А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Судебно-медицинское исследование (экспертиза) живых лиц.
Основания, порядок и особенности экспертизы живых лиц по поводу несмертельных повреждений, полового состояния, тождества личности и т.п.
Судебно-медицинское исследование (экспертиза) трупов.
Включает учение о смерти и трупных явлениях, судебно-медицинское исследование трупов новорожденных и т.п.
Судебно-медицинское исследование (экспертиза) вещественных доказательств. Поводы, порядок и особенности экспертизы вещественных доказательств, объекты (кровь, семенная жидкость, волосы и т.д.).
Судебно-медицинское исследование (экспертиза) по материалам следственных и судебных дел.
Судебно-медицинская экспертиза по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинского персонала.
По мнению М.И. Авдеева предлагаемая система дает четкое представление о содержании предмета судебной медицины, о соотношении и взаимосвязи всех его разделов.
На основе авдеевского варианта сформирована система современной судебной медицины.
В литературе можно встретить более или менее различающиеся варианты деления судебной медицины на разделы, все зависит от личных взглядов автора и целей с которыми эта классификация создавалась.
Кроме чисто научных целей, систематизация судебно-медицинской деятельности имеет и сугубо практическую направленность. Она заключаются в том, что в соответствии с указанными направлениями осуществляются организационно-методические мероприятия, строится структура судебно-медицинских учреждений, проводится подготовка и переподготовка кадров и т.д.
Если, условно, представить практическую судебно-медицинскую деятельность как составную часть уголовного или гражданского процесса, то в ней можно выделять три, последовательно сменяющие друг друга стадии:
1. Назначение экспертизы (привлечение специалиста).
2. Собственно проведение экспертизы. (Приложение познаний специалиста.)
3. Использование полученной информации, включая ее оценку.
Непосредственно к компетенции судебных медиков относится вторая стадия. Первая и третья полностью находятся в ведении юристов. Оптимальное влияние на результаты дела в целом судебномедицинская деятельность может оказать только в том случае, когда все три стадии проведены качественно и обеспечена их полная преемственность. То есть, грамотно назначена экспертиза (вовремя и правильно привлечен специалист), на хорошем научно-практическом уровне произведено само исследование объектов, а результаты этого исследования полностью и без искажений влиты в систему доказательств.
Сказанное диктует необходимость при подготовке судебных медиков уделять наибольшее внимание освоению методик исследования объектов, менее значимо для них изучение вопросов назначения экспертиз (привлечения специалистов) и использование судебно-медицинской информации в правоохранительной деятельности.
И наоборот, при подготовке юристов большее внимание должно быть уделено проблемам инициирования судебно-медицинской деятельности и проблемам использования полученной информации при решении конкретных правоохранительных вопросов. При этом они должны быть хорошо ознакомлены с возможностями судебной медицины при исследовании тех или иных объектов медико-биологического происхождения.
1.2. Методы и объекты судебно-медицинских исследований
Методы, используемые судебной медициной в научной и практической работе, характеризуются большим разнообразием, что обусловлено многообразием и сложностью объектов исследования и специфичностью решаемых задач.
Метод, в широком смысле слова, - это способ подхода к действительности, способ познания, исследования явлений, способ достижения какой-либо цели, решения задачи.
Судебно-медицинское познание, как и любое другое, представляет собой переход от незнания к знанию того или иного уровня. Поэтому общая методологическая база судебной медицины - это система законов познания.
Конкретизация знания - одна из естественных тенденций развития исследований в прикладных науках. В соответствии с этим методы судебной медицины поэтапно сменяются от общих к частным, что и позволяет в конечном итоге прийти к конкретному знанию, а значит и к конкретному решению какой-либо проблемы.
К общенаучным методам судебной медицины относятся системы приемов и правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов и фактов. Сюда включаются: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математическая обработка и другие.
Степень самостоятельности какой-либо области деятельности определяется рядом факторов, в числе которых наряду со специфичностью объектов и задач должно быть наличие специальных методов исследования, присущих только этой области деятельности. В соответствии с этими положением судебная медицина имеет методики двух типов. Первый тип методик - заимствованные из других наук, но используемые с сугубо судебно-медицинскими целями: гистологические, биохимические, хроматографические, спектральные, фотографические и т.п. Второй тип - методики чисто судебно-медицинские, не имеющие аналогов в других науках: методика определения давности смерти, методика определения прижизненности и посмертности повреждений, методика идентификации по повреждениям на теле человека и др. Сугубо специфический характер носят и алгоритмы применения методов с целью решения какой-либо конкретной задачи.
Конкретные методы и методики исследования судебно-медицинских объектов отражены в соответствующих главах.
Для понимания сущности любой самостоятельной науки необходимо четко представлять объекты, изучаемые ею. В этом плане поле деятельности судебной медицины очень велико. В практической работе правоохранительных органов предметами и материалами относящимися к делу, могут выступать самые разные объекты биологической природы, их изучением и занимается судебная медицина.
Объекты, встречающиеся в судебно-медицинской практике, можно разделить на четыре большие группы:
1. Живые люди.
2. Трупы людей и их части.
3. Объекты биологического происхождения (кровь, сперма, волосы и другие им подобные).
4. Документы и материалы, содержащие информацию медико-биологического плана.
Конкретнее об объектах будет сказано в последующих главах учебника.
Изучение судебной медицины начинающими юристами сопряжено с проблемой понимания судебно-медицинского языка - всего того набора терминов, специальных обозначений и понятий, которыми оперируют судебные медики. Для уменьшения влияния этого негативного фактора в настоящем учебнике специальные термины и понятия по возможности заменены общепонятными словами или объясняются доступным языком по ходу изложения.
Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ
Развитие судебной медицины в России происходило в тесной взаимосвязи с развитием правовых отношений в обществе и в соответствии с прогрессом медико-биологических наук. И это вполне естественно, так как право является основным потребителем результатов судебно-медицинской деятельности, а достижения биологических, медицинских и других естественных наук составляют основу судебно-медицинской науки и практики.
Особенности взаимоотношений в российском обществе определили своеобразие развития судебной медицины в нашей стране. Неоднократные коренные ломки социальных, экономических и политических основ общества отразились на всех сферах деятельности, в том числе и на судебной медицине. Однако имевшие место трудности не помешали отечественной судебной медицине достичь современного уровня развития и занять достойные позиции на международной арене.
2.1. Судебно-медицинские аспекты деятельности правовых структур на Руси в допетровские времена
Русское законодательство одним из первых пошло на закрепление в нормах права обязательного судебно-медицинского исследования трупов и использования заключения эксперта-медика в качестве источника доказательств в суде.
Первые упоминания об использовании информации судебно-медицинского характера при решении правовых вопросов появились в русских исторических документах еще задолго до законодательного оформления судебно-медицинской экспертизы. В договоре русских с греками в 911 г. (при князе Олеге) и в 945 г. (при князе Игоре) предусматривалась ответственность за нанесение побоев и ран. В уставе Х-Х1 вв. подлежали наказанию лица, совершившие половые преступления (за "насилие", "поругание", "любодеяние" и др.). В Х1-Х111 вв. в сборнике "Русская правда" наказание за причинение телесных повреждений определялось в зависимости от их степени тяжести. В частности, этим документом к легким повреждениям относились синяки, кровоподтеки, причиняемые тупым оружием, кровяные раны от действия острого оружия. А к тяжким были причислены увечья в виде повреждения рук, ног, глаз и другие.
В те же века и позднее уделялось внимание осмотру мертвых тел для установления причины смерти. Известны несколько конкретных случаев. Например, в 1571 г. врач Бомелиус установил, что смерть жены царя Ивана Грозного наступила от отравления.
В Московском государстве в XVI в. был учрежден Аптекарский приказ, в его ведение входили все врачебные и аптекарские дела в России. Деятельность приказа продолжилась до начала XVIII в. Аптекарский приказ, как и все остальные приказы, обладал административными и судебными функциями в пределах своей компетенции, в числе этих функций было решение вопросов, относящихся в наше время к ведению судебной медицины, например установление состояния здоровья, осмотры трупов лиц, умерших скоропостижной или насильственной смертью. Приведем несколько примеров его работы.
Царь Михаил Федорович решил жениться на девице Марии Хлоповой. Князья Салтыковы, не желавшие этого брака, донесли царю, что девица больна падучей болезнью (эпилепсией). Царь узнал, что эти слухи, вероятно, ложные и повелел произвести освидетельствование девицы. Комиссия в составе трех врачей, патриарха и нескольких бояр освидетельствовала девицу и установила, что она здорова.
В 1677 г. по распоряжению Аптекарского приказа был исследован труп дьяка Ефима Богданова на предмет, "какою он болезнью умер".
Было установлено, что "болезни де у него Ефима камень в почках, и стал де тот камень больши роста, и от того де камени и смерть ему учинилась".
В XVI-XVII вв. частыми были случаи смерти или повреждений от действия лекарей и лиц, которые взялись за лечение без должных на то навыков. Например, в 1700 г. по факту смерти боярина Салтыкова было установлено, что смерть его наступила от отравления ядом, купленным в "зеленной лавке" слугою боярина Алексеем Каменем по невежеству. В другом случае лекарь Михаил Тулейщик, находясь в пьяном виде, продал вместо лекарства сулему, следствием этого стала смерть подьячего Юрия Прокофьева. Ввиду этого в 1686 и 1700 гг. были изданы указы, вошедшие в Полное собрание законов Российской империи под названием "Боярский приговор. О наказании незнающих медицинских наук, и по невежеству в употреблении медикаментов, причиняющих смерть больным". Эти указы были первыми законами, предусматривающими наказание за правонарушения, связанные с лечением больных.
В XVI-XVII вв. мнение врачей по вопросам, входящим в компетенцию современной судебной медицины, было непререкаемо и неукоснительно принималось за основу при решении разного рода дел.
Существующее мнение о том, что судебная медицина, как отрасль медицины служащая правосудию, появилась в России только во времена Петра Первого, не соответствует действительности. Признаки ее постепенного становления в соответствии с требованиями развития общества появились уже в далекие допетровские времена.
2.2. Судебно-медицинская служба России в XVIII веке
Во времена Петра Первого большую часть государственных интересов России была тесно связана с обеспечением военных нужд. Поэтому многие начинания, полезные для государства, возникли и были закреплены в рамках военных законов, сведенных в воинские уставы и другие воинские документы. В 1714 г. Артикулом Воинским было дано законодательное предписание о приглашении врачей при разрешении судом вопросов, требующих специальных медицинских познаний. В Воинском уставе 1716 г. впервые предписано приглашать врача именно для вскрытия трупа при подозрении на насильственную смерть, а не простого осмотра трупа.
Объем и распространенность действия Воинского устава были таковыми, что он по праву считался сводом законов Российской империи на протяжении почти всего XVIII столетия, в том числе он был основой организации медицинского дела в целом и судебной медицины в частности.
Правовые нормы, регламентирующие судебно-медицинскую деятельность, содержались не только в указанных документах, но и в некоторых других. Например, в Морском уставе 1720 г. имелись следующие параграфы:
108. Кто кого убьет так, что он не тотчас, но по некотором времени умрет, то надлежит, о том освидетельствовать, что он от тех ли побоев умре, или иная какая болезнь приключилась, и для того тотчас по смерти его докторам изрезать то мертвое тело и осмотреть, от чего ему смерть приключилась, и о том свидетельство к суду подать на письме, подтвержденное присягою...
114. Ежели учинится драка, что многие одного станут бить и в одной явится мертвой от какой раны или смертного удара или много бою, то те, кто в том были разыскать с умыслу ли то делали. А о ранах смертных, кто учинил. В чем ежели не сыщется распросом и пытать. А буде мертвый явится без всяких явных знаков, то его велеть доктору анатомировать, не явится ли внутри ль от того бою чего. И буде явится, то такоже розыскать. А буде не явится то оное причесть случаю и наказать только за драку". Была предусмотрена Морским уставом и экспертиза симуляции: "Подлинно ль они больны, и нет ли за кем притворства, и о том давать свидетельство письменное".
В качестве медико-административных учреждений в Санкт-Петербурге и в Москве существовали в XVIV веке физикаты. Кроме прочих медицинских вопросов, они ведали судебно-мадицинской и военно-медицинской экспертизой. Наряду с физикатами большое значение в вопросах судебной медицины и иных, связанных с ними, имели госпитали. В госпиталях проводились изучение анатомии, хирургии и акушерства на трупах. Для этого в первую очередь использовались трупы, подлежащие судебно-медицинскому вскрытию, проводить которое надлежало специалистам госпиталей. Во второй половине этого века судебно-медицинские исследования трупов стали проводиться и в анатомических театрах прочих медицинских учреждений. Кроме того, судебно-медицинские освидетельствования проводились в судебно-административных учреждениях, для чего в их штате находились врачи.
В других городах России становление судебно-медицинской службы приобрело организованный характер после издания в 1737 г. указа о содержании врачей в знатных городах. Предусматривалось ввести врачей в 56 городах. Однако исполнение указа шло медленно и к 1756 г. врачи были только в 26 городах.
Высшим административным медицинским органом в России с 1725 г. была Медицинская канцелярия, переименованная в 1763 г. в Медицинскую коллегию. В ее ведении находилась и судебно-медицинская служба.
В описываемые времена объекты судебно-медицинской экспертизы и задачи были следующие:
1. Исследование трупов при подозрении на насильственную смерть.
2. Исследование трупов новорожденных при подозрении на детоубийство.
3. Судебно-медицинское освидетельствование живых лиц по поводу: телесных повреждений (побоев, увечий); установления возраста; половых преступлений: симуляций; бывших родов и беременности; и некоторым другим.
4. Исследование психического состояния обвиняемого или пострадавшего.
5. Определение годности к военной службе, экспертиза членовредительства.
6. Исследования по делам о незаконном врачевании (знахарство, шарлатанство) и по делам о врачебных ошибках.
7. Исследование вещественных доказательств, ядов, различных трав и лекарственных веществ при подозрении на отравление.
Вот образец акта судебно-медицинского вскрытия трупа, выполненного в 1731 г. и обстоятельства случившегося. Вскрытие было проведено врачами Медицинской канцелярии на основании требования Сыскного приказа для установления причины смерти майора Апухтина, обнаруженного мертвым в колодце своего дома. Из обстоятельств дела было известно, что покойный в день смерти "был в сумнении".
Перед врачами были поставлены следующие вопросы: 1) "не от мнения ль оной Апухтин в показанном колодезе сам утопился или от какой отравы?" 2) "насильную, натуральную или самовольную смерть оной майор имел?
1 2 3 4 5 6 7 8