А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z


 

За несколько лет до освящения храма один из жителей Ивановской области срубил сосну, которая росла во дворе его дома. Сосна эта пострадала во время грозы от удара молнии, и ее пришлось пустить на дрова. В один из дней он затопил этими дровами печь. Внезапно его домашние заметили, что огонь в печи светится необычным светом, и им показалось, что сквозь огонь они увидели лик Богоматери. Выхватив из печи пылающее полено, хозяин обнаружил в нем металлическую икону Божией Матери «Неопалимая Купина» («Вера Эском», 1998, № 19).
…18 ноября 1991 года запылал Малый собор Донского монастыря в Москве. Огонь был так силен, что оплавились даже паникадила, храм выгорел в считанные минуты. Когда пламя было сбито, пожарные застыли в изумлении: алтарная часть с чудотворными образами осталась абсолютно невредимой. Почему пламя остановилось? Почему не сгорели деревянные иконы? В ответ на слова монахов о чудотворности икон пожарные недоверчиво покачивали головами, но своего объяснения предложить не могли.[2]
В 1992 году в Санкт-Петербурге, в церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове, произошло чудо обновления росписей. Храм только-только был возвращен верующим. Его фрески были непоправимо испорчены: в советское время их замазали масляной краской, а стоявший в церкви мыловаренный котел закоптил церковь так, что она стала изнутри и снаружи черной как смола. И вот в Крещение 1992 года после первой же службы на стенах возвращенного храма проступила живопись. Чудо обновления было засвидетельствовано сотрудниками Государственной инспекции охраны памятников.
…В марте 1995 года газеты сообщили об обретении иконы в Башкирии. В Краснокамском районе в исконно русском селе Николо-Березовка стали восстанавливать древнейший храм, ведущий свою историю от времен Иоанна IV Грозного. Деньги на строительство пожертвовал один состоятельный уроженец села. Местные жители поднесли храмоздателю древнюю икону. Как она попала в Николо-Березовку? Лесник, распиливая засохшую сосну, вдруг обнаружил внутри дерева какой-то предмет. Это оказалась икона. И, что удивительно, никакого дупла в сосне не было. По кольцам сосны удалось вычислить возраст дерева – сто пятьдесят лет. «Сомнений нет, – писала газета „Благовест“, – это не ложная мистика, а чудотворное обретение, природу которого научно объяснить невозможно» (№ 3, март, 1995).
…В конце февраля 1996 года, на первой неделе Великого поста удивительное чудо произошло в селе Нижняя Байгора Владимирской области. В местном храме замироточила Иверская икона Божией Матери. Истечение благоуханного мира было настолько обильным, что его можно было сравнить с мироточением другой Иверской иконы – знаменитого Монреальского образа! Янтарную жидкость источала вся поверхность образа: миро заполнило все углубления на иконе, даже выемку от выпавшей скрепы. Миро текло таким потоком, что под икону пришлось подложить полотенце. По храму разливалось благоухание. Настоятель храма протоиерей Кирилл Мелешко отслужил перед образом молебен, помазывая прихожан миром от иконы. 26 февраля, в Чистый понедельник, миро истекало из-под венца и от чела Богородицы; во вторник – каплями по всей иконе; в среду икона высохла и из очей Божией Матери потекли слезы.
…В конце зимы 1998 года жители Бреста стали свидетелями необычайного явления: икона Николая Чудотворца в Свято-Николаевской (Братской) церкви начала излучать тепло. Настоятель церкви отец Михаил Сацюк рассказывал: «Впервые это чудесное явление заметила прихожанка Нина Манько со своими подругами в середине февраля. Икону внесли в алтарь. Удостоверились в излучении тепла священники и дьяконы нашего храма. Затем я объявил, что в четверг, перед чтением акафиста святителю Николаю, икона будет вынесена для всеобщего поклонения. Пели акафист соборно, храм не вместил всех желающих» («Правило Веры», 1998, № 3).
…В 1998 году в Кирове иноки Успенского Трифонова монастыря обрели икону. Она приплыла по воде и остановилась на песчаном берегу, как раз напротив монастыря. Сколько носила ее речная вода – неизвестно, но факт остается фактом: от воды икона не пострадала, хотя не имела никакой пропитки. Краски остались светлыми («Вера Эском», 1998, № 22).
Это лишь некоторые примеры. Если мы заглянем в древние летописи, мы прочитаем и о других, не менее удивительных чудесах: о звучании голоса от иконы, о стоянии святых образов в воздухе, о таинственной силе, исходившей от икон и обращавшей в бегство отряды врагов…

Чему мы верим и не верим?

Английский христианский писатель Клайв Льюис в своих «Письмах Баламута» указывал, что невидимые силы зла будут полностью удовлетворены, когда им удастся превратить человека в «изделие высшего качества» – «мага-материалиста». Такой человек будет верить в чудеса демонические, но его душа останется закрытой для веры в Бога.
Кажется, современное российское общество уже приближается к этому «идеалу». Сообщения о знамениях от икон вызывают у среднего гражданина стойкое неприятие. «Выдумки, суеверия, россказни неграмотных», – думает он. Однако тот же самый человек без всякой критики воспринимает известия о чудесах «черных».
Возьмем телекинез или полтергейст. Большинство признает эти феномены. Спросите сослуживцев, верят ли они в то, что в такой-то московской квартире без посторонней помощи падают шкафы, скачут табуреты, а стол сам переворачивается «вверх ногами». «Конечно, – ответят вам, – это же вчера показывали по НТВ в сюжете о барабашке». Современному человеку кажется вполне нормальным верить в то, что «барабашка», или «домовой», поднимает на воздух мебель. А вот ангел, возносящий чудотворную икону на воздух во время пожара в деревянной церкви, – это сказки, выдумки темных деревенских бабок, да и по телевизору этого не показывали.
То же самое касается «голосов». В них мы верим без долгих раздумий. Ведь таинственные голоса слышали великие предсказатели вроде Ванги, экстрасенсы (Джуна, Алан Чумак), контактеры, медиумы, спириты. Сейчас в продаже множество книг, надиктованных «голосами», об удивительном феномене написаны статьи и книги. Любой начитанный гражданин постсоветской России уверен, что «голоса» – это нормально. Но вот поведайте кому-нибудь о том, что однажды на Афоне трапезарь Нил, проходя с зажженной лучиной мимо иконы Божией Матери «Скоропослушница», услышал голос: «Не копти Моего образа», – вас засмеют.
Иными словами, современный человек легко признает реальность духов тьмы, но божественные чудеса считает «пережитком прошлого».

Как объясняются чудеса от священных изображений?

В широком смысле, чудо – это любое нарушение «естественного порядка». Если мы представим себя живущими за некой стеной, отделяющей нас от горнего мира, то чудотворные иконы будут окнами в этой стене, окнами в духовный мир. В нашем мире все совершается «по правилам», но через иконы в него входит благодать. Видимое проявление этого вхождения благодати мы и называем чудесами, а икону, которая дарит их людям, – чудотворной.
Как же сама Церковь объясняет знамения от икон?
По словам Григория Богослова, «природа изображения состоит в том, чтобы оно было подобием первообраза». Взирая на иконы, верующие, как это было сформулировано на Седьмом Вселенском соборе, возносят ум «от образов к первообразам». По учению Церкви, священное изображение не есть нечто обособленное, наделенное собственной силой, и вне связи с тем, кому оно посвящено, думать о нем не имеет смысла.
«И власть не рассекается, и слава не разделяется, но слава, воздаваемая изображению, становится принадлежащею тому, кто изображается, – пишет Иоанн Дамаскин. – Демоны трепещут святых и бегут от их тени; изображение же и есть тень… Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них изображается… Состоящие из вещества предметы сами по себе недостойны поклонения, но если изображаемый на них исполнен благодати, то, по мере веры, и они делаются участниками благодати, то есть изливают ее».
Икона, таким образом, это некий «канал связи». И чудеса от чудотворных икон как раз и показывают нам, что этот канал не односторонний: усилие, которое человек делает здесь, встречает отклик «там».
Несколько лет назад к Иверской-Монреальской мироточивой иконе (она тогда находилась в Сан-Франциско) подошел старый тяжелобольной монах, молитвенник строгих правил. Он запел «Величит душа моя Господа», и целебное миро забило ключом, полилось пульсирующим потоком от звезды на плече Богоматери… А вот обратный пример. В Санкт-Петербурге в усыпальнице Иоанна Кронштадтского на мраморной гробнице лежит икона святого. Уже несколько раз было замечено, что человек, имеющий на душе тяжелые и нераскаянные грехи, не может приложиться к ней – какая-то сила «отталкивает» его.

Иконы – действующие христианские святыни

Иконы даны христианам, чтобы помогать им в молитве. В жизнеописании подвижницы VI века, преподобной Марии Египетской, рассказывается, как со слезами молилась она перед иконой Богородицы в Иерусалимском храме и вдруг «в страхе, ужасе и вся трепеща» получила ответ на все свои молитвенные прошения.
Великий святой ХХ столетия, преподобный Силуан Афонский († 1937) стяжал дар непрестанной молитвы стоя перед изображением Богородицы: «Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься… О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и ее любовь к нам».
Другой подвижник XX столетия, старец иеросхимонах Сампсон Сиверс (ум. 1979) был по рождению англичанином и воспитывался матерью в протестантской вере. Всю свою юность он посвятил поискам истины, пытаясь разобраться, кто прав: протестанты, православные, католики или армяне. Озарение, по его собственным словам, пришло к нему внезапно, когда он молился в петербургской часовне перед образом Спаса Нерукотворного.
«При молитвенном цветении высоких подвижников иконы неоднократно бывали не только окном, сквозь которое виделись изображенные на них лица, но и дверью, которою эти лица входили в чувственный мир, – пишет о. Павел Флоренский. – Подобные явления испытывались многими, и далеко не подвижниками: я разумею то острое, пронзающее душу чувство реальности духовного мира, которое, как удар, как ожог, внезапно поражает едва ли не всякого, впервые увидевшего священнейшее произведение иконописного искусства. Тут не остается и малейшего места помыслам о субъективности открывшегося через икону, таким живым, таким бесспорно объективным и самобытным предстоит оно взору, духовному и телесному равно. Как светлое, проливающее свет видение открывается икона… Таково действие Троицы Рублева, таково ни с чем не сравнимое впечатление Владимирской Божией Матери…»
Это «острое, пронзающее душу чувство реальности духовного мира», о котором говорит о. Павел Флоренский, может испытать и любой из нас.
«Один мой знакомый некоторое время служил алтарником в храме, – рассказывает священник Владимир Емеличев. – Будучи тогда новообращенным христианином, он не понимал многого из того, что касается веры. Однажды его заинтересовал вопрос, почему верующие с таким благоговением прикладываются ко святым иконам, что они от этого духовно получают. Он тоже прикладывался к иконам, но делал это более потому, что так делают все верующие. Как-то, когда пришел он заранее к службе, обошел по ряду почти все иконы, прикладываясь к ним. Когда же он приложился к чтимой иконе „Нечаянная радость“ и мысленно помолился Богородице, то внезапно много какой-то удивительной теплоты пролилось от иконы в его сердце. Душа растеплилась, сердце как бы таяло, горело, и ему было необыкновенно хорошо. Какие-то мгновения ощущал он этот льющийся в него поток благодати, а потом действие его стало ослабевать. Подходили к иконе уже другие верующие, а он, ошеломленный, ушел в алтарь. Таким образом, он на опыте узнал, почему верующие так чтут святые иконы, получив особую милость от Бога и Пречистой Матери Его. С тех пор он с благоговением стал лобызать святые иконы в храме и с особым чувством – чтимую икону Божией Матери „Нечаянная радость“».[3]
Выше мы упомянули об удивительных чудесах от икон. Не каждый верующий станет свидетелем подобных знамений, однако любой православный христианин может надеяться на другое чудо. Это чудо состоит в его внутреннем духовном обновлении при общении с иконой. Об этом хорошо сказал современный поэт Николай Смирнов:
Я касаюсь робкими устами
Тонкого иконного стекла —
И душа, пронзенная грехами,
Хоть на миг становится светла.

Глава 2
Хранительницы земли русской

Мы веками дознали и убедились, сколь сильна за нас и спасительна молитва Ее. Сколько раз Она спасала Отечество наше и грады наши, народ наш, села наши, и многих в отдельности – от всяких бед и зол.
Прав. Иоанн Кронштадтский
В этой и в последующих главах пойдет речь о чудотворных иконах Божией Матери. В месяцеслове Русской Православной Церкви их упомянуто немногим более двухсот. Почитаемых же образов Божией Матери значительно больше, ведь в одной только Петербургской епархии насчитывается 128 чудотворных и местночтимых икон.
«Исключая достопоклоняемый лик Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы», – пишет священник В. Владимирский.
«Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, – отмечает Т. Еремина. – Богородица может торжественно „являть“ Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его – Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность – вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах».
Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники). Поручи – деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в Ее лице – всей Церкви) – Первосвященнику Христу.
На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды – символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Бога Слова.
Мир чудотворных икон Божией Матери очень разнообразен. Есть иконы древние, византийского письма, есть новые – академического письма. Среди чудотворных икон есть писанные на холсте. Различаются иконы по размерам, форме, материалу, из которого сделана доска. Например, чудотворная Леснинская икона «вырезана на темно-красном камне овальной формы в 9 вершков длины и около того ширины», а чудотворная икона «Знамение»-Царскосельская написана на большой деревянной доске (длина 1,5 м, ширина – 1 м).
Иконы разнятся и по иконографии – то есть по системе изображения Богородицы и Младенца. На некоторых иконах Богородица одна; на других – с Младенцем; третьи повествуют о событиях из земной жизни Богородицы (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм, Благовещение, Успение); четвертые изображают Ее явление угодникам.
По-разному располагаются на иконах и фигуры Богоматери и Младенца. По способу изображения нам известны пять типов изображений Божией Матери: «Молящаяся», «Путеводительница», «Умиление», «Всемилостивая» и «Заступница».
1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия»)
Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан.
1 2 3 4