А-П

П-Я

 

Заодно хотели проверить их боеспособность. 11 января 1941 г. план операции под кодовым названием «Колосс» был официально утвержден.
Ее проведение поручили спецподразделению "X" 11-го батальона САС под командой майора Т. Причарда. На основе аэросъемок в Рингвэе построили макет акведука и близлежащей местности. План предусматривал выброс десанта в 800 метрах от цели. Виадук должны были взорвать семь саперов во главе с капитаном Д. Дели, а остальные служили для прикрытия. После выполнения задания, разделившись на четыре группы, солдаты должны были отходить в горы, а оттуда к Салернскому заливу, в 100 км от места акции. Дальнейшая эвакуация планировалась на борту подводной лодки «Триумф» из подводного флота, базирующегося на Мальте. Подводная лодка подплывала к устью реки Селе в ночь с 15 на 16 февраля 1941 г., чтобы забрать коммандос.
Операция началась ночью 7-го февраля 1941 г. Шесть бомбардировщиков Уитни поднялись с аэродрома Миденхилл в Саффолке и через 11 часов полета (2200 км) приземлились на Мальте. 10 февраля 1941 г. в 22.45 с аэродрома Лука стартовали 36 солдат. Они выпрыгнули из самолетов в районе акведука Трагино. Лед, покрывший фюзеляжи, не позволил двум дополнительным самолетам сбросить контейнеры с оружием и взрывчаткой. В результате из 16 таких контейнеров, сброшенных остальными, удалось найти только один. Еще два Уитни подвергли бомбардировке город Фоджиа, чтобы замаскировать цель операции. Зону выброса десанта правильно определили 5 самолетов, а группа капитана Дели (7 человек) приземлилась в 5 км от цели, не сумев вовремя добраться до нее. Остальные после тяжелого перехода по глубокому снегу в горах добрались до акведука. По приказу майора Причарда 12 человек начали закладывать взрывчатку. Оказалось, что вся конструкция укреплена бетоном, а не из кирпича, как утверждала воздушная разведка с Мальты. Потеря в глубоком снегу 14 контейнеров и лестниц создавали дополнительную трудность. В распоряжении солдат было только 350 кг взрывчатки. По плану собирались взорвать три опоры и два пролета, однако в сложившейся ситуации ограничились одной опорой и одним пролетом. Присоединили взрыватели, и в 0.30 мин. половина акведука взлетела на воздух. В этом отдаленном и почти безлюдном горном районе, несмотря на все трудности, выполнить задание оказалось относительно легко. Из двух разрушенных водоводов лилась вода и потоком шла в долину. В это же время группа
Э. ДинДраммонда уничтожила небольшой мост на реке Трагино в районе Джинестра.
Сразу после выполнения задачи майор Причард разделил участников операции на 3 группы и приказал отходить. 29 человек за 5 дней собирались преодолеть около 100 км. Шли только ночью, днем скрывались в ущельях и лесах. Оказалось, что передвигаться по этой местности без всякой поддержки населения очень трудно. При отходе солдаты подразделения "X" оставляли следы на снегу. Во время облавы, организованной итальянской полицией, в которой принудительно участвовали местные жители, 14 февраля группа майора Причарда была окружена на одном из холмов, и парашютисты сложили оружие. Такая же судьба постигла две другие группы, и в течение трех дней все участники операции попали в руки врага. Однако многие из них вскоре сбежали из плена, в том числе старший лейтенант Э. Дин-Драммонд, который сумел добраться до Англии.
Хотя операция «Колосс» не отрезала военные порты южной Италии от источников водоснабжения, она завершилась успехом для парашютистов. Они доказали свою боеспособность. Операция кроме того подтвердила, что относительно легко можно провести рейд вглубь территории противника, но очень трудно долго на ней оставаться без помощи местного населения.
Черчилль и парашютисты
Операции подразделений коммандос в Италии и в Норвегии были оценены по-разному. Командование ВВС и ВМФ сочло их неудачными. Солдаты из обычных соединений посмеивались, утверждая, что знаменитая физическая подготовка коммандос годится только для «столкновений с прекрасным полом». Однако Черчилль был убежден в правильности выбранной дороги. Желая поднять дух парашютистов, он посетил их в апреле 1941 г. на аэродроме Рингвэй, где наблюдал демонстрацию парашютных прыжков, стрельбы и рукопашные схватки. Сидя в башне управления полетами, он беседовал с экипажами бомбардировщиков, в которых летели парашютисты. Услышав по интеркому, что очередные молодые солдаты отказываются прыгать, он попросил их поговорить с ним по радио. Пораженные парашютисты, услышав строгий выговор от любимого премьера, послушно подошли к люку и без дальнейших протестов выпрыгнули из самолета.
Учения на аэродроме Рингвэй стали переломным моментом в отношениях между парашютистами и авиацией. Руководство ВВС поняло, что премьер не уступит и наконец-то стали относиться к воздушно-десантным частям как к товарищам по оружию, а не как к конкурентам за поставки военного оборудования и вооружения. Кроме того на специальной конференции парашютистам представили разведывательные данные о действиях немецких парашютистов, их подготовке, экипировке и тактико-оперативных задачах. В конце апреля 1941 г. штаб королевских ВВС приступил к систематическому строительству воздушно-десантных войск, однако в соответствующем документе отметил: «Хотелось бы иметь реальные доказательства возможностей, скрытых в этом новом роде оружия». Этот аргумент, хотя и не тот, о котором мечтали англичане, вскоре появился.
Утром 20 мая 1941 г. немецкие парашютисты высадили десант на аэродромы острова Крит: Малем, Кания, Ретимо и Ираклион. Правда, они понесли тяжелые потери, но благодаря удачному для них стечению обстоятельств сумели захватить аэродром в Малеме. Несмотря на огонь англичан, на летные полосы приземлились транспортные самолеты, везущие боеприпасы, а на пляжах вблизи города — планеры со знаменитыми альпийскими стрелками из 5-й горной дивизии. Вскоре силы десанта достигли в этом районе численного перевеса. Англичане стали отступать в сторону гор. Десять дней спустя остатки критского гарнизона союзников, состоявшего из англичан, греков, австралийцев и новозеландцев спаслись бегством из небольших рыбацких портов на юге острова. Еще за день до этого английское командование в Лондоне было убеждено, что успех немцев невозможен. Офицеры штабов указывали на огромные потери среди парашютистов и на неизбежное падение боевого духа после той кровавой бойни, которую они пережили во время высадки. Однако это была только неизбежная цена первой десантной операции огромного масштаба. Англичане недооценили смелость, товарищеский дух и браваду немцев. Захват Крита стал крупным успехом немецкого оружия и одновременно мощным стимулом для развертывания английских подразделений спецназначения.
Взбешенный и униженный Черчилль вызвал к себе начальника штаба ВВС, поставил его по стойке «смирно» и издал не подлежащий обсуждению приказ: "В мае 1942 г. Англия должна иметь 5 000 парашютистов в составе ударных соединений и еще 5 000 на достаточно продвинутой стадии подготовки.
Зажженный Черчиллем «зеленый свет» открыл для английского спецназа неизвестные до того возможности. Он мог теперь рассчитывать на помощь армии, морского флота и авиации, а специализированные научные организации приступили к разработке оснащения, оружия и разнообразных приспособлений для диверсий.
Подготовка стала гораздо более интенсивной. Черчилль пересмотрел также командный состав, отстранив от руководства офицеров с консервативными взглядами. Он искал молодых, динамичных, способных, уравновешенных и одновременно образованных людей. «Хочу таких, чтобы от взгляда на них у преподавателей в Сандхерсте печень перевернулась» — ядовито заметил Черчилль, имея в виду известную военную академию.
Руководителем английских коммандос, наследником Кейса на посту руководителя Объединенными операциями стал двоюродный брат короля лорд Луис Маунтбэттен — герой морских сражений. Одновременно командующим парашютистами стал генерал-майор Фредерик Браунинг, офицер гренадеров гвардии и муж известной писательницы Дафнии Дю Морье. Обоим было свойственно свободное, лишенное бюрократического налета мышление, способность находить контакт с подчиненными. Не удивительно, что вслед за их личным престижем шло развитие и вверенных им подразделений, в которые теперь рвались добровольцы. (В конце 1942 г. Браунинг уже имел две обученные бригады парашютистов.) Однако деятельность Маунтбэттена привела к административному ограничению вербовки коммандос в армии. После протестов Алана Брука он мог создавать свои силы только на базе частей морской пехоты.
Вслед за организационной революцией начались изменения в системе подготовки. Прежде всего отказались от учебных прыжков с небезопасных бомбардировщиков Уитни. Их сменили привязные аэростаты. Это дало поразительные результаты. В ноябре 1941 г. были сформированы 2-й и 3-й батальоны парашютистов. Во время их подготовки из 1773 курсантов отказались от прыжков только двое, 12 получили травмы, но ни один человек не погиб. Барьер страха был разрушен.
Два месяца спустя Маунтбэттен приказал организовать учебный центр в Акнакэрри, в старом замке Камерон оф Лох Эйл (Шотландия). Солдаты спецвойск проходили там разностороннюю физическую тренировку, огневую и специальную подготовку, 3-километровый бег в полном снаряжении, подъем на стены замка, водный десант, преодоление штурмовых полос — все это под настоящим огнем из огнестрельного оружия — что позволяло отобрать действительно самых лучших. Те, кто не выдерживали, возвращались в армию. Коммандос обучались пользованию средствами связи, взрывчатыми веществами, ножом и ядом. Преподавание диверсионного дела вели ученые с университетскими дипломами. Кроме англичан, в Акнакэрри учились солдаты из других стран, в том числе поляки и чехи.
Интенсивная тренировка сильно сплотила личный состав подразделений парашютистов и коммандос. Желая укрепить ощущение общей принадлежности, Браунинг ввел особые головные уборы, отличающиеся от обычных армейских: берет каштанового цвета с прикрепленным значком, изображающим греческого героя Беллерофонта, мчащегося на крылатом коне Пегасе.
Рейды на Ваагзе, Брюневиль, Сен-Назер
Первый крупномасштабный рейд коммандос был проведен 27-го декабря 1941 г. Целью его стал норвежский портовый город Ваагзе. Коммандосы при поддержке военно-морского флота и бомбардировщиков дрались за каждую улицу. Немцы яростно сопротивлялись, но не могли соперничать с коммандос. Англичане потеряли 71 человека; погибло, было ранено и взято в плен 209 немецких солдат. Были затоплены находившиеся возле берега немецкие суда общим водоизмещением 16 тысяч тонн. С Ваагзе начался новый этап в действиях английских подразделений специального назначения.
Позже были проведены две операции, которые соперничали с атакой Витцига на форт Эбен-Эмаэль, а в чем-то добились большего. 28 февраля 1942 г. ночью группа Коммандо С из 2-го батальона парашютистов (под кличкой «компания Джока», поскольку среди солдат было много шотландцев) высадилась в Брюневиле, прибрежной французской деревне, в которой находились новейшие немецкие радары. Группой руководил недавно назначенный майор Джон-Фрост. Парашютисты быстро справились с не ожидавшими нападения немцами, демонтировали столько электронных блоков, сколько смогли унести, а остальные устройства сфотографировали и взорвали. Затем они вернулись на берег, откуда их забрали ожидавшие десантные баржи. Немцы сумели схватить только двух связистов, которые заблудились во время возвращения на сборный пункт. Лорд Маунтбэттен был в восторге. По его мнению, операция в Брюневиле явилась наилучшей из проведенных.
Через месяц снова настала очередь коммандос. Ночью 27 марта 1942 г. старый эсминец «Кэмпбелтаун», похожий после модернизации на немецкий миноносец класса «Меве» заплыл во главе небольшой флотилии моторных лодок в верховья Луары, прямо к сухому доку в Сен-Назере. Этот док был единственным местом на всем французском побережье, где можно было провести ремонт немецкого гиганта — линкора «Тирпиц». Замысел выдать «Кэмпбелтаун» за немецкое судно удался. Немцы идентифицировали его только на расстоянии 2 тысяч метров от дока и немедленно открыли огонь. В этот момент корабль поднял белый флаг и, двигаясь в верховье реки со скоростью 20 узлов (37 км/час), ударил в ворота дока. Эхо удара еще было слышно в Сен-Назере, когда из «Кэмпбелтауна» стали выпрыгивать коммандос. Перед ними стояла задача — заложить взрывчатку под гидравлические системы и насосы. Они все время находились под яростным огнем немецких боевых постов. Моторные лодки, их единственное средство для возвращения, были уничтожены.
Солдаты десанта попытались прорваться сквозь улицы города и укрыться в лесах, но понесли очень высокие потери. Из 611 коммандос, принявших участие в рейде, 269 никогда не вернулись. Пятерых десантников наградили Крестом Виктории. Больше наград за одну операцию в Англии получали только раз — в 1879 г. за героическую оборону Роркс Дрифт.
Утром 28 марта немцы все еще размышляли над целью этого рейда. «Кэмпбелтаун» прочно вклинился между воротами дока. Они весили по несколько сот тонн и не были сильно повреждены мощным ударом. В 10 ч. 30 мин, когда 300 немецких саперов и моряков осматривали старый эсминец, взорвались 4 тонны заряда, помещенного в залитый цементом трюм. Немецкие потери в людях оказались еще большими, чем у англичан, а сам док был так разрушен, что его удалось отремонтировать только в 50-е годы.
Бесстрашные операции в Брюневиле и Сен-Назере произвели огромное впечатление также потому, что совпали с тяжелыми поражениями союзников. 15 февраля Сингапур сдался японцам, а Рангун пал 9 марта. Успехи во Франции смягчили горечь провалов на других фронтах. Популярные английские писатели В.Е. Джонс и С.С. Форестер воспользовались событиями для своих приключенческих повестей, хотя и сильно их приукрасили. Летом 1942 г. по книге Форестера в Голливуде сняли фильм «Коммандос атакуют на рассвете», который имел огромный кассовый успех.
Чешские диверсанты
Идея создания частей спецназначения, состоящих из чехов, появилась уже в 1940 г. Ее реализовала группа офицеров 11 отдела (заграничного) Чешского министерства обороны в Лондоне.
Организационно группа была самостоятельной, но ее использование, обучение и материально-техническое обеспечение зависели от английской стороны, а точнее от командования специальными операциями. Кандидатов набирали из числа добровольцев — солдат чешской бригады, обучение проводили в Шотландии и на юге Англии чешские и английские инструкторы. Стоит отметить, что в 1941-1943 гг. полный курс подготовки в области разведки, связи, саботажа и диверсий прошли свыше 300 человек. Главная задача чешских парашютистов в немецком тылу состояла в проведении разведки и операций мщения, включая удачное покушение на обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха. Эта акция, совершенная 27.05. 1942 г., имела огромное моральное и психологическое значение для чешского и мирового общественного мнения. Кроме того, парашютисты осуществляли организационно-техническую помощь партизанскому движению и курьерские функции.
Разумеется, не все операции были удачными, что зависело от ситуации в Протекторате. Часто теряли снаряжение, которое не удавалось найти. Сбросы проводились не на подготовленные площадки, как в Польше, а в лесистые малонаселенные районы. Это значительно осложняло ситуацию, поскольку приземление в незнакомой местности приводило к многочисленным травмам. Трудно было снимать и прятать парашюты, повисшие на деревьях, что демаскировало коммандос. Из-за сильного проникновения агентов гестапо в ряды сопротивления неоднократно менялись адреса, предоставляемые парашютистам. В этой неравной войне потери были высокими и достигли почти 50%. Всего чешские группы парашютистов провели 33 операции, в рамках которых на территорию Чехии и Словакии сбросили 96 парашютистов. Кроме того, они осуществили 2 десанта по пять человек во Франции и Италии и 2 в Югославии (по 3 парашютиста).
Американские парашютисты и рейнджеры

Парашютисты
Летом 1940 г. Англия начинала с нуля, но через два года могла похвастать подразделениями спецназначения, которые не только догнали немецкие, но и превосходили их. События 1940 г. взволновали и специалистов за океаном. В США, остававшихся нейтральными до 7 декабря 1941 г., как и в Англии развитие специальных сил шло медленно и с явным опозданием, хотя первая реакция была почти немедленной. 25 июня 1940 г., уже через 72 часа после капитуляции Франции, американский департамент обороны приказал 29-му полку пехоты, базировавшемуся в форте Беннинг в штате Джорджия создать учебные подразделения парашютистов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54