А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

„Монреаль канадиенс“ и „Торонто мэйпл лифс“ выделили восемь игроков для участия в поездке сборной в Европу. Из „Торонто“ предоставлены в распоряжение сборной Джим Маккензи, Уэйн Карлтон, Дан Джонсон, Гэри Марш и Андрэ Энс. „Монреаль“ отрядил Ала Макнейла, Жана Готье и Фила Роберто. Эти игроки выступят в пяти матчах в СССР и четырех играх в Финляндии и Швеции.
Главная цель турне – выяснить, как второстепенные профессиональные игроки (хотя некоторые из них имеют шансы закрепиться в НХЛ) покажут себя в соревновании с сильнейшими любительскими командами мира.
Если поединки выяснят, что эти канадцы недостаточно сильны, к НХЛ обратятся с просьбой выделить кого-нибудь помощнее.
Кроме того, канадцы имеют право включить в состав сборной неограниченное число «бывших» профессионалов. «Хоккей-Канада», как стало известно, намерена, если это потребуется, обратиться ко всем двенадцати клубам НХЛ с просьбой оказать поддержку сборной для достойного выступления на чемпионате мира».
Как видно из этой телеграммы, вопреки решению конгресса ЛИХГ руководители «Хоккей-Канады» предпочитают иметь дело с профессионалами не из «младших лиг», а главным образом из дюжины клубов НХЛ.
Правда, как показала жизнь, добиться полной взаимности канадцам тогда так и не удалось.
Еще через несколько дней картина полностью прояснилась. Предполагалось, что в розыгрыше приза «Советского спорта» примут участие хоккеисты молодежной сборной Канады. Но стал известен состав прибывающей 26 августа в СССР команды с родины хоккея. Это была наиболее представительная делегация из Канады, в которой насчитывалось тридцать одних только игроков.
Среди гостей оказались такие асы сборной Канады, как защитник Тэрри О'Мэлли, нападающие Фрэнк Хакк, Маршалл Джонстон, Гарри Пиндер и другие.
Сделали свой взнос и киты профессионального хоккея Канады. «Торонто мэйпл лифс» «пожертвовал» нескольких хоккеистов, которые, судя по официальному справочнику НХЛ, еще в сезоне 1968–1969 годов выступали в основном составе этого клуба. К примеру, 23-летний нападающий Уэйн Карлтон забросил в том сезоне 23 шайбы и сделал 20 голевых передач. Огонь, воду и медные трубы профессионального хоккея прошел 39-летний защитник атакующего плана (забросил 8 шайб и сделал 17 голевых передач) Джим Маккензи.
«Эти и другие профессиональные хоккеисты, сообщившие, что переходят в любители, взяты на пробу. Если с их помощью не удастся одолеть лучшие советские клубные команды, их заменят игроками более высокого класса», – такое обещание дали отцы профессионального хоккея, руководители организации «Хоккей-Канада».
Днем 26 августа я отправился в Шереметьево побеседовать с канадцами. Поскольку предполагался, как говорилось, приезд молодежной сборной для участия в турнире на приз «Советского спорта», гостей еще загодя определили в ленинградскую подгруппу. Так что, не заезжая в Москву, «Кленовые листья», правда, не такие юные, как ожидалось, отобедав в ресторане аэропорта, должны были лететь в Ленинград. Командировка туда по каким-то второстепенным соображениям не получилась, а побеседовать с «живыми» профессионалами для хоккейного репортера в ту пору было весьма соблазнительно.
Первым, кого я встретил в Шереметьево, был тренер гостей Маклеод. «Наша поездка – разведка боем», – не стал он скрывать.
Затем повстречался старый знакомый Фрэнк Хакк, очень смешно вышагивавший в шортах по газону перед аэропортом. Мы перебросились парой фраз, заключавших главные новости, и потом Хакк представил меня наиболее именитому из «одолженных» сборной Канады профессионалов – Уэйну Карлтону. Левый крайний из «Торонто мэйпл лифс» – высокий, плотный, длиннорукий малый, сказал, что рад посетить нашу страну и счастлив представившейся возможности осмотреть Ленинград, о котором он слышал отзывы, как о самом красивом городе России.
Что касается хоккея, то он недоволен своим «превращением» в любителя:
– Я не прочь сыграть на чемпионате мира, но прежде всего хочу выступать за «Торонто мэйпл лифс».
Как выяснилось, профессионалы из «Торонто» подсунули своей сборной «товарец» с браком: у Карлтона была сильно повреждена правая рука. Забегая вперед, скажу, что в ленинградском турнире он не забросил ни одной шайбы, но выделялся пониманием игры, точными, хитроумными передачами. О советской сборной он ничего сказать не пожелал, сославшись на то, что никогда ее не видел. Когда же заговорили о предстоящем чемпионате мира, Карлтон тем не менее категорически заявил, что наша команда займет второе место, а победят канадцы.
Очень скоро, однако, выяснилось, что Карлтон и его партнеры профессионалы, на время переквалифицировавшиеся в любителей, явно недооценивали возможности своих соперников. К тому же в августе гости были далеки от своей хотя бы «средней» формы.
В то же время проигрывать советской клубной команде совсем не входило в планы хоккеистов модернизированной сборной Канады. Не удивительно, что они решили, если не переиграть, то хотя бы отколотить фаворитов подгруппы хоккеистов «Крыльев Советов». Но и тут у них ничего не получилось. Это ведь был 1969 год, и даже игроки нашей средней команды, какой в то время были «Крылышки», умели постоять за себя.
«Сборная Канады, усиленная профессионалами, потерпела свое первое поражение в международных играх на приз газеты „Советский спорт“, – писала „Оттава джорнал“. – Это произошло в Ленинграде, где советские болельщики впервые получили возможность ознакомиться с жесткой игрой по-профессиональному.
Русские любители хоккея не привыкли видеть «разгул страстей» на ледяном поле, но в понедельник они увидели во Дворце спорта именно это. Канадцы потеряли присутствие духа в середине матча, когда обстановка стала складываться не в их пользу. Канадцы начали «нажимать» и делали это грубо. Оставалось 3 минуты 36 секунд до второго перерыва, когда Фил Роберто и Боб Барри вступили в драку с русским защитником.
После того как все трое были удалены с поля на пять минут, советская команда забросила шайбу, и игра стала особенно жесткой. Скоро матч стал чисто силовым».
В общем, выделенные на укрепление сборной Канады профессионалы во время турне в Европу испытания не выдержали. А перевести в «любители» на два месяца в разгар сезона не только что «звезд», но просто крепких середнячков – такую роскошь никто из хозяев клубов НХЛ себе позволить не мог, даже во имя престижа любимой Канады.
Об этом руководители организации «Хоккей-Канада» были своевременно уведомлены.
Несмотря на обещание президента НХЛ К. Кэмпбелла, что «сборная получит любых двадцать из трехсот профессиональных хоккеистов, выступающих в клубах „Канады“, и заявление нового президента „Хоккей-Канады“ Чарльза Хейя о том, что „состав сборной явно окажется приятным сюрпризом для всех канадцев“, на турнир „Известий“ в Москву в декабре 1969 года в подкрепление команде из заслуживающих внимание игроков достался только завершавший тогда карьеру в большом хоккее Билл Харрис (впоследствии наставник „Тре крунур“ в Саппоро и в Праге и „Команды Канады-74“), хотя в общем команда собралась и неплохая. В состав ее вошли, кроме Харриса, вратари Драйден и У. Стивенсон, защитники К. Стивенсон, О'Мэлли, Маккензи, Лепаж, Карлайл, Пуарье, Мэрдок, нападающие Ньюэлл, Хакк, Хэйндл, Кинг, Маккмиллан, Бэйс, Конашер, Адаме, Мур, Уотсон и Ирвинг.
Такой оборот дела вызвал сильное раздражение в рядах седовласых джентльменов из КАХА: за что боролись в июле в Швейцарии? Привилегий добились, а использовать их почти не приходится. А если снова, у себя дома, уступим советским хоккеистам, которые бегают на коньках как спринтеры, не устают все три периода и в потасовки с которыми лучше не ввязываться, – что тогда? Позор да и только! А тут еще советские делегаты в директорате требуют справедливого расписания матчей. Сначала отобрали хоккейную мировую корону, а теперь требуют равные условия для всех команд. Это не по-джентльменски. А этот мистер Ахерн? Какой он президент? Какой в Англии хоккей?! Там только и умеют, что пинать мяч ногами, да носиться как угорелые по лужайке с этой «дыней», называемой регби.
Примерно в таком взвинченном настроении пребывали Даусон и Джукс уже с осени 1969 года.
Хотя сравнительно и небольшое преимущество получили канадцы от составленного ими календаря, но расставаться с ним не желали ни за что. От своих столько претерпели, не хватает еще от чужих нести урон!
15 ноября канадский оргкомитет возвратил в ЛИХГ «доработанный» регламент мирового первенства. Справедливые замечания советских представителей учтены не были. По-прежнему перед матчами с нами хозяева имели выходные дни, а наша команда должна была встречаться со сборной ГДР. Ахерн на такую «мелочь» внимания не обратил и расписание утвердил. Поэтому Федерация хоккея СССР лишь в последний день направила в оргкомитет чемпионата мира заявку на участие в соревнованиях, вновь при этом оговорив свое несогласие с несправедливым регламентом.
Даусон безапелляционно заявил, что никаких оговорок не приемлет. Расписание остается в силе. Не устраивает – сообщите, заменим вас сборной США из группы «В». Примерно таким был смысл его ответной депеши в Федерацию хоккея СССР. Одновременно аналогичное заявление с угрозами «заменить русских американцами» сделал на пресс-конференции и Джукс.
На турнире «Известий» канадцы заняли второе место, проиграв сборной ЧССР в день приезда – 0:4 и сделав потом ничью с нашей командой – 2:2.
Поистине «психическая атака» была устроена на нашу сборную в ходе последовавшего затем традиционного декабрьского турне по Канаде. Якобы «в связи со слишком ранним прибытием в Монреаль» команду не пришли встретить. А почему никто из официальных лиц КАХА не счел нужным ее проводить и отчего была, по существу, сорвана какими-то лицами пресс-конференция в аэропорту перед отлетом? Получить ответ на это не удалось. Кстати, турне, опять в основном матчи против будущего соперника на чемпионате мира – сборной Канады, завершилось отнюдь не так уж обнадеживающе для хозяев: четыре встречи выиграли они, четыре – советские хоккеисты.
В Виннипеге наши победили сборную Канады – 5:3, хозяева здесь же взяли реванш – 4:3. В Ванкувере гости разгромили сборную Канады – 9:3, а затем в Виктории проиграли ей же-1:5. В Оттаве и небольшом городе в провинции Онтарио – Лондоне советские хоккеисты легко одолели сборную юниоров столицы и «Рыцарей» – 8:3 и 14:2. Но на финише уступили в Торонто сборной Канады – 2:3 и крупно – 3:9 проиграли юниорам «Монреаль канадиенс».
Итог последнего матча наделал много шума. Канадцы ликовали. «Русские весь матч гонялись за шайбой, – писала „Газэтт“, – но находили ее только в своих воротах».
А нашим тренерам пришлось неоднократно объяснять, что «юниорами» были дублеры популярного клуба в возрасте до 23 лет. Что у нас из-за травм не играли Старшинов, Зимин, Кузькин. Что в Канаду ездили молодые вратари Третьяк и Шеповалов, а основные стражи ворот, Коноваленко и Зингер, отсутствовали.
Как бы то ни было, чемпионата в Монреале и Виннипеге многие ждали с большими надеждами.
Как это ни парадоксально прозвучит, многократные лауреаты мировых хоккейных форумов впервые с 1920 (!) года собрались провести турнир высшего ранга у себя дома. Все понимали, что на родине хоккея турнир пройдет при переполненных трибунах и огромном внимании общественности.
Интерес представлял и сам турнир с участием сильных в ту пору сборных СССР, Канады, Чехословакии, Швеции. Особенно захватывающими обещали быть поединки чемпионов мира последних лет – советских хоккеистов с «Кленовыми листьями». Думается, шансы обоих главных претендентов на «золото» выглядели равными– фифти-фифти, как говорят американцы, пятьдесят на пятьдесят. И такой прогноз среди журналистов, хоккеистов и тренеров был самым распространенным.
Проверить его в действительности, к сожалению, не пришлось: чемпионат из Монреаля и Виннипега был перенесен в Стокгольм, где он проходил и предыдущей весной, а канадцев на нем заменили сборной Польши, в пользу которых отказались имевшие на это право в первую очередь хоккеисты США.
Что же случилось за несколько дней между отлетом сборной СССР из Канады по завершении ею поездки по стране в самый канун Нового года и четвертым января, когда земной шар облетели сообщения о перенесении чемпионата мира в Стокгольм и выходе из соревнований сборной Канады?
А произошло следующее. В Женеве собрались руководители ЛИХГ и Канадского оргкомитета, чтобы в последний раз обсудить все детали предстоящего чемпионата. Советский представитель вновь обратил внимание на изъяны в расписании турнира. В ответ Даусон вновь безапелляционно заявил: «Ничего изменить нельзя. Да и матчи с ГДР будут вам взамен тренировок перед битвами с канадцами. Вы ведь имеете обыкновение перед главными состязаниями чемпионата устраивать „раскатки“, вот и раскатывайтесь в играх с ГДР». Такой ответ покоробил даже Ахерна. Президент ЛИХГ решил сделать хорошую мину при плохой игре.
– А нельзя ли, – спросил он, – хотя бы передвинуть сроки матчей СССР – ГДР часика на два пораньше, чтобы команда перед «битвами» с канадцами имела побольше времени для отдыха?
– Нельзя, – едва дослушав президента., отрезал Даусон, – все уже оговорено с телевидением, всякие передвижки исключены.
Ахерн хотел было еще что-то сказать, возможно, просто выразить сожаление, но Даусон и Джукс этого сделать ему не дали, а выложили «старику» все, что они о нем думали в связи с провалом их предложения об «открытых» чемпионатах мира.
Президент, естественно, обиделся. И все, что было дальше, пожалуй, надо описывать не спортивному репортеру, а специалисту по скандальной хронике. Если же коротко, президент ЛИХГ в сердцах вспомнил, что канадцам разрешали приглашать профессионалов из младших лиг, а они сразу же бросились в клубы НХЛ.
Даусон и Джукс, в свою очередь, «поинтересовались» у Ахерна о хоккее в Англии.
Кончилось тем, что канадцам запретили использовать на чемпионатах любых профессионалов, поскольку, как выяснилось, Звери Брэндедж, в то время президент Международного олимпийского комитета, против участия в чемпионате совместно любителей и профессионалов.
Даусон и Джукс ничего лучше не придумали, как хлопнуть дверью и объявить, что чемпионат в Канаде не состоится, а сборная родоначальников хоккея вообще выбывает из игры.
Замену Монреалю и Виннипегу сыскали в пять минут. Шведы, заработавшие минувшей весной несколько миллионов крон на чемпионате мира, решили пополнить казну хоккейного союза еще хотя бы половиной прошлогодней суммы. Против Стокгольма никто не возражал.
А немного погодя закипели страсти вокруг сенсационного сообщения о переносе хоккейного чемпионата. Особенно, естественно, негодовали в Канаде. Р. Лабель, шеф оргкомитета чемпионата в Монреале, в свое время президент ЛИХГ, заявил корреспонденту Франс Пресс: «Монреаль отлично подготовился, чтобы принять чемпионат, затрачены немалые средства, и теперь такое разочарование. Складывается впечатление, что как только намечается провести первенство мира по хоккею в Северной Америке, всегда находится кто-нибудь в Европе, чтобы расстроить эти планы».
Как сообщало агентство Ассошиэйтед Пресс, «пивной король» Д. Молсон «был возмущен отменой чемпионата в его стране и выразил полное согласие с решением отказаться играть где-то в другом месте».
Особо резок был менеджер сборной Канады Бак Хоул. «Деятели из ЛИХГ, – заявил он, – приползут к нам обратно на коленях. Чемпионат состоится у нас, на наших условиях. Без канадцев состязания теряют смысл».
Министр здравоохранения Д. Мунро заявил, что «Делегация поступила правильно, и федеральное правительство возместит убытки КАХА, владельцам монреальского „Форума“ и виннипегской „Арены“ в связи с отменой чемпионата».
Правда, даже в Канаде в первые же дни «кризиса» были и иные мнения по поводу поведения делегации на заседании в Женеве. Узнав о неучастии канадцев в чемпионате мира сразу по окончании товарищеского матча со сборной Чехословакии в Оттаве, Хакк, Харрис и О'Мэлли сообщили, что покидают КАХА.
Г. Мартин, президент виннипегского оргкомитета, как передало агентство Франс Пресс, заявил: «Канадцы заняли глупую позицию, которая привела к срыву интересных соревнований. Это тем более жаль, что только в Виннипеге израсходовано триста тысяч долларов на реконструкцию стадиона, печатание и продажу билетов».
В Европе отношение к переносу чемпионата из Канады в Стокгольм было не одинаковым. «За океан лететь не надо, поедем на чемпионат на метро», под такой иронической «шапкой» преподнесла сенсационное сообщение своим читателям стокгольмская «Свенска дагбладет».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21