А-П

П-Я

 

заработали! — то далее твоя роль, как ведущего, становится минимальной. Ты присутствуешь в роли в основном контролера-консультанта, иногда — в роли звездочки (нет, давайте напишем: "в роли ориентировочного столбика", чтобы не зазнаваться), а человек уже спокойно и эффективно работает сам. Ставит цели (конкретно и позитивно), настраивает мотивацию (формулирует свои смыслы, просматривает возможное внутреннее сопротивление, подключает ресурсы), намечает необходимые этапы (характерно, что он их уже знает) и — просто начинает работать.
• Он это — уже умеет!

Основные принципы грамотной самостоятельной работы с упражнениями мы сформулировали в Памятке дистантника: это то, к чему дистантник приходит сам, рано или поздно. Но очевидно, что лучше прийти к этому — пораньше.

Памятка дистантника, или Как работать над упражнениями грамотно

Бросая камешки в воду, наблюдай круги, ими образуемые, иначе твое занятие окажется пустым времяпрепровождением.
Козьма Прутков

Нагрузи себя разумно.
Сколько упражнений взять себе в работу на эту неделю? Разумнее всего — два: одно ударное (центральное) и одно длительное, которое можно и нужно готовить в фоновом режиме. С одним упражнением иногда скучно, и бывает нет условий его выполнять, а если возьмешь на себя сразу много, идет перегруз и не делаешь толком вообще ничего. В каком режиме работать? Рекомендуем — интенсив. Работа вялая и редкая (пять вялых минут в день) есть только трата времени и формирование убеждения, что "у меня ничего не выйдет и Дистанция не для меня". Работа же сильная, жесткая, энергичная (шесть—восемь часов в день) — формирует действительный навык, дает настоящий твердый результат и ощущение успеха.
С какого упражнения начать? Некоторые начинают с самого для себя легкого — для разогрева и разгона, чтобы сделать и получить ощущение успеха. Другие — с самого трудного, чтобы с налету справиться и потом вознаградить себя более легкой и приятной работой. И та и другая тактика по-своему разумна, но мы чаще рекомендуем совершенно беспроигрышный вариант: начать с упражнения "Тотальное "Да".
• Как минимум, вы после этого сразу начнете слышать окружающих. А не только им возражать. Да?
Сформулируй результат позитивно и утвердительно.
Начинающие часто ставят себе задачи, формулируя их негативно: "Мне не надо говорить «нет», "Не хочу забываться в потоке времени", "Не хочу болеть, поэтому…" и т. д., по принципу: "Что я не хочу". Продуктивнее формулировать свои задачи утвердительно, через "Я хочу", видя позитивный результат. Вместо "Я хочу не сутулиться и не иметь мрачного выражения лица" лучше сформулировать "Я хочу иметь царственную осанку и сиятельную улыбку".
• Как, собственно, и формулируется в изначальном задании.
Искомый результат должен зависеть только от тебя.
Ставить задачи перед собой надо только такие и так, чтобы результат полностью зависел от тебя самого. Если в упражнении «Хорошо» для своего внутреннего «хорошо» ты поставишь задачу, чтобы на тебя перестала постоянно орать твоя мама, ты, очевидно, мало чего добьешься: мама находится вне твоего контроля. А что в этом задании зависит от тебя? Что ты можешь сделать наверное в первую очередь с собой, что ты захочешь изменить в себе, чтобы в твоей душе «хорошо» возникало чаще? Необходимо сфокусировать внимание на том, что ты можешь сделать, как ты будешь ответствен за достижение результата. "Хочу быть внутренне свободной, но надо изменить мужа, а то он…" Ошибочка, мужа вычеркиваем. "Что Я должна сделать, чтобы быть более внутренне свободной?"
Определи четкие критерии достижения результата.
Чтобы знать, что ты результата добился (или пока нет), ты должен иметь четкие критерии его достижения. Результат должен быть проверяем, выражен в чем-то очевидном или реально ощутимом. Ты хочешь иметь царственную осанку? Встань так, как ты будешь стоять с такой царственной осанкой, покажи ее себе и другим — и запомни это свое состояние. Есть! Это твое тестовое состояние. Когда, выполняя упражнение, ты поймешь, что достиг тестового состояния, значит, упражнение выполнено.

Разберись с возможным внутренним сопротивлением.
Все ли в тебе новом тебя полностью устроит? Если в тебе будет что-то протестовать, твой успех окажется под вопросом. Поэтому в первую очередь уточни задачу так, чтобы результат был для тебя полностью приемлемым. Определи границы приемлемости. Отрабатываешь «хорошо» — ты ставишь задачу его иметь всегда, везде и со всеми? Ну-ну… Также "Если бы я тебя любил" — всех, везде и всегда? Разберись и уточни.
Второе — разберись, как достижение желаемого результата повлияет на твою жизнь. Не потеряешь ли ты чего-либо ценного? " Я хочу отказаться от пустых развлечений". Классная задача, но не потеряешь ли ты что-нибудь для себя действительно ценное, отказавшись от пустых развлечений? Не будет ли какая-то часть твоей души против этой цели? Если потери окажутся тебе небезразличны, может быть, ты сможешь получить потерянные выгоды другим путем? Только полностью разобравшись в этом вопросе, ты не станешь сам себя тормозить в работе.
Разберись с реальными препятствиями.
Что мешает тебе достичь желаемого результата уже сейчас? Чтобы не пугаться вообще непонятно чего, четко представь, разложи по полочкам, пропиши основные препятствия и пути их обхода. Обрати внимание: для многих твоих действий никаких препятствий нет, и их можно сделать сразу.
Сколько готов платить за?
За все нужно платить. Сколько сил и времени ты готов потратить для достижения результата — и, кстати, для поддержания его? "Я хочу вести здоровый образ жизни". Во что тебе это станет, и устроит ли это тебя?
Сделай результат себе вкусным.
Замотивируй себя. Ты действительно захочешь работать, если хорошо увидишь, поймешь и прочувствуешь, сколько тебе даст выполнение этого упражнения, какой в нем окажется для тебя реальный смысл. Поэтому все свои будущие выгоды выложи и поставь перед собой, чтобы твой труд был быстрее вознагражден.

Четко договорись с собой, что где будешь делать и когда. Увидь свою будущую работу.
Если тебе надо утром встать рано и легко, детально представь заранее, как ты просыпаешься, как ты потягиваешься, как не хочется вставать, что ты будешь думать про: "А ведь можно сейчас и не вставать" — и четко, конкретно, детально представь и прочувствуй заранее то, что ты в этой ситуации сделаешь. То есть встанешь — легко.
Первый шаг/шаги.
Когда конкретно и какой будет твой первый шаг? День, час. Кстати, может быть, ты сделаешь все (или хоть что-то) прямо сейчас? Уже — сделал?
Как писать отчет: основные пункты
Итоговый отчет обычно предусматривает следующие основные пункты:
• Чего я ожидал от выполнения этого упражнения? Зачем я начинал его делать?
• Чего я боялся? Имел ли внутренние протесты, какие? Что я с этим сделал?
• Сколько времени (дней) и сколько часов в день (в среднем) я работал над этим упражнением?
• Как я делал это упражнение? Что мне в этом помогало?
• Что дало мне это упражнение, какой я увидел в нем смысл?
• Как я узнал, что упражнение мной выполнено? По какому критерию?
Вот видите, как все серьезно! Наука целая. Впрочем, часть дистантников утверждает, что работа на мастерской — само по себе представление, по увлекательности с которым сравнится не каждый театр.



Хроники Синтона, или По дороге к Солнечному дому



Секта

Эх, дороги…



Синтон — взрослеет. Его стали замечать, что оказалось не всегда только приятным. Например, как-то на имя директора Дома молодежи, где давно уже работает Клуб «Синтон», пришло сердитое письмо на официальном бланке Центра по реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова со следующим текстом: "Из обращений общественности Москвы нам стало известно, что в руководимом Вами Доме молодежи «Сокольники» располагается и активно действует Клуб практической психологии "Синтон".
Сообщаем Вам, что, исходя из анализа литературы, распространяемой этим центром, его методик и заявлений бывших последователей этой системы, специалисты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий классифицировали «Син-тон» как деструктивную религиозную организацию оккульт-но-мистического характера с элементами сатанизма. Все заявления, какими бы красивыми демагогическими фразами они ни прикрывались, о том, что это всего лишь "Клуб практической психологии", не более чем прикрытие этой религиозной секты для обманчивого вовлечения к себе неофитов". Далее Козлов более подробно обзывается экстрасенсом, оккультистом и гомосексуалистом. Я прошу прощения у лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, но в официальных письмах вами обзываются.


• Признаюсь: не умею, не люблю, не принадлежу.
Впрочем, при личном знакомстве руководитель Центра батюшка Олег Стеняев был мягок, сказал, что с Синтоном он вообще-то не знаком, но психологов вообще не любит, потому что душа — дело Божье.
Можно грустить, что ваш Клуб могут обозвать сектой потому, что вы в Клубе постелили ковры и предлагаете народу ходить не в обуви, а в тапках или босиком. Или еще потому, что в правилах Клуба — не приносить на чай вредные продукты (колбасу, соль и сахар).
• Секта, да?

Друзья и коллеги, внешняя критика вашей работы далеко не всегда заслуживает серьезного внимания. На мой взгляд, важнее самые трудные вопросы задавать себе самому: что ты делаешь на самом деле? Что остается после твоей работы? К чему ты стремишься, что в твоем развитии окажется стержнем и главной линией?
Эти свои мысли — и тревоги — я и хотел бы обсудить. Представить, как я их вижу, перспективы развития Синтона и его духовное напряжение.

Тук-тук, кто в тереме живет?

Сидит Царевна-лягушка, плачет горючими слезами. Спрашивает ее Иван-царевич: "Что ты плачешь, о чем печалишься?" — "Как мне не плакать, Иванушка, не разрешат тебе родители на мне жениться!" — "Не плачь, любимая, не горюй, я себе другую невесту найду!"
Очень, очень синтоновское!

Синтон изначально был задумал как психологический Клуб, что есть проект крайне рисковый. Поясню. Если у вас не Клуб, а Центр, то человек проходит тренинговую группу и Центр покидает, даря себя как произведение искусства снова своим близким. Своим продуктом мы кормим не себя, а других. А если у нас Клуб, то продукт нашей работы мы испытываем на себе. Клуб, община, называйте как хотите, — это место, где мы питаемся продуктами своей же жизнедеятельности. Что себе (из себя) сделали — то и скушать придется.
• Впрочем, достаточно скоро Синтон стал вкусным местом.
Что в первую очередь давал людям Синтон? Синтон раскрепощал, давал силу и свободу и обучал разумным житейским навыкам. Вопрос воспитанности не вставал, по крайней мере центральным точно не был, и выпускники Синтона вполне могли оставаться людьми свободными и дикими.
• Дикий человек, например, где кушает, там и какает. Ну или какает там, где кушают другие.
Другое дело, что в Синтоне всегда собирался преимущественно качественный контингент, и когда раскрепощались они, то Синтон от этого только хорошел. Все нормально. Или почти все. Потому что если приглядеться, то часть син-тоновцев Синтон явно не красила, и особенно это бросалось в глаза новичкам. Они пришли туда, где мечтали найти свою сказку, они начинают посещать действительно толковые — и веселые — тренинги, но вдруг в Клубе встречают прошедшего все мыслимые клубные тренинги синтоновца-старичка, бесцельно в Клубе тусующегося и злословящего про Синтон.
• Толковые люди, как бы им ни нравился Синтон, в нем обычно долго не задерживаются. У них есть чем заняться в жизни, они берут в Синтоне все, что им нужно, и, с самыми светлыми чувствами попрощавшись с Синтоном, возвращаются в жизнь заниматься делом.
А бездельники в Клубе с удовольствием остаются. А чо, здесь клево! Можно сидеть и перед новенькими изображать человека, Синтон безусловно переросшего: "Ну, молодежь наивная… мы все это уже прошли…" И по возможности злословить. Кстати, очень странно: он на Синтон какает, но из Синтона не уходит. Ему сделали Синтон, ему в Синтоне хорошо, но если ему в Синтоне что-то кажется плохо — он начинает возмущенно предъявлять претензии тем, кто Синтон ему сделал.
• Как любил озвучивать этих персонажей Аркадий Петрович Еги-дес: "Ну почему ты, сволочь, дал мне хлеб без масла?"
Любой наезд на такого бездельника он воспринимает как злобный наезд на клубную демократию в целом. "Я в Клубе хочу жизни именно такой, и я — полноправный член Клуба. Значит, вы обязаны считаться с моими желаниями. У нас — демократия. А если вы со мной и моими желаниями не считаетесь, значит, в Клубе нет демократии и вы — …"
• далее текст не по Уставу.
Так есть в Синтоне демократия — или нет? И как к этому относиться?
Отвечаю.

Клуб и демократия

Демократия. Демос — народ, кратос — власть: власть народа.
Демагог. Демос — народ, гог — защищать: защитник народа.
Симпозиум. Сим — вместе, посиум — лежать. Правильно, древние греки совещались лежа.
Люблю переводы с греческого!


Самый первый Устав Клуба «Синтон» начинался словами: "Главным человеком в Клубе является член Клуба. Руководитель Клуба, администрация и прочие ведущие являются уважаемым, но вспомогательным персоналом. Все главные вопросы: что будет в Клубе и как ему жить — решает не руководство, а сами члены Клуба".
• Вот так.
Это было то, с чего я начинал. Я вообще был радикальным демократом.
Например, в начале перестройки, когда на площадях поднимались плакаты "Партия, дай порулить!", я горел Проектом: вот сделать такую специальную голосовательную газету, где собираются все важные вопросы про нашу жизнь. В ней будут обсуждаться все традиционно обсуждаемые важные вопросы: альтернативная служба, льготы депутатам, где строить гаражи и размер пенсии, а самая соль в том, что после всех умных и разных статей про плюсы и минусы в газете есть отрывные талончики: "Я за то" или "Я за это". Оторвать правильный талончик и опустить в почтовый ящик — на это у народа сил хватит, а в результате мы имеем мнение народа по всем вопросам и будем строить жизнь такую, какую хотим мы!!!
Когда я с воодушевлением сформулировал этот свой проект Валерию Хилтунену (помните его гремевшую на всю Россию публицистику в "Комсомольской правде"?), он отозвался коротко и без всякого энтузиазма: "Именно народ в свое время проголосовал за то, чтобы Сократ выпил чашу с ядом". Я, конечно, возмутился… но стал думать об этом внимательнее. Прошли годы. Что думаю я об этом сейчас?
Сейчас меня мнение народа не интересует. Точнее, это то, за чем надо следить, чтобы делать его таким, каким надо: позиция совершенно такая же, как у любых разумных родителей к своим детям. Мало ли что хотят дети?!
• "Мам, ну давай посмотрим мультики, а потом поиграем в железную дорогу!" — А мама только пришла с работы, ей еще готовить ужин и сегодня все постирать…
Когда человек растет, он меняется: меняется и его кругозор, и его ценности. Желания ребенка отличаются от желаний уже подростка, интересы подростка — от интересов вступающего во взрослую жизнь молодого человека, а ценности зрелого взрослого — совсем третьи. Отвечать на то, что интересно сейчас, — это значит, как правило, держать человека на его сегодняшнем уровне.
Как Л.С. Выготский формулировал закон опережения обучения: "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития", Выготский Л.С . Собр. соч.: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии // Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. С.252.

так и я формулирую закон опережения интереса:
КЛУБ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ТО, ЧТО БУДЕТ ИНТЕРЕСНО ЧЕЛОВЕКУ НА ЕГО СЛЕДУЮЩЕМ ШАГЕ ДУШЕВНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ.

Так чей же это Клуб?

— Расплоди тараканов, — сказал отец, — и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе и будут петь о великой скорби тараканов, обреченных на гибель.
Быть справедливым… — продолжал отец, — но сначала ты должен решить, какая справедливость тебе ближе: Божественная или человеческая? Язвы или здоровой кожи? И почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль?
Добрый человек Антуан де Сент-Экзюпери

Лет пять назад в Клубе исключительно актуальной была тема "Синтон и алкоголь". Кто помнит, когда-то на весенних синтоновских слетах было особенно весело, потому что у народа было и свободный народ пил.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34