А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Очень часто такие больные после выписки находятся на длительном фармокологическом лечении.
- А что общего в поведении серийных сексуальных убийц?
- Серийные сексуальные убийцы, как клинически очерченная группа - это часть достаточно большого контингента больных, у которых расстроено сексуальное влечение, или сексуальное предпочтение. Есть термин парафилия, туда входят педофилия, эксгибиционизм; все эти формы поведения характеризуются несоответствием стандартам сексуального поведения, которые приняты в цивилизованных культурах, и в дальнейшем - серийностью, клишированностью этого поведения. За этим стоят сложные механизмы, многообразные психологические и психопатологические переживания.
- Можно ли определить маньяка среди толпы? Я понимаю, что мой вопрос достаточно наивен, но тем не менее.
- Вряд ли есть достаточно бросающиеся внешние очевидные характеристики, которые позволяют определить такого человека. Другое дело, чем больше мы изучаем данных лиц, тем все чаще встречаемся с набором достаточно типичных психических, психологических, психопатологических особенностей. Речь идет о том, что субъективная картина мира у таких людей достаточна сходна. Есть ряд признаков в развитии этих лиц, которые исходно существуют еще в детском, допубертатном (до половой зрелости) возрасте, по которым можно сказать, что это группа риска.
- Что можно сказать о роднящих чертах этих лиц в детском возрасте?
- Мы видим, что уже в детском, допубертатном возрасте такие лица могут обнаруживать некоторые роднящие их черты характера. Обычно это оказываются люди замкнутые, одинокие, не способные к эмоциональному сопереживанию. То есть со сниженным уровнем эмоций как таковых. В дальнейшем мы видим, что у целого ряда из них обнаруживаются особенности психосексуального развития, во многом сходные, связанные прежде всего с искажением их половой идентичности. То есть это лица с плохо выраженными мужскими чертами, психологическими прежде всего. Поэтому они чаще всего подвергаются остракизму подростков. Такие особенности могут выявляться и на раннем этапе, и очень часто эти деструктивные, агрессивные формы поведения являются определенным образом гиперкомпенсацией имеющихся дефектов. Это перевертыш своего рода. Помимо этого отличаются они и незрелостью психики в целом, что способствует фиксации подобных форм поведения на раннем этапе развития.
- Может ли идти речь о травмах головы, о перенесенных болезнях, которые способствовали психическим отклонениям?
- Есть данные, которые говорят, что в таких случаях имеются особенности функционирования мозга, и прежде всего речь не о каких-то серьезных поражениях, а о функциональных поражениях, которые могут закладываться еще до того, как человек рождается.
- Может ли психиатр районной больницы выявить на исследовании, будет ли в будущем опасен обществу конкретный ребенок?
- Гипотетически - да. Но практически это очень сложно, потому что большинство лиц, которые оказываются серийными сексуальными убийцами, не состояли на учете у психиатра. Только очень небольшая часть имела опыт общения с психиатрами. Ведь речь идет не о расстройствах, незаметных для окружающих и близких. Речь - о достаточно тонких расстройствах, которые остаются глубоко внутри человека. Можно попытаться разработать специальную программу, но тогда надо обследовать всех лиц поголовно в определенный возрастной период. Но тут есть и еще момент. Дело в том, что выявление настораживающих сторон в психике вовсе не дает повод говорить о возможном противоправном поведении. Что касается нормативной, нормальной направленности, то не во всех случаях она сохранена, а в большинстве нарушается. У таких людей, как правило, сексуальный опыт достаточно скудный. Во вторых, даже если он и имелся, то в определенный период, по мере нарастания садистических расстройств, эта сфера активности уходит, вытесняется. Но во многих случаях к нормальной сексуальной жизни вообще не приступали. Даже если и были попытки, то они заканчивались безуспешно. Более того, часть садистически ориентированных лиц одновременно и гомосексуально ориентированы, как Головкин, который тоже, кстати, был нашим пациентом. Поэтому в этих случаях о гетеросексуальной направленности вообще не приходится говорить.
- Проводились ли какие-то исследования таких лиц?
- Используется достаточно много методов, в частности тот сексологический метод, который предполагает исследование некоторых антропологических параметров. Большого числа закономерностей ожидать не приходится. Каждый антропометрический параметр несет какую-то смысловую нагрузку. Предположим, если мы получаем один параметр, то по нему мы можем сказать, насколько качественно у него протекал период сексуального созревания, то есть насколько это соответствовало эталонам, стандартам, не было ли задержки в его развитии. Другой параметр может говорить о том, что нарушаются пропорции, которые характеризуют маскулинное (мужское) строение организма. Очень часто у них имеются черты, более характерные для женского тела. Надо четко представить, что все-таки серийные сексуальные убийцы, слава Богу, не так часты. И для того, чтобы говорить о каких-то закономерностях, нужно обрабатывать более широкий массив данных. Мы в лаборатории работаем три года, и все больные, которые проходили экспертизу, не обследовались всей совокупностью методов. Нам не хватает методического инструментария, который мог бы помочь в исследованиях.
- А встречались ли в вашей практике женщины с аномальным сексуальным поведением?
- Нет. Считается, что эта форма поведения обнаруживается лишь у мужчин. Исключительно. Есть данные о целом ряде эксгибиционистских наклонностей у женщин, есть данные по педофильной активности, но каждый раз приходится констатировать, что эта часть столь мала, что лишний раз подтверждает те исключения, которые подтверждают правило - это мужская форма поведения.
- Что нужно сделать, чтобы этих людей выявить и предотвратить преступление?
- Если говорить об узких конкретных задачах, то, конечно, нужно осуществлять особую программу. Необходимо составлять особую базу данных, придерживаясь определенной методологии. Во-вторых, должна быть определена соответствующая потребность органов МВД и тому подобное.
- Бытует мнение, что сейчас появилось очень много подобных преступников, как будто они выползла из какихто нор. Как раньше было, скажем, десять, двадцать лет назад? Есть ли у вас статистика?
- Статистика двадцатилетнего опыта работы с подобного рода лицами - с 1974 по 1994 год - свидетельствует, что около 80 больных, точнее, 80 испытуемых, прошедших экспертизу, подпадали под критерий серийных сексуальных убийц. И равномерное распределение их по годам, в общем-то, сохраняется. Но это статистика нашего Центра. Мы не знаем, что было в других экспертных комиссиях, регионах. Нет таких данных, которые позволяют говорить, что вдруг произошел всплеск.
- А сколько среди них в процентном отношении невменяемы?
- Около пятнадцати процентов - это лица страдающие тяжелым психическим заболеванием, шизофренией. Остальные признаны вменяемыми.
- А какие еще болезни могут иметь проявления сексуально-извращенного характера?
- В принципе любая психическая болезнь может соседствовать с садистским влечением. Начнем с того, что садизм - это тоже психическое расстройство, которое имеется в международной классификации болезней. Очень часто мы видим, что сам по себе садизм сочетается с другими психическими расстройствами, в частности с органическим поражением головного мозга.
РОССИЯ "КОЛОHИАЛЬHАЯ"
В России 742 исправительных колонии (ИК), в том числе 31 для
женщин, 122 лесных ИК; 178 СИЗО и 13 тюрем, воспитательных
колоний для несовершеннолетних (ВК) - 61. Итого под тысячу
учреждений, где изолированы от общества 1 021 900 человек. (ИК
723,1 тысяч человек; из них 39,1 тысяч женщин; СИЗО и тюрьмы
277,8 тысяч человек; ВК - 21 тысяча человек.) Число
умопомрачительное для государства, которое подтягивается по
демократическим манерам к странам Запада. Наша
полупарализованная, полукоррумпированная следственная и судебная
система не в состоянии переварить наплыв арестантов. Они месяцами
и годами ждут приговора. Простолюдины (это слово нынче весьма
современно) отхватывают по полной катушке за мелкую кражу. А
новая знать, бандиты, проворовавшиеся чиновники отмазываются
всеми способами, выходят под денежный залог, под бумажку о невы
езде на свободу и более с ней не расстаются. Судам не хватает
денег на починку крыши? Но как правило, "крыша" сама их находит.
Но всех под денежный залог не выпустишь, все же народ обнищал. И
время от времени идут слухи то об амнистии, то об освобождении
подследственных, для которых истекли все установленные сроки
ведения следствия. А шеф Бутырки по этому поводу сказал: "Они не
дождутся у меня, чтобы я бандитов и убийц выпустил!" За что сидят
наши российские граждане? 11 процентов - за умышленные убийства,
столько же за умышленные тяжкие телесные повреждения (или, как
теперь в новом Уголовном кодексе, - за умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью); изнасилование - 6,9%, разбой - 8%,
грабеж - 7,5%; кража - 36,6%; хулиганство - 6,7%; другие
преступления - 11,4%. И еще небезынтересные наблюдения:
граждане, осужденные в первый раз, составют 42%, повторно сидящие
- 18%, а три раза и более, то бишь рецидивисты - оставшиеся 40%.
Они-то и правят бал в тюрьмах и зонах. Каждый зэк мечтает о воле.
В 1996 году эту мечту воплотили 152 заключенных, сбежав из под
охраны: 106 - из колоний, 23 - из тюрем и СИЗО и столько же
юношей из ВК. (В 1995 году было 189 беглецов.) В СИЗО дважды
захватывались заложники. И еще цифры: пятая часть осужденных
парализована безработицей. Подневольным трудом на предприятиях
исправительных колоний произведено в 1996 году 4,2 триллиона
рублей. Средний заработок на один чел/день - 6785,5 рублей - едва
хватает, чтобы покрыть расходы на питание.
В ТУЛЬСКИХ САМОВАРАХ НЕ ДЕЛАЮТ ЧИФИР
Тульская область (т.е. Управление исправительных учреждений УВД
той же области) показательна в плане относительного благополучия.
Сюда возят журналистов. На подведомственной территории находится
12 пенитенциарных учреждений: 4 ИК строгого режима, 3 ИК общего
режима, ИК-поселение, ВК для несовершеннолетних, 3 следственных
изолятора, 2 межобластных больницы, одна из них - для
туберкулезников. Более 14 тысяч заключенных.
Одна из четырех колоний строгого режима находится в городе Щекино, официальное наименование - учреждение УЮ-400/7. Начальник - подполковник Карпов. Сидят здесь за убийства, изнасилования, нанесение тяжких телесных повреждений, другие тяжкие преступления. Тянут срок здесь, что называется, отъявленные рецидивисты. Всяк входящий сюда видит первым делом крупно написанную на дверях цитату из Евангелия: "Придите ко Мне все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Здесь есть предмет гордости - своя церковь, дело нынче новое, а при старом режиме - обязательное при каждой тюрьме или остроге.
Сейчас контингент преступников омолодился. Если раньше здесь сидели непутевые мужички по 206и статье за хулиганство да за алименты (30-40%), то сейчас все чаще - 146-я, 117-я, 145-я, 89-я, 144-я - разбой, грабеж, насилие, убийства, кражи. Новые экономические условия, слом идеологии, дурное или отсутствие всякого воспитательного влияния на молодежь - и вот нынешний основной возраст заключенных в ИТУ-7 составляет 19-25 лет.
Все арестанты по науке подлежат сортировке. На каждую группу - своя ячейка на своеобразном стенде: склонные к побегу - одна из самых опасных категорий; далее - тоже весьма серьезные представители зоны - лидеры; склонные к провоцированию групповых эксцессов; ну и остальные категории, что называется, по интересам - склонные к употреблению наркотических веществ; склонные к употреблению спиртных напитков; склонные к изготовлению запрещенных предметов; склонные к притеснению других осужденных; склонные к гомосексуализму; склонные к дезорганизации в ИТУ; склонные к насильственным действиям в отношении персонала ИТУ; имеющие психические аномалии.
Посетителям здесь показывают уникальную "Выставку инородых тел в желудках осужденных". От экспонатов становится несколько жутковато, особенно если примеряешь их на себя: проволочки, крючочки, заточки, шомпола, половинка ножниц, булавка, гвоздь "сотка", крючки, пружины, ложка согнутая, черенок от ложки, гвозди всех размеров, ручка от зубной щетки. Все это было извлечено из желудков "глотателей". Некоторые совершали это, будучи не в себе, другие, чтобы "закосить" от работы, попасть на больничный режим, в знак протеста, на спор. Заключенные - люди непредсказуемых поступков.
Но большинство зэков исправно и без вывихов трудятся на производстве. Здесь есть теплицы с помидорами и прочими полезными растениями, кроличья ферма. И по словам начальника, его подопечные держатся за эту околюченную землю.
Колония славится шапками, которые шьют здесь из кроликов. Хозяин с гордостью называет цифры: "На начало 1994 январь года мы выпустили продукции на 30 миллионов рублей, на начало 1995 - 100 миллионов. На начало 1996 года - уже 200 миллионов рублей. А на начало 1997 - в три раза больше. Кооперировались всегда с большими тульскими заводами: оружейными, комбайновым, металлургическим, патронным. Сейчас у них производство сворачивается, и мы стали искать работу сами. Пятьдесят процентов заказов дает Москва. Но нет бензина, чтобы вывезти продукцию, привезти материалы. Ездим в Курск, Калугу, Тулу. Пивзавод предложил делать им пробки. Вышли по конверсии с Мосбазой, берем списанную технику, делаем из нее прекрасные вещи, которые пользуются спросом и в Туле, и в Москве".
Тем не менее около 700 человек не работает. Начальник колонии одержим идеей найти на всех работу. А еще - каждому офицеру сделать свой коттедж, чтобы он держался за свое место. Сам он 29 лет работает в исправительной системе, начинал мастером.
Возможно, безработица на воле изменила нравы и привычки среди зэков. Если раньше осужденный не хотел работать и его сажали в изоляторы, в ПКТ - помещения камерного типа, наказывали, чего-то лишали, то сейчас труд считается чуть ли не праздником, награждением. Осужденные в охотку идут работать. Одна из причин - родственники живут крайне бедно, даже не на что передачу купить, на свиданку приехать. Они теперь сами помогают семьям, родителям. Проблема - с обеспеченностью работой.
В этом учреждении отпуска предоставляются осужденным с улучшенными условиями содержания, то есть тем, кто встал на путь исправления. Но есть осужденные, которым отпуска не видать - из Грузии, Украины, Белоруссии, Молдавии и прочих бывших республик СССР. Отпустишь - где их потом искать. Отпускают, у кого родители в тяжелом состоянии, на похороны. Все осужденные, как правило, возвращаются. Был один осужденный Маслов, не вернулся, месяц его искали, потом год еще добавили. Есть комната свиданий. Приезжают родители, родственники. Свиданий, по возможности, никого не лишают. Начальник мечтает сделать комнаты с видеозалом, библиотекой, спортзалом, бассейном, детской комнатой. Как на далеком Западе.
Приезжали сюда футболисты высшей лиги, еле игру свели в ничью. Спортивную форму подарили осужденным. Удивлялись: "Не тюрьма у вас, а общежитие".
И все же никакая комната, никакие апартаменты, спортивные и иные развлечения не заменят волю. Решетка - она всегда остается решеткой, даже если ее инкрустировать бриллиантами и покрасить в розовый цвет. В отрядах, в спецчасти, ведутся списки, в которых указывается, сколько человек уйдет через месяц, через год, какие категории. И вот освобожденный, получив одну минимальную зарплату от администрации на дорогу до отчего дома, стоит на вольной земле. Сзади с грохотом захлопнулась дверь.
Вопрос заключенному Волкову:
- С каким чувством пойдешь на волю?
- Зная, какая жизнь на воле, восторг дикий вряд ли поимеешь. За себя пока не говорю, а вот другие, бывает, просятся остаться на киче. Если сейчас открыть ворота и сказать: "Граждане арестанты, кто хочет на волю?", я скажу, пойдут единицы. Есть крутые, которые обеспечены, за ними братва на иномарках приезжает. А остальные... Еще крепко подумают. Ну что на этой воле хорошего? Работы нет. Лучше здесь пережить трудное время. Минимальная зарплата - 63 тысячи. Чтобы доехать куда-то, матери взять подарок, нужны деньги, а ты приезжаешь голый...
Освобожденный, который приходит с 63 тысячами, у которого нет работы - это уже потенциальный преступник. И если бегут из зоны - то только те, кому по каким-то причинам находиться в ней нельзя:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44