А-П

П-Я

 

'', зова и свиста и моментально отпускала бы схваченного «нарушителя»; надо воспитать надежного защитника и помощника, а не просто злобного неукротимого пса, который рвет людей.
Апортирование
Аппортирование по команде битой дичи или подранка, вещи, брошенные или потерянные хозяином, быстрая и радостная подача этого предмета собакой, которая уже безотказно идет на зов и ложится — все эти упражнения необходимы для многосторонне работающей охотничьей собаки.
Цель аппортирования не только в том, что собака подает дичь для нашего удобства. Собака должна по любой тропе, в самых трудных условиях, например, через колючий кустарник и густые заросли, с азартом и страстью гнаться за подранком — лисой, зайцем или фазаном, брать их, радостно приносить и отдавать своему хозяину-вожаку и товарищу по добыче; хорошая отработка аппортирования — это та основа, на которой строится преследование по кровяному следу крупной дичи, такой как, например, олень; раненого зверя надо догнать; если это потребуется, то загрызть и лаем подозвать хозяина или же привести хозяина к убитой дичи.
Если темпераментную охотничью собаку ничему больше не успели научить, кроме как безотказно аппортировать, то опытный охотник и дрессировщик может очень быстро сделать из нее многосторонне работающую охотничью собаку. Если дрессировщик хорошо выучил собаку приносить, то можно смело сказать, что он успешно выдержал испытание, так как подача — ахиллесова пята в дрессировке. Эти слова сказал один из величайших практиков в области дрессировки и натаски Хегендорф; он же пишет, что легче всего собака теряет доверие к дрессировщику при обучении подноски предмета.
Перед тем, как перейти к отработке аппортирования, надо полностью понять «точку зрения» собаки по этому вопросу; почему так части случаи, что собака и дрессировщик не могут поладить между собой.
В первую очередь о поноске. Поноска должна иметь такую форму, чтобы собаке было удобно поднять ее с земли, вес — с 1,5 фунта надо постепенно увеличивать до 15 фунтов. Самое главное — поноска должна быть привлекательной для собаки, как бы представлять собой дичь. При отработке этого приема я полностью отвергаю метод строгой парфорсной дрессировки — одним только способом жесткого принуждения заставить собаку взять и носить предмет, безразличный для нее. Надо выточить из дерева цилиндр длиной в 30 см с наружным диаметром посередине 4 см и с утолщениями к краям. Цилиндр должен быть полым изнутри, но с глухими концами; в середине — соединение на резьбе. Цилиндр надо обернуть шкурами дичи, по которой собака будет охотиться, т. е. шкурками зайца, кролика, кошки, тетерева, фазана, голубя, утки и т. д. Можно на одну поноску поместить 3 разные шкурки, например зайца, кролика и лисы или дикого голубя, фазана и утки; если нет ничего другого, то: курицы, домашней утки и домашнего голубя. Легко убедиться, что собака много охотнее возьмет поноску с тремя шкурками, так как три запаха для нее интереснее, чем один. Хотя бы к одному из трех запахов у щенка обнаружится склонность (прирожденная) и он возьмет поноску, а впоследствии его начнут привлекать и два других запаха.
Тремя запахами мы добиваемся того, что собака с радостью берет поноску и, кроме того, преодолевает отвращение или равнодушие к некоторым видам дичи и заинтересовывается ими.
Для небольшой собаки нежного типа конституции надо изготовить легкую поноску, без дополнительного груза, только обернутую шкурками, которые соблазнительны для собаки; для подобных случаев почти всегда наиболее пригодны шкурки дикого кролика. Для сильных, выносливых собак, по мере приучения, надо во внутрь цилиндра класть для увеличения веса дробь или пули так, чтобы вес распределялся равномерно и чтобы груз не перекатывался и не гремел; оставшееся пространство следует заполнить ватой или тряпками. Нельзя сразу или слишком быстро перетяжелить поноску.
Скажем, если собака делает упражнение в течение нескольких недель, то вес поноски в 5 фунтов велик даже для сильного, 9-ти месячного кобеля, особенно если его с этим грузом погонять минут 20 рядом с велосипедом, на скорости. Вообще такие результаты достижимы, но только ежедневной, правильной тренировкой собаки, имеющей большие склонности к аппортированию.
Разберем поведение щенка и взрослой собаки в том случае, когда мы бросим поноску со шкурками по команде «Аппорт!» и жесту. Подавляющее большинство собак с восторгом бросится за поноской; ведь для собаки брошенная поноска со шкурками — это убегающая дичь, это добыча, которую можно поймать и съесть. Схватив поноску, будет ее грызть, рвать, играть с ней, прыгать, даже может подбежать с ней на зов. На этом послушание закончится, собака не отдаст своей добычи добровольно.
По команде «Сюда!» собака может уронить поноску или убежать с ней от хозяина, чтобы тот ее не отнял. Особенно хитрые собаки пытаются спрятать свою «добычу» от хозяина, зарыть ее, чтобы позже снова поиграть с ней.
Уж если даже человек, мыслящее существо, не любит отдавать своего даром, то чего же требовать от собаки, прирученного хищника? Чтобы она поймала добычу, которая кормила ее предков, т. е. была необходима для их существования, и добровольно отдала ее, отказалась от нее в пользу хозяина? Конечно, нет.
Я уже достаточно подчеркивал, насколько необходимо, чтобы собака любила руку своего хозяина. Если собаку обманывать, обращаться с ней грубо, жестоко, то любовь пропадает, в большинстве случаев — навсегда.
Зачастую первая ошибка заключается в том, что дрессировку по аппортированию начинают слишком рано, когда собака еще не успела привыкнуть к дрессировщику — новому хозяину, еще не успела полюбить его. Основным условием, необходимым для успеха этого упражнения, является полный контакт между дрессировщиком и собакой.
Если сидящая на привязи собака чувствует хоть малейшую робость в присутствии дрессировщика, значит еще рано начинать с аппортированием, надо еще позаниматься другими упражнениями, которые будут радовать собаку. Вообще в корне неправильно начинать обучать аппортированию, пока собака еще не обучена безотказно идти на зов, садиться, ложиться, брать препятствия, ходить рядом на сворке и без сворки. Если при обучении аппортированию придется еще строго корректировать подход на зов или другие недостатки, то с аппортированием дело пойдет насмарку.
Привязанной на сворке и усаженной собаке надо дать в пасть какой-либо предмет, любимый ею, например большую кость или поноску со шкурками. Успех зависит от того, сумеет ли дрессировщик найти предмет, способный заинтересовать собаку. Кто никак не может найти ничего подходящего, пусть возьмет большой кусок сушеного мяса, а если и тогда опыт не удастся, то пусть питомец денек поголодает. Важно заставить собаку схватить вещь по команде «Аппорт!», дальше уже дело пойдет легче.
Один знакомый пожаловался мне, что с его собакой ничего нельзя сделать, она ничего не хочет брать. Я спросил его, что неужели нет ничего такого, что было бы особенно привлекательно для его собаки, против чего она никак не могла устоять. «Шкварки, — сказал он, — румяные поджаренные шкварки».
Я изготовил полую изнутри поноску, насверлил в ней отверстий, чтобы проходил запах, и положил в нее шкварки.
Вспоминаю недоверчивое, насмешливое лицо хозяина пойнтера, однако опыт удался, но, правда, наполовину. Когда я бросил поноску, пойнтер зачуял шкварки, вихрем кинулся к поноске, схватил ее и исчез с ней в своей будке. Зато в следующий раз успех был полным. Я заранее взял пойнтера на длинный шнур, он схватил по команде «Аппорт!» душистую поноску и уже больше не выпускал ее изо рта. Он ходил со мной около четверти часа на сворке с поноской во рту, и я только хитростью выманил ее у него; я поднес к его носу шкварку, он забыл на мгновение о поноске и бросил ее по команде «Брось!», за что и получил шкварку.
Это послужило базой для дальнейшей дрессировки по аппортированию, и через несколько недель этот великолепный полевик, картинные стойки которого помещены в журналах, стал прекрасно аппортировать дичь.
Десятки раз надо заставлять собаку брать нужные предметы из рук, держать их в зубах до пяти минут и дольше; если понадобится, то поддерживать левой рукой морду собаки снизу и брать предмет по команде «Брось!», обязательно давая после этого лакомство. Железное правило: никакого принуждения в первые 6-14 дней, собака должна только привыкнуть к командам «Аппорт!» и «Брось!», они скоро запечатлеваются в сознании собаки. Таким исключительным собакам, которые отказывается брать из рук, надо сначала засунуть в рот палец или всю руку и одновременно поноску — такое легкое принуждение придется применить.
Собаки, которых нельзя приучить к командам «Аппорт!» и «Брось!» вышеописанным способом, которые боятся и стараются убежать или же защищаются, щелкая зубами и даже кусаясь, большей частью такие собаки бывает испорчены неправильной дрессировкой и, при достаточном терпении, это можно исправить. Нельзя добиться успеха, если такое поведение вызвано перенесенной ранее нервной формой чумы, прирожденной неврастенией и истерией; такие собаки вообще не годятся для дрессировки.
Когда мы увидим, что наш питомец хорошо усвоил команды «Аппорт!» и «Брось!», то можно будет держать на некотором расстоянии от морды те предметы, которые собака любит и охотно берет. Пусть сначала это будет несколько сантиметров, постепенно мы увеличим это расстояние. Собака должна будет пробежать это расстояние до поноски, или же ее придется осторожно протащить.
Полезно даже держать поноску, которую собака должна взять, на высоте своей груди, чтобы собаке надо было подняться для этого, опираясь на дрессировщика, что увеличит для нее привлекательность поноски. Потом надо спускать поноску все ниже и ниже и, наконец, класть ее на пол, двигая ее рукой, играя с ней. Скоро после этого собака начнет охотно брать и брошенную поноску, сделанную для нее как можно более привлекательной (помазать кровью, с запахом мяса и т. д.).
Надо взять питомца на сворку, пробежаться самому до брошенной поноски; после того, как собака возьмет поноску или ее положат ей в рот, надо отойти на несколько шагов, скомандовать: «Сядь!» — и через несколько секунд: «Брось!» — и взять поноску.
Подчеркиваю особо, что на этом этапе дрессировки от собаки еще не требуется, чтобы она приносила брошенный предмет, она должна только поднимать его, садиться и отдавать хозяину. Если вместо этого дрессировщик потребует, применив метод принуждения, чтобы собака приносила ему ту поноску, которую она охотно уже поднимет и держит во рту, то он может вообще не добиться успеха.
Небольшое принуждение придется применить при дальнейших занятиях с предметами, которые собаке незнакомы и которые она не захочет брать сама. Начать же сразу с принуждения — это большая ошибка; поноска сразу же станет для собаки ненавистной; мне приходилось видеть охотничьих собак, которые при команде «Аппорт!» проявляли признаки страха, они начинали дрожать, поджимали хвост, забивались в угол, скалили зубы на подходящего дрессировщика, готовые укусить его от страха.
Нужны были многие недели упорного труда и лакомство, и ласка, чтобы восстановить доверие такой собаки к дрессировщику, чтобы собака хотя бы позволяла гладить ей морду поноской, которую она так ненавидела.
Дрессировщики правы, когда говорят, что нельзя приучить собаку безотказно аппортировать, не применяя принуждения. Но дело в том, что ни в коем случае нельзя начинать эту дрессировку с принуждения, да еще исходящего от руки дрессировщика. Сначала собака должна четко усвоить команды «Аппорт!» и «Брось!», иначе будет допущена грубейшая ошибка.
Собаки, у которых аппортирование отработано одним только принуждением с самого начала занятий, будут все-таки аппортировать, но вдали от хозяина, вяло; они уже не принесут зайца или лису, ушедших далеко из зоны воздействия хозяина; в таком случае будет аппортировать собака, полная охотничьей страсти, которая любит своего хозяина и любит аппортировать.
Как же все-таки применять принуждение при отработке аппортирования? Принуждение применяют, если собака откажется взять предмет или же бросит его раньше, чем донесет.
Чтобы собака брала поноску, надо ее на сворке усадить рядом с собой, левой рукой взять за верх морды, причиняя очень небольшую боль зажимом губ и, с легким рывком парфорсом, открыть пасть и всунуть в нее поноску. Надо поднять пасть, подперев рукой нижнюю челюсть, при этом хвалить и гладить собаку. Это упражнение надо повторять до тех пор, пока собака не будет исполнять его безотказно. Собака скоро поймет, как ей можно избежать боли и будет брать поноску из рук добровольно. После этого она возьмет ее и с земли. По большей части это упражнение не удается отработать успешно, если у малоопытного дрессировщика не хватает терпения, нервы сдают, выдержки нет и вместо лакомства, он хватается за плетку. А кто имеет выдержку и терпение, тот еще должен любить собак, чтобы добиться успеха. В большинстве случаев собак портят слишком ранними чрезмерными требованиями: собака только что начала (после недельных занятий) брать из рук поноску, от чего она раньше отказывалась, и дрессировщик уже начинает требовать с нее, чтоб она приносила брошенную поноску, да еще сразу и отдавала бы ее. Вот на этом, обычно, дело срывается. Обучение аппортированию «неисправимо упрямых бестий» — так обычно хозяева характеризует бедных, забитых и испорченных ими собак — я начинал с того, что брал их на прогулку, хвалил и ласкал — завоевывал доверие; в большинстве случаев эти собаки даже не умели сидеть по команде. Завоевав доверие, я выдерживал собаку в присутствии еды до тех пор, пока ей не делалось совсем невмоготу, и тогда я начинал ей давать из рук ее порцию мяса, по кускам, с командой «Аппорт'«, переходил к кости и первое время довольствовался тем, что по команде «Аппорт!» собака брала кость в пасть и сидела с ней. После этого, когда собака отдавала кость сама или же с небольшим принуждением, я ее хвалил и ласкал; чем больше достается похвалы и ласки собаке после небольшого принуждения, тем быстрее она отработает навык. Я оставался доволен своей работой только тогда, когда убеждался по поведению собаки, по тому, как она виляет хвостом, как весело прыгает, что аппортирование стало для нее радостной обязанностью. Когда дрессировщику удается научить собаку принуждением брать нелюбимые предметы, то этим не надо злоупотреблять и все время заставлять ее брать только эти предметы. Этот навык надо закрепить, давая собаке и любимые ею предметы, которые она всегда с удовольствием схватит: палку, обернутую кроличьей шкуркой, большую кость, заячью голову, мешок с песком, завернутый в кошачью шкуру и т. д. Надо часто менять поноски, у собаки будет приподнятое радостное настроение и между всеми поносками она принесет и ту нелюбимую, от которой прежде отказывалась.
Я дрессировал одну собаку, которая отказывалась носить мне ворон. Я ее приучал к этому так: к поноске из шкурки кролика я привязывал воронье крыло — успешно; потом — 2 вороньих крыла и, в конце концов, собака начала приносить и всю ворону.
Надо запастись выдержкой и терпением еще на неделю, чтобы приучить собаку, идущую рядом на сворке, носить поноску. Сначала надо ходить медленно, потом все быстрее. Вначале собака, конечно, будет бросать поноску. Ни в коем случае нельзя ее наказывать за это: бить, бранить, выговаривать — нельзя. Это только напугает собаку. Надо дать команду: «Сядь!»', — дружески подойти к собаке, дать ей поноску снова в пасть и заставить ее пройти всего несколько метров, поддерживая морду рукой. После этого в первый день занятий надо прекратить это упражнение, похвалить собаку и дать ей вволю порезвиться. Такие занятия надо проводить ежедневно, заставлять собаку все дольше носить предмет и поправлять ее; чем меньше применять принуждение, тем лучше. Только после того, как собака на сворке будет носить поноску без принуждения не менее получаса, можно водить ее рядом без сворки к с поноской, а в дальнейшем — пускать ее с поноской рядом с велосипедом.
После этого уже можно начать приучать собаку приносить брошенную поноску. Надо несколько раз пробежаться вместе с собакой к брошенной поноске и обратно на то место, откуда ее бросили — это все.
Еще придется приучать собаку, чтобы она не бросала поноску при перепрыгивании канав и заборов. Собственно, это уже не дрессировка, а просто повторение упражнений. Сначала надо самому с собакой на сворке перепрыгнуть небольшое препятствие (разумеется, собака уже должна быть обучена брать препятствия), а после этого пускать собаку одну и увеличивать препятствия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13