображаемого «небесного горизонта», относительно которого определялся восход и заход небесных тел. Перпендикулярно к этому горизонту воображаемая вертикальная линия НУ.БУСАРДА; с ее помощью древние астрономы определяли точку зенита, называвшуюся АН.ПА. Кроме того, они имели представление о линиях, которые в современной науке называются меридианами, а также о линиях долготы, которые они называли «срединными линиями небес». Так, например, линия долготы, соответствовавшая летнему солнцестоянию на территории Шумера, называлась АН.БИЛ («огненная точка небес»).
Аккадские, хурритские, хеттские и другие литературные произведения Древнего Ближнего Востока, будучи переводами шумерских оригиналов, полны заимствований из шумерского языка, имеющих отношение к небесным телам и явлениям. Вавилонские и ассирийские ученые, которые составляли астрономические таблицы или вычисляли траектории планет, часто указывали, что они лишь копируют или переводят шумерские оригиналы. 25 тысяч глиняных табличек со сведениями по астрономии и астрологии, которые по преданию хранились в библиотеке Ашурбанипала в Ниневии, содержали множество ссылок на шумерские источники.
По свидетельству писцов, главный астрономический трактат, который вавилоняне называли «День Бога», был скопирован с шумерской таблички, написанной в эпоху Саргона Аккадского, то есть в третьем тысячелетии до нашей эры. Табличка, датируемая временами третьей династии Ура, – тоже третье тысячелетие до нашей эры – содержит такое точное описание небесных тел, что современные ученые без труда узнали в этом тексте классификацию созвездий, в число которых входили Большая Медведица, Дракон, Лира, Лебедь, Цефей и Треугольник Северного полушария неба, Орион, Большой Пес, Гидра, Ворон и Центавр, наблюдаемые в Южном полушарии, а также знакомые зодиакальные созвездия центральной области неба.
В Древней Месопотамии секреты науки о небе охранялись, изучались и передавались из поколения в поколение астрономами-жрецами. Возможно, не случайно, что трое ученых, которым приписывают заслугу возвращения забытой халдейской науки, принадлежат к ордену монахов-иезуитов. Это Джозеф Эппинг, Иоганн Страссман и Франц К. Куглер. Куглер в своем главном труде («Sternkunde und Sterndienst in Babel») проанализировал, расшифровал и объяснил огромное количество текстов и списков. В одном случае он при помощи математических преобразований «повернул небеса вспять» и показал, что перечень тридцати трех небесных тел в небе Вавилона в 1800 году до нашей эры в точности соответствует современной группировке звезд в созвездия.
После кропотливой работы по выявлению истинных групп (в отличие от более мелких подгрупп) звезд астрономическое сообщество приняло (в 1925 году) единые правила, в соответствии с которыми наблюдаемое с земли небо делится на три области – северную, центральную и южную, а звезды образуют восемьдесят восемь созвездий. Выяснилось, что в такой структуре нет ничего нового, поскольку еще шумеры делили небесный свод на три «пути» – северный «путь Энлиля», южный «путь Эа» и центральный «путь Ану». В каждом из этих «путей» располагались определенные созвездия. Современная центральная область неба, в которой расположены двенадцать зодиакальных созвездий, в точности соответствует «пути Ану», на котором шумеры тоже группировали звезды в двенадцать созвездий.
В древности, как и сегодня, такое деление было связано с понятием Зодиака. Орбита Земли вокруг Солнца была разделена на двенадцать равных частей по тридцать угловых градусов. Звезды, наблюдаемые в каждом из этих сегментов, или «домов», группировались в созвездие, которому присваивалось имя – в соответствии с тем, на что была похожа данная группа звезд.
Поскольку наименования созвездий, их частей и отдельных звезд западная цивилизация унаследовала из древнегреческой мифологии, мы на протяжении двух тысячелетий приписывали их открытие именно грекам. Однако теперь доподлинно известно, что первые греческие астрономы просто включили в свой язык и мифологию уже готовую астрономию, позаимствованную у шумеров. Выше уже упоминалось о том, откуда черпали свои знания Гиппарх, Евдокс и другие. Даже величайший древнегреческий астроном Фалес, предсказавший солнечное затмение 28 мая 585 года до нашей эры, которое остановило войну между Лидией и Мидией, признавал, что источники его знаний имели досемитское месопотамское происхождение, а именно, шумерское.
Слово «зодиак» происходит от греческого «зодиакос кик-лос» («круг животных»), поскольку форму звездных групп связывали с изображениями льва, рыб и так далее. Но даже эти воображаемые очертания и названия на самом деле были позаимствованы у шумеров, которые называли группу зодиакальных созвездий УЛ.ХЕ («сияющее стадо»):
1. ГУ.АН.НА («небесный бык») – Телец
2. МАШ.ТАБ.БА («близнецы») – Близнецы
3. ДУБ («клешни», «щипцы») – Рак
4. УР.ГУЛА («лев») – Лев
5. АБ.СИН («ее отцом был Син») – Дева
6. ЗИ.БААН.НА («небесная судьба») – Весы
7. ГИР.ТАБ («тот, кто режет клешнями») – Скорпион
8. ПАБИЛ («защитник») – Стрелец
9. СУХУР.МАШ («рыба-козел») – Козерог
10. ГУ («хозяин вод») – Водолей
11. СИМ.МАХ («рыбы») – Рыбы
12. КУ.МАЛ («обитающий в полях») – Овен
Изображения знаков Зодиака и их названия за прошедшие несколько тысяч лет практически не изменились (рис. 93).
До изобретения телескопа европейские астрономы придерживались классификации Птолемея, согласно которой в Северном полушарии различали лишь девятнадцать созвездий. В 1925 году, когда была принята современная классификация, на шумерском «пути Энлиля» расположились двадцать восемь созвездий. Теперь у нас уже вряд ли вызовет удивление тот факт, что древние шумеры, в отличие от Птолемея, идентифицировали и дали название всем созвездиям северной части неба!
Из всех небесных тел на «пути Энлиля» двенадцать считались принадлежащими Энлилю – аналогично двенадцати зодиакальным созвездиям на «пути Ану». Точно так же в южной области небесного свода – «пути Эа» – выделялись двенадцать созвездий, принадлежавших богу Эа. Помимо этих главных созвездий Эа в южном небе древние шумеры различали еще несколько групп звезд, хотя и не так много, как современные астрономы.
«Путь Эа» создал серьезные проблемы для ассириологов, которые поставили перед собой неимоверно сложную задачу: воссоздать древнюю астрономию не только в современных терминах, но и с учетом того, как небесный свод выглядел много столетий и тысячелетий назад. Наблюдая за Южным полушарием неба с территории Ассирии или Вавилона, месопотамские астрономы видели лишь чуть больше его половины; остальная часть была скрыта за линией горизонта. Тем не менее некоторые созвездия «пути Эа» – если их правильно идентифицировали – должны были располагаться именно в невидимой части. Существовала еще одна, более серьезная проблема: если, как предполагали ученые, жители Месопотамии (а вслед за ними и древние греки) верили, что Земля представляет собой массу суши, висящую над мраком преисподней (греческий Гадес) – то есть плоский диск с полусферой небес, – то Южного полушария неба не должно было быть вообще.
Ограниченные предположением, что месопотамские астрономы считали Землю плоской, современные ученые не позволяли себе в своих умозаключениях пересечь линию небесного экватора, отделяющую Северное полушарие неба от Южного. Факты, однако, свидетельствовали о том, что три шумерских «пути» охватывали всю небесную сферу круглой, а не плоской Земли.
В 1900 году Т. Дж. Пинчес в своем выступлении на собрании Королевского общества востоковедения сообщил, что готов реконструировать и воссоздать полную месопо-тамскую астролябию. Он показал, что это диск, разделенный подобно пирогу на двенадцать сегментов и три концентрических кольца, в результате чего образуются тридцать шесть областей. Вся конструкция представляла собой розетку с двенадцатью «лепестками», каждый из которых именовался в соответствии с определенным месяцем года. Пинчес для удобства обозначил их цифрами от I до XII, начиная с нисанну, первого месяца месопотамского календаря (рис. 94).
У каждой из тридцати шести областей было свое название, радом с которым располагался кружок, указывающий, что это наименование небесного тела. Эти имена встречаются в многочисленных текстах и астрономических таблицах и, вне всякого сомнения, являются названиями созвездий, звезд или планет.
Каждой из тридцати шести областей также был присвоен номер, располагавшийся ниже названия небесного тела. Во внутреннем кольце эти номера находились в диапазоне от 30 до 60, в центральном кольце – от 60 (записывалось как «1») до 120 (в шестидесятиричной системе это «2», поскольку 60 х 2 = 120), а во внешнем кольце – от 120 до 240. Что же означали эти номера?
Херез пятьдесят лет после сообщения Пинчеса астроном и ассириолог Нейгенбауэр («A History of Ancient Astronomy: Problems and Methods») смог добавить лишь следующее: «Весь рисунок, по всей видимости, представляет собой схематичную карту звездного неба… в каждой из тридцати шести областей мы находим название созвездия и простые номера, смысл которых нам остается неясен». Размышляя о закономерности увеличения и уменьшения соответствующих небесным телам номеров, один из ведущих специалистов в этой области, Б. Л. Ван дер Верден («Babylonian Astronomy: The Thirty-Six Stars»), высказал предположение, что «цифры имеют какое-то отношение к долготе дня».
Мы убеждены, что эту загадку можно разрешить, лишь отказавшись от предположения, что месопотамские астрономы представляли себе Землю плоской, а также признав, что их астрономические знания были не менее глубокими, чем у нас, – не потому, что они обладали более совершенными приборами и инструментами, а потому, что источником их информации были нефилим.
На наш взгляд, загадочные номера представляют собой градусы небесной дуги, причем за точку отсчета был принят Северный полюс, а астролябия – это планисфера, то есть проекция небесной сферы на плоскость.
Соответствующие небесным объектам числа возрастают и убывают, но для «пути Энлиля» их сумма в противоположных сегментах (нисанну – 50, ташриту – 40) составляет 90, для «пути Ану» 180, а для «пути Эа» ЗбО (нисанну – 200, ташриту – 160). Эти цифры настолько знакомы, что в их интерпретации трудно ошибиться. Это части полной небесной дуги: четверть (90 градусов), половина (180 градусов) и целая (ЗбО градусов).
Числа, присвоенные шумерами «пути Энлиля», разбиты на пары таким образом, чтобы показать, что эта часть северного неба простирается на 60 градусов от Северного полюса и ограничивается «путем Ану» в 30 градусах от экватора. «Путь Ану» занимает центральную часть, захватывая область в 30 градусов к северу и югу от экватора. Еще дальше на юг лежит «путь Эа» – часть небесной сферы, располагающейся между 30 градусом южной широты и Южным полюсом (рис. 95).
A. «Путь Ану» – область неба, в которой расположены
Солнце, планеты и зодиакальные созвездия
B. «Путь Энлиля» – северное небо
C. «Путь Эа» – южное небо
Номера в сегментах «пути Эа» в сумме составляют 180 лишь для месяцев аддару (февраль – март) и улулу (август – сентябрь). Единственная точка, расположенная в 180 градусах от Северного полюса – независимо от того, в каком направлении двигаться, – это Южный полюс. Это утверждение справедливо только для сферы.
Явление прецессии вызывается колебаниями земной оси, проходящей с севера на юг. В результате Северный полюс (указывающий на Полярную звезду) и Южный полюс описывают окружности. Видимое замедление движения Земли относительно созвездий составляет примерно пятьдесят дуговых градусов в год, или один градус за семьдесят два года. Таким образом, полный цикл (время, за которое Северный полюс земли опишет круг и снова начнет указывать на Полярную звезду) равняется 25 920 годам (72 х 360). Этот цикл астрономы называют Великим Годом или Годом Платона (по всей вероятности, Платон тоже знал об этом явлении).
В древности огромное значение придавалось восходу и заходу различных звезд, а также точному определению момента весеннего равноденствия (которое считалось началом нового года), причем эти события связывались с зодиакальным домом, в котором они происходили.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40