А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Ленинградская СПБ нашего времени
Два корпуса. Восемь отделений. Камеры: самая маленькая на 4-6 человек, самая большая - на 20 человек.
Некоторые заключенные VI, VII и VIII отделений ходят на работу в картонажную и швейную мастерские, как правило, по собственному желанию. Плата деньгами - до 5 рублей в месяц и махоркой.
Деньги от родных принимаются в неограниченном количестве и вместе с заработанными деньгами переводятся наличный счет б/з/к. Продукты из ларька можно покупать в неограниченном количестве.
Продуктовая посылка - один раз в месяц. Передача - два раза в месяц, но не более чем по 5 кг. Ассортимент ограничен.
Отправлять письма можно два раза в месяц только родным, получать - в неограниченном количестве. Письма часто не доходят.
Свидания только с родными один раз в месяц через стол, отгороженный сверху полуметровым оргстеклом, снизу до пола - деревянным барьером. Свидания проходят под присмотром медсестры.
Карательные меры - влажная укрутка по два часа ежедневно в течение 1-2 месяцев; лишение свиданий, прогулок, работы; инъекции сульфозина; избиение санитарами и корпусными.
Санитарами работают уголовники - в основном осужденные по 206 статье (хулиганство) и 77 статье (незаконные валютные операции).
Из заявления В.К. Буковского Вильяму Коулу, корреспонденту американской телевизионной кампании "Коламбия Бродкастинг Корпорейшн":
"Больше половины заключенных Ленинградской СПБ - убийцы и люди, совершившие другие тяжелые преступления в состоянии невменяемости, то есть люди действительно больные. Остальная часть - политические заключенные, инакомыслящие, для которых не находится статьи в уголовном кодексе, которых нет возможности наказать иначе, чем вот таким способом...".
Казанская специальная психиатрическая больница МВД СССР
г. Казань, Ершово поле, п/я УЭ-148/ст-6
Существует с довоенных времен, точная дата открытия Казанской ТПБ нам неизвестна. Территориально примыкает к Казанской общей психиатрической больнице. В прошлом корпуса ТПБ и общей психбольницы принадлежали Казанской окружной психиатрической лечебнице, открытой 1 июля 1869 г. Рассчитана примерно на 1000 заключенных.
Еще в довоенные времена в Казанской ТПБ наряду с настоящими душевнобольными содержались политические заключенные. Подробности режима того времени мы не знаем. Известно только, по свидетельствам бывших узников СПБ, что в военные годы здесь ежедневно умирало от голода до 40-50 человек.
К началу 50-годов здесь содержались люди, отсидевшие уже по 15-20 лет. Разрешалось без ограничений получать посылки, письма, денежные переводы до 100 рублей в месяц (по курсу 1953 года). Бывали свидания. Два раза в месяц можно было посылать письма. Передачи запрещались. Питание скверное. Заключенные, не получавшие посылок, голодали.
Большинство врачей аттестованы офицерами. Санитары - из уголовников.
Сейчас в Казанской СПБ десять отделений. Заключенные, от поступления до освобождения, проходят обычно от самого тяжелого до самого легкого отделения в следующем порядке:
I отделение - приемное;
II отделение - для острых больных;
VI отделение - для острых больных;
VII и VIII отделения - в основном для стойких политических заключенных;
III отделение - для легких больных;
IV отделение - выписное;
IX женское отделение - приемное, режим строгий;
X женское отделение - с мягким режимом.
В I отделении камеры на 4-х человек, двери всегда заперты. Еда подается через кормушку в двери. Туалет в коридоре. Есть два карцера.
В остальных отделениях камеры на 10-15 человек.
Распорядок дня следующий:
7 часов - подъем.
8 часов - завтрак.
9-13 часов - процедуры, прогулка.
13-14 часов - обед.
14-16 часов - сон.
16-19 часов - процедуры.
19 часов - ужин.
До 22 часов - свободное время.
С 22 часов - сон.
Казанская СПБ находится рядом с аэродромом. Постоянный гул самолетов мешает спать, раздражает здоровых, является дополнительным психотравмирующим фактором для больных.
Некоторые бывшие заключенные Казанской СПБ считают, что внутренний режим улучшился после того, как пост главного врача больницы занял подполковник А.Р. Мердеев.
По мнению бывших узников Казанской СПБ, одномоментно там находятся от 5 до 10% здоровых политических заключенных.
Орловская специальная психиатрическая больница МВД СССР
г. Орел, улица Разградская, дом 2
Открыта в мае 1970 года. Расположена на территории Орловской тюрьмы (бывший Орловский каторжный централ, построенный еще в царствование Екатерины I - в XVIII веке). Рассчитана на 400-500 человек. Состоит из четырех двухэтажных корпусов, имеющих общую нумерацию с тюремными. От тюрьмы отгорожена деревянным забором, а вся территория тюрьмы и СПБ окружена каменной стеной с натянутыми поверху колючей проволокой и проводами высокого напряжения.
Корпус № 2 занят хозобслугой. Корпус № 3 - III отделение. Корпус № 4 I и II отделения. Корпус № 5: первый этаж - туберкулезное отделение на 30 коек (единственное туберкулезное отделение на все спецпсихбольницы СССР), второй этаж - администрация СПБ. В начале 70-х годов заключенные спецпсихбольницы и тюрьмы строили еще один корпус для СПБ.
В камерах по 10-14 человек, преимущественно душевнобольные, много симулянтов-уголовников. Спят на железных нарах. Ночью в камерах горит свет. Окна наполовину заложены кирпичной кладкой (при Екатерине I света в камере было больше!). Туалеты в большинстве отделений в камерах, часто засоряются.
Камеры открывают во время обеда (в общей столовой) и просмотра телевизора. Остальное время они закрыты, и выходить из них запрещается.
Трудотерапия необязательна, но поощряется администрацией. Работа плетение сеток-авосек и мешков для картошки. Оплата труда: за один мешок 7 копеек, за одну сетку - 10 копеек. За время работы можно сделать 3-4 сетки в день. Таким образом, месячный заработок - не более 10 рублей. (Кстати, государственная розничная продажная цена этих сеток - 40-50 копеек за штуку.)
Питание плохое. Практически не бывает в рационе мяса. Получать посылки, передачи и письма можно неограниченно. Денежные переводы и сумма денег на лицевом счету не ограничены.
Ассортимент продуктовых передач не ограничен.
Отсылать письма можно только родным два раза в месяц.
Свидания до четырех раз в неделю, некоторым - без ограничений. Процедура свиданий обычная.
Большинство врачей аттестованы офицерами. Санитары из уголовников. Хозобслуга тюремная.
Карательные меры: фиксация до двух месяцев; инъекции галоперидола, аминазина, сульфозина, инсулина. Сведений об укрутках нет.
Известны случаи самоубийства заключенных, измученных инъекциями лекарств.
По сравнению с другими спецпсихбольницами, режим в Орловской СПБ мягкий.
По мнению бывших узников Орловской СПБ, одномоментно там находится от 5 до 10% здоровых политических заключенных.
Сычевская специальная психиатрическая больница МВД СССР
Смоленская область, г. Сычевка, п/я ЯО 100/5
Открыта в 1949 году. Рассчитана на 800-855 человек. Территория СПБ отгорожена забором с колючей проволокой, освещается прожекторами. По углам сторожевые вышки с пулеметами. Территория патрулируется военными нарядами с овчарками.
СПБ состоит из девяти двухэтажных каменных корпусов. В коридорах установлены телекамеры для слежки за заключенными, которые содержатся в закрытых камерах.
Прогулок практически не бывает. Три раза в день заключенных выводят в туалет и разрешают курить. Водопровода и канализации в камерах нет.
Один раз в 1-2 месяца - баня. Три раза в месяц - камерные обыски.
Запрещено писать все, кроме писем. Запрещено ношение нательных крестов. В посылках и передачах запрещены книги и журналы.
Питание плохое как в отношении качества, так и в отношении количества.
Недостаток информации о Сычевской СПБ объясняется тем, что оттуда редко кто выходит. "Сычевка" пользуется славой "больницы для хроников", там самые длительные сроки заключения. "Сычевка" - пугало для заключенных других спецпсихбольниц. Перевод в "Сычевку" - один из самых страшных исходов в судьбе политзаключенных других СПБ.
Смоленская специальная психиатрическая больница МВД СССР
г. Смоленск. Учреждение 64/1
Открыта в мае 1972 года. Расположена на территории Смоленской тюрьмы. Рассчитана на 350 человек.
Смоленская СПБ состоит из пяти отделений, расположенных в одном пятиэтажном корпусе:
I этаж - административный.
II этаж - два отделения.
III этаж - одно отделение.
IV этаж - два отделения.
V этаж - лечебно-трудовые мастерские.
Кроме общеизвестных психотропных препаратов, в Смоленской СПБ широко применяется французский препарат Мотиден-депо. Есть свидетельства о применении электрошоков. Антипаркинсонические корректоры получают не все принимающие нейролептики. Лишение корректоров является, по-видимому, одной из карательных мер.
Все врачи аттестованы офицерами. Санитарами работают уголовники-бытовики из тюрьмы. Большинство военно-медицинского персонала в прошлом работало в Сычевской СПБ, расположенной неподалеку в Смоленской области.
Несмотря на то, что СПБ имеет свое медицинское и военное начальство, фактически все вопросы решает начальник Смоленской тюрьмы полковник Коськов.
Психиатрическое отделение Мордовских лагерей МВД СССР
Мордовская АССР, Теньгушевский район, поселок Барашево
Учреждение ЖХ-385 (3-2), корпус 12
В это отделение заключенные переводятся на основании пункта 32 части IV "Инструкции о порядке применения принудительного лечения и других мер медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния" от 14 февраля 1967 года.
Лица, заболевшие временным психическим расстройством (т.е. расстройством, не оставляю-щим после лечения существенных изменений в психической деятельности) после вынесения обвинительного приговора о лишении свободы или во время отбывания наказания в местах заключения, направляются на лечение в психиатрические больницы мест заключения в порядке, установленном Министерствами охраны общественного порядка.
Вот что сообщает "Хроника текущих событий" № 34 о положении заключенных в психиатрическом отделении Мордовских лагерей:
"Санитарами работают "бытовики", не имеющие медицинской подготовки; им поручают раздавать лекарства и даже делать уколы сульфозина. Санитары занимаются вымогательством, воруют у больных, избивают их. Среди санитаров много наркоманов. Барак находится в запущенном антисанитарном состоянии. Дежурный врач зоны и представители администрации никогда его не посещают. Заявления и жалобы больных никогда не передаются по адресу - хотя бы даже только лагерной администрации".
По сведениям "Хроники...", здесь содержатся и политические заключенные с диагнозами, выставленными им в ЦНИИСП им. Сербского.
Психиатрическое отделение Мордовских лагерей для многих является, по-видимому, промежуточной инстанцией между лагерем и спецпсихбольницей.
Центральный Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт судебной психиатрии им. профессора В.П. Сербского МЗ СССР
г. Москва, Кропоткинский переулок, дом 23
ЦНИИСП организован в 1921 году.
Центральное учреждение судебной психиатрии вообще и карательной медицины в частности. Официально в задачи института входит"... обобщение экспертного опыта в стране, разработка методических и инструктивных материалов по судебно-психиатрической экспертизе, проведение специальных совещаний и научных конференций, научная разработка отдельных проблем судебной психиатрии и проведение экспертизы по наиболее сложным делам"*.
* Судебная психиатрия. М., изд-во "Юридическая литература", 1967, стр. 24.
Подавляющее большинство жертв карательной медицины проходило и проходит через ЦНИИСП. Известны случаи, когда ЦНИИСП осуществлял и внесудебные психиатрические экспертизы (например, экспертиза О. Воробьева в 1966 году).
Официально институт находится в ведении Министерства здравоохранения СССР, однако многие его сотрудники являются офицерами МВД или КГБ, что указывает на тесную связь психиатров ЦНИИСП с этими учреждениями. Это было подтверждено и материалами расследования, проведенного специальной комиссией Комитета партийного контроля, созданной в 1956 году по инициативе С.П. Писарева.
Тогда впервые за историю института решался вопрос о его существовании. Комиссия установила, что в течение долгого времени психиатры ЦНИИСП направляли для принудитель-ного лечения в психбольницы совершенно здоровых людей. Некоторое время институт лихорадило, и центральное учреждение карательной медицины, казалось, прекратит свое существование. В конце концов все осталось по-прежнему. Никто из психиатров существенно не пострадал, а многие даже сделали после этого неплохую карьеру.
Еще в конце 40-х - начале 50-х годов политических обвиняемых помещали в особое отделение, которым заведовал профессор Введенский - сын известного русского невролога и психиатра. Однако, по мнению наших свидетелей, судебно-психиатрические вопросы политического характера решались непосредственно Д.Р. Лунцем, тогда еще доцентом и заместителем заведующего отделением. Несмотря на выдвинутые против него в 1956-58 гг. тяжкие обвинения, Лунц после смерти Введенского стал заведующим отделением, в котором сосредоточилась судебно-экспертная практика карательной медицины. После ухода Лунца в 1973 году на пенсию его место занял Я.Л. Ландау.
Институт имени Сербского находится в Москве, неподалеку от Смоленской площади и Министерства иностранных дел. Он занимает почти целый квартал между Кропоткинским переулком, улицей Щукина, улицей Кропоткина и Садовым кольцом. Территория института отгорожена бетонной стеной, поверху которой натянута проволока. За стеной едва заметны сторожевые вышки. Вход охраняется военными.
К основному четырехэтажному корпусу сейчас пристраивается пятиэтажное здание. Рядом строится новый современный шестиэтажный корпус.
Четвертое отделение института, в котором содержатся политические обвиняемые, находится на втором этаже основного корпуса. В отделении три палаты в общей сложности приблизитель-но на 30 человек и специальный изолятор для подследственных КГБ на три-пять человек.
Режим не отличается особой строгостью. Есть журналы, книги, разрешены передачи. Бывают прогулки.
Подэкспертные в ЦНИИСП подвергаются не только общетерапевтическим, неврологичес-ким и другим анализам, но проходят часто и диагностическое лечение. Эта официальная установка свидетельствует о полном пренебрежении интересами и правами обвиняемых.
"В условиях судебно-психиатрической экспертизы должны быть шире использованы лечебные средства, применяемые в общей психиатрии. Активная терапия в целом ряде случаев помогает более точной оценке состояния испытуемого, так как почти при каждом психическом заболевании имеется типичная динамика исчезновения болезненных симптомов "при терапевти-ческом вмешательстве. Следовательно, лечебные мероприятия не могут мешать судебно-психиатрической оценке"*.
* Судебная психиатрия. М., изд-во "Юридическая литература", 1967 г., стр. 14.
А о том, что "лечебные мероприятия" могут отрицательно сказаться на здоровье подэксперт-ных, эти "врачи" почему-то умалчивают. Старая истина, что любое лекарство в то же время и яд, особенно для здоровых, "забыта" экспертами-психиатрами. Они назначают "лечение" подэкспер-тным, болезнь которых не признана даже ими самими. И не задумываются они над тем, какой вред причиняют здоровым. Не только тем, кто психически здоров с нашей точки зрения, но и тем, кого они сами впоследствии на комиссии признают здоровыми и вменяемыми.
Применяется в ЦНИИСП и амитал-кофеиновое растормаживание. По свидетельству В.Л. Гершуни, растормаживание применялось в институте еще в 1949 году (по-видимому, ингаляция закисью азота).
В соответствии с пунктом 26 Инструкции о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР от 31.5.1954 г. и пунктом 23 аналогичной Инструкции от 27.Х.1970г., срок стационарного испытания не должен превышать 30 дней.
Среднее время пребывания в ЦНИИСП имени Сербского опрошенных бывших заключенных спецпсихбольниц составляет 44 дня, причем 72% из них находились там свыше 30 дней. И хотя "Инструкция..." предусматривает возможность продления срока стационарной экспертизы в исключительных случаях, столь высокий процент нарушения этого правила представляется нам явлением не случайным, а закономерным.
О заседании экспертной комиссии уже говорилось в главе "По дорогам принудительного лечения".
Чаще всех под экспертными заключениями ЦНИИСП в делах карательной медицины встречаются подписи Д.Р. Лунца, Г.В. Морозова, Я.Л. Ландау, Е.М. Холодковской, Н.М. Жарикова, Т.П. Печерниковой, М.Ф. Тальце.
Результаты комиссии не объявляются подэкспертному, и если он признан невменяемым, то отстраняется от дальнейшего участия в следственном и судебном производстве.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28