А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Однако англичане не сумели высадить морской десант в заданном районе, поэтому 17 диверсантов во главе с Кизом-младшим совершили пеший марш-бросок через пустыню к селению Сиди-Рафа, куда, по сведениям разведки, переехал немецкий штаб. Бурной и дождливой ночью английская группа окружила здание, где должна была располагаться резиденция Роммеля, и начала его штурм. В ходе завязавшейся перестрелки подполковник Киз был убит, а его люди начали отступление к точке рандеву с субмариной. Разразившийся к этому времени шторм помешал подлодке подойти к берегу, а по пятам коммандос преследовала немецкая моторизованная группа: англичанам пришлось рассредоточиться и уходить к линий фронта поодиночке. В итоге практически все участники операции погибли или попали в плен: к своим удалось выйти только полковнику Лэйкоку и одному сержанту, которые блуждали по пустыне в течение 40 дней.
Как выяснилось впоследствии, операция была обречена на провал с самого начала: Роммеля не было ни в одном из указанных разведкой населенных пунктов, он находился на передовой, готовя войска к отражению британского наступления. Убитый в бою подполковник Киз был посмертно награжден Крестом Виктории, став, таким образом, первым коммандос, удостоенным этой высшей военной награды. В течение года понесший большие потери Ближневосточный отряд расформировали. К этому времени один из его взводов уже был выведен из состава отряда и послужил основой для формирования отдельного отряда L Специальной авиационной службы под командованием Дэвида Стерлинга.
Вернувшись в Великобританию, получивший чин бригадира Лэйкок принял командование над бригадой особого назначения. К этому времени в ее состав входили 14 отрядов коммандос: 1 — 6-й, 9, 12, 14, 30, 62-й, а также 10-й межсоюзнический (включал в себя английский, французский, норвежский, голландский и польский контингенты) и два отряда, сформированные морской пехотой — 40-й и 41-й. Кроме того, в бригаде состояли отделение катеров особого назначения (Special Boat Section) и специальные группы управления объединенными операциями (Combined Operations Assault Pilotage Parties). Замыкали список отделение тылового обеспечения (Commando Depot Section) и база спецподготовки к действиям в полярных условиях (Snow Warfare Camp).
Кроме армии, в 1942 году части коммандос начала создавать и морская пехота Великобритании.
Этой метаморфозе «ройал марин корпс» обязан лорду Маунтбэттену — до этого морская пехота выполняла почти исключительно полицейские функции на боевых кораблях или несла колониальную службу. Теперь же морские пехотинцы фактически превратились в коммандос, сведенных в несколько Royal Marine Commando. Как и у ее союзников — французов, у английской морской пехоты были давние и славные боевые традиции. Начало ее истории положено в 1664 году, когда пехотный полк герцога Йоркского был переименован в Полк лорда Великого адмирала (Regiment of the Lord Great Admiral) и начал готовиться к тогда еще новому для английских солдат поприщу — войне на море. В XVIII — XIX веках солдаты этой части сражались против королевской Франции и индейцев в Северной Америке, против наполеоновских войск в Испании и при Трафальгаре (в битве приняло участие около 2600 морских пехотинцев), а затем в бесчисленных колониальных войнах и конфликтах. Во время первой мировой войны был создан Корпус морской пехоты, к 1918 году разросшийся до 55 тысяч человек. Его войска принимали .участие в неудачной Галлиполийской операции, а затем в рейдах на немецкие базы в Остенде и Зееб-рюгге.
В сентябре 1939 года численность корпуса достигала 12 000 солдат и офицеров. Весной следующего года морские пехотинцы были брошены в Норвегию для прикрытия высадки, а затем и эвакуации союзных войск из района Нарвика и других портов страны.
В 1942 году англичане приступили к осуществлению крупномасштабных комбинированных рейдов с привлечением ВДВ, ВВС, флота и частей комманлос. Первой такой операцией, ставшей боевым крещением британских парашютистов, стал рейд на прибрежный французский городок Брюневаль (район Гавра). В задачу выделенных для операции войск входил захват и доставка в Англию нового немецкого радара типа «Wuerzburg», использовавшегося для наведения ночных истребителей на соединения бомбардировщиков королевских ВВС.
В ночь с 27 на 28 февраля англичане нанесли короткий, но ожесточенный бомбовый удар по Брюневалю. После его завершения на город сбросили парашютный десант, который, подавив сопротивление противника, демонтировал установку и начал отход к морю. К берегу тем временем подошли английские канонерки и десантные транспорты — последние спустили на воду штурмовые катера LCA с экипажами коммандос из 12-го отряда, прикрывшими огнем из пулеметов и противотанковых ружей погрузку парашютистов. Закончив эвакуацию десантников, флотилия вышла в район встречи с эсминцами, которых прикрывали британские истребители. Итоги операции показали, что немцы резко усилили оборону побережья Ла-Манша — этот фактор следовало учитывать при планировании дальнейших рейдов.
Через месяц Управление объединенных операций провело свой, может быть, самый известный рейд — атаку Сен-Назера. Этот крупный порт на восточном побережье Франции был оборудован огромным сухим доком, единственным, которым мог воспользоваться линейный корабль «Tirpitz» в случае, если бы он прорвался из Норвегии. Наличие дока делало возможным использование Сен-Назера в качестве базы для осуществления линкором рейдерских операций на трассах атлантических конвоев союзников. Боязнь такого развития событий буквально парализовывала оперативную мысль британских флотоводцев, регулярно отряжавших на сопровождение караванов крупные силы боевых кораблей. По этой причине англичане решили уничтожить док и тем самым лишить «Tirpitz» потенциальной базы у «ворот в Атлантику». Определенная сложность заключалась в том, что Сен-Назер находился не на самом побережье, а в 10 милях выше по устью Луары, на северном берегу этой полноводной реки. Таким образом, британцы должны были примерно в течение часа плыть по узкому фарватеру, находящемуся под неусыпным наблюдением противника.
Для проведения операции был выделен 2-й отряд коммандос под командованием подполковника Ч. Ньюмена (автора «Катехизиса»). По первоначальным подсчетам, для успешного осуществления замысла было достаточно 150 солдат 2-го отряда и около 80 подрывников из других подразделений коммандос. Однако позднее численность ударной группы была увеличена до 44 офицеров и 233 солдат. Отряд кораблей, выделенный для высадки десанта и огневой поддержки, включал в себя флагманскую канонерскую лодку, 16 десантных транспортов и один торпедный катер. Командовал отрядом капитан 2-го ранга Райдер (Ryder). Вместе с эскадрой шел старый эсминец «Campbelltown» (бывший американский DD-131 «Buchanan» типа «Caldwell» постройки 1919 года). Списанный и,разоруженный корабль должен был выполнить роль брандера — протаранить ворота дока, прорваться внутрь и разрушить его мощным взрывом. Для этого в залитых цементом трюмах эсминца заблаговременно были уложены четыре тонны взрывчатки. После тарана ворот дока экипаж должен был привести в действие часовой механизм взрывателя и, покинув корабль, присоединиться к прикрывающим моряков коммандос. Позаботились и о камуфляже — характерный силуэт американского корабля изменили, установив на нем широкую дымовую трубу с козырьком. Это сделало «Campbelltown» похожим на немецкие минонсцы типа «Moewe». Борта корабля защищали навесные бронелисты: попадание хотя бы одного снаряда в груз взрывчатки раньше назначенного срока могло отправить к праотцам весь экипаж эсминца.
Кроме дока, английский отряд имел задачу разрушить базу подводных лодок и ряд портовых сооружений — шлюз и насосную станцию. Эта функция возлагалась в основном на людей Ньюмена. Таран ворот дока должен был состояться в 1.30 ночи 28 марта, коммандос должны были уничтожать назначенные объекты в течение двух часов после этого, а затем погрузиться на транспорты и отойти в море. Предполагалось, что до наступления рассвета отряд успеет отойти от Сен-Назера на достаточно большое расстояние.
Эскадра в сопровождении отряда эсминцев вышла из Фалмута 26 марта и направилась к французскому побережью. В ночь на 28 марта англичане прибыли в расчетную точку начала атаки, после чего начали движение вверх по устью Луары. Британские корабли с «Кемпбеллтауном» во главе поднялись вверх по реке со скоростью 10 узлов и в час ночи были обнаружены противником. Эсминец был освещен прожекторами и с берега запросили его позывные. Зная немецкие сигналы, англичане без запинки ответили на все запросы и продолжили движение к городу. Только в 1.27 немцы, почуяв неладное, открыли огонь по кораблю. «Кемпбеллтаун» немедленно дал полный ход и в 1.34, почти точно по графику, протаранил ворота дока. Экипаж эсминца, включив взрыватели, попрыгал за борт.
Однако на этом план англичан начал давать сбои: береговая артиллерия, прозевав эсминец, обрушилась на идущие следом транспорты. Многие из них были потоплены, не успев дойти до устья реки — к причалам Сен-Назера сумели прорваться только пять из 16 судов с десантом. Начавшаяся высадка проходила под страшным огнем немецких зениток, поставленных на прямую наводку, и стоявших в гавани кораблей. В результате к выполнению задачи смогло приступить не более сотни диверсантов. Однако, несмотря на тяжелые потери, коммандос захватили береговую батарею и заложили под некоторые объекты фугасы с замедлителями, установленными на различное время. Поскольку выяснилось, что с оставшимися силами пытаться штурмовать хорошо охраняемую базу подлодок бессмысленно, коммандос сосредоточили свои усилия на насосной станции и шлюзе, затем заняли вместе с моряками круговую оборону и стали ждать подхода кораблей. Однако немцы подоспели к месту событий раньше. Наскоро сколотив отряд из личного состава двух зенитных батальонов ВВС, экипажей боевых кораблей и подводных лодок, а также солдат гарнизона (около 2 000 человек), комендант базы бросил их в атаку на реденькую цепочку англичан — всего 60 бойцов. Пока на окраинах порта шел бой, корабли Райдера отчаянно пытались пробиться к причалам. Семь уцелевших транспортов, канонерка и торпедный катер вошли в гавань и подобрали остававшихся на борту застрявшего в воротах дока «Кемпбеллтауна» моряков. После этого, «на закуску», катер выпустил по внешним створкам шлюза у старого входа в гавань торпеду. Однако провести с оставшимися силами эвакуацию флоту не удалось. При попытке пробиться к берегу, чтобы принять на борт отчаянно дерущихся вокруг разрушенного и горящего порта коммандос, артогнем был сразу же потоплен торпедный катер, а один из остававшихся в строю транспортов пущен на дно немецким миноносцем. Наступивший рассвет осветил жалкие остатки отряда, вышедшего двумя днями раньше от берегов Англии, — шесть транспортов и канонерка, на борту которых находилось 242 человека из 611 десантников, принявших участие в рейде. За время рейда погибли 169 моряков и коммандос, около 200 попали в плен. Тем временем отрезанные от берега коммандос, видя уход своих кораблей, стали лихорадочно соображать, что же делать дальше. Ньюмен отдал приказ действовать в соответствии с запасным вариантом — прорываться из порта и уходить в Испанию и Гибралтар. Однако выполнить это удалось лишь пятерым, все остальные погибли или попали в руки врага. Ньюмен тоже попал и был вызволен только после войны.
Самое интересное началось утром. В 10.30 утра 28 марта, во время инспекции покоящегося в доке «Кемпбеллтауна» группой высокопоставленных немецких офицеров и военных инженеров, сработал мощный заряд взрывчатки — погибли несколько десятков человек. Сам док получил такие повреждения, что его не удалось вновь ввести в строй до самого конца войны. Взрыв эсминца, лишивший немцев почти всех офицеров, настолько переполошил их, что им показалось, будто налет на порт повторился. Несколько часов в Сен-Назере шел настоящий бой гарнизона с несуществующими диверсантами: ошалевшие солдаты стреляли друг в друга, в прячущихся по углам французов и просто в «белый свет». Обстановка подогревалась периодическими взрывами заложенных англичанами фугасов — они продолжались в течение нескольких суток. 29 марта сработал взрыватель торпеды, выпущенной торпедным катером в ворота старого входа в гавань. Шлюз разнесло в щепки, а одно из немецких судов оказалось надолго запертым на внутреннем рейде. Британская пресса до небес превознесла героев рейда, называя его «величайшим». Капитан 2-го ранга Райдер, капитан 3-го ранга Битти (Beatty), младший матрос Сэвидж (Savage) от флота, подполковник Ньюмен и сержант Дюран (Durrant) от коммандос были удостоены награждения Крестом Виктории. Находившийся в плену Ньюмен получил свой крест только в июле 1945 года.
Несмотря на выполнение задач Сен-назерской операции, цена этого рейда оказалась слишком высокой. В первом же бою 2-й отряд бригады особого назначения потерял своего командира и значительную часть личного состава. Сразу после возвращения остатков коммандос в Англию началось переформирование отряда; его командиром назначили уже ставшую широко известной фигуру — подполковника Джека Черчилля по прозвищу Бешеный. За последующие годы Черчилль отличился в специальных операциях на Сицилии, в Италии и на Балканах.
Кроме Сен-назерского рейда, первая половина 1942-го прошла для коммандос относительно спокойно. К числу наиболее заметных событий можно отнести разве что неудачный апрельский поиск в устье реки Арду, к которому был привлечен 6-й отряд. В ходе этой операции (в ее начале перед выстроенными на палубе коммандос выступил сам лорд Маунтбэттен) планировалось взорвать стратегически важную линию железнодорожного сообщения между Францией и Испанией, однако из-за внезапно разразившегося сильнейшего шторма войска в штурмовых катерах LCA/LCM даже не смогли высадиться на берег.
В середине 1942 года британский премьер-министр, которому надоели постоянные жалобы на саботаж деятельности Управления объединенных операций со стороны армейского руководства, решился на беспрецедентный шаг: по его приказу лорду Маунтбэттену были одновременно присвоены звания генерал-лейтенанта сухопутных войск, вице-адмирала флота и маршала авиации. Лорд получил право на участие в оперативных совещаниях Генерального штаба. Этот шаг правительства, поставивший молодого офицера на одну доску с его могущественными оппонентами, вызвал настоящий взрыв возмущения среди высшего комсостава в королевских вооруженных силах. Черчилль вновь подтвердил полномочия Управления в руководстве десантными операциями и гарантировал Маунтбэттену свою личную поддержку во всех его начинаниях. В первой половине 1942-го состоялось еще несколько мелких операций на другом берегу Ла-Манша — их проводили отряды коммандос или некоторые войсковые части канадской армии. Однако главные события этого года были впереди…
После вступления Японии во вторую мировую иойну и победоносного «восточного блицкрига» императорских армии и флота союзники начали лихорадочно пытаться взять под свой прочный контроль все, что еще могли спасти. Когда в начале 1942 года соединения японских кораблей прорвались в Индийский океан и нанесли удар по Цейлону, а сухопутные войска вышли на границы Индии, южное полушарие почти целиком стало зоной войны. Успехи японцев на просторах Тихого и Индийского океанов поставили под удар морские пути Великобритании.
Принадлежавший Франции остров Мадагаскар весной 1942 года рассматривался союзниками в качестве потенциальной базы военно-морского флота Страны восходящего солнца. С острова японские самолеты, корабли и подводные лодки могли контролировать океанские пути вдоль восточного побережья Африки — к Суэцкому каналу и далее в Средиземное море. В случае, если бы японцы сумели осуществить эти намерения, под непосредственной угрозой оказались бы британские владения в Африке: их владельцам пришлось бы перебрасывать на юг войска с севера континента, где в это время еще шли тяжелые бои с германо-итальянскими частями. По этой причине англичане приняли решение провести превентивную оккупацию Мадагаскара. В мае на остров высадили десант, поддержанный мощной британской эскадрой, а в октябре вяло сопротивлявшиеся французы запросили мира. В авангарде сил вторжения действовал 5-й отряд коммандос, чьи подразделения надежно связали боем французские силы береговой обороны, обеспечив высадку войскового десанта.
В августе 1942 года британское командование на Ближнем Востоке приняло решение расширить рамки применения частей спецназначения. Целью новой операции должен был стать укрепленный порт Тобрук — наиболее выдвинутый в восточном направлении морской порт стран «оси» на североафриканском побережье.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64