А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

«Герцог Фердульф, может быть Бог пожелает, чтобы ни ты, ни я не ушли из этой жизни, прежде, чем другие не узнают, кто из нас двоих больший трус». Так они говорили друг с другом на вульгарном языке «Vulgaria verba». Hartmann (II,2,58) истолковывает эту фразу, как то, что Фердульф и Аргаит могли говорить друг с другом на вульгарной латыни. После окончательного расселения лангобардов в Италии, латинский язык (который был единственным письменным языком и на котором только и велось общение с местным римским населением) постепенно изменился в варварскую сторону. Однако, из германских слов, употребляемых Павлом, а также их этого описания ссоры Фердульфа и Аргаита, происходившего около 700 г., очевидно, что на лангобардском языке говорили и в VIII в., и имеются следы его употребления даже после франкского завоевания в 774 г. В одном документе из верхней Италии местоимение «ih» по ошибке написано перед латинской фразой «написал собственноручно», и это показывает, что лангобардский был разговорным языком еще в конце IX века. Хроника Салерно, составленная в 978 г., ссылается на немецкий язык как на тот, на котором «первоначально» говорили лангобарды, из чего следует, что по крайней мере, в этом регионе он уже вымер. Но едва ли известно, когда именно он перестал употребляться. Возможно, что лангобардский язык дольше всего употреблялся там, где германское население было более плотным, и период, когда он умер, как живой язык, занимает довольно большое время, в течении которого те, кто говорил на нем, также понимали и говорили на вульгарной латыни. Время его упадка может быть прослежено по многочисленным латинским названиями германских слов и прибавлению германских суффиксов (например, engo, ingo, esco-asco– atto– etio– otto) к латинским словам и выражениям, которые стали важными компонентами в формировании современного итальянского языка.

, и это было незадолго до того, как пришло войско славян, для прихода которого герцог Фердульф заплатил деньги, и которое теперь пришло в большой силе. И когда оно разбили лагерь на вершине горы, и было сложно приблизиться к нему с какой-либо стороны, то герцог Фердульф, пришедший туда со своей армией, начал кружить вокруг горы, чтобы найти возможность атаковать славян на более ровном месте. Тогда Аргаит, о котором мы говорили выше, так сказал Фердульфу: «Помни, герцог Фердульф, что ты сказал, что я ленив и бесполезен, и что ты назвал меня в нашем с тобой разговоре трусом. Но теперь пусть Божий гнев падет на того, кто будет последним в нашей атаке на славян». И сказав эти, он повернул своего коня туда, где подъем был труден из-за крутизны склона горы, и начал атаку на укрепленный лагерь славян. Будучи пристыженным, что он не атакует славян через то труднодоступное место, Фердульф, через те же кручи и непроходимые места последовал за ним, а за ним и его войско, посчитавшее, что самое главное – не бросить своего вождя, и оно скучилось в толпу и стало напирать вслед за ним. В свою очередь, славяне, видя, что враги идут на них через крутины, с мужеством изготовились и сражались больше камнями и кольями «Securibus». Hodgkin перевел это как «стволы деревьев», полагая, что использованные колья были просто поваленными деревьями, сбрасываемыми вниз.

, чем оружием. И они опрокинули почти всех лошадей и перебили их. И так они одержали свою победу, не столько благодаря своей силе, сколько благодаря случаю. Там погибли все знатные фриульцы. Там пал и герцог Фердульф, и тот кто спровоцировал его. И там, из-за зла опрометчивых разногласий, было также побито огромное множество храбрых мужей, в то время как, при наличии единства и мудрого совета, они могли бы разбить тысячи своих врагов. Однако, один единственный лангобард действовал храбро и мужественно – Муних (Munichis), который впоследствии стал отцом герцогов Петра Фриульского и Урса (Ursus) Кенетского (Кенедского) (Ceneta (Ceneda)). Когда он был опрокинут с лошади, и один славянин внезапно напал на него и связал его руки веревкой, то он этими связанными руками выхватил копье из правой руки этого славянина, пронзил им его, и как и был связанный, устремился вниз по склону горы и бежал. Мы рассказали эти вещи в нашей истории только для того, чтобы никогда больше не случилось что-либо подобного из-за зла разногласия.
25. И поскольку герцог Фердульф окончил свои дни, то на его место был назначен Корвол (Corvolus), но он держал герцогство только короткое время, и когда он нанес оскорбление королю, то у него были вырваны глаза, и он продолжал жить в позоре.
26. Затем герцогство получил Пеммо (Pemmo) De Rubeis полагает, что это случилось в 705 г. Пеммо держал герцогство около 26 лет (Hodgkin, VI, 332)

. Он был человеком талантливым и полезным для своей страны. Его отцом был Билло (Billo), который был уроженцем Беллуна (Беллуно) (Bellunum (Belluno)), но по причине бунта, который он поднял в этом месте, был вынужден удалиться оттуда и позже приехал в Форум Юлия, где и жил в мире. Этот Пеммо имел жену по имени Ратперга (Ratperga), которая, поскольку была грубой наружности, часто просила своего мужа отослать ее и взять себе другую жену, которой было бы прилично быть женой такого великого человека как герцог. Но, поскольку он был разумным человеком, то говорил, что ее поведение, смирение и почтительная скромность нравятся ему больше, чем красота тела. Он этой жены Пеммо имел трех сыновей – Ратхиса (Ratchis), Ратхаита (Ratchait) и Айстульфа (Aistulf) Ратхис и Айстульф позже были королями лангобардов.

, мужей энергичных, чье рождение подняло смирение их матери к высочайшему уважению. Этот герцог собрал всех сыновей знатных людей, погибших на той войне, о которой мы говорили выше, и воспитывал их вместе со своими собственными детьми, будто бы все они были порождены им.
27. В это время Гизульф, правитель Беневента взял римский город Суру (Сору) (Sura (Sora)), а также городки Ирпин (Арпино) (Hirpinum (Arpino)) и Аркс (Арке) (Arx (Arce)) Три города около реки Лирис или Гарильяно, примерно в 50 милях юго-восточнее Рима.

. Этот Гизульф во времена папы Иоанна Иоанна VI (701-704гг.). Другие полагают, что имеется в виду Иоанн V (685 г.) (Waitz)

со всеми своими силами пришел в Кампанию и все сжег и разграбил, захватил много пленных и разбил свой лагерь в месте, называемом Оррея (Horrea) Hodgkin (VI,336) полагает, что это – Путеолы. Другие (Hartmann, II, 2, 116) говорят, что такое место было у пятого мильного столба по Виа Латина. Из этой главы неясно, был ли один набег или несколько.

, и не было никого, кто-бы смог ему сопротивляться. Понтифик послал к нему священников с апостольскими дарами, выкупил у его войска всех пленников и побудил герцога вместе со своей армией вернуться домой.
28. В это время 707 г.

Ариперт, король лангобардов, своим даром восстановил вотчину Коттианских Альп Павел хочет сказать не о том, что эта вотчина включала в себя всю провинцию Коттианских Альп, а просто о том, что часть папских вотчин была расположена в этой провинции (Hodgkin, VI, 324)

, которая прежде принадлежала юрисдикции Апостолического престола, но уже давно была отнята лангобардами. И делая этот дар он послал в Рим письмо написанное золотыми буквами. Также в эти дни Это ошибка – во время папства Иоанна VI (701-705гг.), которому Ариперт преподнес свой дар, не было паломничества никаких королей, но это случилось в 709 г., при Константине I.

два короля саксов Коинред (Coinred), король Мерсии и Оффа, принц Восточных Саксов (Hodgkin, VI, 323)

пришли в Рим припасть стопам апостолов, и они внезапно умерли, как того и желали.
29. Затем еще Бенедикт, архиепископ Медиолана (Милана) приехал в Рим и вел там разбирательство по поводу церкви Тицина, но он потерпел поражение, поскольку с ранних времен епископы Тицина посвящались Римской церковью. Этот достопочтенный архиепископ Бенедикт был мужем выдающейся святости, и его слава ярко сияла по всей Италии.
30. Затем, когда умер сполетский герцог Тразамунд По-видимому, он правил герцогством 40 лет с 663 по 703 г. (Hodgkin, VI,337)

, то его место унаследовал его сын Фаруальд (Faruald). Кроме того, у Тразамунда был брат Вахилап (Wachilapus), который правил тем же герцогство наравне со своим братом.
31. Но Юстиниан, который утерял имперскую власть и находился в ссылке в Понте, вновь получил власть при помощи Тервелла (Terebellus), короля болгар, и предал смерти тех патрициев, которые изгоняли его. Также он схватил Льва и Тиберия Здесь Павел неправильно понял язык Беды, из которого он заимствовал этот пассаж, и который говорит, что Юстиниан казнил патрициев Льва (Леонтия) и Тиберия (Апсимара), которые изгнали его. Больше ни о каких патрициях не говорится.

, которые захватили его место и приказал, чтобы их изувечили посреди цирка при всем народе Юстиниан II, который был изгнан в Херсон (см. гл.12) был отвергнут местными жителями, после чего скитался по территории южной России и нашел убежище у хазарского кагана, и каган дал ему в жены свою сестру Феодору. Правящий император Тиберий отправил послов к кагану, предлагая тому большие подарки, если он убьет или выдаст Юстиниана. Каган прислушался к этим предложениям, но Феодора предупредила своего мужа, который бежал на Дунай, где к нему примкнул Тервел (или Теребелл) и попытался восстановить его на троне. С помощью болгар он напал на Константинополь и захватил его. Два его соперника, которые один за другим привили во время его отсутствия, теперь были закованы в цепи и брошены перед его троном на ипподроме, он поставил свою ногу на их шеи, а затем приказал обезглавить их в месте публичных казней. (Hodgkin, VI, 365-8)

. Он вырвал глаза у Галлицина, патриарха Константинопольского и сослал его в Рим Каллиник (а не Галлиник) десять лет назад выступил в проповедью о свержении Юстиниана

, и назначил епископом вместо Галлицина аббата Кира (Cyrus), который проявлял о нем заботу, когда он находился в ссылке в Понте. Он приказал папе Константину явиться к себе, принял его и с честью отослал назад Константин оставил Рим в октябре 710 г. и вернулся в октябре 711 г.

. Пав на землю, он просил папу быть его заступником по его грехам и подтвердил все привилегии его церкви Вероятно, тогда были приняты папой декреты Пято-шестого собора (Hodgkin, VI, 378-9)

. Когда он посылал армию в Понт против Филиппика (Filippicus), который держал его в неволе, то этот же почтенный папа искренне предостерегал его от этого, однако, не мог ничего предотвратить.
32. Армия, посланная против Филиппика приняла его сторону и сделала его императором. Он выступил на Константинополь против Юстиниана, сразился с ним у двенадцатого мильного столба от города, победил и убил его, и получил верховную власть. В этот второй раз Юстиниан правил вместе со своим сыном Тиберием 6 лет В своей безумной жажде мести жителям Херсона, которые прогнали его, когда он был в ссылке, Юстиниан отправил три экспедиции с целью разрушить этот город. Во время первой лучшие граждане Херсона были схвачены и отправлены для казни в Константинополь, где одни были зажарены живьем, а остальные – утоплены. Но Юстиниан при этом обвинил своих полководцев в невыполнении приказов и отправил вместо них других. Первые были вынуждены уступить свое место в этом кровавом деле, а затем, ради самозащиты, присоединиться к мятежной партии, сгруппировавшейся вокруг некого армянина Вардана, который под именем Филиппика и был провозглашен императором. После этого они отправились в поход на Константинополь для свержения Юстиниана. Это предприятие полностью удалось. Тиран был покинут своими подданными, и вместе со своим сыном Тиберием был схвачен и убит. (Hodgkin, VI, 379-84)

. Отправивший его в ссылку Лев вырезал ему ноздри, и он, после того как вновь захватил власть, часто вытирал рукой текущие сопли и почти столь же часто приказывал убить кого-нибудь, кто был настроен против него Вслед за реставрацией Юстиниана наступило царство террора, в котором погибло неисчислимое количество жертв. Некоторых зашивали в мешки и бросали в море, других приглашали на большие трапезы, а когда они вставали, чтобы удалиться, их приговаривали к смерти. Он особенно был настроен против города Равенны и послал туда флот под командованием патриция Феодора, который схватил лучших людей города и доставил их в Константинополь. Здесь епископ Феликс был ослеплен, а остальные преданы смерти. Затем Юстиниан послал в качестве экзарха Иоанна Ризокопа (Rizokopus), который первым делом явился в Рим и придал смерти ряд папских сановников, а затем отправился в Равенну, где был убит в борьбе с местными войсками. Народ Равенны отказался признавать Юстиниана и избрал своим вождем одного из своих сограждан по имени Георгий, который организовал автономное правление и установил военную организацию Италии независимо от Византии (Hartmann, II, 2, 78-81).

.
33. Затем, когда умер патриарх Петр, управление церковью Аквилеи принял Серен (Serenus) Впоследствии, по требованию короля Лиутпрандта, папа Григорий II послал Серену, епископу Аквилеи, паллий митрополита. Между патриархами Аквилеи и Градо возникли разногласия, и Григорий писал Серену, предупреждая его не покидать пределы народа лангобардов и не нарушать границ Градо (Hodgkin, 466-467). Центр патриархата последовательно перемещался, сначала в Кормон (Cormons), а после смерти Серена, когда ему наследовал Каликст (см. ниже гл.51) – в Чивидале.

. Как человек он отличался простым характером и посвятил себя служению Христу.
34. Но Филиппик, который звался Варданом, после посвящения в императорское достоинство приказал, чтобы Кир, о котором мы говорили выше, был бы смещен с должности патриарха и возвращен в Понт для управления своим монастырем. Этот Филиппик послал к папе Константину письма с извращенным вероучением, которые тот, вместе собором Апостолического престола, отверг Источники здесь расходятся, и смысл этого предложения неясен. Возможно, подразумевается частичный собор, созванный папой. Филиппик выступал в пользу монофелитства, которое было осуждено Шестым Вселенским собором.

, и по поводу этого дела он распорядился сделать в портике собора Св. Петра картины, представлявшие деяния шести всеобщих соборов. Поскольку Филиппик приказал, чтобы имеющиеся в имперском городе картины подобного рода были бы оттуда удалены, то римский народ постановил, что ни имени еретического императора не будет на его документами, ни его изображений на монетах. Поэтому его (императора) изображение не вносилось в церковь и его имя не упоминалось в при совершении мессы. После того, как он удерживал верховную власть в течении года и 6 месяцев, против него восстал Анастасий, называвшийся также Артемием (Artemius), лишил его власти и лишил его глаз, но тем не менее, не убил его В 713 г.

. Это Анастасий послал, через патриция и экзарха Италии Схоластика, письма папе Константину, в которых он объявлял себя приверженцем католической церкви и признавал Шестой Святой собор.
35. Затем, после того как Анспранд пробыл в изгнании в Баварии целых 9 лет, то на 10-й год, после того как он в конце концов уговорил Теутперта (начать войну), он пришел с баварской армией в Италию и сразился с Арипертом, и тогда с обеих сторон случилась большое смертоубийство. Но, в конце концов, когда над полем битвы опустилась ночь и стало ясно, что баварцы все же показали свой тыл, армия Ариперта вернулась в свой лагерь победительницей. Но поскольку Ариперт не желал оставаться в лагере, но предпочел отправиться в город Тицин, то тем самым он привел в отчаяние своих собственных людей и вдохнул храбрость в своих врагов. И уже вернувшись в город, он почувствовал, что этим своим поступком он оскорбил армию и, в результате всего этого, он принял совет бежать во Франкию и при этом взять с собой из дворца столько золота, сколько сам сочтет для себя полезным. И когда он, нагруженный золотом, попытался переплыть через реку Тицин, то там и утонул и умер, захлебнувшись водой. Его тело было найдено на следующий день, принесено во дворец и положено перед церковью нашего Господа Спасителя, которая прежде была построена Арипертом, и там же и было похоронено. В те дни, когда Ариперт обладал королевской властью, он передвигался по ночам, переезжая из одного места в другое и выясняя, что о нем говорили в разных местах, и старательно вызнавая как судят народ разные судьи. Когда к нему приходили послы иностранных народов, то в их присутствии он носил богатые одежды и украшения, и чтобы они не питали злых умыслов против Италии, он никогда не предлагал им изысканных вин или яств. Он правил, и вместе со своим отцом Рагимпертом и самостоятельно, всего 12 лет. Еще он был человеком религиозным, раздавал милостыню и любил справедливость Очевидно, что описание Павлом характера Ариперта весьма благожелательно.

. В его дни было великое плодородие земли, но времена были варварские.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22