А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

А «вещественные доказательства» и «свидетельства древних источников» на поверку оказывались обыкновенными фальсификациями или плодом ошибок и недоразумений.
Свидетельства о гибели Атлантиды или Пацифиды стремились отыскать в нерасшифрованных письменностях, таких, например, как иероглифические рукописи и надписи на камнях индейцев Центральной Америки, кохау ронго-ронго острова Пасхи, таинственный диск, найденный в городе Фест на Крите. Но всякий раз очередная «дешифровка» завершалась конфузом (так, один из основателей американистики Брассер де Бурбур в рукописях майя обнаружил карту Атлантиды и под ней надпись: «пропасть воды — кипящая лава — земля колеблется — вершина-вулкан», а вскоре выяснилось, что описание катастрофы на самом деле является простыми календарными знаками, списком названий дней на языке майя).
Не всегда точны и записи древних легенд и преданий, которые приводятся сторонниками существования затонувших материков в пользу своей гипотезы. Так, в книге Н. Ф. Жирова «Атлантида» (равно как и в ряде других работ, посвященных этому легендарному материку) приводится ссылка на народный эпос индейцев делаваров, где говорится о горевшей стране Лусасаки, которая была разорвана и расколота змеем Акоменаки, «скреплявшим землю». Этот «змей Акоменаки» сравнивается атлантологами с мифическим змеем Древнего Египта и опоясавшим весь мир змеем из мифов Скандинавии. Однако самим делаварам ничего неизвестно ни о «горевшей стране Лусасаки», ни о «змее Акоменаки». На языке делаваров «лусасаки» означает «они пошли», а «акоменаки» — «Змеиный остров» (остров под таким названием имеется в Канаде, вблизи Онтарио, где и поныне живут потомки делаваров). И в подлинном тексте их эпоса «Валам Олум» говорится буквально следующее: «И все они (то есть делавары) пошли дальше в другом направлении к Змеям (название враждебного племени) на востоке. Они были глубоко опечалены и серьезны; они были слабы, мучились и дрожали. Оборванные и в лохмотьях, они убежали со Змеиного острова».
Еще хуже обстоит дело с «вещественными доказательствами» существования Атлантиды, Пацифиды, «страны Му». В начале нашего столетия журнал «Вестник теософии» торжественно объявил своим читателям, что «наконец — Атлантида найдена, и Е. П. Блаватская еще раз оказалась права». Речь шла о публикации в одном американском журнале сенсационной статьи Пауля Шлимана, «достойного внука покойного доктора Генриха Шлимана, известнейшего археолога и исследователя раскопок древней Трои», который «опубликовал отчет о замечательных открытиях своего деда в области Атлантиды». Тут фигурировали и «запечатанный конверт», и некие скрытые при раскопках Трои находки, причем на некоторых найденных предметах имелась надпись «От царя Атлантиды Хроноса», и ссылки на египетские папирусы, хранящиеся в Эрмитаже, и «цитаты из знаменитой коллекции манускриптов о всемирном потопе, в которых рассказывается о затоплении земли My с 64 миллионами жителей много тысяч лет назад, а также цитаты из хроники старых буддийских храмов в Лхасе, в которых приводятся халдейские надписи, говорящие о той же катастрофе», и многое, многое другое (подробное изложение статьи Пауля Шлимана наши читатели могут найти в книге Е. А. Андреевой «В поисках затерянного мира (Атлантида)» и в книге Людвика Зайдлера «Атлантида», русский перевод которой вышел в издательстве «Мысль» в 1966 году.
Но все это — типичная псевдонаучная «утка» бульварной прессы. Все — начиная с находок, якобы утаенных Генрихом Шлиманом при раскопках Трои, и кончая самим «Паулем Шлиманом, внуком знаменитого Генриха Шлимана», ибо такового вообще никогда не существовало!
Внимательный читатель, видимо, заметил, что многие предания о потопе, которые записаны в различных уголках земного шара, носят несомненное влияние Библии. Мудрый волшебник Нуу, строящий большую ладью у полинезийцев, — безусловно, библейский Ной со своим ковчегом. Алгонкинский Ной — Монипозо, спасающийся на высокой горе с помощью ворона, это не индейский двойник героя Библии, а «индеанизированный Ной». Миссионеры, проповедуя христианство, всячески стремились приспособить отдельные сказания и мифы «язычников» к догматам и рассказам своего священного писания. Под «библейскую схему» всемирного потопа подгонялись местные рассказы и легенды о постигших тот или иной народ или племя стихийных бедствиях. И получалось, что Библия и древние предания говорят об одном и том же событии.
Порой же «всемирный потоп» рождался по воле набожного автора. Мы рассказывали о замечательном памятнике древнеисландской литературы «Младшая Эдда», созданном Снорри Стурлусоном в XIII столетии. Был ли Снорри правоверным христианином — об этом историки спорят и по сей день. Но Библия, безусловно, была хорошо ему известна. Пересказывая древний миф о сотворении мира, содержащийся в «Старшей Эдде», Снорри столкнулся со словом, которое имело два значения — и «гроб», и «ковчег». В «Старшей Эдде» говорится о том, что инеистого великана по имени Бергельмир («Ревущий как медведь») положили в гроб «за множество зим до создания земли». Снорри же понял значение слова не как «гроб», а как «ковчег». И по аналогии с библейским Ноем присочинил всемирный потоп, о котором и рассказал в своей «Младшей Эдде».
Впрочем, механизму создания легенд о потопе в различных странах — и реальным механизмам катастроф, происходящих там же, — мы посвятим особую главу.

Глава 4. Механизм легенд и катастроф

Наводнения и половодья
Древнейшие цивилизации рождались по берегам великих рек — Нила и Хуанхэ, Инда и Ганга, Тигра и Евфрата. По берегам рек Восточной Европы шло расселение славянских племен. Реки с давних пор были важнейшими артериями, по которым шел обмен товарами, достижениями культуры, идеями между народами нашей планеты. Но вместе с тем реки несли людям страшные бедствия и гибель, когда выходили из берегов и затопляли обжитые местности и территории.
«Речные наводнения — очень распространенное стихийное бедствие. История населения многих речных долин и устьевых участков равнинных рек — это одновременно печальная летопись драматической борьбы человека с водной стихией. Не случайно многие реки получили названия рек бедствий и горя, а некоторые народы ведут свое летоисчисление от катастрофических наводнений в населяемых ими речных долинах и дельтах, — пишет С. С. Гинко в книге “Катастрофы на берегах рек”. — Основные естественные причины речных наводнений — это гидрологические явления: формирование выдающихся половодий и паводков, затяжные дожди и ливни. Естественными причинами речных наводнений могут быть также особенности зимнего режима некоторых рек, гидродинамическое взаимодействие морей (океанов) и рек в дельтах и устьях, оползни и обвалы в долинах предгорных и горных участков водотоков, вызываемые тектоническими процессами в земной коре и т. д.»
Большинство рек нашей планеты имеет поймы. Пойма — это широкая плоская область, идущая вдоль русла реки. И на очень многих из рек, например на Ниле в Египте, Миссисипи в США, По в Италии, ежегодно часть поймы заливается водой, примерно каждые двадцать лет затопляется значительная часть поймы, а приблизительно раз в столетие наводнение превращается в настоящий потоп. Неудивительно, что для жителей речных долин, чей кругозор ограничивался их родными местами, такой потоп казался всемирным.
В северных странах причиной катастрофического разлива рек являются, как правило, весенние половодья, вызванные быстрым таяньем снега. Реки при этом могут разливаться на несколько километров (а крупные — и на несколько десятков километров) в ширину, уровень же их может повыситься более чем на 10 и даже 20 метров (наибольший из зарегистрированных уровней подъема воды, равный 60 метрам, был отмечен в 1876 году на реке Янцзы).
В тропических широтах причина катастрофического разлива рек иная: чаще всего она связана с ливнями, неожиданно начинающимися и столь же неожиданно прекращающимися. При этом за очень короткое время на землю может выпасть огромное количество жидких осадков. Ливень, прошедший 14 июня 1876 года над Черрапунджи (Индия), дал за сутки свыше 1000 миллиметров осадков. В 1911 году над Багио (Филиппины) за 63 часа выпало 2000 миллиметров жидких осадков.
Над гавайским островом Кауаи выпадало по 84 миллиметра осадков за 4 минуты, а в Калифорнии в апреле 1926 года прошел ливень, во время которого за минуту выпало 25 миллиметров осадков. Естественно, что такие ливни воспринимались в древности как «кара божья», обрушившаяся с небес и вызвавшая потоп.
Впрочем, и в умеренных широтах случаются катастрофические ливни, вызывающие наводнения. В мае 1839 года на Киев обрушился ливень, который очевидец описал следующим образом: «Пошел дождь, продолжавшийся беспрерывно 3 часа. Он падал не каплями, а ручьями. Казалось, что с неба протянуты веревки толщиной с мизинец. Улица в одну минуту превратилась в бушующий ручей… Вырванные фонарные столбы неслись по ней. Вода так глубоко размыла землю, что обнажились фундаменты домов. Одна из нижних частей города была покрыта водой более чем на 1,5 метра глубины».
21 октября 1882 года над старинным итальянским городом Генуя разразился ливень, давший 810 миллиметров осадков за одни сутки. В ночь на 26 мая 1964 года на город Каменск-Шахтинский в Ростовской области вылилась вся летняя норма осадков: семь миллионов кубометров воды!
О колоссальном ущербе, который нанесли ноябрьские ливни 1966 года старинным городам Италии и ее памятникам искусства, мы уже рассказывали в первой главе.
Наводнения могут произойти и при прорыве завалов, возникших в результате обвала горных пород. Сарезское озеро, о котором мы также рассказывали в первой главе, к счастью, так и осталось на заоблачной высоте. В прошлом веке в Гималаях рождение подобного же рода завального озера окончилось катастрофой. В сентябре 1893 года произошел обвал в ущелье, по которому протекал один из притоков Ганга река Алакланда. Не прошло и года, как рожденное в результате завала озеро достигло вершины каменной преграды, а затем вода его начала переливаться через край. В течение суток в этой преграде был пробит проран, вода хлынула вниз стремительным потоком и смела с лица земли город Сридгар. Даже в 200 километрах от завала вода в реке Ганг поднялась на три метра. В ущелье же, ниже завала, она за короткое время поднялась на 50 метров!
Таким образом, мы видим, что катастрофические наводнения могут постигнуть как жителей северных широт, так и тропиков, как обитателей речных пойм в низине, так и горцев. Неудивительно, что о потопах рассказывают и атапаски, населяющие Аляску и Канаду, и индейцы Амазонки, и многие другие народности. Только северяне-атапаски связывают потоп с таяньем снегов, а жители великой реки — с внезапным разливом вод Амазонки. Это вполне понятно, ибо именно с данным видом стихийного бедствия сталкивались их предки, которым пришлось пережить катастрофу; рассказ о ней трансформировался сквозь призму мифологии (и тем более под влиянием миссионеров) в легенду о всемирном потопе.
Провалы земной коры
Огромные массы воды, низвергающиеся с неба во время ливней или приходящие с гор во время интенсивного таянья снегов, долго не задерживаются. «Потопы с небес» проходят так же, как проходят весенние паводки. Долины рек, испытавшие потоп, вновь возвращаются к жизни. Однако случается и так, что вода поглощает сушу навсегда, превратив ее в дно морское или дно озера. Причиной этого являются, в первую очередь, сильные землетрясения, в результате которых происходят провалы земной коры.
Во время землетрясений с большой магнитудой происходит перемещение колоссального объема горных пород: например, землетрясение 1950 года, произошедшее в высокогорной части Тибета, вызвало перемещение пород общим весом около двух миллиардов (!) тонн. Гоби-Алтайское землетрясение, произошедшее на юге Монголии 4 декабря 1957 года, подобно Гималайскому произвело значительные изменения в рельефе местности. Была перемещена часть горного массива площадью полтора на три с половиною километра, причем горизонтальное смещение, к востоку, достигало десятков метров, а вертикальное, вниз, — 328 метров. Если бы землетрясение произошло не в безводной гористой и пустынной местности, а возле берега моря, озера или реки, эта более чем трехсотметровой глубины сбросовая «яма» была бы заполнена водой и образовался бы новый глубокий водоем.
Подобного рода провалы, влекущие за собой потоп, не раз случались на памяти людей и, видимо, также служили источником легенд о потопе, посланном за грехи свыше, Даже в Новое время в них видели «кару божью»… 7 июня 1692 года в 11 часов 43 минуты (дату удалось установить с точностью до одной минуты благодаря тому, что спустя более чем два с половиною столетия археологи-подводники нашли часы, стрелки которых остановились в момент катастрофы) на острове Ямайка был уничтожен город. Порт-Ройял, снискавший печальную славу «пиратского Вавилона», ибо город этот был центром пиратства и работорговли в бассейне Карибского моря. Сильнейший толчок вызвал гигантскую волну, обрушившуюся на Порт-Ройял, северная часть его погрузилась на дно — вместе с тавернами и церквами, складами и жилыми домами, фортами и площадями. На поверхности к концу дня осталось лишь двести из двух тысяч домов «пиратского Вавилона», остальные оказались на дне залива.
«Кара божья постигла вертеп разврата», — констатировали церковники. А так как больше всего от пиратства страдали испанцы и португальцы, правоверные католики, считавшие протестантов англичан и голландцев и французов-гугенотов «еретиками», то больше всех о наказующем «персте божьем» говорили католические священники. Однако не прошло и века, как подобная же «кара свыше» обрушилась на столицу католической Португалии город Лиссабон. Причем произошло это в тот день, когда столица торжественно праздновала День всех святых…
1 ноября 1755 года огромные толпы верующих отправились в многочисленные церкви Лиссабона на первую мессу. И вдруг под ногами их задрожала земля. Церкви, дворцы, многоэтажные старинные здания стали рушиться от мощных толчков. Улицы и площади португальской столицы оказались погребенными под развалинами рухнувших двадцати тысяч домов. Затем последовала двадцатиминутная пауза… сменившаяся новым, еще более страшным толчком.
«Многим из оставшихся в живых жителям после первого землетрясения с трудом удалось добраться до нового причала Кайз-Депреда на набережной реки, который привлек внимание их своей прочностью. Приземистый и массивный, он казался надежным убежищем. Но и это пристанище пострадавших было недолговечным! С первыми же новыми ударами фундамент причала осел, и, подобно тому, как это случилось свыше 60 лет до этого в Порт-Ройяле, все сооружение вместе с обезумевшими от ужаса людьми бесследно исчезло в водной стихии. Спастись никому не удалось, — пишет американский сейсмолог Э. Робертс в книге “Когда сотрясается Земля”. — Почти следом за этим на город обрушилось еще одно несчастье — несколько запоздалое следствие первого сотрясения: образовавшаяся в океане волна с огромной силой хлынула на побережье Португалии, а затем и на другие районы Атлантики. В устье реки Тежу вначале произошел спад воды, обнаживший песчаные наносы. И тотчас же сюда ринулась бурлящая водяная стена высотой около шести метров, сметая все, что попадалось на ее пути на протяжении почти одного километра от русла реки. Обломки снесенных мостов, снасти разбитых кораблей, разрушенные здания — все это переплелось в русле в один огромный клубок.»
После Лиссабонского землетрясения (описание его можно найти не только в книге Э. Робертса, а также других научных и научно-популярных книгах, но и в «Поэме о лиссабонской катастрофе» и повести «Кандид», написанных знаменитым вольнодумцем Вольтером) существенно изменились очертания берегов Португалии. Близ Лиссабона, в гавани Коларес, из-под воды появилась новая скала, по прибрежной полосе, где раньше гуляли волны, теперь стали прогуливаться жители португальской столицы, сумевшей подняться из руин. Наряду с подъемом суши здесь имели место и провалы: часть берега ушла под воду так же, как и массивный причал Кайз-Депреда. Ушли на глубину до полусотни метров и находившиеся в нескольких сотнях километров от берега Португалии мели, где еще во времена финикийцев промышляли тунцов.
«В этот год случилось во всем мире землетрясение, вскоре по скончании Юлия Апостаты. Море покинуло берега свои, словно Господь наш Бог снова наслал на землю потоп, и все повернуло вспять, к хаосу, который и был началом всех начал. И море выбросило на берег корабли и разметало их по скалам.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22