А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Принцип, взятый за основу разработки новой технологии общественного влияния на корпоративную бюрократию (технократию), обеспечивающей преемственность и ответственность высшего корпоративного руководства, реализуется не только в каждом здоровом головном мозге, но и «во всех прогрессивных, в эволюционном смысле, системах». Называется он принципом функционально разобщённого сопряжения подсистем (биполярной функциональной асимметрии). По словам отечественного биолога В.А. Геодакяна, сформулировавшего данный принцип в середине 60-х годов 20 века, «адаптивные, следящие системы, эволюционирующие в изменчивой среде, дифференцируясь на две сопряжённые подсистемы, с консервативной и оперативной специализацией, повышают свою устойчивость».
Дуальная оппозиция, примером которой на вышеприведённой схеме является своеобразное маятниково-конкурентное взаимодействие оперативного и контрольно-ревизионного комитетов, должна скреплять управленческий контур всякого, в том числе и бюрократически управляемого, хозяйства любого уровня сложности (примерно так же, как примитивные управленческие контуры патриархальных домохозяйств доиндустриальной эпохи были скреплены ролями мужчины-отца и женщины-матери).
Представленная схема нуждается в некоторых пояснениях относительно параметров эффективной работы представительного органа трастовой организации, в доверительное управление которой передан единый пакет акций, принадлежащих частным акционерам-работникам корпорации. К слову сказать, официальное создание трастовой организации, защищающей права рабочих-акционеров, под силу любой инициативной группе. Для этого достаточно написать официальный устав трастовой организации и собрать нужное количество написанных от руки заявлений от тех работников-акционеров, кто желает, став членом траста, передать трастовой организации как юридическому лицу в доверительное управление свою долю собственности корпорации. Зависимость объёма возможных формальных прав акционера (акционеров) от объёма находящихся в его (их) распоряжении акций, определяется по-разному законодательствами разных стран. По российскому, например, Федеральному Закону «Об акционерных обществах», для осуществления формального контроля за деятельностью распорядителей акционерного капитала любой группе акционеров достаточно объединить в один общий пакет от 1 до 10% голосующих акций.
После консолидации соответствующего пакета акций, наёмным работникам, организующим траст, нужно ввести в устав положение, согласно которому права в распоряжении собственностью доверительной организации распределяются среди физических лиц без определения долей собственности. Такое положение означает, что голосование на общем собрании трастовой организации должно будет осуществляться по принципу «один акционер - один голос», а не «одна акция - один голос».
В целях оптимизации работы представительного органа трастовой организации, в доверительное управление которой передан единый пакет акций, принадлежащих частным акционерам-работникам корпорации, вся группа представителей (мозг) должна быть изначально разделена на две сопряжённые команды (полушария). Подобно тому, как в головном мозге «правое полушарие связано с когнитивной новизной, а левое полушарие - с когнитивной рутиной», за одной из команд закрепляется оперативная функция первичного представительства, за другой - консервативная функция контроля деятельности командно-бюрократического аппарата корпорации и, что не менее важно, функция остаточного контрольного дублирования деятельности первой команды.
Важной предметной целью, задающей направление деятельности обоим представительным комитетам траста, является членство в совете директоров, привлекающее каждого наёмного работника-акционера престижем и карьерными перспективами. Общее стремление к этой цели всех членов обеих команд задаёт своеобразный вектор сопряжения пары функционально разобщённых команд рабочих представителей. Должности представителей работников-акционеров в совете директоров корпорации достаются избранным на общем собрании трастовой организации членам представительных комитетов траста, обладающим наибольшим комбинированным рейтингом, который складывается из личного рейтинга и командного рейтинга (то есть рейтинга соответствия каждого из двух выборных представительных органов своему предназначению).
При описанной в приведённой схеме технологии делегирования полномочий, рабочий лидер, избранный в контрольно-ревизионный или в оперативный комитет трастовой организации, становится надёжным проводником жизненно важных интересов работников-акционеров. Особый режим внутрикомандной и межкомандной конкуренции (состязательности) рабочих представителей интенсифицирует чувства их сопричастности интересам трудового коллектива, настраивая сознание каждого рабочего представителя на актуализацию и интеграцию необходимых нравственных побуждений, сочетающихся с построением психологических преград для эгоистических влечений.
Представительный орган, организованный работниками-акционерами по принципу биполярной функциональной асимметрии, должен выполнять в управлении корпорацией примерно те же функции, что и сервомеханизм - важнейший элемент автоматического управления, который есть во всех современных машинах. Сервомеханизмом в автоматике называют устройство, организующее информационную обратную связь. Сервомеханизм (следящая система) нужен для дистанционного контроля точности работы главного управляющего механизма и для усиления его мощности.
Если представить акционерное предприятие сложным техническим устройством, управление которым должно быть точным и безопасным для пользователя, становится очевидным, что эффективный, надёжный сервомеханизм в этом техническом устройстве - острейшая необходимость. Необходим он для незамедлительного оповещения своих пользователей - акционеров (в первую очередь работников-акционеров) о неполадках в механизме управления акционерным предприятием. Оповещение требуется для того, чтобы «пользователи» могли вовремя исправить неполадки или поставить новые «запчасти» вместо тех деталей, которые оказались неисправными.
В условиях, когда деятельность совета директоров получает мощную информационно-управленческую поддержку со стороны объединённых в траст работников-акционеров, совет директоров становится центром консолидации интеллектуального потенциала корпорации, актуализирующим достижения самой передовой экономической и технической мысли и чутко реагирующим на реальные социально-хозяйственные запросы. В выработке своих решений этот орган начинает опираться на сведения, минимально искажённые бюрократическим аппаратом корпорации, разрабатывая всё более и более перспективные сценарии корпоративного развития. По силам совету директоров становится также подбор опытных, «харизматичных» администраторов на ключевые посты, стимулирование последних и оказание им практической помощи.
Итак, улучшить характер влияния общества на бюрократию можно лишь в том случае, если предприниматели, распоряжающиеся крупным акционерным капиталом, будут детально отчитываться перед акционерами за качество своей распорядительской деятельности. Парадокс, однако, заключается в том, что на сегодняшний день эти отчёты никого не интересуют, поскольку «акционеры в подавляющем большинстве случаев никогда не были на акционерном предприятии и не имеют чёткого представления о специфике его деятельности и насущных проблемах (быть «совладельцами» предприятия они могут несколько дней, часов или даже минут)». Для разрешения этого парадокса как раз и нужно организовать эффективный контроль над распорядительской деятельностью, осуществляемой в рамках крупного акционерного предприятия, со стороны акционеров, представляющих себе и специфику предприятия, и его насущные проблемы - акционеров, связавших с данным предприятием свою трудовую жизнь (работников-акционеров). Чем эффективнее будет такой контроль, тем меньше корпоративная технократия и государственная бюрократия будут отклоняться от оптимального («идеального») режима своего функционирования.
2.4 Точность меры технической составляющей управленческого труда как гарантия высококачественного администрирования
Замена «продажного и прогнившего» буржуазного парламентаризма «работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы», представлялась классикам марксизма главной революционной задачей. Считалось, что эта задача будет решена, как только все трудящиеся граждане станут по очереди, с лёгкостью возлагать на себя управленческие полномочия, а потом с такой же лёгкостью будут передавать свои управленческие полномочия тем, кто следует за ними по очереди. Решение этой задачи должно было стать одним из трёх главных шагов по пути коммунистических преобразований, однако марксистско-ленинский сценарий безотлагательной замены специфического «начальствования» государственных чиновников простыми функциями «надсмотрщиков и бухгалтеров», на поверку оказался совершенно безграмотным. Простота марксистско-ленинского сценария вдохновила сотни миллионов людей во всём мире, но после того, как его безграмотность стала очевидной, даже самые ярые приверженцы коммунистических идей надолго разуверились в возможности коммунистических преобразований. Сделать первый шаг по пути к коммунизму, и не упасть, споткнувшись, большевикам не удалось.
Для полного осуществления коммунистических преобразований требовалась не только кардинальная реорганизация власти. Требовалось сделать ещё два основательно продуманных шага - реализовать принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» и перевести все общественные средства производства в режим их планомерного использования (развития).
Марксистско-ленинский сценарий реализации принципа «от каждого по способностям, каждому по труду», - одного из важнейших принципов социализма, - равно как и марксистско-ленинский сценарий организации «коммунистической власти», не отличался большой сложностью. Считалось, что как только рабочие станут сами руководить предприятиями (делая это поочерёдно за оплату не выше оплаты рабочего), они, опираясь на живое творчество масс, естественным образом будут развивать все свои способности. Оплата труда работников всегда будет справедливой, ведь у власти будут стоять пролетарские руководители и никакая эксплуатация с их стороны будет невозможна. Считалось, что чиновники, рекрутируемые из пролетарской среды, уже в силу своей пролетарской генетики (пролетарского происхождения) будут заинтересованы в том, чтобы каждый работник смог максимально полно реализовать все свои способности и получить за результаты своего труда максимально эквивалентное вознаграждение.
Между тем, профессионализация бюрократов-исполнителей, выполняющих рутинные технические операции для поддержания регламентных информационных ресурсов как государства, так и любого крупного предприятия на требуемом уровне качества, должна предполагать тщательный отбор (селекцию) специалистов, наиболее приспособленных к выполнению работы, важность которой обусловлена тем, что «всякая человеческая практика, в отличие от жизни животного, конституируется процедурой согласно установленным правилам».
Особое значение в решении задачи профессионализации чиновников-исполнителей, не наделённых обществом руководящими полномочиями, имеет организация эквивалентной оплаты их исполнительского труда. Наряду с организацией оптимального взаимодействия административной и политической составляющих корпоративной бюрократии, решение задачи равной оплаты за равный исполнительский труд в сфере управления должно стать основой неуклонного повышения качества администрирования. Задача эта сохранит свою актуальность по крайней мере вплоть до того момента, пока выполнение «простых функций надсмотрщиков и бухгалтеров» не будет переложено на мощное кибер-устройство с программным обеспечением, постоянно улучшаемым в ходе живого творчества масс.
Выше уже отмечалось, что профессиональный («идеальный») чиновник-исполнитель обязан механически, «без гнева и пристрастия», выполнять указания руководителя-администратора. Администратор же, подобно грамотному программисту, должен облачать каждое своё указание в алгоритм, детально определяющий работу чиновника-«компьютера». Вне зависимости от того, является ли администратор-«программист» сам автором алгоритма, или алгоритм им полностью либо частично заимствован, он должен быть лишён какой-либо возможности перекладывать ответственность за качество своих указаний на плечи «компьютера». Для устранения такой возможности нужно надёжно оградить чиновника-исполнителя от административного произвола, определив его профессиональные права и установив процедуру защиты этих прав.
Наиболее частые посягательства на права чиновников-исполнителей происходят при оплате их услуг, поэтому главным условием профессионализации чиновников-исполнителей является переход от уравнительного вознаграждения к вознаграждению за результаты труда. Определяя справедливый (эквивалентный) размер вознаграждения труда чиновников-исполнителей, следует исходить из того, что это особый, отличный от других, вид управленческого труда, со свойственной только ему методикой оценивания трудовых результатов.
В сфере управления, в целом, можно выделить три особых вида труда:
- рутинный труд технических исполнителей, предполагающий полное, беспрекословное и безукоснительное выполнение управленческих алгоритмов различной сложности;
- творческий научно-инженерный труд, предполагающий продуктивное участие в разработке управленческих алгоритмов;
- творческий инновационно-предпринимательский труд, предполагающий персональную ответственность за принятие управленческих решений-алгоритмов.
Каждому из перечисленных видов управленческого труда присущ свой режим оплаты.
Известно, что схожая классификация управленческого труда была распространена во времена советской власти. Всех управленческих работников (служащих) того времени было принято разделять на три основные категории - руководителей, специалистов и технических исполнителей, исходя из кардинальных различий в требуемых профессиональных навыках. Однако, несмотря на признаваемые различия, режим оплаты труда, требующего разных навыков, был единым, общим для всех трёх категорий управленческих работников. Ни о какой особой методике оплаты труда технических исполнителей, специалистов или руководителей не было и речи. Формально все были равны и все получали повременно-премиальную зарплату.
В реальности эта единая методика дополнялась тем, что закономерная исключительность руководящих ответственных лиц с самых первых лет советской власти позволяла им присваивать некоторые привилегии, объём которых негласно, но всё же ощутимо соизмерялся с масштабом персональной ответственности. Несмотря на эти волюнтаристские дополнения, оценка труда рядовых бюрократов практически не зависела от сложности трудовых операций и скорости их выполнения. Ни размер установленного оклада, ни размер премии за общие, «коллективные» результаты труда, не зависел от индивидуального мастерства рядового управленческого работника. Следуя теории К. Маркса и практике Парижской коммуны, большевики не видели смысла в дифференцированном подходе к оценке мастерства чиновников-исполнителей, беспокоясь в основном о том, чтобы персональная оплата их труда была «не выше платы рабочего».
Ясно, что задача профессионализации труда чиновников-исполнителей не имеет ничего общего с ранее упоминавшейся «пролетарской задачей» организации материального стимулирования «скромно оплачиваемых надсмотрщиков и бухгалтеров с техниками всех сортов, видов и степеней», о которой размышлял В.И. Ленин накануне Октябрьской революции, и подход к её решению должен быть совершенно иным.
По сути, труд чиновника-исполнителя любого «сорта, вида и степени» сводится к своевременному наполнению каналов обратной и прямой связи стандартизированной информацией. Каналы обратной связи должны наполняться стандартной отчётной информацией о текущем состоянии управляемого объекта. Такая информация нужна руководителю для предварительного сравнения фактических параметров развития управляемого объекта с административно заданными (априорно плановыми) параметрами. Следует подчеркнуть, что информация, передаваемая по каналам обратной связи бюрократией, пригодна лишь для предварительной оценки характера отклонений фактического развития производственной корпорации как объекта управления от административных ориентиров.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31