А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Странная обнаруживается закономерность — от расстрелов «этих русских» наибольшее удовольствие почему-то получают дети и внуки палачей нашего народа, пострадавших в большевистский междусобойчик 1937 года: «Булат Окуджава в одном из интервью откровенничал о том, что он наслаждался зрелищем штурма Белого дома и смотрел его как потрясающий детектив, это — о расстреле безоружных молодых людей, депутатского корпуса, Закона и его защитников» — справедливо возмутился известный киноактер В. Гостюхин.
ВС в этот день не только выполнил свою главную задачу — собрал депутатов и, обеспечив кворум, открыл Х чрезвычайный Съезд, но и сделал еще три полезных дела:
· заменил председателя комитета ВС по вопросам обороны и безопасности (избран контр-адмирал Чеботаревский, в апреле 1994 года в цинковом гробу привезен в Москву из Сербии);
· назначил специального прокурора по расследованию обстоятельств государственного переворота (назначен Виктор Илюхин);
· избрал председателя комитета ВС РФ по судебной реформе, законности и правопорядку (избран Сергей Бабурин).
Кандидатура председателя комитета ВС РФ по законности и правопорядку прошла на удивление легко — в былые времена за этот комитет разгорелась бы нешуточная война. Теперь же, когда пост его председателя стал по-настоящему опасным, претендентов резко поубавилось.
…С восьми часов вечера около часа решаю один технический вопрос с Союзом офицеров. Станислав Терехов занят и просит меня немного подождать. К моему удивлению, через 20 минут после нашей встречи на митинге у 14-го подъезда Анпилов объявляет о захвате штаба ОВС СНГ (Ленинградский проспект, 43) Тереховым и зачем-то призывает людей идти туда.
Обеспокоенный Дмитрий тут же находит Макашова. По дороге встречает депутата Павлова и Макашова. Сообщает им о призывах Анпилова. Просит отговорить горячие головы от похода к штабу ОВС СНГ. Макашов и Павлов на митинге призывают людей не поддаваться на провокацию и никуда не ходить. Макашов открыто называет Анпилова провокатором.
Тем не менее, около сотни человек с митинга туда выехало.
По Анпилову в штабе уже давно нет никаких вопросов. Его уникальная способность исчезать в момент начала того или иного сознательно спровоцированного кровопролития уже стала притчей во языцех. Вопрос лишь в том — сознательный он провокатор или человек, которого просто ловко используют, хотя у нас на 13-м этаже поговаривают, что Анпилов — человек Примакова, регулярно посещающий его дачу.
Потом хронометраж событий показал, что Анпилов объявил об успешном нападении на штаб ОВС СНГ на 7 минут раньше, чем эти события реально произошли. Он действительно знал заранее о провокации со штабом ОВС СНГ и пытался выманить людей из «Белого дома» к штабу на Ленинградский проспект. К счастью, он практически никого не успел уговорить.
И еще одно интересное обстоятельство. По докладам службы внешнего наблюдения Верховного Совета, примерно в это же время в районе штаба ОВС СНГ зафиксировано появление нескольких десятков молодых парней в черных кожаных куртках. Установлено, что они вооружены. Не исключено, что они поджидали именно прихода граждан, которых должен был привести Анпилов. Учитывая, что Анпилов был нежелательным гостем в штабе Ачалова на 13-м этаже, что вся охрана генерал-полковника также однозначно оценивала этого элитарного журналиста-международника, комментарии, как говорится, излишни. Многие потом хотели ему лично задать нелицеприятные вопросы, в том числе и по штабу ОВС СНГ.
Главные организаторы и сам механизм провокации у штаба ОВС СНГ, предназначенной не допустить открытие в 22.00 23 сентября 1993 года чрезвычайного Съезда, после расстрела парламента были раскрыты в официальной справке Главного военного инспектора России, заместителя министра обороны России генерала армии К. И. Кобеца (раздел 2, «Принимаемые меры Президентом РФ, Правительством и Министерством обороны по стабилизации обстановки в стране»):
«…Для предотвращения этого террористического акта к 20.30 на объект прибыли руководители ГВИ и Штаба ОВС СНГ (генерал армии Кобец К. И. , генерал-полковник Самсонов В. Н. , генерал-полковник Родионов Ю. В. , генерал-лейтенант Челышев Б. П. , генерал-лейтенант Подгорный И. И. и другие генералы и офицеры).
В 21.10 (видимо, использована ссылка на справку ГУВД Москвы, в которой время происшествия — 21.05 — было указано неточно. — Авт. ) группа вооруженных боевиков в районе объекта столкнулась с патрульной машиной милиции. В результате столкновения старший группы капитан милиции Свириденко был убит…
В дальнейшем охрана объекта была усилена нарядом ОМОНа (по просьбе генерала армии Кобеца К. И. и решению мэра г. Москвы Лужкова Ю. М. )…»
Тем не менее, в 22.00 начинается съезд — наконец есть кворум (прибыло 638 депутатов, на следующий день депутатов еще прибавилось — 689, и это при кворуме в 628 человек)! В штабе ничего никому не известно. Ачалов рвет и мечет. Обещает оторвать Терехову голову за мальчишество, если тот действительно причастен к афере с ОВС СНГ. Прибегает какой-то никому не известный мужчина, называющий себя участником событий. Рассказывает небылицы, нагнетает нервозность, после чего бесследно и навсегда исчезает. Задержать его никто не догадался.
Ачалов уходит на съезд, приказав разобраться в ситуации.
Меня направляют к 20-му подъезду опросить вернувшихся от штаба ОВС СНГ с Ленинградского проспекта участников митинга. Они рассказывают примерно одно и то же.
Вокруг штаба ОВС СНГ стояло оцепление. Пройти нельзя. Там же вне себя, плачет и ругается офицер милиции — друг убитого капитан-участкового из 109 отделения. Как позднее выяснилось, они были почему-то совсем из другого района. Со слов зевак, нападение организовали какие-то люди в пятнистой форме с автоматами. Приехали они на одной или двух машинах. К их «уазику» и подошел на свою беду капитан. Когда он пошел к своей машине, за ним погнался неизвестный и открыл огонь на поражение (очень странным в этой истории является то обстоятельство, что убитый капитан — старший участковый инспектор Хорошевского отделения милиции В. Свириденко, 1957 года рождения — был непримиримым противником Ельцина и состоял членом левой радикальной партии). Затем якобы эта группа напала на солдатский пост штаба ОВС СНГ, после чего исчезла. После их ухода и разгорелась основная стрельба. Вторая группа неизвестных обстреляла «Москвич» ПМГ. Нападавшие находились несколько в стороне от штаба ОВС СНГ и сразу скрылись. На звуки стрельбы мгновенно прибыл отряд ОМОН, «случайно» проводивший по соседству какую-то операцию. Людей из «Белого дома» явно ждали!
Буквально через несколько часов по ТВ объявили о том, что по фотороботу нападавших на штаб ОВС СНГ опознан председатель Союза офицеров Станислав Терехов, который на рассвете и был задержан в качестве «подозреваемого в хищении огнестрельного оружия с целью разбойного нападения на караул №46 штаба ОВС СНГ».
Терехова сначала отвезли в 109 отделение милиции, «где пышущими праведным гневом сослуживцами погибшего капитана он был жестоко избит. Учитывая тяжелое состояние задержанного, военная прокуратура отказалась его принять после такой „обработки“, и Терехова с разбитой головой отправили в Бутырскую тюрьму (адвокат Терехова А. Хамзаев подробно описал следы побоев своего подзащитного, как и то, что публичные утверждения Ю. Лужкова от 24 октября о якобы имевших место «официальных признаниях» Терехова и других восьмерых задержанных в организации нападения на штаб ОВС СНГ по приказу Дома Советов — чистая ложь. — Авт. )
Забираю с улицы одного из рассказчиков, которого лично знают постовые казаки, и возвращаюсь с ним в штаб.
Высказывается предположение, что милиционеров сознательно подставили, и патрульную машину обстреляли, спутав с кем-то, кого усиленно ждали. Видимо, по сценарию провокации под обстрел должна была попасть группа людей, выманенных из «Белого дома». Потом эту версию подтвердил и факт убийства за спиной «нападавших» любопытной, женщины-свидетеля в доме напротив — Веры Малышевой, убитой, по данным открытой печати, пулей калибра 7,62 мм (на складе парламента были только автоматы АКС-74У с укороченным стволом калибра 5,45 мм!).
Это к вопросу о наводнивших вскоре газеты, журналы и «записки журналистов-очевидцев» фото «настоящих боевиков» парламента, по «достоверной» информации вооруженных Департаментом охраны Верховного Совета автоматами… АК-47 или АКМ калибра 7,62 мм. Лишь в последние дни осады у нас появилось несколько «барсов» в характерной форме с десантными АКМС калибра 7,62 мм. Фальсификаторов и лжецов-журналистов легко определять по наличию в их произведениях подобных утверждений, описаний или даже фото гражданских «боевиков» парламента с автоматами с длинным стволом или с деревянным прикладом. Журналисты-стукачи ГУВД и спецслужб Ельцина потом любили предъявлять как доказательства злодеяний «боевиков» 3—4-го октября видеокадры и фото пулевых пробоин в стеклах… калибра 30мм, 14,5мм или 12,7мм.
Часть «журналистов-совместителей» нам была хорошо известна, поскольку практически все они отличались большой самонадеянностью и изрядной тупостью. О совести, нравственности или морали, естественно, говорить вообще не приходилось. В один из дней для того, чтобы получить интервью или хотя бы свежую информацию от неприступного Ачалова, одна молодая, но уже заметно потасканная «журналисточка» — обладательница переносного радиотелефона — пыталась посягнуть на невинность нашего постового (пост у правого лестничного пролета на 13-м этаже), не разобрав впопыхах, что, во-первых, тот находится на боевом дежурстве и, во-вторых, — и это главное — входит в подразделение Баркашова: любовь между ними по известным причинам была невозможна. Молодой парень, не догадавшийся спросить фамилию жертвенной брюнетки, долго потом отплевывался и громко чертыхался. Мы же подтрунивали над ним, «сокрушаясь», что в боевых условиях он не проявил должную инициативу и не воспользовался неожиданной возможностью сходить в разведку, так сказать, в стан врага.
…Трудности осадной жизни с нами делили два генерала достаточно преклонного возраста. Один из них, генерал-лейтенант Юрий Калинин, сославшись на свое знакомство с зам. министра обороны генералом Кобцом, вызвался съездить в штаб ОВС СНГ и в Министерство обороны для выяснения обстановки. Его решение созрело, пока за ачаловским овальным столом мы бесплодно обсуждали и гадали о происшедшем у штаба ОВС СНГ. Несмотря на «неприемное» время, во втором часу ночи генерал Калинин молча собрался и покинул кабинет 13-42. Звонить в Министерство обороны даже из города было бесполезно, так как по удивительному совпадению именно сегодня там отключили уже и городские телефоны, что также наводит всех нас на нехорошие мысли и подозрения.
Из высших инстанций сообщают, что провокация со штабом ОВС СНГ устроена для оправдания вооруженного штурма парламента, который можно ждать сегодня ночью. Тем более, что по свежим следам трагедии на Ленинградском шоссе от правительства Москвы парламенту последовал ультиматум (копия была вручена прокурору): «не усугублять свою вину… в течении часа сдать правоохранительным органам все… хранящееся в „Белом доме“ огнестрельное оружие и боеприпасы».
Уже давно стемнело, без малого 23 часа. Внезапно мне приказывают срочно идти к директору Департамента и получить автоматы.
{Второй экземпляр накладной №326 о передаче оружия Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации на баланс министерства обороны. Бланк изготовлен типографским способом — высокая печать, подписи — шариковая ручка, графы заполнены под копирку.
Ввиду того, что часть текста разобрать невозможно, текст здесь не воспроизводится. Оригинал можно посмотреть в книге. Содержание документа автор приводит ниже. }
Говорят, что на этот раз их обязательно выдадут. Оказывается, угроза штурма и обвинение в двурушничестве возымели силу.
В Департаменте просят за оружием прислать начальника охраны министерства обороны, поскольку это официальное лицо, и все задействованные сотрудники знают его лично. С 13-го этажа присылают Михаила, которому и приказывают оформить все оружие на себя как на начальника охраны министерства обороны (приказ №3 Ачаловым еще не был подписан). Так из-за чисто формальных оснований ему пришлось стать начальником охраны, хотя этим вопросом на практике пришлось заниматься и мне, а в вопросах ее организации, в свою очередь, мне приходится беспрекословно подчиняться Ивану и Полушефу.
Все спешат, Департамент готовится к отражению штурма. По накладной №326 проходит все оружие, полученное начиная е 21 сентября и по настоящий момент для обороны «Белого дома» всеми без исключения его добровольными защитниками. Все оружие официально передается на баланс министерства обороны. На этот раз его получение заняло не более получаса.
Вот список оружия, переданного на баланс министерства обороны и выданного нашим гражданским «боевикам»:
· 74 автомата АКС-74У,
· 7 пистолетов,
· 9600 патронов 5,45 мм к АКСУ.
Мы полностью опустошили оружейку, и больше свободного автоматического оружия на складах «Белого дома» не оставалось.
Нам подарили еще и оперативную (подмышечную) кобуру скрытого ношения. Втроем с Михаилом и молодым сотрудником Академий Наук затаскиваем в указанное нам место 2 ящика с автоматами. С этого момента в распоряжении защитников парламента первый и последний резерв — 24 АКСУ. Снаряжаем магазины и раскладываем по подсумкам, затем закрываем все в ящики. Резервные автоматы запрещено кому-либо выдавать.
По ночам выдавалось только 50 автоматов на посты. У «баркашовцев» до ночной тревоги с 26 на 27 сентября автоматов вообще не было. Полученные ими позднее 30 стволов из уже принятых на баланс министерства обороны и послужили основанием для распространения спекуляций на тему о большом количестве вооруженных защитников парламента: «один автомат на пять человек» (численность отряда Баркашова в «Белом доме» составляла 150 человек). Точнее было бы сказать: «один автомат на 40-60 человек». Тем не менее, утверждая противное, многие газеты дружно лгали о сотнях вооруженных до зубов «фашистов».
Позднее, уже в октябре, в спешке уничтожая все конфиденциальные документы, мы нашли официальные бумаги и узнали точные данные о количестве штатного оружия, которое должно было быть в «Белом доме». Всего на складе ОМТО, ООДС и ОСН на сотни милиционеров, охрану руководства и всех нас должно было быть: 167 автоматов АКС-74У калибра 5,45 мм в ОМТО, 20 шт. В ООДС и 30 шт. в ОСН, 10 пулеметов РПК-74 калибра 5,45 мм в ОСН и пистолеты. Патронов было немного, их хватило лишь на то, чтобы снарядить по 2-4 магазина.
Это по сентябрьским документам. На самом деле, как мне заявил заместитель начальника Департамента охраны, на всех складах Департамента на учете находилось всего 125 автоматов АКС-74У. Гранат и гранатометов вообще не было. Естественно, что табельное оружие и закрепленные милицейские автоматы никто из нас ни разу даже и не увидел.
Только в конце осады после арестов МВД многих милиционеров Департамента охраны дюжина-другая их табельных АКСУ из ОМТО и пять-шесть милицейских РПК-74 из ОСН были переданы охране Руцкого, Хасбулатова, Баранникова и Дунаева, которые в боевых действиях не участвовали. Несколько этих ручных пулеметов демонстративно поставили на крышу, один выдали на пост в холл парадного подъезда, другой — на противоположную сторону.
Больше никакого автоматического оружия из ООДС и ОСН ДО ВС РФ защитникам парламента не передавалось, а почти весь милицейский резерв оружия из ОМТО благодаря «табу» Руцкого 4 октября прямо в опечатанных ящиках попал в руки наемников Ельцина! Последние публично недоумевали, почему даже после начала штурма «Белого дома» его защитникам не были выданы те автоматы. Тем более, что всего по акту «Приема и сдачи под охрану здания бывшего Дома Советов» от 10 октября 1993 года, подписанному командующим войсками МО ВВ МВД РФ генерал-майором А. Г. Баскаевым и подполковником Н. И. Архипкиным:
«В период с 4 октября 1993 года по настоящее время обнаружено, изъято и актировано:
· автоматов — 163
· ручных пулеметов — 5
· снайперских винтовок — 2 (к вопросу о двух СВД, обнаруженных группой «А» рядом с трупами «бейтаровцев» е гостинице «Мир». — Авт. )
· гранатометов — 1
· пистолетов — 420
· газовых пистолетов — 248
· мин-ловушек — 12
· взрывных устройств — 1
· др. оружия — 23».
Учитывая, что 26 сентября 12 автоматов АКСУ, полученных штабом по накладной №326, по надуманному и чисто формальному поводу было изъято из арсенала защитников парламента и беспрепятственно вывезено из «Белого дома» Николаем Гончаром и Валентином Степанковым, можно считать окончательной цифрой количество автоматов, указанное в упомянутой накладной.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61