А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

За один год он преодолел путь от Китая до Армении.
Чингисхан завоевал государства Цзинь и Си-Ся в Китае, земли Аббасидов, Афганистан и Северную Индию. Доходили его воины и до Руси.
Но он был не только воином, а еще искусным организатором своих владений, мудрым правителем и великим законодателем. Его сборник законов «Ясы» навсегда остался основой права азиатских кочевых народов — и это несмотря на то, что Чингисхан совсем не знал грамоты.
У Чингисхана было много жен и любовниц, а во время похода у него каждую ночь была новая наложница. Чаще всего их отбивали у противника.
В 1223 году Чингисхан упал с лошади во время охоты, и это падение неблагоприятно сказалось на здоровье Великого хана. С тех пор боли не отпускали его.
Смерть пришла к Чингисхану в 1227 году, когда он дожидался падения города Нинся. Чтобы осажденный город не воспрянул духом, Великий хан отдал приказ в строжайшей тайне хранить известие о его смерти до падения Нинся.
Место захоронения Чингисхана неизвестно. По одной версии, он был похоронен либо под деревом, либо на равнине близ Каракорума, либо в пустыне Ордос, а после захоронения по его могиле галопом пронеслись десять тысяч лошадей, чтобы навеки скрыть ее от глаз посторонних. Другая, более вероятная, версия гласит, что Чингисхана похоронили на горе с которой текут реки Онон, Тола и Керулен.
Темучин, называвшийся Чингисханом, «покорителем вселенной» после взятия Бухары получил еще одно прозвище — «Бич божий».
Его потомки хорошо выучили военные правила Чингисхана — ассимилировать кочевников, эксплуатировать оседлых, истреблять или ослаблять покоренные сильные народы, чтобы избежать восстаний. Кроме того, в арсенале их воинских приемов было ложное отступление с поля боя, за которым следовало молниеносное контрнаступление и конная разведка.
Сыновья Чингисхана вместе с ним участвовали во всех походах, между собой поссорились только однажды, при осаде Ургенча. Воевала дочь Чингисхана. Она принимала участие в атаке на город Нишапур.
Угедей (1186–1241) еще при жизни Чингисхана был объявлен его преемником. При Угедее было завершено покорение Северного Китая, завоеваны Армения, Грузия и Азербайджан. Именно Угедей отправил своего племянника Батыя в Восточную Европу. Батый почти полностью завоевал Русь, разгромил польские, немецкие и венгерские войска. Но это наступление прекратилось со смертью Угедея.
В быту Угедей-хан был непритязательным, но отличался любовью к вину. Когда придворные врачи, беспокоясь о его здоровье, предписали ему вдвое уменьшить количество кубков вина, осушаемых им ежедневно, он с готовностью согласился, но приказал слугам подавать ему вино в новых кубках, которые были вдвое больше прежнего.
После смерти Угедея монгольским ханом стал его брат Джагатай (?— 1242), еще при жизни отца возглавивший Джагатайский (Чагатайский) улус, который стал наследственным владением монгольских ханов из рода Джагатая. Этот улус включал среднеазиатские земли Маверранахар и Семиречье и Кашгар. В середине XIV века распался на ряд владений.
Толую после смерти отца досталась западная часть Средней Азии, включая Восточную Персию и Северную Индию.
Хану Батыю (Бату) (1208—55), сыну Джучи — старшего сына Чингисхана, при разделе земель достались Западная Сибирь от Урала до Иртыша и территория, прилегавшая с севера к Каспийскому и Аральскому морям, включая южные уральские предгорья.
Батый в качестве предводителя общемонгольского похода (1236–1243) наводил ужас на жителей Восточной и Центральной Европы. Он подчинил Русь, камских болгар, половцев и другие народы, жившие в низовьях Волги и Дона.
В 1243 году он основал Золотую Орду, монголо-татарское царство, в состав которого входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Закавказье и Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак.
После похода Батыя на Русь эта богатая страна платила дань Орде, а ее великие князья получали ярлык на княжение у татарского хана. Но Русь продолжала сопротивляться и, обескровив монголов, прервала их стремительное шествие в Западную Европу.
Другой внук Чингисхана, Халагу-хан, основал династию ильханов (тюрк. — повелитель народов) Хулагуидов. Это государство включало в себя Иран, большую часть современного Афганистана, Туркмении, Закавказья, Ирака, восточную часть Малой Азии.
Потомки Чингисхана вели войны не только против разных народов, но и между собой. Так, потомки Угедея были полностью истреблены Хулагуидами.
При хане Хубилае в 1279 году монголо-татарское государство достигло предела своей величины и включало в себя Русь, Китай, Среднюю Азию, Персию и большую часть Юго-Восточной Азии. Основанная Хубилаем монгольско-китайская династия получила название Юаньской.
Монголы превратили китайские рисовые поля в пастбища, города и села были разграблены, для своего войска монголы забирали у населения лошадей, а крестьян заставляли платить тяжелую дань и выполнять разные трудоемкие работы. Городские ремесленники были превращены в рабов и уведены в другие страны, чтобы обслуживать монгольские войска во время походов.
В XIV веке против монгольских императоров неоднократно возникали заговоры, в 1351 году в провинциях Хэнань и Шаньдунь произошло восстание «красных тюрбанов». В 1356 году «красные тюрбаны» угрожали даже столице Юаньской империи — городу Яньцзину (Пекину), а в 1360-х годах восстания происходили уже по всему Китаю. Монголы были изгнаны из Китая в 1368 году, Русь освободилась от монголо-татарского ига в 1380 году, после разгрома Мамая Дмитрием Донским в Куликовской битве. В XV веке Золотая Орда, побежденная великим хромым, утверждавшим, что он прямой потомок Чингисхана, — Тамерланом, распалась на Сибирское, Казанское, Астраханское и др. ханства.
ШЕРЕМЕТЕВЫ

Театралы и меценаты
Корни этой династии уходят в седую русскую старину, а расцвет приходится на время правления Петра I и его потомков, до Павла I.
Шереметевы создали первый крепостной театр в России, их крепостными были созданы незабываемые шедевры живописи и архитектуры, а спектакли, которые ставили крепостные актеры, не уступали лучшим московским и петербургским. Коллекции произведений искусства, собранные Шереметевыми, вошли во многие музеи России и, вывезенные французами в 1812 году, — мира; а ансамбли Кусково и Останкино стали памятниками архитектуры.
Шереметевы происходят из рода Андрея Ивановича Кобылы (вторая четверть XIII века), приближенного московского великого князя Симеона Ивановича Гордого. Андрей Иванович стал родоначальником многих боярских и дворянских фамилий: Захарьиных, Коновницыных, Колычевых, Юрьевых, в том числе и Шереметевых.
Из древних представителей этого семейства известен Иван Васильевич Большой (?—1577), боярин, воевода, член Избранной рады и земской боярской думы Он участвовал в походах на Казань в 1547–1552 годах и в Ливонской войне. В 1570 году насильно был пострижен в монахи. Федор Иванович Шереметев (?—1650) в 1642–1645 годах фактически был главой русского правительства.
Бояре Шереметевы постоянно жили в Москве или по месту царской службы и имели вотчины, в которых накапливали припасы и охотились, если случалось время для забавы. Для этих же целей в начале XVI века боярин Василий Шереметев выменял свою бежецкую вотчину на подмосковную деревню Кусково.
Петр Васильевич Шереметев, по прозвищу Большой, успешно командовал конницей в польском походе царя Алексея Михайловича, затем оборонял южные рубежи России от турок и крымских татар, служил воеводой в Севске и Киеве, управлял Новгородскими землями и участвовал в посольствах.
Он нечасто бывал в Москве, но уж если попадал в столицу, то сидел на пирах на «высоком» месте — рядом с царем или с царевичем.
Ездил Петр Васильевич всегда с пятерыми своими сыновьями, отличными охотниками, из которых особенным удальством выделялся старший, Борис.
В имение Шереметева Кусково часто на охоту приезжал царь Алексей Михайлович, но сын его, Федор Алексеевич, в таких забавах участия не принимал и независимого Шереметева отправил с глаз подальше — воеводой в Тобольск.
Закончив лучшее учебное заведение того времени, Киево-Могилянскую академию, Борис Петрович знал многие языки: латинский, древнегреческий, древнееврейский, польский.
Службу свою он начал рындой, почетным телохранителем Алексея Михайловича на посольских приемах.
В 1686 году царевна Софья направила Шереметева к польскому королю, от которого требовалось признать воссоединение Украины с Россией, и к австрийскому императору, с которым нужно было заключить союзный договор.
Добившись политических успехов, Б.П. Шереметев прославился и в ратном деле, в походе против турок в 1687 году и был назначен воеводой в город Белгород, а потом в Вятку.
Борис Шереметев стал одним из ближайших сподвижников Петра I. В 1697 году царь Петр I снова послал Шереметева за границу тот ознакомился с новыми крепостями польского короля, построенными по последнему слову инженерного искусства, и с постановкой артиллерийского дела в Европе. Побывал он в Венеции, Риме, Неаполе, где интересовался строительством и искусством вождения кораблей. На острове Мальта он был посвящен в рыцари и получил знак командорского отличия — усыпанный алмазами командорский рыцарский крест.
В 1701 году в битве при мызе Эрестфере Шереметев показал, что не зря ездил по Европе: миф о непобедимости шведского короля Карла XII был развеян.
Б.П. Шереметев первым получил чин генерал-фельдмаршала — высшее воинское звание петровских времен.
Всю жизнь Борис Петрович Шереметев провел в походах, завоевав репутацию крупнейшего полководца своего времени. Он воевал со шведами, турками, немцами, и каждая победа приносила ему награды, земли и крестьян.
Имениями своими он управлял крепко, был прижимист, занимался ростовщичеством и немилосердно наказывал провинившихся.
В 1705 году генерал-фельдмаршал был послан для усмирения восставших слобод под Астрахань. Он прошел область с огнем и мечом: многие были повешены. За подавление этого восстания Шереметев был пожалован титулом графа.
Борис Петрович был одним из первых, кто надел немецкое платье и сбрил бороду, а следуя европейской моде, стал украшать свои особняки и дворцы картинами и гравюрами, зеркалами, часами и т. д. Для украшения использовал он и фарфор, немецкий и китайский, бывший в то время большой диковинкой.
Тщательно хранил он и семейные реликвии: шпаги, кортики, пистолеты, простреленную во время Полтавского сражения рубашку, седло и упряжь Карла XII, золотые ключи от города Риги, поднесенные ему после взятия города…
Просвещенный вельможа, Борис Петрович имел и собственную библиотеку, которая, по некоторым данным, насчитывала 25 000 томов на русском и иностранных языках.
В 1719 году прославленный фельдмаршал скончался, оставив сиротами дочь Наталью и шестилетнего Петра. Петр сразу же после рождения был записан в Преображенский полк в чине прапорщика, и уже в 12 лет прапорщик Шереметев был призван ко двору, чтобы составлять компанию цесаревичу Петру. Маленький царь был ленив и капризен, и учителя потакали его прихотям. Товарищ же его и тезка многое усвоил от общих учителей. Он знал голландский и немецкий языки, но знаниями своими не кичился, а мысли держал при себе.
Показательным является факт: когда вышедшая замуж сестра Петра Шереметева Наталья, отправляясь вслед за сосланным в Сибирь мужем, пожелала в последний раз переночевать дома, брат ее и на порог не пустил.
С приходом к власти царицы Анны Шереметев как будто смог остаться на своем месте: случалось ему и ружьишко царице подавать, и благосклонность ее временщиков он снискал… Но не осыпали больше Шереметева милостями, все больше времени он стал проводить на плацу и в дежурствах по казарме. В это время пристрастился он к оперным зрелищам и стал отдавать опере большую часть досуга.
Когда Петр Борисович собрался жениться, он выбрал княжну Черкасскую, не уступавшую Шереметеву ни по знатности, ни по богатству. К тому же она была единственной дочерью премьер-министра Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Разрешение на свадьбу было получено в 1741 году, но поскольку императрица Елизавета любила собственноручно украшать невест, придворные свадьбы были расписаны на много лет вперед. Князь Черкасский умер, не дождавшись свадьбы дочери, которая состоялась только в 1743 году.
После женитьбы Петр Борисович в одночасье стал одним из самых богатых людей в России: ему принадлежали великолепные дворцы в Москве и Петербурге, необъятные просторы в семнадцати губерниях и более двухсот тысяч крепостных. Была у него и собственная каторга в селе Серебряные Пруды под Тулой.
Петр Борисович был к тому времени генералом, камергером и сенатором, но не любил службы, не хотел он и управлять губерниями. Свое предназначение он видел в том, чтобы воплощать собой дворянские идеалы земного существования.
Он развил бурное строительство в своем имении Кусково, заложив здесь великолепный парк, завел у себя певческую капеллу, отличавшуюся хорошими голосами, и крепостной театр. В этом театре в юности выступали и дети П.Б. Шереметева, Анна и Николай.
Для украшения построенных Петром Борисовичем зданий — голландского домика, эрмитажа, грота — покупались картины, причем для графа главным была не ценность полотна, а его цвет и размер. Картины покрывали стены от пола до потолка и вешались вплотную друг к другу, а если размер картины был больше, чем отведенное для нее место, полотно безжалостно обрезали.
Избранный в 1785 году московским губернским предводителем дворянства, Петр Борисович решил создать портретную галерею, прославлявшую род Шереметевых. Писали портреты в основном крепостные живописцы. Позже он стал собирать портреты вообще, и вскоре его коллекция насчитывала уже около 300 полотен.
Желая удивить современников, Петр Борисович придумывал разные затеи: в горе Улитка устроил пещеру, в которой среди руин драконы изрыгали пламя из крашеной холстины; в парке поставил хижину, где за обеденным столом разместил восковые фигуры в костюмах разных времен; а во врытую в землю бочку усадил раскрашенную гипсовую скульптуру Диогена.
Петр Борисович умер осенью 1788 года, оставив наследником единственного сына, Николая Петровича. Дети Шереметева, Анна, Николай и Варвара, с детства получали основательные знания, их обучали языкам и музыке.
Сам Петр Борисович никогда не ездил за границу, но считал необходимым, чтобы сын его в Европе побывал. Николай Петрович слушал лекции по естественным наукам в Голландии, Швейцарии, Германии.
Из Парижа, где он долго жил, молодой Шереметев вывез многие книги древних авторов в переводе на французский язык, романы английских писателей XVIII века, труды по математике и естественным наукам.
Так было положено начало библиотеке Шереметевых, которая впоследствии насчитывала более 16 000 томов. Покупал он картины и скульптуры, причем в отличие от отца его интересовала художественная ценность приобретений. Из пяти поколений Шереметевых он стал самым крупным коллекционером. Николай Петрович даже собирался открыть «Дворец муз и граций», но этот проект не был осуществлен так, как задумывалось, хотя и воплотился в каком-то смысле во дворце в Останкино.
Он вернулся на родину только в 1773 году и служил директором Московского дворянского банка, но его ждала встреча с артисткой крепостного театра его отца Парашей Горбуновой, перевернувшей всю его жизнь.
С тех пор все меньше и меньше сил и времени отдавал Николай Петрович службе, посвятив себя театру и Параше.
Есть предание, что граф и девушка Параша встретились в 1789 году, когда Николай Петрович выезжал из лесу, возвращаясь с охоты. Но это не могло быть правдой: Параша уже в семь лет была приписана к театру и воспитывалась сестрой Петра Борисовича, княжной Долгорукой.
Впервые Параша вышла на сцену 29 июня 1779 года, когда ей было десять лет, в опере Гретри «Испытание дружбы», а выступление в опере Саккини «Колония, или Новое селение» сделало ее первой актрисой шереметевского театра, ее забрали у княжны и поселили в актерском флигеле. Параша играла в операх «Взятие Измаила» на либретто П. Потемкина, «Самнитские браки» и «Люсиль» Гретри, «Нина, или Сумасшедшая от любви» и «Инфанта Заморы» Паизиелло, «Колдун» Руссо и во многих других. Успех был неизменным.
Молодые люди полюбили друг друга, но пропасть между их социальным положением — граф, сенатор, обер-гофмаршал двора и тайный советник и крепостная! — была столь велика, что Николай Петрович не мог решиться на женитьбу на любимой: скандал в обществе был бы невероятным.
Долгие годы Параша терпела издевательства недоброжелателей, даже будучи известной актрисой и имея поклонниками царей, она не могла рассчитывать, что когда-либо ее примут в дворянском кругу как равную себе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71