А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


«Знаешь, — сказала мама, обращаясь к Энни, — я придумала еще одну вещь, которая поможет твоей голове подумать как следует».
«А что это такое?» — спросила Энни. Она явно заинтересовалась.
«Это называется релаксация или расслабление, — сказала мама. — Если хочешь, я покажу тебе, как это делается».
Энни согласно кивнула головой.
«В таком состоянии, — сказала мама, — мышцы всего тела расслаблены и свободно свисают вот так». Она вытянула руку, расслабила мышцы и вяло, почти бессильно опустила ее на колени.
Есть хороший способ расслабления мышц: сначала нужно их очень сильно напрячь, а затем сразу отпустить так, чтобы они расслабились и стали как мягкая тряпочная кукла. Давай попробуем вместе?"
«Давай», — сказала Энни.
«Начнем с одной руки».
Они напрягли мышцы руки так сильно, как только могли, а затем внезапно расслабились так, что руки бессильно опустились на колени.
«Прекрасно», — сказала мама.
«Здорово!» — подтвердила Энни.
«Давай попрактикуемся со всеми остальными мышцами», — предложила мама.
И так они расслабляли мышцы другой руки, грудные мышцы, мышцы живота, спины, ног, шеи до тех пор, пока все тело не стало мягким, податливым и расслабленным.
«Как хорошо, — сказала Энни. — Мне это нравится».
«Да, это приятное состояние», — согласилась мама.
«Теперь, когда тебе так легко, когда ты расслабилась, — продолжала она, — можно представить, как ты проделываешь в своем воображении все то, о чем мы говорили. Можно представить, как ты приостановилась, чтобы обдумать последующие действия».
И Энни представила себе, как она выполняет свою работу шаг за шагом.
«Это на самом деле очень интересно, — сказала Энни. — Мне нравится, что я могу остановиться и подумать о чем-то; тогда мне кажется, что я знаю, что делаю».
На следующий день Энни вернулась домой из школы сияющая от радости. «Представь себе, — сказала она маме. — Я сделала все домашнее задание правильно!»
«Это просто замечательно, Энни», — сказала мама, крепко обнимая ее за плечи.
«Да, только вот ведь какая штука, — сказала озабоченно Энни. — Как мне быть, если такие задания придется выполнять в классе? Ведь очень странно разговаривать с собой вслух в классе».
«Это дело поправимое, — ответила мама. — Продолжай придерживаться своих пяти пунктов, которые ты записала, но только не повторяй их вслух, а произноси шепотом. Через некоторое время тебе не нужно будет делать даже этого. Достаточно будет проговорить их про себя. Я тебе сейчас покажу как, а потом мы попрактикуемся вместе».
"Ну, знаешь, мама, — сказала Энни. — мою учительницу может хватить удар, когда она увидит что я могу делать на самом деле!"
Прошло несколько недель. Однажды вечером Энни пришла из школы очень удрученная.
«Что случилось, дочка?» — спросила ее мама.
"У меня снова неприятности с учительницей, — сказала Энни. — «Дело не в моей успеваемости — в этом отношении она мной довольна. Дело в Мэри. Она втянула меня в драку, и моя учительница просто взбесилась от злости на меня».
«Я вижу, это тебя очень взволновало, — сказала мама. — Может быть, ты расскажешь мне, что же все-таки произошло, и мы вместе подумаем, как можно исправить положение».
«Это случилось во время завтрака, — начала свой рассказ Энни. — На Мэри что-то нашло, и она все время говорила мне какие-то глупости. Я не вытерпела и закричала на нее. Дело дошло до драки, и так я попала в беду».
«Ну, ничего, — успокоила ее мама. — Я думаю, что мы можем что-то предпринять, чтобы выправить положение».
«А что именно?» — спросила Энни с любопытством. Она не могла представить себе, как тут помочь.
«Давай сначала просто подумаем, — сказала мама. — Ты говоришь, что Мэри приставала к тебе со всякими глупыми словами. Как ты думаешь, чего она добивалась?» '
Энни задумалась на мгновение. «Я думаю, она хотела меня раздразнить и взбесить».
«Это похоже на правду, — сказала мама. — И ты сделала как раз то, чего она добивалась».
«Тьфу ты! — раздосадовалась Энни. — Мне и в голову это не могло прийти». Она покачала головой: «Мне это совсем не нравится; я вовсе не собираюсь беситься только потому, что этого хочет Мэри».
«Я думаю, — сказала мама, — что немного найдется желающих беситься из-за пустяков и наживать себе неприятности».
«А что же, по-твоему, мне делать?» — спросила Энни.
«А помнишь, как ты научилась слушать свой разум, когда делала свои домашние задания?» — спросила в свою очередь мама.
Энни кивнула головой.
«Так вот, то же самое ты можешь сделать и теперь», — сказала мама.
«А как?» — спросила Энни.
«Первым делом, дай себе время подумать, прежде чем срываться и говорить или делать что-то».
Энни снова кивнула головой. «Я знаю, что теперь нужно делать, — сказала она. — Я должна разобраться, в чем вся суть».
«Правильно, — сказала мама. — Очень хорошо!»
«Я думаю, — сказала Энни, — что проблема заключается в том, что Мэри говорит мне всякие глупости, а я злюсь на это».
«Похоже, что так оно и есть, — сказала мама Энни. — Почему бы нам не подумать о том, что мы можем предпринять в таком случае?»
«Я могла бы крикнуть, чтобы она замолчала», — сказала Энни.
«Да, — сказала мама, — это — первое».
«Я могла бы пожаловаться на нее учительнице», — сказала Энни.
«Да, — сказала мама, — это — второе, что ты могла бы сделать».
«Я могла бы просто не обращать на нее никакого внимания», — сказала Энни.
«Правильно: это — третье. А может быть, тебе стоит написать все это на листке бумаги?» — предложила мама.
«Да», — сказала Энни и приготовилась писать.
«Значит, — сказала мама, — первый шаг — остановиться, подумать и установить, в чем весь вопрос. Второй — написать несколько вариантов его решения. Третий — мы должны решить, какой из этих вариантов предпочесть».
«Как же это сделать?» — спросила Энни.
«Давай прикинем, каковы могли бы быть результаты при выборе каждого из трех вариантов, и тогда мы сможем решить, какой из них лучше? Начнем с крика на Мэри, чтобы заставить ее замолчать. Что бы из этого вышло?»
Энни задумалась. «Я не думаю, что это могло бы что-то изменить. Скорее всего, она продолжала бы говорить гадости. Тогда, наверное, я закричала бы на нее снова и дело дошло бы до драки».
«Допустим, — сказала мама. — А что, по-твоему, получилось бы, если бы ты пожаловалась учительнице?»
«Возможно, учительница сказала бы, чтобы Мэри замолчала, чтобы она прекратила говорить глупости. Но, я думаю, было бы смешно жаловаться учительнице — ведь я не малое дитя».
«Допустим. Ну, а если бы ты проигнорировала Мэри и ее штучки?»
«Пожалуй, я могла бы просто пройти мимо, не обращая на нее никакого внимания, и тогда ей не удалось бы втянуть меня в драку», — ответила Энни.
«Ну вот, теперь, когда ты обдумала все варианты, какое решение этой проблемы тебе кажется наилучшим?»
Подумав немного, Энни ответила: «Пройти мимо — это было бы лучше всего».
«А что, на твой взгляд, могло бы облегчить твою задачу: проигнорировать попытки Мэри тебя раздразнить и пройти мимо нее?»
Энни снова подумала немного. «Наверное, я могла бы поговорить сама с собой, как я это делаю, выполняя домашние задания».
«А что бы ты сказала себе?»
«Ну, что-то вроде: „Надо поостыть. Мэри старается меня взбесить. Она добивается, чтобы я полезла на стенку, затеяла драчку и нажила неприятности“. И я пройду прямо перед ее носом, не обращая на нее никакого внимания. Я не поддамся на ее штучки и попытки взбесить меня. Я буду гораздо более довольна со бой, если останусь невозмутимой и не буду обращать на ее проделки никакого внимания».
«Очень хорошо, Энни, — сказала мама. — Ты все проделала замечательно». А потом, после небольшой паузы, добавила: «Мне в голову пришла довольно интересная идея. Для того чтобы ты немножко попрактиковалась в этом деле, я изображу Мэри, буду говорить тебе всякие глупости, а ты постараешься не замечать меня и говорить сама себе все то, что ты только что сказала».
«Давай попробуем, — согласилась Энни. — Это, наверное, будет очень забавно».
И вот ее мама вошла в роль Мэри и стала дразнить Энни и обзывать ее по-всякому. Энни проходила мимо, не обращая на нее никакого внимания. Она была очень довольна собой.
«По-моему, у меня получается! — сказала Энни с восторгом. — Теперь, когда я знаю, как надо поступать, жизнь в школе станет для меня гораздо легче. И я могу применить этот метод в самых разнообразных ситуациях».
«Правильно, — сказала мама. — Поступай так, как ты только что сделала: повремени, все обдумай, прокрути в голове все, что ты могла бы сделать, и представь себе, что было бы, если бы ты это сделала, а затем выбери наилучший вариант. Ты знаешь, как нужно проговаривать данную ситуацию, чтобы помочь себе сохранить спокойствие и сделать правильный выбор».
«Знаешь что? — сказала Энни. — Очень здорово, когда даешь своим мозгам время подумать». Она постучала по своей голове. «Ты была права, — добавила она. — Я думаю, что с моей головой действительно все в порядке».
«Уж кому-кому, а мне-то это известно», — сказала мама и заключила Энни в объятия.

11. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЕНЬКИМИ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ (СИБЛИНГИ)
Представьте себе, что бы вы чувствовали, если бы правительство вдруг объявило о проведении странной лотереи. Вы вытягиваете номер из барабана, и после этого обладатель билета под этим номером приходит к вам, чтобы разделить с вами жилище, доходы, пищу и семью на всю жизнь. У вас нет возможности отказаться, нет способа, который мог бы заранее предопределить номер, который вы вытянете. Думаю, все это покажется вам похожим на ужасный сон. И тем не менее, многие из нас такое испытали: это происходит с рождением крохотного братишки или сестренки.
Появление нового ребенка в семье — ответственнейшее событие. Описываемая здесь история происходит в более поздний период, когда родившаяся девочка уже больше не маленький ребенок. Она уже подросла и может играть со своей сестренкой; она стала достаточно взрослой, чтобы выяснять с ней отношения в драке.
Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание и тд. Они могут быть абсолютно разными как личности и, тем не менее, вынуждены жить вместе и находиться в более тесных отношениях, чем простая дружба. И как бы они ни старались, от этих отношений им не уйти. Не удивительно поэтому, что в таком случае конфликты — явление обычное.
Их преодоление требует времени и усилий со стороны самих братьев и сестер, а также поддержки и понимания родителей. Последние часто оказывают сильное давление на детей, настаивая на их непременной любви друг к другу и отказываясь признавать и принимать в расчет какие-либо иные эмоции: "Она же твоя сестраГ… "Ведь он твой единственный брат"… и т.д. Реакция же ребенка на это может быть: «Лучше бы у меня их вовсе не было».
Братьев и сестер не выбирают. Если повезет, вашим братом или сестрой может стать человек, которого бы вы хотели иметь своим другом. Но часто бывает совсем наоборот. Даже если братья и сестры очень общительны по природе, все равно в их отношениях сохраняются такие качества, как соревновательность, зависть и соперничество. А если они менее дружелюбны друг к другу, ситуация еще более чревата раздорами.
Естественно, временами братья и сестры испытывают по отношению друг к другу чувства злости, ненависти и недовольства. Утверждение, что это не так, не соответствует действительности. Враждебность просто загоняется «в подполье», где подогревается и отягощается дополнительным бременем неприязни и обиды, усугубляется чувством своей непонятости и, возможно, сознанием вины или страхом по поводу накала своих «запрещенных» чувств. Нередко дурные, злые чувства уходят в «подполье» вместе с искренними, добрыми чувствами. Вместо этого может появиться нечто похожее на вооруженный нейтралитет, вежливую враждебность или явно наигранную ласковость.
Признайте за аксиому тот факт, что иногда ваши дети могут питать друг к другу явно выраженные негативные чувства… Необходимо направить их «злую энергию» в нужное русло. Если ваши дети, например, обычно выражают свою взаимную неприязнь потасовками, постарайтесь убедить их заменить кулаки на слова. А если они осыпают друг друга бранными словами, посоветуйте им завести «Жалобный лист» и записывать в нем эти слова вместо того, чтобы выкрикивать их истошным голосом. Научите их взбивать подушки вместо того, чтобы дубасить друг друга. Пусть они лучше дадут выход злости, выводя гневные каракули на бумаге, и гоняя мяч по двору и т.д. Нередко добрые чувства могут быть спонтанно выражены только после того, как уйдут чувства дурные.
Существует несколько способов, применяя которые родители могут помочь своим детям в их сложных отношениях друг с другом.
Они могут признать, что каждый их ребенок по-своему уникален, уважать его потребность в своем личном, индивидуальном пространстве и вещах. Личные вещи важны для детей; они составляют часть их ощущения своей индивидуальности, и если их братья или сестры постоянно берут эти вещи или портят их, это их сильно огорчает. Вряд ли вам понравится, если ваш сосед будет постоянно пользоваться вашей машиной, забывая поставить ее на место или выключить передние фары на ночь. Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Это освобождает ее владельца от постоянной угрозы непрошенного вторжения или ограбления.
Детям необходимо знать, что их любят и ценят как индивидуальности. Им абсолютно необходимо знать и чувствовать, что к каждому из них относятся справедливо. Справедливо не обязательно означает одинаково. В разные периоды у детей возникают разные потребности; сосредоточьте внимание на нуждах одного ребенка в подходящее время. Например, одному из них понадобится новое платье для какой-то вечеринки. Это не должно означать, что другой ребенок также должен получить новую одежду. Несколько позже этому другому ребенку может понадобиться новая теннисная ракетка. На этот раз подарок получит он, а не первый ребенок. Старайтесь учитывать личные потребности каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.
В большинстве случаев родителям следует избегать роли судьи или арбитра в стычках между детьми. Часто они затеваются, чтобы привлечь ваше внимание. Если вы клюнете на это, образуется треугольник, а как известно, треугольники — весьма трудно разрешимая вещь. Вместо этого, когда возникают конфликты, рекомендуется ознакомить своих детей с техникой их разрешения. Во время горячего спора многие из нас считают, что наш оппонент не расслышал нашего аргумента или не понял его сути. Мы думаем, что если мы ее выскажем достаточно громко, напористо и многократно, это «исправит» его глухоту. Однако это совсем не так: оппонент бывает настолько поглощен подготовкой к обороне против нашей предполагаемой атаки, что просто не в состоянии нас слушать. Если же мы чувствуем, что нас услышали, то уже не испытываем такой необходимости прибегать к крику. Прежде всего необходимо дать каждому ребенку возможность высказать свою жалобу или обиду, в то время как другой ребенок слушает. Далее, пусть каждый ребенок, участвующий в конфликте, кратко изложит мнение или точку зрения своего оппонента, чтобы убедиться, что он все слышал и понял.
После того, как каждая «враждующая сторона» изложит в сжатом виде то, что говорил его обидчик или оппонент, пусть они укажут на суть конфликта. Например: «У нас только одна такая игра, а мы оба хотим поиграть в нее».
Затем попросите детей составить перечень возможных путей и способов разрешения конфликта, подчеркнув при этом, что ни один из них не будет играть в эту игру до тех пор, пока оба не придут к согласию.
Если такое согласие не будет достигнуто, выносите проблему на «семейный совет» — совещание, на котором присутствуют все члены семьи и каждый из них принимает активное, заинтересованное участие в совместной выработке выполнимого, реально достижимого компромисса.
Хотя взаимоотношения между детьми в семье действительно содержат зерна деструктивных эмоций, они могут также научить детей преодолевать различные жизненные неурядицы, препятствия и негативные моменты, в том числе потери, драки и зависть, и стать сильнее в результате их преодоления.
История про Энни
Энни была маленькой девочкой, которая жила в коричневом кирпичном доме вместе с мамой, папой и большой черной собакой. В этом доме жило еще одно существо — маленькая сестренка Энни, которую звали Синтия.
В данный момент Энни желала, чтобы Синтия не жила в этом доме, чтобы ее вообще не было. Она желала, чтобы Синтия стала маленькой игрушечной собачонкой, на которую вот-вот кто-нибудь наступит, или жабой, настолько противной, что, увидев ее, люди визжали бы от омерзения и убегали бы от нее прочь, или куском льда, лежащим на тротуаре в жаркий-прежаркий день…
… У Энни уже иссякла вся фантазия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25