А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Новый город Джуно – он вскоре превратился в столицу американской Аляски – был расположен в виде подковы на берегу залива, близ входа в фиорд Чилькат. Вокруг Джуно поднимались высокие, крутые горы, зеленели хвойные леса. В окрестностях нового города находились богатейшие золотые промыслы, а на острове Дуглас рядом с Джуно помещалось самое крупное во всем мире предприятие по добыче золота из кварцевой породы, с особыми дробильными установками. Индейцы Дугласа еще в 1890 году просили русского епископа в Сан-Франциско о крещении их, а Московское миссионерское общество дало деньги на постройку храма в Джуно.
Любопытны черты духовного быта в Сан-Франциско. Нужно перо Лескова, чтобы описать хотя бы историю вражды епископа Владимира с Русселем-Судзиловским. Доктор Н. К. Руссель-Судзиловский, русский революционер, бежавший в Сан-Франциско, президент «Греко-Славянского благотворительного общества» в Калифорнии, будущий президент сената на Гавайских островах, чем-то не понравился епископу Владимиру. Ничтоже сумняшеся епископ предал «злочестивого нигилиста» Судзиловского анафеме в соборе Сан-Франциско – наравне с Отрепьевым и Ванькой-Каином. Правда, потом синод по телеграфу снял анафему с доктора Русселя, но все же он был проклят с церковного амвона перед лицом всех русских калифорнийцев. Опасным нигилистом считался также П. А. Тверской-Деменс (Дементьев), живший в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и знаменитый тем, что построил город Санкт-Петербург-Флоридский на Мексиканском заливе и Трансфлоридскую железную дорогу. Епископы всея Аляски и Алеутских островов преследовали как расстригу и нигилиста даже и Агапия Гончаренко. И тем не менее в то время Русская церковь выполнила большую роль на Аляске, поскольку в ее руках находилось все дело народного просвещения. В миссионерских школах обучались грамоте тысячи обитателей Аляски, причем для аборигенов начальное обучение было обязательным. Стихи Пушкина и Некрасова читали на Юконе. О том, как любили на Аляске русскую книгу, дает представление такой случай.
Известный русский книгоноша И. К. Голубев однажды отправился через Камчатку в Сан-Франциско и на Аляску. Во время своего путешествия бородатый книжник распространил 18709 книг. Какая российская губерния в то время могла поглотить такое количество печатных изданий? В отчете Голубева говорится только о книгах. А сколько он распространил других изданий – хотя бы лубочных картин, календарей и т. д.!
Не удивительно ли, что в хижинах эскимосов, в деревянных домах юконских индейцев читались «История об Илье Муромце», московские песенники, гоголевский «Тарас Бульба», домашний лечебник или сонник.
...Мы оставили Агапия Гончаренко в то время, когда он печатно и устно ратовал за развитие торговых связей между Аляской и Сибирью, предрекая этим странам огромное будущее. Это было сразу после продажи Аляски.
«Теперь самый лучший момент, самый удобный случай для начала самостоятельной торговой деятельности в Сибири, для открытия русскими домами прямых сношений с соседней Америкою», – говорил Гончаренко, потрясая типографской верстаткой.
Торговые связи Сибири с Сан-Франциско и Аляской действительно оживились. Пароходы для Амура заказывались в Калифорнии. Аляскинская компания вела торговлю на Камчатке. Как это ни удивительно, но Россия была главным покупателем мехов, которые Компания Гутчинсона добывала в бывших русских владениях. В доме на Самсон-стрит Аляскинская компания имела не только огромный склад мехов, но открыла и музей Аляски. В нем были показаны богатства страны, быт индейцев и эскимосов, собраны карты, планы, рисунки.
Уже через два года после продажи Аляски Компания Гутчинсона получила три миллиона чистой прибыли только от продажи мехов. Остальные торговые дома Сан-Франциско добыли или скупили аляскинской пушнины на один миллион долларов. Почти все эти меха шли в Москву и Нижний Новгород – через Сибирь. Несколько позже аляскинский пушной рынок переместился в Лондон, и России пришлось покупать меха из вторых рук. Аляскинская компания сумела заарендовать у России Командорские, а у правительства Соединенных Штатов Прибыловы острова и забрала в свои руки единственные во всем мире по богатству места добычи котиков. Компания также поставляла товары для Командорских островов. В 1876 году оборот торговли Сан-Франциско с Сибирью исчислялся в 262679 долларов. Из Сибири в Калифорнию везли китовый жир, меха, семена пшеницы, муку, соль; съестные припасы доставлялись в сибирские порты из Сан-Франциско. На Камчатке, в Петропавловске-на-Камчатке и на Амуре Компания строила свои дома. Главным уполномоченным Аляскинской компании был русский вице-консул в Калифорнии Рудольф Ньюбаум.
В конце прошлого века Аляскинская компания имела восемь торговых станций-поселений только на одном Юконе и десять станций в других местностях бывшей Русской Америки. Помощниками начальников этих станций, как правило, были русские креолы.
Города и поселения вырастали вокруг золотых россыпей: Ном, Арктик-Сити, Теллор, Руби, Танана, Даусон-Сити, Фэрбенкс, Сьюард, Нулато, Врангель, форт Тунгас, Дуглас, Циркль-Сити, Форти-Майл. Некоторые из этих городов сохранились до нашего времени, некоторые захирели вместе с упадком золотой добычи. Возник в 1900 году и канадско-аляскинский город Белой Лошади. К нему подвели рельсы железной дороги из Скагуэя (длина этой дороги равнялась 179 километрам). От города Белой Лошади начинался водный путь к Даусон-Сити – столице канадского округа Юкона. Самым южным поселением территории Аляски был форт Тунгас, где в первые годы американского владычества стояла воинская часть. Одно время, когда были открыты золотые прииски Кассиар в Британской Колумбии, через город Врангель шли толпы старателей из калифорнийских городов. Тогда Врангель был живым и бойким местом.
После 1867 года знаменитый книжник и тружениц науки о Тихом океане Губерт Банкрофт у себя в Сан-Франциско ставил все новые и новые книги на полки библиотеки, размещенной в особом несгораемом доме. Он нанимал десятки писцов, которые извлекали для пего из книг и архивов тысячи самых разнообразных сведений о странах Тихого океана. Этот свод летописей был единственным в мире. В 1870 году в руки Банкрофта попала свежая книга Дж. Кеннана – «Кочевая жизнь в Сибири», где рассказывалось об участии писателя в изысканиях Российско-Американского телеграфа. В том же году в библиотеке Банкрофта нашли свое место первые выпуски газеты «Славянин», выходившей в Сан-Франциско на русском, сербском и английском языках. В 1872 году библиографы отметили, что Брет Гарта впервые перевели на русский язык в «Иллюстрированной газете». Тогда еще не знали, что гораздо ранее этого великий русский человек под свист вилюйской пурги сделал первый перевод произведения Брет Гарта. Перевод проникновенного рассказа «Миггль», сделанный Н. Г. Чернышевским, затерялся в жандармских архивах. Агапий Гончаренко в 1872 году мог прочесть книгу П. Огородникова «От Нью-Йорка до Сан-Франциско и обратно», в которой был описан сам Гончаренко и другие русские в Калифорнии и приведены сведения по истории продажи Аляски. «Русский среди американцев» – так называлась книга М. М. Владимирова, который в 1874 году побывал в Калифорнии. Губерт Банкрофт в 1880 году выпустил свою «Историю Аляски». Кроме печатных, ему были известны редчайшие архивные источники по Аляске 1783-1867 годов, в том числе русские.
Такой упорный собиратель, как Губерт Банкрофт, наверное, знал гидрографическую карту Юкона, составленную достойным продолжателем дела Загоскина – отважным поляком Фредериком Шваткой. В 1883 году он проплыл по Юкону от его истоков до моря. Стоит заметить, что Ф. Шватка назвал одну из горных цепей на Юконе горами П. Семенова – в честь знаменитого русского географа. Через год Иван Петров, видимо креол, издал в Вашингтоне отчет о своих странствиях по Аляске с картой размещения эскимосов и индейцев. Губерт Банкрофт выписывал отовсюду книги, в которых приводились данные о Тихом океане. В 1885 году он мог поставить на полку, изданную в Йене, книгу братьев Краузе «Индейцы-тлинкиты». Краузе изучали жизнь аляскинских колошей, жили среди них. Скоро и Генри Эллиот выпустил сочинение об Аляске (1886). Четыре года спустя он по поручению конгресса Соединенных Штатов изучал лов котиков в Беринговом море. Он сделался виднейшим историком пушных промыслов на Прибыловых островах и выпустил еще несколько сочинений о севере Тихого океана.
В 1890 году Америка зачитывалась «Северной Одиссеей» Джека Лондона. В ней, между прочим, упоминались Михайловский редут, Головнинская бухта, острова Прибылова. Лондон писал о русском купце в Пастолике, о котиковом браконьере Наасе, вожде акатапов (якутанов?), захваченном в плен русским кораблем, охранявшим промыслы в Беринговом море. Вскоре после выхода «Северной Одиссеи» Джек Лондон стоял на палубе шхуны «Софи Сэзерленд». На ее палубе лежали груды окровавленных котиковых шкур.
За свою долгую жизнь Губерт Банкрофт не только собрал огромное количество самых разнообразных изданий о Тихом океане, Аляске, Калифорнии, вообще о Северной Америке, он сумел свести все эти сведения воедино.
В то время когда Банкрофт столь ревностно собирал книги о Северной Америке, сибирский просвещенный купец Г. В. Юдин в Красноярске так же терпеливо, как Банкрофт, копил свои книжные богатства – источники по изучению Сибири. Он собрал восемьдесят тысяч томов, множество рукописей. Под старость Юдин решил продать все свое собрание русскому правительству. Но царские чиновники сочли, что Юдин слишком много запрашивает. Тогда юдинскую библиотеку, это бесценное сокровище, решило приобрести правительство Соединенных Штатов.
Директор библиотеки конгресса мистер Герберт Пэтнам писал в своем печатном отчете за 1907 год:
«...материалы, уступленные нам, содержат некоторые рукописи, относящиеся до ранних русских поселений на Аляске, которые, если не изменяют фактов, установленных историей, все-таки заключают в себе любопытные и поучительные данные».
Современная Америка владеет библиотеками Г.-Г. Банкрофта и Г. В. Юдина, юдинским и банкрофтовским собранием старинных бумаг по истории Русской Америки и, наконец, русскими архивами Новоархангельска, Росса, Кадьяка, Уналашки, Прибыловых островов. Эти книги и документы составляют подлинное научное сокровище.
Жизнь Сибири, Аляски, Калифорнии, как в зеркале, отражена в них. Недаром к этим источникам обращался известный историк Тихого океана и Аляски Ф.-А. Гольдер, который в 1914 году выпустил свой обширный труд об исканиях русского народа на берегах Тихого океана. «История Ситхи» К. Эндрьюса, «Путешествие Беринга» Ф.-А. Гольдера, толстый том «Библиографии литературы об Аляске» с разделом, посвященным Баранову, «Русские в Калифорнии» – издание Исторического общества Калифорнии, жизнеописание Г.-В. Стеллера, составленное Стейнегером, исследователем Аляски, работы Дональда Дэвидсона о взаимоотношениях Российско-Американской компании с Компанией Гудзонова залива – вот важные труды об Аляске и Калифорнии. Многие архивные материалы еще не разработаны и не напечатаны – ни в Америке, ни у нас в Советском Союзе.

XII

...Теперь пора рассказать о тех людях, которые после 1867 года исследовали и изучали бывшие русские области в Северной Америке.
Сразу же после покупки Аляски правительство Соединенных Штатов отправило на Юкон инженера Раймонда. Он должен был осмотреть бывшую русскую часть реки. Вслед за ним на материк и острова пришел Альфонс Пинар, открывший для науки погребальные пещеры китобоев Шумагинского архипелага. О Пинаре я уже упоминал.
Мало кому известно, что Николай Миклухо-Маклай, работая как естествоиспытатель, изучал тогда морские губки, собранные в водах Аляски и Алеутских островов русскими путешественниками. Печатный труд Миклухо-Маклая вышел в 1870 году. Именно эта работа привлекла к молодому ученому внимание Академии наук в Петербурге.
Вильям Долл в 1874 году определил положение горы Св. Ильи, открытой Берингом. Заодно следует сказать, что она долго считалась высочайшей вершиной Северной Америки, пока не была измерена высота горы Мак-Кинли на материке Аляски.
Через пять лет в Сан-Франциско был поднят флаг на корабле «Жаннета». Де Лонг вышел на нем в свой последний поход. Люди Аляски видели «Жаннету» в гавани близ Михайловского редута, около Уналашки. Де Лонг искал «Вегу» Нильса Норденшельда, которая в то же лето пробилась к Берингову проливу, но Де Лонг, не встретившись с ней, направился дальше па север и нашел свою могилу в полярной Сибири.
Иван Петров скитался по Аляске в 1880 году. Он установил численность населения страны, составил карты. Петров пытался взойти на вершину вулкана Илиамны, или Миранды. Особенность этой огнедышащей горы заключалась в том, что ее жерло находилось гораздо ниже вершины. Завалы снега и ледяные трещины на склонах горы не дали Петрову возможности добраться до краев жерла Илиамны.
В следующем, 1881 году спутник Ф. Шватки по его ранним полярным скитаниям Уильям Гильдер на борту корабля «Роджерс», посланного на поиски «Жаннеты», побывал в Михайловском редуте и подробно описал его. Он упоминает об исследователях Аляски, живших в редуте под сенью звездного флага, – Нельсоне, собиравшем местные растения, метеорологе сержанте Левитте и русском уполномоченном Аляскинской компании, жившем уже восемь лет близ устьев Юкона. В то время на Аляске работал капитан Якобсен, пристально изучавший жизнь индейцев и эскимосов, и братья Краузе. Якобсен собрал богатые коллекции костяных и каменных изделий эскимосов. Чего стоил, например, нефритовый бурав, искусно вставленный в оправу из точеной кости. Капитан Якобсен утверждал, что гренландцы и обитатели Аляски имеют настолько много общего в языке, что легко понимают друг друга. Братья Краузе изучали жизнь индейцев-тлинкитов и переправлялись через Берингов пролив в поселения чукчей. И.-С. Диллер изучал озера внутри материковой Аляски, геолог Вольф работал над съемкой побережья Северо-Западной Америки.
В самом начале 1885 года офицер армии Соединенных Штатов Северной Америки Г.-У. Аллен, вместе с сержантами Сигнального корпуса Робинзоном и Фике, вышел из Сан-Франциско в большой поход по Аляске. Он достиг устья реки Медной (Атны), где когда-то скитался креол Андрей Климовский, и проследовал вверх по течению до места слияния двух рек, которые образуют Медную. Аллену удалось перейти Аляскинский хребет, достичь реки Тананы и побывать в ее устье, исследовать второй приток Юкона – реку Коюкук и потом спуститься по Юкону до залива Нортон. Это был один из самых смелых и долгих походов.
Вскоре знаменитый Фредерик Шватка высадился на берегу Якутатского залива, с тем, чтобы взойти на вершину Св. Ильи. Летописи Аляски повествуют о том, что Шватке удалось достичь высоты в 1800 метров – выше этого он не мог подняться по западным склонам исполинской ледяной пирамиды; с тех пор и начались походы в Якутат, к подножию великолепной горы с ее сверкающими ледниками. Уже через год В. Топам повторил безуспешную попытку Шватки. Но Топам и В. Вильямс, хотя и не достигли ледяной вершины, изучили гору Св. Ильи и немало написали о ней.
Редакция крупнейшей газеты в Нью-Йорке обещала награду в десять тысяч долларов тому, кто поставит звездный флаг на недоступной вершине.
31 июля 1897 года отряд из десяти человек оглядывал просторы Аляски и безграничную ширь океана с заветной ледяной вершины. Стоял аляскинский полдень. Бесчисленные снежные поля светились на солнце. 5514 метров – такова была высота горы Св. Ильи, на которую удалось наконец взойти Луиджи Амедео Джузеппе Мария Фердинандо Франческо, принцу Савойскому, герцогу Абруццкому. Вслед за герцогом Абруццким в Якутат пришли американские ученые – геолог Кук Руссель и топограф М.-Б. Керр. Они продвигались от ледника к леднику, поднимались по белым крутизнам, пока не достигли вершины. Кук и Керр давали названия ледникам, перевалам, отдельным высотам хребта Св. Ильи. На карте Керра появились хребет Кука, перевал Пиннакль, вершина Вашингтона Ирвинга, гора Ньютона, хребет Самовар. Керр написал целую книгу о ледяном царстве, в котором ему столь удачно довелось побывать.
Но прошло года два, и И.-Х. Эльдредж, начальник отряда по съемке земель Аляски, открыл на правом берегу реки Сушитны, исследованной ранее Малаховым, вершину, которая была на 580 метров выше горы Св. Ильи. Так померкла старая слава грозного ледяного царя Аляски.
Через несколько лет лекарь Фридрих Кох, более известный впоследствии всему миру под именем Фредерика Кука, заявил, что совершил якобы восхождение на вершину горы Мак-Кинли. К тому времени выяснилось, что Мак-Кинли – вершина Аляскинских гор – и есть высочайшая гора всей Северной Америки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25