А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

), но при этом слегка отклоняются. Возникло предположение, что атомы золота, твердые, непроницаемые, как «крошечные бильярдные шары» — как ранее считали ученые, — были мягкими внутри. Все выглядело так, будто меньшие и более твердые альфа-частицы могут проходить сквозь атомы золота как высокоскоростная пуля через желе. Но Резерфорд (работая с Гешером и Марсденом, своими двумя молодыми помощниками) обнаружил, что некоторые альфа-частицы, проходя сквозь золотую фольгу, отклоняются очень сильно. Фактически некоторые вообще отлетают назад. Почувствовав, что за этим кроется нечто важное, ученый тщательно посчитал количество частиц, полетевших в каждом направлении. Затем путем сложного, но вполне убедительною математического анализа он показал единственный путь, которым можно было объяснить результаты экспериментов: атом золота состоял почти полностью из пустого пространства, а практически вся атомная масса была сконцентрирована в центре, в маленьком «ядре» атома.
Одним ударом труд Резерфорда навсегда потряс наше привычное видение мира. Если даже кусок металла — кажущийся самым твердым из всех предметов — являлся в основном пустым пространством, значит, все, что мы считали вещественным, вдруг развалилось на крошечные песчинки, бегающие в необъятной пустоте!
Открытие Резерфордом атомных ядер является основой всех современных теорий строения атома. Когда Нильс Бор через два года опубликовал знаменитый труд, описывающий атом как миниатюрную солнечную систему, управляемую квантовой механикой, он использовал для своей модели в качестве отправной точки ядерную теорию Резерфорда. Так же поступили Гейзенберг и Шрёдингер, когда они сконструировали более сложные атомные модели, используя классическую и волновую механику. Открытие Резерфорда также привело к появлению новой ветви науки: изучение атомного ядра. В этой области Резерфорду тоже было суждено стать пионером. В 1919 году он добился успеха при трансформировании ядер азота в ядра кислорода, обстреливая первые быстродвижущимися альфа-частицами. Это было достижение, о котором мечтали древние алхимики. Вскоре стало ясно, что ядерные трансформации могут быть источником энергии Солнца. Более того, трансформация атомных ядер является ключевым процессом в атомном оружии и на атомных электростанциях. Следовательно, открытие Резерфорда вызывает гораздо больший интерес, чем просто академический.
Личность Резерфорда постоянно поражала всех, кто с ним встречался. Он был крупным человеком с громким голосом, беспредельной энергией и заметным недостатком скромности. Когда коллеги отмечали сверхъестественную способность Резерфорда всегда находиться «на гребне волны» научных исследований, он сразу отвечал: «А почему бы и нет? Ведь это я вызвал волну, не так ли?» Немногие ученые стали бы возражать против этого утверждения.
57. ЖАН КАЛЬВИН (1509–1564)
Знаменитый протестантский теолог и моралист Жан Кальвин является одной из важнейших фигур в европейской истории. Его взгляды на такие разнообразные предметы, как теология, управление страной и личная мораль, в период длительностью более 400 лет влияли на жизнь сотен миллионов людей. Жан Кальвин (настоящее имя: Жан Коувин) родился в 1509 году в городке Нуайон во Франции. Он получил хорошее образование. Окончив коллеж де Монтегю в Париже, Кальвин поступил в Орлеанский университет и стал изучать закон. Дополнительное изучение законодательства он продолжил в Бурже.
Кальвину было всего восемь лет, когда Мартин Лютер вывесил свои Девяносто пять тезисов на двери церкви в Виттенберге и тем самым положил начало протестантской Реформации. Он вырос в семье католиков, но в юношеском возрасте превратился в протестанта. Чтобы избежать гонений, Кальвин вскоре покинул Париж, где он жил, и после некоторого проведенного в путешествиях времени поселился в Швейцарии в городе Базель. Там Кальвин жил под псевдонимом и интенсивно изучал теологию. В 1536 году в возрасте двадцати семи лет он издал свою самую известную работу «Институты христианской религии». Эта книга, в которой были собраны и представлены в понятной и систематической форме основные протестантские убеждения, сделала его знаменитым. Позже в 1536 году Кальвин посетил Женеву, где протестантство быстро набирало силу. Его попросили остаться там как учителя и лидера протестантской общины. Но вскоре возник конфликт между страстным пуританином Кальвином и жителями Женевы. В 1538 году он был вынужден покинуть город. Однако в 1541 году его попросили вернуться. Кальвин согласился и стал не только религиозным лидером города, но еще и его эффективным политическим лидером до самой своей смерти в 1564 году.
Теоретически Кальвин никогда не был в Женеве диктатором: большинство горожан имели право голоса, большая часть политической власти принадлежала совету, состоявшему из двадцати пяти человек. Кальвин в этот совет не входил. Он был человеком, которого могли сместить в любое время (как это и случилось в 1538 году), если он не согласен с большинством. Но на практике Кальвин управлял городом и после 1555 года стал фактическим властелином. Под управлением Кальвина Женева стала ведущим протестантским центром в Европе. Он постоянно старался поддерживать рост протестантства в других странах, особенно во Франции, и некоторое время Женеву называли «протестантским Римом». Вернувшись в Женеву, Кальвин сразу разработал ряд духовных правил для местной реформированной церкви. Эти правила служили образцом для многих реформированных церквей Европы. Находясь в Женеве, Кальвин написал много влиятельных религиозных трактатов и продолжал дорабатывать «Институты христианской религии». Также он прочитал множество лекций по теологии и толковал Библию.
Женева Кальвина была строгим, пуританским местом. Серьезными преступлениями считались не только супружеская измена и блуд, но также азартные игры, пьянство, танцы и пение непристойных песен. Все это запрещалось, а провинившихся ждало серьезное наказание. Закон требовал посещения церкви в предписанные часы, а длинные службы были обычным делом.
Кальвин страстно поощрял прилежность в работе, образование, и Женевский университет был основан во время его правления. Он был нетерпимым человеком и тех, кого считал еретиками, судил и наказывал. Самой знаменитой его жертвой (всего их было несколько) оказался Мигель Сервет, испанский врач и теолог, который не верил в доктрину Троицы. Когда Сервет приехал в Женеву, его арестовали, обвинили в ереси и сожгли на костре (в 1553 году). Еще несколько человек, заподозренных в черной магии, сожгли на костре в период правления Кальвина.
Кальвин умер в Женеве в 1564 году. Он был женат, но его жена умерла в 1549 году, а их единственный ребенок — при рождении. Значение Кальвина не в его прямой политической деятельности, а в провозглашенной им идеологии. Он подчеркнул авторитет и важность Библии и, как и Лютер, отказал в авторитете и важности римской-католической церкви. Как Лютер, преподобный Августин и Святой Павел, Кальвин придерживался взгляда, что все люди грешники и что спасение приходит не через прилежную работу, а через одну лишь веру. Особенно важными были его идеи предопределенности и осуждения. Согласно Кальвину, Бог уже решил — не принимая во внимание заслуги, — кого следует спасти, а кого проклясть. Зачем же тогда человеку стараться вести нравственный образ жизни? Кальвин отвечал, что «избранные» (то есть те, кого Бог выбрал, чтобы спасти) выбраны Богом также вести праведную жизнь. Мы спасены не потому, что делаем добро, а делаем добро потому, что выбраны для спасения. Хотя такая доктрина может показаться некоторым странной, несомненно, она вдохновила многих кальвинистов вести праведную жизнь.
Кальвин оказал огромное влияние на мир. Его теологические доктрины в конечном счете имели даже больше приверженцев, чем у Лютера. Хотя Северная Германия и Скандинавия стали в основном лютеранскими, но Швейцария и Нидерланды приняли кальвинизм. Существовали небольшие, но значительные кальвинистские группы в Польше, Венгрии и Германии. Пресвитерианцы в Шотландии были кальвинистами, так же как гугеноты во Франции и пуритане в Англии. Причем пуритане, конечно, оказали сильное и продолжительное воздействие на Соединенные Штаты. В Женеве Кальвина было больше теократии, нежели демократии, но конечный эффект кальвинизма, тем не менее, усиливал демократию. Возможно, тот факт, что в столь многих странах кальвинисты оставались в меньшинстве, послужил причиной их стремления к ограничениям установленной власти. Или, может быть, таким фактом оказалась внутренняя демократическая организация кальвинистских церквей. Но какова бы ни была причина, изначальные оплоты кальвинизма (Швейцария, Голландия и Великобритания) стали также оплотами демократии.
Утверждают, что кальвинистские доктрины были главным фактором в создании так называемой «протестантской рабочей этики» и в развитии капитализма. Трудно судить, в какой степени можно принять это утверждение. Голландцы, например, считались трудолюбивыми людьми еще до рождения Кальвина. С другой стороны, кажется неразумным предполагать, что четко выраженное отношение Кальвина к прилежной работе не оказало влияния на его последователей. (Можно отметить, что Кальвин допускал получение прибыли, в то время как это осуждалось большинством ранних христианских моралистов. А прибыль была важным фактором в развитии капитализма.) На какое место в нашем списке стоило бы поставить Кальвина? Его влияние касалось прежде всего Западной Европы и Северной Америки. Более того, вполне очевидно, что за последний век это влияние заметно пошло на убыль. Во всяком случае, большая часть заслуги существования кальвинизма как течения христианства уже отдана более ранним фигурам, таким как Иисус, Святой Павел и Лютер.
Хотя протестантская Реформация была событием огромной исторической важности, ясно, что Мартин Лютер нес большую ответственность за этот переворот. Сам Кальвин являлся лишь одним из нескольких влиятельных протестантских лидеров, которые вышли на сцену после Лютера. Следовательно, нет сомнений, что Кальвин должен стоять ниже Лютера. С другой стороны, Кальвин должен стоять выше таких философов, как Вольтер и Руссо, частично из-за того, что его влияние охватило в два раза больший временной период, и частично потому, что его идеи оказали столь глубокий эффект на жизнь его последователей.
58. ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ (1822–1884)
Грегор Мендель известен как человек, открывший основные принципы наследственности. Но при жизни он был никому не известным монахом и ученым-любителем, чьи ярчайшие исследования игнорировались научным миром.
Мендель родился в 1882 году в городе Хейнзендорфе. В то время это была территория австрийской империи, а сейчас — часть Чехии. В 1843 году Мендель ушел в монастырь августинцев в Брюнне в Австрии (ныне Брно в Чехии). В 1847 году он стал священником, а в 1850 году сдавал экзамен на сертификат преподавателя, но потерпел неудачу, получив самые низкие оценки по биологии и геологии! Тем не менее настоятель монастыря отправил Менделя в Венский университет, где он с 1851 по 1853 год изучал математику и естественные науки. Мендель так никогда и не получил официальную лицензию преподавателя, но с 1854 по 1868 год был сменным учителем естественных наук в брюннской Новой школе. В то же время, начав с 1856 года, он проводил свои знаменитые эксперименты по выведению растений. К 1865 году Мендель вывел свои законы наследственности и представил их перед Брюннским естественноисторическим обществом. В 1866 году результаты его трудов были опубликованы в Протоколах этого общества в статье под названием «Эксперименты с гибридами растении». Вторая статья была опубликована в том же самом журнале три года спустя. Хотя Протоколы Брюннского естественноисторического общества не были престижным журналом, они доставлялись в главные библиотеки. К тому же Мендель отослал копию своего труда Карлу Негели, ведущему авторитету в области наследственности. Негели прочитал работу и ответил Менделю, но не смог понять ее огромной важности. После этого статьи Менделя полностью игнорировались и были почти забыты более чем на тридцать лет. В 1868 году Менделя назначили настоятелем его монашеского ордена, и с тех пор административные обязанности оставляли ему очень мало времени на опыты с растениями. Когда он умер в 1884 году в шестьдесят один год, его великолепные исследования были почти забыты и не принесли их автору признания.
Работы Менделя заново открыли лишь в 1900 году, когда три разных ученых (голландец Хуго Де Фриз, немец Карл Корренс и австриец Эрих фон Чермак), работая независимо друг от друга, наткнулись на статью Менделя. Каждый из трех ученых проводил свои ботанические опыты, каждый независимо открыл законы Менделя, каждый перед тем как опубликовать результаты своей работы штудировал литературу и нашел статью Менделя, каждый, внимательно проштудировав труд Менделя, понял, что собственная работа совпадает с его заключениями. Поразительное тройное совпадение. Более того, в тот же год английский ученый Уильям Бейтсон тоже нашел статью Менделя и вскоре представил ее вниманию других ученых. К концу года Мендель наконец получил признание, которое заслужил в своей жизни.
Какие же факты о наследственности открыл Мендель? Прежде всего, он узнал, что во всех живых организмах были базовые части, сегодня называемые генами, с помощью которых наследственные характеристики передавались от родителя к отпрыску. В растениях, которые изучал Мендель, каждая индивидуальная характеристика, такая как цвет семени или форма листа, определялась парой генов. Отдельное растение наследовало у родителей по одному гену из каждой пары. Мендель обнаружил, что если два гена, унаследованные для данной характерной черты, отличались (например, один ген для зеленых семян, а другой для желтых), обычно только воздействие доминантного гена (в данном случае, желтых семян) проявляло себя в этом растении. Тем не менее отступающий ген не разрушался и мог перейти на следующих потомков. Мендель понял, что каждая репродуктивная клетка, или гамета (она соответствует сперматозоиду или яйцеклетке в человеческом организме), содержала только один ген из каждой пары. Еще он установил совершенную случайность того, какой ген окажется в отдельной гамете и перейдет к потомку.
Законы Менделя, хотя они и были немного модифицированы, остаются начальной точкой современной генетики. Как же случилось, что Мендель, ученый-любитель, смог открыть важные принципы, которые ускользали от множества выдающихся профессиональных биологов до него? К счастью, он выбрал для своих опытов вид растения, чьи наиболее яркие характеристики определены одним набором генов. Если бы каждая изучаемая им характеристика определялась несколькими наборами, его исследования оказались бы намного сложнее. Но эта улыбка удачи не помогла бы ему, если бы он не был невероятно внимательным и терпеливым экспериментатором, если бы он не понимал, что необходимо вести статистические анализы наблюдений. Из-за упомянутого выше фактора случайности обычно невозможно предсказать, какая характерная черта будет унаследована отпрыском. Только проведя огромное количество опытов (Мендель записал результаты опытов более чем над 21 000 отдельных растений!) и статистически проанализировав их, ученый смог вывести свои законы.
Очевидно, что законы наследственности являются важным дополнением к человеческим знаниям, а наши познания в генетике, вероятно, найдут большее применение в будущем, чем сейчас. Существует, однако, другой фактор, который необходимо учитывать, обсуждая, на каком месте в нашем списке должен стоять Мендель. Поскольку его открытия игнорировались при жизни, а его заключения были заново открыты учеными следующего поколения независимо друг от друга, исследования Менделя можно считать невостребованными. Если этот аргумент рассмотреть широко, можно заключить, что Менделю в этом списке вообще нет места: например, Лейф Эриксон, Аристарх и Игнац Земмельвейс были пропущены ради Колумба, Коперника и Джозефа Листера. Однако между случаем Менделя и другими существует различие. Его работы были забыты лишь на короткий срок, а после нового открытия быстро получили широкую известность. Де Фриз, Корренс и Чермак хоть и открыли свои принципы независимо друг от друга, в конце концов все равно читали работы Менделя и ссылались на результаты его исследований. Наконец, никто не может точно сказать, что работы Менделя никогда не оказали бы влияния на историю, если бы не было Де Фриза, Корренса и Тшермака. Статья Менделя уже была включена В.О. Фоске в широко используемую библиографию работ по наследственности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48