А-П

П-Я

 

«Ты ли Тот, Которому должно придти или другого ожидать нам?»
Вопрос был поставлен в такой форме, что, казалось бы, на него должен был последовать краткий ответ, какой Господь дал Самарянке у колодца Иакова. Но если бы Христос прямо назвал Себя Мессией, то ученики Иоанна могли бы не поверить Ему, подумав, что Он Сам свидетельствует о Себе. Поэтому Иисус, указывая на чудеса, свидетелями которых были ученики Иоанна, говорит им: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне?»
Ученики Иоанновн должны были знать, что совершать такие чудеса и в таком множестве мог только Мессия, о Котором еще за восемь веков предсказал пророк Исайя, говоря: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь...». (Ис. 35: 4-6).
Ученики Иоанна ушли. Поставленный ими от имени их учителя вопрос мог соблазнить окружающих Иисуса. Значит, Иоанн Креститель сомневается в галилейском Проповеднике? Значит, прежде, на Иордане, он заблуждался, когда указал на Иисуса как на Агнца Божия, Который берет на Себя грехи мира.
Чтобы рассеять такие мысли в народе и показать, что св. Иоанн не такой человек, который говорит сегодня одно, а завтра другое, Господь обратился к ним с вопросом: «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка... Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя... ».
57
Такими словами Господь свидетельствовал о Своем Предтече незадолго до его смерти. «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него».
Иисус Христос в доме Симона-фарисея.
Лк. 7: 36-50
Если простой народ признавал Христа за одного из великих ветхозаветных пророков, то духовно ослепленные фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, другом мытарей и грешников. Фарисеи неотступно ходили за Христом, следили за каждым Его шагом и старались обличить Его в чем-нибудь.
Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим грешным поведением. Евангелист Лука не называет ее по имени, но предание гласит, что это была Мария Магдалина.
Что происходило накануне в сердце этой женщины? Мы не знаем. Евангелист нам только сообщает, что Мария пришла к Господу с глубоким покаянием. Молча она вошла в комнату, держа в руках алавастровый сосуд с драгоценным миром. Увидев Христа, возлежащего за трапезой, она с глубоким сокрушением и со слезами припала к Его ногам. Грешница омывала покаянными слезами ноги Иисуса, отирала их волосами головы своей, целовала их и мазала драгоценным миром. Она чувствовала всем сердцем, сознавала без всяких вопросов, что это — Сама Святыня, Сама Чистота, перед Которой прилично и можно только плакать о своей низости и греховности и Которая сама без лишних с ее стороны слов очистит, облагородит ее, даст мир и святыню ее измученной душе. И женщина не ошиблась!
Но этот нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, эти слезы покаяния, это открытое исповедание грехов не тронули каменное сердце фарисея, а только дали ему повод считать Иисуса простым человеком, даже не пророком. «Если бы Он был пророк, — подумал Симон, — то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Когда он так размышлял, Спаситель, обратившись к фарисею, рассказал ему следующую притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим». «Как ты думаешь, Симон, — спросил в заключение Христос, — кто из должников больше будет благодарен заимодавцу?» — «Думаю, тот, которому более простил» [*], — ответил Симон.
Тогда Господь пояснил фарисею, для чего Он привел эту притчу. Он показал разницу между Симоном, который считал себя праведником и не испытывал потребности в покаянии, и этой женщиной, которая очистила свои грехи глубоким покаянием. Указывая Симону на грешницу, Господь сказал ему: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». Затем, обратившись к женщине, Господь сказал: «Прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром» .
Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Мф. 12: 22-37; Мк. 3: 20-30; Лк. 14-26
Покинув дом Симона-фарисея, Господь пошел проповедовать по всей Галилее, неся людям духовную радость, любовь, мир, исцеляя их душевные и телесные болезни. В этом нелегком проповедническом служении Его постоянно сопровождали не только преданные Ему апостолы, но и некоторые женщины. Евангелие сохранило нам их имена. Это были: Мария Магдалина, живая, преданная натура, из которой Христос изгнал семь бесов (Лк. 8: 2), Саломея — жена Зеведеева, мать Иоанна и Иакова, Иоанна — жена управляющего Ирода Антипы, а также Мария Клепова — двоюродная сестра Божией Матери, и Сусанна, о которой ничего не известно. Некоторые из этих женщин принадлежали к состоятельным семьям и оказывали Христу и Его ученикам материальную помощь. Их верность Учителю превзошла верность апостолов: если апостолы «страха ради иудейского» покинули в Гефсиманском саду своего Учителя, то бесстрашные ученицы Христовы сопровождали Его до самой Голгофы. Замечательно, что и враги Христа, видевшие Его в окружении женщин, не посмели клеветать на Него, несмотря на всю свою озлобленность.
Но чем больше Иисуса Христа любил народ, тем больше ненавидели Его фарисеи и книжники.
Однажды Господь исцелил в Капернаумской синагоге бесноватого — слепого и немого, так что он стал и видеть, и говорить. От этого чуда народ пришел в восторг, прославлял Бога, а Иисуса готов был признать Мессией. Казалось бы, что могло препятствовать и фарисеям признать в Иисусе хотя бы Пророка? Но нет! Дух противления — дух диавола говорил их устами иное. Не имея никакой возможности отвергать чудо исцеления бесноватого, они стали говорить народу, что Христос совершил это чудо не Божественной силой, а силой сатаны. Этим самым они хотели посеять в народе ненависть и страх к Иисусу, как человеку, имеющему связь с нечистой силой.
Господь с сожалением посмотрел на укоренившихся в злобе фарисеев и сказал народу: «Всякий грех и хула простятся человеком, а хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Ибо хула на Духа Святаго — это сознательное, ожесточенное противление воле Божией, это сатанинское, гордое состояние человеческой души, не принимающей правды Божией. Ведь столько чудес Господь совершил на глазах у фарисеев, и они не увидели в Нем посланника Неба!
Учение в притчах о Царстве Божием.
Оставаясь на некоторое время в Капернауме, Христос любил выходить к берегу Галилейского озера и там, на просторе, учил народ о Царстве Божием. Чтобы всем было слышно, Господь иногда всходил на пригорок или садился в лодку и, отплыв недалеко от берега, оттуда говорил народу. А многочисленные толпы слушателей стояли или сидели на берегу или на пригорках, внимая Его Божественному слову.
В один из таких дней к Нему на берег собралось такое множество народа, что Он вынужден был сесть в лодку и с нее поучать жаждущих Его спасительного слова.
Но проповедь Иисуса Христа о Царстве Небесном не всем была доступна. Если даже Никодим и многие духовные руководители еврейского народа с трудом воспринимали учение Спасителя о Царстве Божием, то что можно было сказать о простом народе. Вот почему Свои поучения к народу Господь излагал большей частью в особой иносказательной (притчевой) форме. Эта иносказательная форма выражения мыслей помогала простому народу легко запоминать услышанное, чтобы потом вдуматься в его смысл.
Так на Иисусе Христе исполнились слова древнего пророка, который говорил в песнопениях своих: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности» (Пс.
77: 2).
Притча о сеятеле. Мф. 13: 1-23; Мк. 4: 1-20; Лк. 8: 5-15
Царство Божие созидается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания находит различные условия в человеческих сердцах. Поверхностное восприятие Истины, враждебные обстоятельства, ложный стыд, погоня за временными идеалами, окаменение сердец — все это препятствует росту Царства Божия «внутри человека». Эту истину Господь раскрыл народу в притче о сеятеле.
Обращаясь к слушателям, Он сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят иное же в тридцать».
В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель — Христос. Почва, на которую падает семя, — души человеческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.
Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следующим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».
Притча о зерне горчичном. Мф. 13: 31-32; Мк. 4: 30-33
Царство Божие должно охватить все человечество, и Христос сеет зерна этого единства. Он создает Церковь Свою, которая должна быть в человечестве духовной силой, постепенно приближающей его к Вселенскому Царствию Божию. Она начала с малого, но охватит всю Вселенную. В нее должны войти все народы.
«Царство Небесное, — говорит Господь, — подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
В этой притче под горчичным зерном надо понимать учение Христово; под «своим полем» — души человеческие, а огромное дерево означает Церковь Христову. При этом надо заметить, что евангельское горчичное растение не является тем однолетним злаком, который растет у нас; это южное многолетнее растение, достигающее больших размеров.
Притча о закваске. Мф. 13: 33
«Царство Небесное, — продолжает Господь, — подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все».
Эта притча Господня по внешней своей форме настолько проста, что была доступна для понимания каждой хозяйке дома, каждой простой, даже неграмотной женщине. Но при всей ее простоте, в ней заключается глубокий духовный смысл. Закваска здесь означает Слово Божие, а тесто — душа человеческая.
Благодатное слово о Царствии Божием, запав в сердце человека, не только рождает его для духовной жизни, но и изменяет все его внутреннее существо, делает его новым человеком. Преображая отдельного человека, Слово Божие своей благодатной силой преображает целые народы, все человечество. Этот духовный процесс возрождения человека можно сравнить с дрожжами, которые кладут в тесто, чтобы испечь хлеб. Хотя дрожжей кладут очень мало, а муки бывает много, тем не менее дрожжи совершенно меняют муку и воду и превращают их в хлебное тесто. И это потому, что в дрожжах заключается живое творческое начало.
Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Мф. 13: 44-46
Царствие Божие есть самое великое духовное сокровище, драгоценней которого нет ничего на свете. Все ценности, все идеалы человечества — ничто в сравнении с Царством Божиим. Для его приобретения не нужно жалеть никаких земных сокровищ. Необходимо употребить все свои силы, таланты, чтобы только достигнуть Царства, обещанного нам Богом. Борьба за него есть самая священная борьба.
Его надо искать, как скрытый на поле клад. Когда человек неожиданно находит сокровище, его сердце наполняется такой радостью, о которой даже опасно говорить вслух, так как ее могут отнять. Лучше тогда продать все имение свое и купить поле с кладом, чтобы найденное сокровище оставалось бесспорным.
Царство Божие искать надо так, как ищет купец драгоценную жемчужину, которая прекраснее и несравненно дороже всех других жемчужин мира. Когда купец находит такую жемчужину, он продает все свои сокровища, чтобы только приобрести ее.
Под жемчугом в этой притче можно понимать различные учения и идеалы человечества. Купец — это человек, ищущий ценных для жизни идей. Быть может, он нашел много драгоценных жемчужин, но когда услышал слово о Царстве Небесном, он понял, что все человеческие учения, которые он с такой жаждой искал и усваивал раньше, — ничто в сравнении с Евангельским учением о Царстве Божием.
Притча о плевелах. Мф. 13: 24-30; 36-43
Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждое отдельное зерно и каждый колос есть как бы гражданин Царства Божия. Но среди пшеницы растут и плевелы: лебеда и другие сорные травы, которые заглушают рост хлебного злака.
Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Когда... люди спали, — Сказал Христос, — пришел враг его (Сеятеля) и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда же взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы». Рабы хозяина хотели удалить эти сорняки из пшеницы, но домовладыка сказал им: «Чтобы не выдергали вы вместе с плевелами и пшеницу, оставьте расти и то, и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и сожгите их, а пшеницу уберите в житницу мою» [*].
Этой притчей Господь говорил народу, что Царство Божие на земле только еще растет, строится в душах человеческих, но что в мире рядом с добром одновременно растет и зло. Злой дух духовно усыпляет человечество и стремится построить в сердцах людей свое сатанинское царство. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Праведного Судьи, зло будет изъято из мира и уничтожено. Это и будет конец века. Такими и многими другими притчами Христос поучал народ в Капернауме на берегу озера.
Укрощение бури. Мф. 8: 23-27; Мк. 4: 35-41; Лк. 8: 22-25
Окончив проповедь, Господь с апостолами сел в лодку и направился через все озеро в Гадаринскую землю.
Была ночь. Утомленный долгой проповедью, Христос уснул на корме. В это время на озере поднялась сильная буря. Вода заливала лодку, и бывшие рыбаки, выбившись из сил, пришли в отчаяние. Они бросили весла, разбудили Христа и начали Его умолять: «Наставник! Наставник! погибаем... Господи! спаси нас, погибаем!». В ответ они услышали спокойные слова Спасителя: «Что вы так боязливы, маловерные? Неужели вы думаете, что Мессия пришел для того, чтобы погибнуть вместе с вами в водах Галилейского озера?» [*]. Затем Господь стал на корму лодки и властным голосом, который был сильнее бури, запретил ветру и сказал морю: «Умолкни, перестань?»
По слову Христа волны и ветер тотчас утихли, и настала полная тишина.
Это было первое испытание веры апостолов — и они оказались маловерными. Подобно этому Господь испытывает и всех христиан», плывущих по бурному житейскому морю на Корабле» Церкви Христовой. Итак, после укрощения грозных стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка благополучно пристала к восточному скалистому и пустынному берегу страны Гадаринской.
Исцеление бесноватого в стране Гадаринской.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31